Доклад по педагогике на тему Оценивание и контроль знаний на уроках физики в условиях ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новотреминская средняя общеобразовательная школа

Тайшетского района Иркутской области




ДОКЛАД

ПО ТЕМЕ "ОЦЕНИВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС"


Выполнила : учитель физики Огородникова М.В




2016г



.Оглавление

1.Функции контроля и оценки

2.Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО

3. "Идеальная модель" школьной отметки. (Основные требования к оцениванию знаний учащихся):

4.Система оценивания учащихся на уроках физики согласно ФГОС









1.ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся 'понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки.

«Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развернутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме.

Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах.

Отметка выводится из оценки

«Оценка» - в широком понимании, это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.

«Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности.

Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний.

Оценка должна предшествовать отметке.

Функции оценки: обратная связь и подкрепление (поощрение).

Перейдем теперь к рассмотрению функций оценок в учебном процессе

(составляющие оценки)

1. Обучающая:

  • дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;

2. Воспитательная:

  • способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

3. Стимулирующая: оказывает воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;

4. Ориентирующая:

  • воздействует на умственную работу с целью осознания « процесса этой работы и понимания собственных знаний (Ананьев Б.Г.);

  • формирует навык рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;

5. Диагностическая:

  • предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,

6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:

  • позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса

7. Формирование адекватной самооценки:

  • формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников

  • негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.

8. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:

  • положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками.

  • негативные оценки, нередко становятся изолированными и отвергнутыми в классе. ( Это ведет к снижению у слабоуспевающих учеников учебной мотивации, активности и успешности)

  • не обоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников

Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Как показывают исследования, учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают.

Результаты анкетирования:

учащиеся отмечают на оценку их знаний учителем влияют следующие факторы а) поведение на уроке - 17%

б) настроение учителя - 43%

в) уже сложившееся мнение - 74%

г) учитель объективен - 39% (22%)

Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях.

Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.

Небезынтересной является

Позиция педагога в ситуации несогласия ученика с учительской отметкой

  • таких ситуаций в практике не возникает,

  • предпочитают просто не реагировать на подобные высказывания учеников,

  • начинают убеждать ученика в неправомерности его высказываний.

  • сначала проверяют свою точку зрения, затем уточняют позицию ученика, дают возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке

Недостатки системы и ошибки учителей.

Традиционная система контроля и оценки обладает недостатками объективного и субъективного характера: к последним можно отнести - ошибки учителей.


2. Контроль и оценка в условиях введения ФГОС НОО

При введении ФГОС , одним из самых сложных является система оценки.

Самым сложным компонентом является комплексный подход, так как традиционно предметом проверки были только предметные результаты, поэтому сейчас важнее всего определить критерии, процедуры и формы представления по метапредметным результатом. При этом важно органично вписать систему оценки метапредметных результатов в существующую систему оценки предметных результатов, модернизируя прежние подходы.

При построении системы оценки важно видеть единую логику планируемый результат - типовая задача (способ достижения результата) - оценка.

Изучите представленные материалы, оцените их с точки зрения использования в повседневной практике учителя, с помощью справочных материалов заполните свободные ячейки в таблицах и разработку заданий.

. Форма представления планируемых результатов (на примере регулятивных УУД) приведена в таблице 1, в которой выделены полужирным шрифтом формулировки планируемых результатов, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

Таблица 1

Метапредметные планируемые результаты

Вид УУД / составляющие

Планируемые результаты

Уровень описания «Выпускник научится»

Уровень описания «Выпускник получит возможность научиться»

Регулятивные:

  • целеполагание

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно в сотрудничестве с учителем;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную.

  • планирование

  • планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

  • составлять план и определять последовательности действий.


  • прогнозирование

  • предвосхищать результат выполнения отдельного задания.

  • предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, временных характеристик его усвоения.

  • учебные действия

  • использовать речь для регуляции своего действия;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

  • контроль

  • контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • различать способ и результат действия.

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

  • коррекция

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  • на основе самостоятельного адекватного оценивания вносить необходимые коррективы в исполнение учебного действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

  • оценка

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

  • саморегуляция

  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизировать эмоционального состояния для решения различных задач.

  • мобилизация сил и энергии для волевого усилия (выбора в ситуации мотивационного конфликта) и для преодоления препятствий.

Коммуникативные:

  • Инициативное сотрудничество и взаимодействие

  • Управление коммуникацией


Справочные материалы:

ФГОС НОО

1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

2) излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3) определение общей цели и путей ее достижения;

4) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное, поведение и поведение окружающих;

6) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Фундаментальное ядро содержания общего образования

7) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

8) постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

9) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

10) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

11) владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

3.Идеальная модель" школьной отметки. (Основные требования к оцениванию знаний учащихся):

1. Оценка должна быть прозрачной, то есть ребенок должен всегда понимать, почему ему поставили три, десять или двадцать пять. Учащимся должны быть заранее предъявлены «открытые» требования к оцениванию выполняемых ими заданий или критерии оценивания;

2. Отметки должны восприниматься как совместный результат работы учителя и ученика. Не "ты сделал плохо", а "мы с тобой что-то недоработали".

3. Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стантартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.

4. Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

Вывод: выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.



4. Система оценивания учащихся на уроках физики» согласно ФГОС

На основании требования Федерального государственного образовательного стандарта на уроках физики используется система оценки образовательных достижений учащихся.

На уроках физики проводиться комплексный подход к оценке результатов образования и необходимо качественно оценить систему знаний по физике и систему действий по этому предмету.

На уроках можно выделить следующие опорные знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения:

это знание формул, законов ,определений, умение применять к решению задач разной сложности ,практическому применению в лабораторных и практических задач, а также

умение анализировать текст, приводить примеры ,обосновывать научные факты и гипотезы ,проводить исследования и работать с проектами .

Для оценивания качества знаний учащихся (УУД) , можно выделить несколько видов контроля : предварительный ,текущий и итоговый.

В начале учебного года по предмету проводиться предварительный контроль на второй неделе такие виды работ, как решение качественных задач по первой теме или даются задания по составлению вопросов по небольшому учебному материалу и такие работы оцениваются по обычной шкале ,но выявляются уровни( высокий ,средний или низкий ) готовности к учебной деятельности (оценки ставятся по желанию ,только положительные),особенно это делается в 7 классах, т.к эти дети начинают изучать физику.

Текущий контроль проводится по таким видам работ :устный опрос, физические диктанты (проверка формул ,понятий и определений), дидактический карточки, тесты ,контрольные работы по текстам (разноуровневые), творческие работы , выступления с сообщениями и рефератами ,проектные работы, лабораторные и практические работы и зачеты .

Если вид контроля проходит по рефлексии по новому материалу ,то оценки ставятся по желанию, ученик сам говорит ставить или нет ему оценку (иногда даже «3» для некоторых оценка является значимой) . Иногда ,чтобы проверить знания у большинства учащихся ,проводится кратковременный контроль и в этом случае тоже оценки ставятся по желанию.

Учащимся всегда заранее говорится о виде контроля .На уроке оценивается 3-4 учащихся, но если урок проводится в виде лекции ,но в таком случае учащиеся не получают оценок, хотя можно или нужно в старших классах проводить рефлексию.

При проведении лабораторных и практических работ оценивание происходит по нескольким параметрам : умение работать с приборами, в группе и умение составлять отчет (расчеты ,таблицы ,графики и выводы).

За контрольные работы оценка ставится за разные уровни и всегда есть возможность контрольную работу переписать в то время, которое удобно для ученика и учителя и тогда ,когда ученик проболел тоже необходимо контрольную по теме написать (сдать)

Я создаю ситуацию успеха следующим образом, даю шанс всегда исправить любую оценку , и есть ученики которые некоторые темы плохо усвоили( на примере 8 класса ), а потом проявляют к следующей теме особый интерес.

Зачеты проводятся по большим темам (8 кл- электричество ,10 кл.- термодинамика и электродинамика).Особо выделены учащиеся выпускных классов ,которые выбрали физику на ЕГЭ, для этих учеников создана своя система контроля- подготовки к экзамену. В зависимости от класса проводятся тесты ,даются задания и по повторению и по изучаемому материалу и происходит оценивание в виде оценки, баллов ,а иногда просто для ученика слова «ты молодец!» это высшая позвала или наоборот ,можно сказать «сегодня у тебя плохо выполнено задание» ,тоже является тем сигналом, что нужно повторить ,выучить и отработать.( примеры)

Итоговый контроль :это для выпускников 11 кл ЕГЭ, для остальных ( для 9 классов если не выбрали ГИА) итоговые контрольные работы за год по всем темам ( но иногда за полугодие т.к повторить программный материла за год нет возможности.)


© 2010-2022