Методические рекомендации по проведению анализа внутренней среды образовательной организации СПО

Перед каждым руководителем образовательной организации стоит важная задача анализа внутренней среды - выявление и изучение проблем ее жизнедеятельности с целью определения внутренних резервов, потенциала, на которые организация может рассчитывать. Анализ внутренней среды служит основой SWOT-анализа, предназначенного для выработки стратегии поведения образовательной организации. Анализ внутренней среды это, прежде всего выявление ее сильных и слабых сторон. Сильные стороны - это то, в чем образов...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по проведению анализа внутренней

среды образовательной организации СПО

Методист Г(О)БОУ СПО «Лебедянский торгово-экономический техникум»

С.Н. Рыжиков

Перед каждым руководителем образовательной организации стоит важная задача анализа внутренней среды - выявление и изучение проблем ее жизнедеятельности с целью определения внутренних резервов, потенциала, на которые организация может рассчитывать. Анализ внутренней среды служит основой SWOT-анализа, предназначенного для выработки стратегии поведения образовательной организации.

Анализ внутренней среды это, прежде всего выявление ее сильных и слабых сторон.

Сильные стороны - это то, в чем образовательная организация преуспела, или какая-то особенность, придающая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах, достижениях, которые дают ОО преимущества (например, положительная динамика показателей успешности обучения студентов, результативное использование технологий развития критического мышления, способствующих интеллектуальному развитию студентов.

Слабые стороны - это отсутствие чего-то важного для функционирования образовательной организации, то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия. Слабость может заключаться в приоритете у большей части студентов, отдельных педагогов оценки, а не знаний.

Одним из методов анализа внутренней среды является управленческое обследование образовательной организации в рамках ее основных функциональных срезов (подсистем): организация и общее управление, учебный процесс, воспитательный процесс и социальная работа, производственное обучение, внеаудиторная работа, самостоятельная и учебно-исследовательская деятельность студентов, учебно-методическая деятельность преподавателей, персонал, материально-техническое обеспечение и безопасность, профориентационная работа.

Например, сильными сторонами в подсистеме организации и общего управления могут стать наличие системы контроля со стороны администрации за выполнением плана учебно-воспитательной работы, адаптированная нормативная база ОО, положительный имидж образовательной организации, слабой стороной - отсутствие программы развития образовательной организации.

Сильной стороной в подсистеме учебного процесса может стать разнообразие вариативной части учебного плана, слабой - преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу.

Сильными сторонами в подсистеме воспитательного процесса и социальной работы могут стать проведение мероприятий по экологическому воспитанию; духовно - нравственному воспитанию, эстетическое воспитание и организация культурно - массовой работы; трудовое и профессиональное воспитание, активная спортивно-массовая работа и допризывная подготовка; слабой - недостаточность применяемых здоровьесберегающих технологий.

Сильной стороной производственного обучения может служить наличие договоров с базами практики или собственная производственная база для проведения практических занятий и лабораторных работ, слабой - отсутствие графиков контроля за прохождением всех видов практики студентами.

Сильной стороной внеаудиторной, самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности студентов может стать положительный опыт участия студентов в конкурсах профессионального мастерства, слабой стороной - небольшое разнообразие форм самостоятельной работы студентов, низкая творческая самостоятельность выполняемых работ.

Сильной стороной в подсистеме учебно-методической деятельности преподавателей может стать высокое качество собственного учебно-методического обеспечения, слабой - отсутствие ККОС и КИМ, элементов системы контроля овладения знаниями.

Сильной стороной подсистемы «Персонал» могут стать высокая квалификация педагогов, значительный опыт, слабой - отсутствие профессиональной подготовки у педагогов для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, старение персонала, высокая текучесть кадров.

Сильными сторонами в подсистеме материально-технического обеспечения могут стать: укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно-популярного, методического характера, достаточная материально-техническая база, в т. ч. мультимедийная. Слабой стороной - недостаточность материально-технического оснащения для полномасштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс преподавания обязательных дисциплин учебного плана ОО.

Сильной стороной подсистемы профориентационной работы может стать наличие системы мероприятий по профориентации, которые стали традиционными, например постоянное участие в ярмарке рабочих мест, слабой - отсутствие службы содействия трудоустройству выпускников, сниженнное внимание к профессиональному консультированию абитуриентов и студентов,

Результаты проведенного таким образом анализа внутренней среды исследуемой организации следует отразить в таблице 1.

Таблица 1- Сильные и слабые стороны организации

Сильные стороны

Слабые стороны

Организация и общее управление

1.Наличие системы контроля со стороны администрации за выполнением плана учебно-воспитательной работы.

2.Адаптированная нормативная база ОО.

3. Благожелательная репутация ОО в социуме, яркий и позитивный имидж, наличие профессиональных наград.

4. Накопленный широкий практический опыт образовательной деятельности.

1.Отсутствие программы развития образовательной организации.

Учебный процесс

1.Разнообразие вариативной части учебного плана.

1.Преобладание в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу.

2.Недостаточное количество разработок инновационных технологий в образовательном процессе.

Воспитательный процесс и социальная работа

1.Проведение мероприятий по экологическому воспитанию; духовно - нравственному воспитанию; эстетическому воспитанию и организации культурно - массовой работы; трудовому и профессиональному воспитанию, спортивно-массовой работе и допризывной подготовке.

2. Социальная работа представлена взаимодействием различных субъектов (преподавателей, студентов, представителей служб ОО: социальной, психологической, методической, работников библиотек, и т.д.).

1.Недостаточность применяемых здоровьесберегающих технологий.

Производственное обучение

1.Собственная производственная база для проведения практических занятий и лабораторных работ.

2. Обеспечение многообразных путей и способов приобретения и применения профессиональных знаний.

1. Отсутствие графиков контроля за прохождением всех видов практики студентами.

Внеаудиторная работа, самостоятельная и учебно-исследовательская деятельность студентов

1.Положительный опыт участия студентов в конкурсах профессионального мастерства.

1. Небольшое разнообразие форм самостоятельной работы студентов.

2. Низкая творческая самостоятельность выполняемых работ.

Учебно-методическая деятельность преподавателей

1.Высокое качество собственного учебно-методического обеспечения.

1.Отсутствие ККОС и КИМ.

Персонал

1. Высокая квалификация педагогов.

2. Значительный опыт персонала.

3. Сплоченность и работоспособность коллектива, наличие творческой группы работающих преподавателей.

1.Отсутствие профессиональной подготовки у педагогов для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

2.Старение персонала.

3.Высокая текучесть кадров.

4. Эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Материально-техническое обеспечение и безопасность

1.Укомплектованность библиотеки периодическими изданиями научно-популярного, методического характера.

2.Достаточная материально-техническая база, в т. ч. мультимедийная.

1.Отсутствие базы электронных обучающих средств.

2.Укомплектование библиотечного фонда ниже нормы.

Профориентационная работа

1.Наличие системы мероприятий по профориентации.

1.Отсутствие профессионального консультирования студентов.

2. Отсутствие службы содействия трудоустройству студентов.

Во внутренней среде ОО также подлежат анализу следующие функциональные срезы: инновационность учебно-воспитательного процесса, система менеджмента качества, работа студенческих органов самоуправления.

Назовем некоторые сильные инновационные стороны, которые присущи передовым образовательным организациям: наличие опыта экспериментальной и инновационной деятельности; наличие и широкий доступ к информационно-образовательным ресурсам: образовательные программы, учебные планы, методические разработки, электронные учебники, визуализированная и текстовая информация, персональные Интернет-сайты педагогов.

Анализ внутренней среды ОО позволяет оценить «узкие» проблемные места в образовательном процессе, акцентировать на них внимание. Такой анализ позволит не только сформулировать стратегии развития ОО, но и обеспечить профессионально-личностное становление студентов, их профессиональное самоопределение, создать условия для профессионального развития педагога в среде образовательной организации.

4


© 2010-2022