Определение профессионального уровня преподавателя

Определить профессиональный уровень преподавателя - такая задача перед руководителем общеобразовательного учреждения стоит часто. Особенно при внутришкольном контроле, при аттестационных испытаниях, да и в каждодневной работе с педколлективом. Учителю, который занимается самообразованием, тоже необходимо знать свой профессиональный уровень. Поможет в этом данный материал «Определение профессионального уровня преподавателя». Здесь дается «Квалификационная карта» и критерии, по которым определяетс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определение профессионального уровня преподавателя

Определение профессионального уровня преподавателя

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………….

Квалификационная карта

Уровень выраженности

Критерии оценки профессионального уровня учителя

1.

Умение определить цели, задачи урока

2.

Умение определить структуру и организовать урок

3.

Умение отобрать учебный материал

4.

Деятельность учителя

5.

Деятельность учащихся

6.

Результаты урока

Очень высокий (А)

Высокий (Б)

Средний (В)

Низкий (Г)

Максимальная сумма баллов - 24, минимальная - 6. Преподаватель, набравший определенную сумму баллов, может быть рекомендован на следующие категории:

24-21 балл

высшая категория

20-17 б.

I категория

16-12 б.

II категория

12 и ниже б.

II категория по ЕТС

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………


  1. Умение определить цели, задачи урока.

А

4 б.

Б

3 б.

В

2 б.

Г

1 б.

А.

А. Умеет логически обоснованно выделить главные темы предмета в соответствии с моделью выпускника, построить на этой основе систему целей и задач.

А. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.

А. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения тем в целом и отдельных уроков, находит на этой основе нестандартные методические решения.

А. Цели обучения умеет ставить диагностично в соответствии с моделью выпускника.

А. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.

А. Умеет определить результат урока и степень его достижения

Б.

Б. Умеет интерпретировать систему целей и задач урока, опираясь на методические рекомендации, в соответствии с моделью выпускника школы.

Б. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения уроков по теме.

Б. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.

Б. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.

Б. Цели ставятся диагностично на отдельные темы предмета с учетом модели выпускника.

Б. Умеет определить результаты урока.

В.

В. Цели урока сам не определяет, а использует общепринятые по данному предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности.

В. Уроки, как правило однотипны, к определению типа урока в зависимости от поставленных целей относится формально.

В. Цели определяются с учетом уровня подготовленности учащихся.

В. Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недостаточно конкретизированы и понятны ученикам.

В. Результат урока не определен.

Г.

Г. Не видит необходимости в специальной разработке и постановке целей и задач урока, поэтому использует принятые в методических рекомендациях без каких-либо изменений.

Г. Не различает типы уроков.

Г. Игнорирует тематическое деление материала, поэтому уроки выглядят фрагментарными.

Г. Цели урока нечетко сформулированы.

Г. Результат урока не определен.

  1. Умение определить структуру и организовать урок.

А

4 б.

Б

3 б.

В

2 б.

Г

1 б.

А.

Структура урока соответствует его целям и типу.

Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемной ситуации либо проблемной связки.

Умеет организовать начало и конец урока.

Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуются с более легкими.

На высоком уровне научная организация труда учителя и учащихся.

Б.

Структура урока соответствует типу учебного занятия.

Этапы урока взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логическая связь между отдельными этапами урока.

Умеет организовать либо начало урока, либо его окончание.

Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы, возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при переходе с одного этапа урока на другой, при смене типов заданий.

Умеет использовать элементы научной организации труда учителя и учащихся.

В.

Этапы урока не всегда взаимосвязаны и логичны.

Не всегда умеет организовать начало и конец урока.

Нередки случаи снижения темпа урока из-за нечеткой постановки задач перед учащимися.

Не чередуются формы работы с учащимися с точки зрения их сложности, весь урок, как правило, проходит в одном темпе.

Элементы научной организации труда используются фрагментарно.

Г.

Этапы урока не взаимосвязаны и не имеют логического перехода друг к другу.

Не умеет организовать начало и конец урока.

При разработке урока не закладывает в его структуру нормативы времени на выполнение тех или иных видов заданий либо не испытывает в этом необходимости, либо не обладает соответствующими навыками.

План урока выполняется формально, не считаясь с такими объективными условиями, как степень сложности учебных заданий и необходимость их чередования.

Организация рабочего места учителя и ученика далека от совершенства.


  1. Умение отобрать содержание учебного материала.

А

4 б.

Б

3 б.

В

2 б.

Г

1 б.

А.

Умеет отобрать учебный материал для формирования прогнозируемой модели выпускника

Умеет связывать материал с потребностями и интересами учащихся.

Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся в системе подготовки прогнозируемой модели выпускника.

Соответствие содержания урока его основной цели и уровню знаний учащихся по предмету.

Использует пути формирования самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся средствами содержания учебного материала.

Б

Умеет отобрать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащихся.

Умеет связать материал с жизнью и интересами учащихся.

Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся

Соответствие содержания урока его основной цели

Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала.

В

При отборе учебного материала пользуется только методическими рекомендациями или содержанием учебника, интуитивно определяя необходимый объем материала.

Не всегда может связать материал с жизнью и интересами учащихся.

Ведущие идеи по теме четко не прослеживаются и соответственно не полностью воспринимаются учащимися.

Поставленная цель урока и отобранное содержание не учитывают уровня знаний учащихся.

Г.

При отборе учебного материала использует содержание учебника без учета возможностей учащихся.

Материал не связан с жизнью и интересами учащихся.

Не умеет выделить главные идеи темы, не работает с новыми понятиями.

Содержание дается для всех учащихся одинаковое, без учета уровня усвоения ими материала и особенностей класса.

  1. Деятельность учителя.

А.

Умеет установить цели курса обучения в соответствии с целью школы.

Умеет конкретизировать цели, определив точные результаты, которые надо получить как доказательство достижения цели.

Умеет определить уровень знаний в начале обучении (установочные тесты), в процессе обучения (учебные тесты), умения и навыки в конце обучения (итоговые тесты) и организовать обучение соответственно уровню усвоения материала.

Точно определяет причины ошибок и пробелов в работе, самостоятельно находит пути их устранения.

Творчески применяет, умело адаптируя к своей деятельности передовые методы, разрабатывая на их основе новые методические приемы. Способен разрабатывать целостные, законченные технологии обучения.

Б.

Умеет оценивать собственные результаты.

Видит свои недостатки, пробелы в работе, но не всегда способен установить причины, их порождающие.

Творчески применяет новые методические приемы. Умело использует интересные находки творчески работающих учителей.

Умеет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению учащихся на уроке.

Систематически повышает свой методический уровень.

В.

Анализирует свою деятельность по необходимости.

Склонен в большей степени реагировать на замечания извне и устранять таким образом выявленные пробелы, причем решения принимает, как правило стереотипные.

Новые методические приемы применяет, механически их копируя, руководствуясь необходимостью, при подробном комментировании и постоянном внешнем контроле.

Улучшения в результате самоанализа носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы.

Дифференцированный и индивидуальный подход осуществляет механически, без учета особенностей учащихся

Г.

НЕ проявляет склонности и почти не обладает навыками самоанализа, оценивает свою работу либо как абсолютно безупречную, либо как минимум в целом позитивную, считая, что учитель должен действовать по инструкциям в связи с устоявшейся практикой.

Свою работу анализирует лишь по прямому указанию руководителя, делая это формально, для отчета.

Новые методические приемы и методы не признает либо считается с ними в силу популярности и использует их по указанию свыше, делая эти, как правило, по шаблону.

При отсутствии внимания со стороны методической службы и администрации может полностью остановиться в профессиональном росте.

  1. Деятельность учащихся.

А.

Учащиеся свободно владеют научной терминологией, умеют дать определение терминов своими словами, эффективно использовать термины в самостоятельных предложениях.

А

4 б.

Б

3 б.

В

2 б.

Г

1 б.

Умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.

Владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.

Умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятельностью суждений.

Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.

Б.

Учащиеся владеют научной терминологией.

Умеют применять стандарт знаний в нестандартных ситуациях.

Владеют рациональными приемами работы и частично навыками самоконтроля

Умения приобретать знания самостоятельно могут формироваться только с помощью преподавателя.

Стремятся получить дополнительные сведения по предмету.

В.

Учащиеся знают научную терминологии, но не всегда умеют ее применить.

Могут частично применять стандарт знаний.

Рациональные приемы работы и самоконтроль могут осуществлять под постоянным контролем преподавателя.

Умения приобретать знания самостоятельно не сформированы.

Ограничиваются рамками школьного учебника.

Г.

Учащиеся не проявляют интереса к учебному процессу, за исключением положительного отношения к занимательному материалу.

Охотнее выполняют привычные задания, нежели осваивают новые.

Учебные задания не выполняют в полном объеме требований, не умеют обнаруживать ошибки, допускают ошибки при выполнении однотипных, многократно повторяемых заданий, ошибки исправляют формально.

Ограничиваются рамками школьного учебника.

  1. Результаты урока.

Проверяющий определяет степень выраженности каждого из четырех критериев, проставляя балл в соответствующей графе квалификационной карты. Затем подсчитывается сумма набранных преподавателем баллов. Максимальная сумма баллов - 24,

минимальная - 6. Преподаватель, набравший определенную сумму баллов, может быть рекомендован на следующие категории:

24-21 балл

высшая категория

20-17 б.

I категория

16-12 б.

II категория

12 и ниже б.

II категория по ЕТС






© 2010-2022