Модель государственно-общественного управления ОУ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель системы государственно-общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ»

Для целенаправленной работы по управлению общеобразовательным учреждением, повышению его уровня развития требуется грамотная, научная организация системы государственно-общественного управления. На данный момент это можно обозначить, как стратегическое направление развития школы. Представляемая модель характеризуется следующими особенностями:

- практикоориентированность - данная модель определяет конкретную структуру, состав, функции органов государственно-общественного управления;

- функциональность - определены функции каждого органа самоуправления образовательного учреждения;

Основными функциями модели являются:

- нормативно-регламентирующая - определена нормативно-правовая основа создания и функционирования системы государственно-общественного управления образовательным учреждением;

- прогностическая - определены целевые установки, риски, принципы, условия, эффекты, основные подходы к алгоритму создания модели государственно-общественного управления образовательным учреждением;

-аналитическая - содержит анализ внутренних и внешних факторов функционирования, формирования и развития государственно-общественного управления образовательным учреждением;

-критериально-оценочная - разработана система целевых индикаторов в деятельности государственно-общественного управления образовательным учреждением;

- организационная - разработана организационная структура государственно- общественного управления.

Полагаю, что данная модель отвечает запросам нашего образовательного учреждения и будет способствовать переходу работы на качественно более высокий уровень организации и управления в целом. В современных социокультурных условиях действенность развития школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется взаимодействие всех ее звеньев.

Общие положения становления и развития модели государственно-общественного управления образовательным учреждением

Становление и развитие данной модели государственно-общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ» возможно потому что есть совокупность внешних и внутренних условий.

Внешние условия:

- готовность к самостоятельному определению стратегии развития;

- создание четких правовых норм и организационных условий;

- вариативность - важное условие формирования системы государственно- общественного управления;

-появление «горизонтальных» управленческих структур в форме Управляющих советов и др.

Внутренние условия:

-региональные и местные органы власти поддерживают новые формы управления в системе образования;

-руководитель школы понимает перспективность этих форм;

-у школы есть опыт эффективного сотрудничества с родителями и социальными партнёрами по разным направлениям деятельности, есть опыт, который можно развивать и переносить на более высокий уровень;

-у школы есть реальные достижения в развитии школьного самоуправления, детского коллектива по привлечению учащихся к проведению всевозможных мероприятий, проектной деятельности;

-в достаточной степени развита активность, организованность граждан. Их заинтересованность в делах образовательного учреждения и др.

При наличии выше перечисленных условий появляется возможность и в процессе модернизации необходимость создания единого образовательного пространства, включающего в себя, помимо государства, школьного сообщества (педагогов, учащихся, родителей), социальных партнеров и всех заинтересованных лиц социума.

Цели, принципы и задачи государственно - общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ»

Суть деятельности системы государственно-общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения с учетом социальных, культурных особенностей, традиций школы.

Целью создания системы государственно-общественного управления МБОУ «Селекционная СОШ» является постановка проблемы функционирования и развития образования в центр внимания общественности, расширение коллегиальных, демократических форм управления, воплощение в жизнь государственно-общественных принципов управления; развития социального партнерства в системе образования как путь решения актуальных проблем развития и модернизации образования через внедрение механизма общественного управления.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

-уточнение миссии образовательного учреждения в социуме;

-распространение эффективной модели государственно-общественного управления, публичной отчетности, общественной экспертизы;

-развитие системы подготовки всех категорий общественных управляющих - членов органов государственно-общественного управления;

-увеличение масштабов информирования населения о возможностях общественного участия в управлении, результатах работы органов государственно-общественного управления, реализации мер, направленных на повышение мотивации граждан к участию в управлении образовательным учреждением;

-обеспечение эффективного взаимодействия различных уровней и форм общественного участия в управлении, развитие сетевого взаимодействия участников государственно-общественного управления, формирование саморегулируемого объединения участников государственно-общественного управления;

-внедрение технологии проектного менеджмента в управленческую деятельность;

-формирование экономических механизмов для инвестиционной привлекательности школы.

Модель государственно-общественного управления образовательным учреждением основана на следующих стратегических документах и направлена на обеспечение демократического характера управления школой, формирование ее открытости и инвестиционной привлекательности:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

- Федеральный закон № 83-ФЗ 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы;

- Стратегия развития образования Российской Федерации до 2020 г.;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации до 2020 года;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;

- Письмо МО РФ № 22-06-1024 от 03.08.2004 г. «Об активизации государственно- общественного управления образовательным учреждением»;

- Письмо МО РФ № 14-51-131 от 14.05.2004 г. «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов образовательных учреждений»;

- Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 04.09.2013г. №56-ЗС;

Программа «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2013-2016 годы»;

- Устав МБОУ «Селекционная СОШ»;

- Локальные акты МБОУ «Селекционная СОШ».

Данная модель государственно-общественного управления строится на основе следующих принципов:

-открытости (вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации);

- равноправия (все участники школьного соуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе);

-выборности (в соответствии с ним органы соуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов);

-демократии (предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса);

-законности (необходимость неукоснительного следования органов соуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам);

- целесообразности (деятельность органа соуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов);

- представительства (первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах соуправления);

- гуманности (органы соуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности и наказания должны быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка);

- коллегиальности и персональности (коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения);

- совета и согласия (перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа соуправления);

- распределения полномочий (четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами школьного соуправления);

- отчетности (все избранные органы соуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах.

Расширение общественного участия в формировании образовательной политики школы и управлении образовательным учреждением даст следующие эффекты:

- привлечение в образовательное учреждение дополнительных ресурсов;

-обеспечение материально-технического развития образовательного учреждения;

- удовлетворение актуальных образовательных запросов семьи и общества;

- разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;

- рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении школой, помощи образовательному учреждению;

- принятие (повышение) ответственности общественности в отношении школы;

-рост доверия общества к школе, результатам ее деятельности, улучшение имиджа школы;

-расширение социального партнерства;

-развитие культуры управления (менеджмента) в образовательном учреждении;

-рост качества образования как следствие влияния привлечения общественности к оценке и стимулированию качества образования;

-разрешение возникающих конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и обеспечение защиты образовательного учреждения;

-повышение открытости системы образовательного учреждения для преодоления корпоративно-профессиональной замкнутости системы в определении содержания образования, стандартов деятельности системы образования и оценке её результативности;

-повышение интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общества к участию в управлении ОУ;

-реализация права субъектов образовательного процесса (учителей, обучающихся, их родителей) в управлении образовательным учреждением.

В ходе реализации данной модели получат распространение следующие ценности:

-соблюдение законности в деятельности всех органов государственно-общественного управления школой;

-реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;

-приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;

-добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образовательным учреждением;

-участие общественных органов в управлении всеми направлениями деятельности образовательного учреждения;

-сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления школой;

-открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образовательным учреждением;

-принятие решений на основе достоверной информации о деятельности школы;

-контроль за соблюдением прав участников образовательного процесса.

Функции органов государственно-общественного управления

МБОУ «Селекционная СОШ»

Устанавливает режим занятий обучающихся;

Определяет время начала и окончания занятий.

Осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе.

Согласовывает:

компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования ("школьный компонент");

профили обучения в старшей школе;

выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ;

программу развития образовательной организации;

Согласует по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год.

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования.


© 2010-2022