- Преподавателю
- Директору, завучу
- Рекомендации по работе с учениками, имеющими трудности в обучении
Рекомендации по работе с учениками, имеющими трудности в обучении
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Голоева Л.Т. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рекомендации
по работе с учениками, имеющими трудности в обучении.
В деятельность учителя, работающего в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ, входит:
1) диагностика уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего образовательного учреждения, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение предварительной коррекционной работы;
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:
- индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании,
- в планировании индивидуальных и групповых коррекционных занятий с педагогом (составляется с перспективой не более чем на 1 месяц).
При составлении календарно-тематического планирования в классах интегрированного обучения по программам I-VI видов рекомендуется использовать программы общеобразовательной школы, специально скорректированные для каждого ребёнка с учётом его интеллектуальных и физических возможностей. Для детей с ЗПР и «нормы» в начальной школе, учителю необходимо изучить коррекционные программы, составленные С.Г. Шевченко, А. А. Вохмяниной, в среднем звене - программы общеобразовательной школы.
Учителю целесообразно составить сводный календарно-тематический план по общеобразовательной и коррекционной программам: в колонке слева - темы по общеобразовательной программе, а справа - особенности изучения темы для учеников с ОВЗ. При планировании для детей с ОВЗ возможно изменение количества часов на прохождение темы, объема изучаемого материала с учетом уровня знаний, умений и навыков, предусмотренных программой коррекционного обучения;
3) отслеживание динамики развития ребенка:
- регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы,
- фиксация динамики развития обучающихся с ОВЗ в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика), плане коррекционных занятий с учётом усвоения учащимися образовательных программ.
При отсутствии положительной динамики развития детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения;
4) взаимодействие со специалистами и родителями:
- изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания детей с ОВЗ и, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;
- знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога - с результатами диагностики и планами специалистов;
- предоставление родителям учащихся с ОВЗ в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями, как со стороны учителя, так и специалистов;
- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации учащихся с ОВЗ, работе с их родителями;
- участие имеющихся узких специалистов образовательного учреждения (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе методических объединений учителей, проведении родительских собраний;
- ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, дефектолога с педагогом, дневник наблюдений за учащимся, написание характеристик);
- работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям;
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе., создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий. Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки. Но есть и общие моменты, которые относятся к разряду методических требований, необходимых к выполнению педагогом, обучающим детей с ОВЗ в классе «нормы».
Таким образом, при создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях по месту жительства необходимо учитывать следующие рекомендации:
1. При определении адекватной для ребенка модели интеграции необходимо обеспечение тщательной психолого-медико-педагогической диагностики с целью определения уровня его психофизического и речевого развития.
2. Психолого - педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ должно быть комплексным и иметь коррекционно-развивающую направленность.
3. Продуктивность образовательной интеграции в значительной мере зависит от квалификации кадров и их специальной подготовки в области коррекционного образования.
3. Административное обеспечение учителя учебными планами и программами, адекватными уровню развития детей, обучаемых в общеобразовательном учреждении (классе), рекомендованными ПМПК.
4. Создание в общеобразовательных учреждениях надлежащих условий, рекомендованных ПМПК, для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, находящихся в общеобразовательных классах.
Создание условий, рекомендуемых в данном методическом письме, будут способствовать интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями и реализации возможностей предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.
Приложение №2
Основные направления коррекционной работы
(по материалам Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений)
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Пример постановки коррекционно-развивающей цели: 1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении; 2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.
Приложение №3
Рекомендации по развитию познавательной активности и реализации резервных возможностей детей (по С.Г. Шевченко)
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:
1) артикуляционного аппарата,
2) фонематического слуха,
3) мелких мышц руки,
4) оптико-пространственной ориентации,
5) зрительно-моторной координации и др.;
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
3. Введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.);
4. Приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
5. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;
6. Усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;
7. Расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения;
8. Обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного (важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться);
9. Адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;
10. Отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
- взаимообучение, диалогические методики;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
- обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.