- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педсовет О компетентностной педагогике: проблемы, поиски решения
Педсовет О компетентностной педагогике: проблемы, поиски решения
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Амирова Л.С. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
О компетентностной педагогике: проблемы, поиски решения
Амирова Л.С.
Цель педсовета:
Анализ сформированности профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
1.Определить технологии, методы и средства формирования образовательных компетентностей у учащихся.
2.Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов школы через распостранение опыта творчески работающих учителей.
3.Способствовать внедрению в образовательный процесс современных технологий.
4.Оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выявить затруднения его реализации в УВП и способы их решения.
Доклад Амировой Л.С.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово "компетентность"?
Что такое ключевые компетенции?
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность":
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательные компетенции обусловлены личностно деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Что же такое компетентностный подход, о котором так много сейчас говорится и на основе которого построены новые стандарты образования?
Компетентностный подход в сфере общего образования - новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:
-образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;
-оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;
-разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат;
-делегирование полномочий в управлении, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.
Современный урок - отвечающий на вызовы времени.
Обучающий - чему?
Умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира.
Воспитывающий - что?
Высшие ценности, смыслы, мотивы взросления, учебно-трудовой деятельности, социальной активности, «самопроцессы», субъективность.
Развивающий - что?
Деятельность, мышление, рефлексию.
Компетентностный подход направлен на развитие деятельности учащихся и подразумевает:
-
стратегическую деятельность
-
исследование
-
проектирование
-
сценирование
-
моделирование
-
конструирование
-
прогнозирование результата
На развитие различных видов мышления:
-
теоретическое
-
критическое
-
творческое
-
навыки переработки информации
-
качества мышления
Что отличает современный урок?
-
место в образовательном процессе
-
структура
-
содержание
-
организационные формы
-
методика
-
средства
Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.
Таким образом, ключевые компетенции становятся своего рода общеобязательным минимумом требований работодателей для любой специальности и профессии.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода.
Концепция компетентностного подхода в образовании предполагает продуктивное развитие учащегося, повышение возможностей формирования его личности, адаптации в современном обществе. Оно основывается на идее о том, что источник развития находится в самом учащемся, его субъективном опыте. Педагог, при этом, является организатором образовательного процесса, консультантом. Внедрение компетентностного подхода можно рассматривать как инструмент разгрузки содержания, отбора соответствующих знаний и умений.
Понятие компетентности является более широким, чем знания или умения - компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации. Знания - основа компетентности, совершенствование образовательного процесса на основе компетентностного подхода состоит в том, чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях.
Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. Так на первом этапе внедрения формируются такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
-
извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
-
точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
-
исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
-
сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
-
планирование действий и времени;
-
оценка результатов своей деятельности и т.д.
Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.
Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.
Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Но сначала обратимся к двум понятиям, с которых начался наш педсовет: компетентность и компетенция.
Итак, компетенция - это: 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Иными словами, компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости; комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций. Еще одно определение этого слова. Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/ результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Т.е., компетентность - это характеристика человека, а компетенция - то, чем он уже владеет (способность, умение).
Для реализации в учебном процессе компетентностного подхода учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были достаточны для преподавания учебных предметов, а самое главное - придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учащимися.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих элементов:
-ценности, принципы и цели;
-профессиональные качества;
-ключевые компетенции;
-педагогические методы, способы и технологии;
-профессиональные позиции.
Ценности (сюда относятся те суждения, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):
-свобода учащегося быть самим собой;
-каждый человек обладает своим «совершенством»;
-помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
-индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
-чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
-приобщение учащихся к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.
Цели:
В процессе обучения помочь учащимся овладеть ключевыми компетенциями, владение которыми позволяет быть успешным в современном обществе, в своей профессиональной, личной и общественной жизни.
Из них наиболее значимыми компетенциями являются:
-умение учиться;
-коммуникативные;
-личностные (знание своих сильных и слабых сторон, принятие своего «я»);
-компьютерные технологии (сюда может входить и умение читать, писать и считать).
Профессиональные качества:
-доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
-быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществляя коррективы своей деятельности;
-иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться им с учащимися;
-иметь развитую способность к критике и рефлексии;
-воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
-быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
-спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
-иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
-уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
-демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.;
-демонстрировать увлеченность своим предметом;
-использовать чёткий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.
На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.
Только компетентный педагог способен готовить успешных выпускников, в будущем квалифицированных специалистов, которые в условиях конкуренции могут быстро адаптироваться к самостоятельной деятельности, проявляя свои знания. Умения и навыки в эффективной и качественной работе. Но существует парадокс: с одной стороны, профессионализм виден интуитивно невооруженным глазом, с другой - его трудно измерить, дать исчерпывающее определение. Профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.
Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеется в виду его осуществление на высоком уровне.
Профессионализм раскрывается через компетентность, сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и обладание человеком способностью выполнять определенные трудовые функции.
Профессионализм - это:
-
система устремлений;
-
мотивированность действий, направленных на дело;
-
способность к достижению высоких производственных показателей;
-
творческая активность;
-
способность продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры;
-
систематическое повышение квалификации.
Это в полной мере относится и к педагогической деятельности. Для того чтобы измерить и оценить профессионализм педагога, надо иметь систему компетенций и инструмент их оценки.
С позиции системно - целевого к организации образовательного процесса. В соответствии с имеющимися в педагогическойлитературе данными, можно выделить пять основных блоков компетенций, без которых невозможна реализация педагогических задач:
-
Базовые компетенции
-
Специальные компетенции
-
Духовно-нравственные компетенции
-
Личностные компетенции
-
Ключевые компетенции
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
В наших руках возможность формировать личность:
-
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
-
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
-
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
-
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
-
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Выводы:
Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
-
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
-
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
-
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
-
Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
-
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
-
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
-
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
-
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
-
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
-
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
-
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
-
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
-
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
-
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
-
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.