Авторская модифицированная программа «По тропинкам наших предков»

"Описание материала: Проект обращён на воспитание духовных ценностей и сохранение культуры народного творчества у нового поколения при помощи знакомства с особенностями родного края. Побудительным мотивом для написания данной программы послужила необходимость обновления содержания кружковой работы в области декоративного искусства и прикладного творчества. Её главное отличие от всех уже действующих программ и проектов в сфере краеведения и декоративно - прикладного творчества - это комплексный п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УАвторская модифицированная программа «По тропинкам наших предков»ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»



Утверждаю:

директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»


________________________ Трунова О.Н

«____» _________________ 2013 г.




АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«По тропинкам

наших предков»

/срок реализации 2 года/

/возраст детей 10-17 лет/


Педагог дополнительного образования

МОУДОД «Центр детского творчества

Белгородского района

Белгородской области»

Сыроватченко Татьяна Александровна.






Белгородский район,

2013 г.


Авторская образовательная программа краеведческой направленности «По тропинкам наших предков»

Автор программы: Сыроватченко Татьяна Александровна.

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центра детского творчества Белгородского района Белгородской области»

от «23» августа 2013 г., протокол № 1

Председатель ______________________ /__________________________/

(подпись) (Ф.И.О.)


СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение 4

  2. Пояснительная записка 4

  3. Учебный план 15

  4. Учебно-тематический план 1 года обучения 16

  5. Содержание программы 1 года обучения 17

  6. Учебно-тематический план 2 года обучения 21

  7. Содержание программы 2 года обучения 22

  8. Методические рекомендации 26

  9. Библиографический список 29

10. Приложение 31



























ВВЕДЕНИЕ


«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,

определяется отношением к прошлому»

А.С. Пушкин


В течение нескольких лет в Белгородской области создается целостная система работы по развитию духовно- нравственного воспитания школьников. Во все времена оставался актуальным метод регионального воспитания школьников посредством декоративно- прикладного искусства и воссоздания национально - культурного компонента при помощи школьных музеев. Музей обогащает детей новыми впечатлениями от старинных, незнакомых предметов, которые школьник никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей его действительности. Это широко расширяет его кругозор и углубляет представление о мире.

Занятия, организованные в школьном музее, вызывают глубокий интерес к образу жизни наших предков, к декоративно- прикладному искусству, которым занимались наши земляки, традициям родного края, обогащая внутренний мир обучающихся. Такие занятия позволяют с пользой провести свободное время. Главное - обеспечить эмоциональный контакт внутреннего мира подростка с предметами старины. Соединить прошлое и будущее через настоящее, путем изготовления сувениров и поделок, участия в мероприятиях, перекликающихся с народным календарём, обогащать личность обучающихся духовным наследием прошлого.

Несмотря на век высоких технологий, когда компьютерная графика получила весьма широкое применение, самые древние материалы, такие, как бумага и глина остаются инструментами творчества, которые доступны каждому.

На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А. С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево, бумага и т. д.) «…ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру... В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Побудительным мотивом для написания данной программы послужила необходимость обновления содержания кружковой работы в области декоративно - прикладного творчества в сфере дополнительного образования.

Программа «По тропинкам наших предков» подчинена решению главной задачи системы обучения, направленной на общее развитие обучающихся, - раскрытие широкой картины мира. Она способствует пробуждению интереса к истории родного края, воспитанию любви к родной земле, формированию чувства гордости за своих земляков. Данная программа разработана на основании и с учетом федеральных государственных требований к программам дополнительного образования и некоторых долгосрочных целевых региональных и федеральных программ, таких, как:

- Долгосрочная целевая программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы»;

- Областная программа «Сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел, поддержка производства сувенирной продукции на территории Белгородской области на 2010-2014 годы»,

- Долгосрочная целевая программа «Развитие образования Белгородской области на 2011-2015 годы» (во исполнение ФЦП «Развития образования на 2011-2015 годы»);

- Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и др.

Авторская образовательная программа дополнительного образования «По тропинкам наших предков» имеет краеведческую направленность. По цели обучения данная программа является познавательной, с элементами научно-исследовательской ориентации и проектной деятельности. По форме организации содержания и процесса - интегрированная.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной исследовательской деятельности по сбору информации и материалов) четко укладываются в схему поэтапного ведения творческой познавательной работы.

Данная программа - попытка систематизации технологических приемов, используемых при создании изделий в традиционных художественных техниках, и построения логичной, последовательной системы творческого освоения этих приемов путём осуществления творческой деятельности при помощи знаний, полученных на музейных уроках.

Авторская образовательная программа «По тропинкам наших предков» разрабатывалась с учётом требований, предъявляемых к педагогике дополнительного образования и Федеральных Государственных Стандартов второго поколения. Она актуальна, потому, что в процессе обучения по данной программе усиливается ориентация на конечный результат, который получаем путем успешного сочетания различных видов деятельности и направлений современного образования:

- творческой деятельности;

- исследовательской деятельности;

- регионального компонента;

- экспозиционно - выставочной деятельности;

- музейного дела, основанного на народных традициях и календарных праздниках малой Родины.

Основой успешной реализации данной программы становится формирование базовых компетентностей современного школьника:

-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения поставленной задачи);

- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать);

-самоорганизации (ставить цели, планировать, ответственно относиться к заданиям);

-самообразования (готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая себе успешность и конкурентоспособность).

Её новизна и отличие от существующих программ дополнительного образования в сфере краеведения и декоративно - прикладного творчества состоит в комплексном интегрированном подходе к процессу обучения и проявляется в том, что первоначальные навыки дети получают одновременно в нескольких видах творчества: краеведении, прикладном творчестве, музейном деле и фольклорном театре. Данная программа акцентирует внимание на воспитание духовных ценностей и сохранение культуры народного творчества у подрастающего поколения через знакомство с родным краем, его достопримечательностями, своеобразием, богатством и разнообразием.

Цели и задачи

Цели:

-выявление одарённых детей в области прикладного творчества

- создание оптимальных условий для развития творческой деятельности обучающихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы творческой и музейной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

-научить выполнению работ в различных видах декоративно- прикладного творчества;

-сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;

- способствовать формированию интереса к изучению исторического и культурного наследия своей малой Родины;

- научить творчески использовать полученные умения и практические знания;

-способствовать формированию активной гражданской позиции, готовности к самостоятельному нравственному выбору;

- научить планировать последовательность действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы.

Воспитательно - развивающие:

- побудить интерес к декоративно- прикладному творчеству;

- раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого обучающегося;

- формировать адекватную самооценку, развивать чувства собственного достоинства, самоуважения, уверенности в себе;

-воспитывать любовь к родному краю, природе, народным традициям;

-формировать навыки общественного поведения, развивать коммуникативные навыки культуры общения со сверстниками;

-формировать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

-формировать потребности вносить красоту в окружающую среду

Программа детского объединения по декоративно - прикладному творчеству «По тропинкам наших предков» рассчитана на 2 года обучения и включает различные разделы работы с детьми. В группы принимаются все желающие, специального отбора не производится. Занятия в группе проводится 2 раза в неделю по 2 часа - в 1 год обучения и 3 раза по 2 часа - во 2 год обучения. В группах по 12-15 человек. Возраст ребят, занимающихся в кружке 10-15 лет.

Количество часов в год для первого года обучения составляет - 144 часа, для второго - 216 часов. В процессе второго года обучения углубляются полученные знания, и происходит переход к изготовлению более объемных и более трудоемких работ. Воспитанники фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют технологией и различными материалами при изготовлении изделий, совершенствуют ранее полученные знания, что позволяет им самоутвердиться среди своих сверстников.

Основная форма организации учебного процесса - учебно-исследовательское занятие в музее или творческий урок, т.е. работа в мастерской. Это обусловлено логической поэтапностью процесса выполнения деятельности. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность узнавать, повторять и закреплять пройденное.

В ходе занятий активно используются игровые театральные моменты, физкультминутки. Проводятся выездные экскурсии в музей Народного творчества и Краеведческий музей г. Белгорода. Организовывается проведение школьных выставок, беседы с демонстрацией подлинных авторских произведений декоративно - прикладного искусства, готовых работ, предварительный просмотр фильмов, чтение литературы, участие в праздничных школьных концертах и мероприятиях, которые проводятся в поселке местным Домом культуры.

Представляемый вариант обучения может рассматриваться как альтернативный по отношению к традиционным. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления творческих работ.

Используя полученные знания на занятиях, проводимых в музее, ребята уже на первом году обучения самостоятельно создают свои работы, активно выполняют творческие задания с элементами исследовательской деятельности, которые учитываются при построении календарно - тематического плана. Коллективные работы незаменимы для реализации творческих проектов и объединения коллектива, приобретения коммуникативных навыков и естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослый граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми и окружающим миром.

Круг тем, предлагаемых при выполнении практических работ подразделяется на 4 основных тематических блока, которые соотнесены со временем года, народными и календарными праздниками, и, взаимосвязаны с отделами школьного музея. Тематические блоки « Рождественская сказка» первого года обучения и «Пасхальная радость» второго года обучения являются темами маршрутов с элементами творческо-исследовательской деятельности различной степени сложности, определяемой годом обучения, завершением которых являются проведение праздничных развлечений и выставкой работ по данным темам.

Возрастные особенности


Обучение по данной авторской программе подразумевает работу с детьми от 10 до 17 лет. Известно, что это сложный, особенный период развития подростков. Нередко школьники, вступая в период подросткового возраста, отличаются сентиментальностью, которая порою уживается с поразительной черствостью, болезненной застенчивостью - с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьбой с авторитетами. Однако ребятам этого возраста свойственно стремление постоянно что-то изобретать или конструировать. C целью привлечь к себе внимание, могут избираться такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, этнография, прикладное искусство. Почти всегда эти занятия преследуют всё ту же цель - демонстрацию своих успехов, желание выглядеть взрослым, стремление быть современным и интересным в кругу сверстников.

Я.А. Коменский был первым, кто выдвинул и обосновал принцип «природосообразности», согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом - своевременно и последовательно.

С одной стороны, подросток стремится отделиться от взрослого, добиться автономности, а с другой - чрезвычайно нуждается в добром, спокойном и умном старшем друге, который без назидательности и занудства сумел бы помочь. В этом качестве должен выступить педагог дополнительного образования. И его роль в этом случае заключается в возможности заинтересовать подростка и помочь в поиске и освоении общих способов решения самых разнообразных задач, которые предлагает жизнь. Самое главное, что появляется у подростка в этот период и чем он резко отличается от младших ребят - это чувство взрослости. И задача педагога общаться с подростком, как с взрослым.


Форма проведения занятий


Понимая, что любое внешкольное обучение детей должно не только способствовать формированию культурно-исторической памяти, укреплению чувства национального достоинства и любви к Родине, но и параллельно развивать творческий кругозор обучающихся, «идти в ногу со временем», автор программы предлагает использовать и европейские по происхождению художественные техники (Айрис фолдинг, Декупаж, квилинг) для создания ярких изображений, тематически привязанных к русским национальным корням. В программу включен целый ряд заданий по созданию декоративных композиций на тему русской истории, культуры, быта («Деревня», «Силуэты русского народного костюма», «Кто с мечом к нам придет…», «Храм над рекой», и др.).

Система учебно-творческих заданий выстроена таким образом, что дети постоянно широко используют те знания и навыки, которые они получили в школе на уроках изобразительного искусства и технологии. В ходе обучения дети должны научиться делать правильный, обоснованный выбор в пользу применения той или иной художественной техники при изображении отдельных элементов декоративной композиции. Результат обучения поданной программе нацелен на активное использование в художественном творчестве знаний об истории родного края.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и их уровнем развития. Занятия проводятся в группах, численность группы 12- 15 человек. Для успешной реализации программы используются различные формы обучения. Положительный эффект дают нетрадиционные формы: темы программы углубляются и насыщаются за счет фольклорного, краеведческого и этнографического материала, собранного школьным музеем. Именно он и создает мотивацию для творческой и исследовательской деятельности, углубления теоретических знаний, расширяет кругозор учащихся. В свою очередь, исследовательские работы создают мотивацию для участия детей в проведении народных праздников, выставок, краеведческих конкурсов и олимпиад. Программа обогащается на каждом этапе историческими и этнографическими сведениями.

Используются такие формы, как, групповые и индивидуальные занятия, музейные уроки, домашние самостоятельные творческие работы учащихся: написание рефератов на заданную тему, исследовательские работы по выбранной теме (индивидуальные, коллективные) и т.д., которые развивают фантазию, творческое мышление и воображение обучающихся.


Формы и методы обучения

Учитывая психологические и возрастные особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, применяются следующие основные методы и приемы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский (исследование и сбор информации и материалов для пополнения фонда школьного музея);

-творческий (выполнение творческих заданий, участие в мероприятиях и конкурсах);

-метод «от простого к сложному» (образовательный процесс происходит постепенно);

- связь обучения с жизнью (обучение по данной программе происходит при помощи материалов и экспонатов музея);

- метод контроля;

- метод индивидуального подхода.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки


Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

1.Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы;

2. Практические умения и навыки;

3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Предложенный программой вариативный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности и направленность интересов. Вариативные задания подбираются педагогом с учетом соответствия возрасту конкретного школьника, особенностям восприятия, памяти и мышления, и уже сложившимся навыкам работы.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

- основные народные праздники, почитаемые издавна на Белгородчине;

- историю поселка Новосадовый Белгородского района;

- понятия «музейный предмет», экспозиция, экскурсия;

- приёмы работы с различными материалами: бумагой, солёным тестом, природным материалом, пластикой;

- последовательность технологических операций при выполнении творческого задания;

- технологические приёмы исполнения росписи, понимать принципы построения композиции;

- правила по технике безопасности.

В конце первого года обучения воспитанники должны уметь:

- овладеть практическими навыками и приемами художественной обработки бумаги, солёного теста;

- самостоятельно подбирать материал по цвету, плотности, фактуре в соответствии с потребностями задуманной композиции; - при изготовлении декоративной композиции использовать дополнительные декоративные элементы, творчески оформлять готовую композицию;

- использовать в работе приметы и символы народных праздников;

- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- анализировать качество выполнения работы.

Навыки:

  • научиться выносить объективные оценочные суждения о своей и чужой работе, проявляя при этом доброжелательное и уважительное отношение к членам коллектива, терпимость к чужому мнению;

  • бесконфликтно работать в коллективе, при работе в смешанной возрастной группе проявлять собственную инициативу по оказанию помощи младшим членам коллектива;

  • работать со справочной литературой;

  • инициировать применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни или на других предметах школьной программы;

  • оформлять творческие работы;

  • устно описывать собранные в музее экспонаты.

В конце второго года обучения воспитанники должны знать:

- отличительные черты художественных техник, используемых при работе с бумагой и солёным тестом;

- разнообразные технологические приемы, используемые при работе в художественных техниках;

- способы окраски и декорирования бумаги, закономерности использования цветовых решений.

- историю и культурное наследие Белгородчины;

- символику и карту Белгородской области, Белгородского района;

- историю названия своего посёлка, городов, рек, природные богатства Белгородской области;

- музейную терминологию;

- понятия «род», «семья», «древо»;

- приёмы работы в различных техниках с различными материалами: бумагой, солёным тестом, природным материалом, пластикой;

- семантическое значение орнаментальных мотивов;

- правила техники безопасности при работе в мастерской и проведении экскурсий.

В конце второго года обучения воспитанники должны уметь:

- создавать индивидуальные и коллективные работы на основе полученных знаний;

- подбирать правильные цветовые решения и материалы для реализации собственных идей, самостоятельно окрашивать и декорировать материалы в соответствии с задуманным решением;

- красиво, выразительно эстетически грамотно оформлять работы;

- использовать в речи народные приметы, пословицы;

- грамотно использовать различные технологические приемы, совмещать их;

- составлять генеалогическое древо;

- знать и описывать музейные предметы;

- описывать жилища, предмета быта, одежду различных времен отечественной истории;

- рассказывать о наиболее важных событиях в истории родного поселка;

- проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ;

Навыки:

  • работать по образцу, шаблону или технологической карте;

  • работать со справочной литературой;

  • оформлять творческие или исследовательские работы;

  • собирать краеведческие материалы.

  • научиться ставить перед собой реальные цели, намечая сроки их исполнения;

  • иметь навык качественной оценки собственных и чужих работ;

  • научиться продуктивно заниматься в группах;

  • проявлять стремление к поиску новых идей и материалов, используемых в работе.


Способы контроля уровня теоретической подготовки,

практических умений и навыков, развития качеств

личности обучающихся

Для оценки результатов в той или иной мере используются следующие виды контроля:

  • устный контроль;

  • практический контроль;

  • дидактические тесты;

  • наблюдение.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает текущий, промежуточный итоговый контроль.

Текущий контроль (наблюдения педагога в ходе занятий):

  • оценка качества усвоения содержания какой-либо темы или раздела образовательной программы;

  • незамедлительное внесение в образовательный процесс корректив, исходя из результата оценки.

Промежуточный контроль (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие):

  • фронтальная и индивидуальная беседа;

  • проверка уровня усвоения знаний с использованием карточек - заданий по темам изученного курса;

  • выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности, направленных на проверку практических умений и навыков.

Итоговый контроль (определяется уровень освоения программы за весь учебный год и по окончании курса обучения):

  • выполнение комплексного задания, включающего изготовление элементов декоративной композиции по предложенному шаблону с использованием различных материалов и технологических приёмов;

  • участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Ожидаемые результаты фиксируются через:

- выполнение самостоятельной практической работы;

- отчетную выставку работ воспитанников объединения;

- результативность участия детей в выставках и конкурсах различного уровня.

Для отслеживания уровня теоретической подготовки и практических умений и навыков в тетради наблюдения педагога в течение всего курса фиксируются как результаты обучающегося по всем разделам предлагаемой программы, так и результаты вводной, промежуточной и итоговой диагностик.

Материальное обеспечение


Для успешной реализации программы необходимы следующие материалы:

- глина, для приготовления солёного теста - мука, соль, обойный клей, вода;

-пластилин;

- бумага: цветная, креповая, цветная пергаментная, бархатная, гофрированная, металлизированная, бумага для оригами;

- цветной и белый картон;

-проволока, тесьма, нитки цветные для рукоделия;

- природные материалы: сухие листочки, травы, злаки, кукурузные листья, солома, желуди, кора деревьев, веточки и многие другие;

- краски гуашевые, акварельные, акриловые;

- карандаши простые и цветные, фломастеры, маркеры;

- клей ПВА, клеящий карандаш;

- копировальная бумага;

- ткань различной фактуры, ленточки разной ширины, кружева;

- флористическая сетка, сизаль, сизофлор;

- бумажные салфетки, одноразовые картонные тарелки;

- подручные материалы;

- вторичное сырье (пластиковые стаканчики и бутылки, соломка для напитков, спичечные коробки и т.п.).

Инструменты:

- ножницы;

- простые карандаши;

- кисти;

- набор формочек для лепки, доски, стеки.

Раздаточный материал:

- шаблоны (по всем разделам программы);

- трафареты (рисунки-схемы для вырезания);

- технологические карты (по некоторым разделам программы);

- иллюстрации с изображениями предметов, народных кукол, старинных предметов народного творчества и т.д.;

- образцы изделий, выполненные педагогом;

- игрушки разного размера и цвета.

Дидактические и методические материалы.

Для детей и родителей в кабинете оформлены:

- уголок воспитанника;

- стенды с моделями;

- образцы практических работ;

- журналы, книги.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Год обучения

1 год

2 год

Введение в образовательную программу

2

2

Музейное дело

8

12

Предания старины глубокой

34

48

Рождественская сказка

40

50

Где родился, там и пригодился.

28

40

Праздник вечной весны. Пасха.

24

56

Экскурсии

6

6

Итоговое занятие

2

2

Всего


144

216



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел

Общее кол-во часов

В том числе

Теория (час.)

Практика (час.)

1

Введение в учебный курс.

2

2

-

2

История музейного дела

8

6

2

3.


Предания старины глубокой. Изучение предметов старины

34


12


22


3.1


3.2


3.3


3.4

«Родники Белогорья.»


« В избе наших предков».


« Кузнец всем ремеслам отец».

«В гостях у дядюшки Кузьмы. Народный осенний праздник Кузьминки».

8


10


10


6

4


2


4


2

4


8


6


4

4.



Рождественская сказка Праздник Рождества. Святки. Коляда.

40


8

32

4.1




4.2




4.3


4.4.

« Как готовились и праздновали Рождество наши прадеды»

« И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет...»


« Раз в крещенский вечерок... Святки»


« Праздничное развлечение Рождественская звездочка»


4



14



4



18


2



2



2



2


2



12



2



16

5

Где родился, там и пригодился.

28

10

18

5.1


5.2


5.3


5.4

«История поселения»


«Традиции и праздники Белгородчины»

«Широкая Масленица»

«Что в имени моем?»

6


6


8


8

4


2


2


2

2


4


6


6

6

Праздник вечной весны. Пасхальная радость.

24

8

16

6. 1



6.2

«Традиции празднования Пасхи в моей семье»

«Пасхальная радость»

12



12

4



4

8



8

7

Экскурсии

6

2

4

8

Итоговое занятие

2

-

2


Итого:

144

46

98


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


1. Введение в образовательную программу- 2 часа.

Теоретические знания: Знакомство с группой. Уточнение анкетных данных детей, записавшихся в объединение. Диагностика общего уровня подготовки детей. Правила внутреннего распорядка в объединении, техника безопасности. Обзор общих задач на учебный год. Обзорная лекция об истории возникновения краеведения.

Форма занятий: экскурсия

Приемы, методы: беседа, рассказ, анкетирование

Методическое обеспечение: план- конспект, анкеты.

Форма подведения итогов: тестирование

2. История музейного дела - 8 часов

Теоретические знания: История возникновения музеев. Первые музеи в России. Петр первый и его кунсткамера. Понятие музейного фонда. Работа экскурсоводов. Роль школьного музея в современном обществе. Музей в конце 20 - начале 21 вв. Музей на службе человека. Новые возможности музея.

Практическая работа: знакомство с содержанием экспозиций школьного музея, экскурсии обзорные и тематические.

Форма занятий: просмотр презентации, лекция, беседа

Приемы, методы: беседа, рассказ

Методическое обеспечение: тематическая презентация, план-конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: беседа, викторина

3. Предания старины глубокой.

Изучение предметов старины - 38 часов.

3.1 «Родники Белогорья»-10 часов.

3.2 «В избе наших предков» - 10 часов.

3.3 « Кузнец всем ремеслам - отец» - 10 часов.

3.4 «В гостях у дядюшки Кузьмы. Народный праздник Кузьминки» - 8 часов.

Теоретические знания: История и традиции Белгородской земли. Знакомство с орудиями труда крестьян: серп, жернова, грабли, цеп и предметами крестьянского быта: печь, самовар, ухват, горшок. История возникновения ремесел на Белгородчине. История Борисовской керамики и старооскольской глиняной игрушки. Знакомство с осенними народными календарными праздниками на Белгородчине. Осенняя обрядность. Окончание полевых работ. Как праздновали Кузьминки наши прадеды.

Практическая работа: Составление эскизов. Аппликация из бумаги и природных материалов «Белгородская чета», « В избе моих предков» Лепка из солёного теста предметов крестьянского быта (самовар, чашки, ложки, блюдца, горшок). Роспись предметов крестьянского быта. Изготовление народной старооскольской игрушки «Барыня», роспись.

Форма занятий: игра, путешествие, беседа.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, тематическая презентация, литература по теме.

Форма подведения итогов: праздник «Кузьминки»: итоговая выставка работ, игры.

4. Рождественская сказка Праздник Рождества.

Святки. Коляда - 40 часов.

4.1 « Как готовились к встрече нового года и Рождества наши прадеды»- 4 часа.

4.2 « И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет» - 14 часов.

4.3 « Раз в крещенский вечерок... Святки» - 4 часа.

4.4. « Праздничное развлечение Рождественская звездочка»- 18 часов

Теоретические знания: История и традиции празднования Нового года и Рождества на Белгородской земле. Знакомство с обычаями украшения дома к зимним праздникам. Старинные ёлочные игрушки. Знакомство с понятиями: «Рождественский сочельник», «Коляда», «Святки» и т. д.

Практическая работа: Сбор информации у людей старшего поколения о традициях празднования Рождества на Белгородчине. Подготовка сценария, разучивание стихов, колядок. Подготовительно - творческая работа над сценарием: распределение ролей, заучивание текстов, подбор и изготовление реквизита, декораций. Работа над созданием сценических образов действующих лиц обряда «Коляда». Репетиции и постановочная работа. Составление эскизов декораций и украшения зала и школьных кабинетов к новогодним праздникам. Аппликация из бумаги и природных материалов « Новогодняя сказка », силуэтное вырезание в технике «Вытынанка», изготовление ёлочных украшений из бумаги и других материалов.

Форма занятий: игра, путешествие, беседа, репетиции.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, посиделки.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.

Форма подведения итогов: праздник « Рождественская звёздочка» итоговая выставка работ, игры.


5. Где родился, там и пригодился - 28часов.

5.1. История поселения -6 часов.

5.2. Традиции и праздники - 6 часов.

5.3. Широкая Масленица- 8 часов.

5.4. «Что в имени моем?» - 8 часов.

Теоретические знания: История возникновения Новосадовского сельского поселения. Традиционные сельские праздники, народные забавы. Особенности празднования и обычаи. Новые праздники Белогорья. Проводы зимы. Масленица. Дни масленичной недели: Встреча. Заигрыши. Лакомка. Широкий четверг. Тещины вечерки. Золовкины посиделки. Прощеное воскресенье. Обряды, связанные с ними. Древняя символика круга, связанная с круговоротом солнца и цикличностью жизни. Отражение символики круга в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, блины, шанежки, оладьи, лепешки. Чествование молодых и поминание предков. Обряды Белгородской и некоторых других областей: взятие снежного городка, катание с ледяных гор, ярмарки, балаганы, кулачные бои, примирение и целование, сожжение или похороны чучела Масленицы, тужилки по Масленице. Песни и приговорки, сопровождающие праздник.

Понятие «род». Синонимы: народ, родня, родичи, Родина, родить, природа, рождать, урожай и другие. История происхождения имен. Что означают наши имена. Как в старину выбирали имя своему ребенку. Имя и Ангел - хранитель. Именины. Знакомство с семейными традициями. Святцы

Практическая работа: Подготовительная творческо-поисковая работа. Сбор информации о «старожилах» поселения. Изготовление сувениров с логотипом поселения в технике «Аппликация» и «Айрис Фолдинг», лепка из солёного теста, изготовление поздравительных открыток. Разучивание веснянок и народных прибауток. Подбор пословиц, поговорок, отгадывание загадок на темы: «Родина, «родня», «родители», «дети», «хлеб», «человек», «небо», «земля», «явления природы». Определение значения своего имени и дня именин.

Форма занятий: беседа, игра, путешествие, экскурсии, гуляния.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, элементы исследовательско - поисковой работы.

Методическое обеспечение: план - конспект, музейные экспонаты, Тематические презентации, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме.

Форма подведения итогов: итоговая выставка, участие в поселковом народном гулянии «Широкая Масленица».

6. Праздник вечной весны -24часа.

6. 1. «Традиции празднования Пасхи в моей семье» - 12 часов

6.2. «Пасхальная радость» -12 часов

Теоретические знания: Знакомство с традициями празднования и подготовки к Светлому празднику Пасхи на Белгородской земле. Семейные традиции.

Практическая работа: Составление рассказа о традициях своей семьи. Подготовка к Светлому Воскресению: изготовление сувениров на тему праздника, украшений для дома, праздничная упаковка. Изготовление панно из ткани различных материалов «Праздник вечной весны».

Форма занятий: рассказ, беседа, игра, путешествие, экскурсии.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме, выставка детских работ.

Форма подведения итогов: итоговая выставка сувенирной продукции.


7. Экскурсии - 6 часов.

Теоретические знания: Классификация экскурсий. Правила поведения во время экскурсии. Исторический экскурс в историю создания музея села Мясоедово и села Ближняя Игуменка. Храмы Белгородчины. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа: Экскурсия в музей села Мясоедово Белгородского района, Белгородский музей народной культуры, краеведческий музей, по местам боевой славы села Ближняя Игуменка. Встречи с настоятелем Свято - Никольского храма села Ближняя Игуменка. Написание мини-сочинения «Глазами современности».

Форма занятий: встреча, путешествие, беседа.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.

Форма подведения итогов: рефлексия.

8. Итоговое занятие - 2 часа

Практическая работа: работа по замыслу в различных техниках (аппликация, роспись, лепка). Подготовка коллективной презентации « Сохраняя традиции»

Форма занятий: интегрированная

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа.

Методическое обеспечение: план- конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.

Форма подведения итогов: просмотр презентации, награждение кружковцев.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Раздел

Общее кол-во часов

В том числе

Теория (час.)

Практика (час.)

1

«Добро пожаловать»

2

2

-

2

История музейного дела

12

2

10

3.



Предания старины глубокой. Изучение предметов старины

48



16



42



3.1


3.2


3.3

«Родники Белогорья»


«Мифология жилища»


«Кукла живая, рукотворная, родная »

8


20



20

4


4



4

4


16



16

4.



Рождественская сказка Праздник Рождества. Святки. Коляда.

50



10



40



4.1


4.2



4.3

«Новый год у ворот»


« И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет...»


« Раз в крещенский вечерок... Святки»

24


20



6


4


4



2

20


16



4

5


Где родился, там и пригодился.

40

12

28

5.1


5.2



5.3


5.4

«История поселения»


«Традиции и праздники Белгородчины»

«Широкая Масленица»

«Что в имени моем?»

12


12



6


10

4


4



2


2

8


8



4


8

6


Праздник вечной весны. Пасхальная радость.

56

6

50

6. 1



6.2


6.3.

«Традиции празднования Пасхи в моей семье»

« Весенний сувенир»

Праздничное развлечение «Пасхальная радость»

12



16


28

2



2


2

10



14


26

7

Экскурсии

6

2

4

8

Итоговое занятие

2

-

2


Итого:

144

18

126


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.


1. Введение- 2 часа.

Теоретические знания: Знакомство с группой. Уточнение анкетных данных обучающихся объединения. Диагностика общего уровня подготовки детей. Правила внутреннего распорядка в объединении, техника безопасности. Обзор общих задач на учебный год. Обзорная лекция об истории возникновения краеведения.

Форма занятий: экскурсия

Приемы, методы: беседа, рассказ, анкетирование

Методическое обеспечение: план- конспект, анкеты.

Форма подведения итогов: тестирование


2. История музейного дела - 12 часов

Теоретические знания: История возникновения музеев. История возникновения школьного музея п. Новосадовый, его первый основатель. Современный облик школьного музея. Новые возможности музея.

Практическая работа: Обзорная экскурсия по школьному музею, описание музейных предметов. Участие в неделе «Музей и дети».

Форма занятий: лекция, беседа.

Приемы, методы: беседа, рассказ

Методическое обеспечение: план-конспект, литература по теме, дидактический материал.

Форма подведения итогов: беседа, викторина


3. Предания старины глубокой.

Изучение предметов старины - 48 часов.

3.1 «Родники Белогорья» -8 часов.

3.2 «Мифология жилища» -20 часов.

3.3 «Кукла живая, рукотворная, родная» - 20 часов.

Теоретические знания: Осенняя обрядность. Празднование окончания полевых работ в Белгородских селах. Мифология жилища наших предков. Украшение избы. Символика рушников. Белгородский рушник. История и символика народной русской игрушки. Первые игрушки: идол, кукла - полено, соломенная кукла. Кукла-пеленашка, кукла-закрутка, кукла-крупенечка, обрядовые куклы и их предназначение. Технология изготовления народных кукол. Народная кукла и современность.

Практическая работа: Составление эскизов и изготовление коллажей из бумаги, глины, соленого теста и природных материалов «Оберег на счастье», «В избе моих предков» и др.

Изготовление народных кукол: кукла- закрутка, соломенная кукла, кукла-пеленашка кукла-крупенечка, кукла из бумажных салфеток и кружева. Изготовление народной Старооскольской и Борисовской глиняной игрушки, роспись.

Вышивка салфеток с элементами традиционной Белгородской вышивки рушников.

Форма занятий: игра, путешествие, беседа.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, тематическая презентация, литература по теме.

Форма подведения итогов: итоговая выставка работ.

4. Рождественская сказка. Праздник Рождества.

Святки. Коляда - 50 часов.


4.1 «Новый год у ворот» -24 часа.

4.2 «И с запахом еловым к нам сказка в дом войдет...» - 20 часов.

4.3 «Раз в крещенский вечерок... Святки» - 6 часов.

Теоретические знания: Историческое происхождение Святок. Особенности празднования Нового года и Рождества на Белгородской земле. Обряды, связанные со Святками: колядование, ряженье, посиделки, святочные игры, гадания. Святочная обрядовая кулинария и сувениры. Семейные традиции, связанные со Святочными днями. Знакомство с обычаями украшения дома к зимним праздникам. Старинные ёлочные игрушки. Современные украшения к Новому году.

Практическая работа: Сбор информации у людей старшего поколения о традициях празднования Рождества на Белгородчине. Подготовка сценария, разучивание стихов, колядок. Работа над созданием сценических образов действующих лиц обряда «Коляда». Репетиции и постановочная работа. Составление эскизов декораций и украшения зала и школьных кабинетов к новогодним праздникам. Аппликация из бумаги и природных материалов « Новогодняя сказка », силуэтное вырезание в технике «Вытынанка», изготовление ёлочных украшений из бумаги и других материалов.

Практическая работа: Составление эскизов и изготовление декораций и украшения зала к новогодним праздникам. Изготовление новогодних и рождественских сувениров, упаковка подарков. Аппликация из бумаги и природных материалов « Новогоднее чудо», силуэтное вырезание в технике «Вытынанка», изготовление ёлочных украшений, современных новогодних композиций и декора из различных природных материалов.

Форма занятий: путешествие, беседа.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, посиделки.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.

Форма подведения итогов: праздник « Рождественская звёздочка» итоговая выставка работ, игры.


5. Где родился, там и пригодился - 40 часов.

5.1. «История поселения» - 12 часов.

5.2. «Традиции и праздники Белгородчины» - 12 часов.

5.3. «Широкая Масленица» -6 часов.

5.4. «Что в имени моем?» -10 часов.

Теоретические знания: История возникновения Новосадовского сельского поселения. Традиционные сельские праздники, народные забавы. Особенности празднования и обычаи. Новые праздники Белогорья. Проводы зимы. Масленица. Дни масленичной недели: Встреча. Заигрыши. Лакомка. Широкий четверг. Тещины вечерки. Золовкины посиделки. Прощеное воскресенье. Обряды, связанные с ними. Древняя символика круга, связанная с круговоротом солнца и цикличностью жизни. Отражение символики круга в обрядах: катание на лошадях вокруг деревни, блины, шанежки, оладьи, лепешки. Чествование молодых и поминание предков. Обряды Белгородской и некоторых других областей: взятие снежного городка, катание с ледяных гор, ярмарки, балаганы, кулачные бои, примирение и целование, сожжение или похороны чучела Масленицы, тужилки по Масленице. Песни и приговорки, сопровождающие праздник.

Понятие «род». Синонимы: народ, родня, родичи, Родина, родить, природа, рождать, урожай и другие. История происхождения имен. Что означают наши имена. Как в старину выбирали имя своему ребенку. Имя и Ангел - хранитель. Именины. Знакомство с семейными традициями. Святцы

Практическая работа: Подготовительная творческо-поисковая работа. Сбор информации об истории своей семьи и своих предках. Изготовление сувенира « Моё родовое дерево». Разучивание веснянок и народных прибауток. Подбор пословиц, поговорок, отгадывание загадок на темы: «Родина, «родня», «родители», «дети», «хлеб», «человек», «небо», «земля», «явления природы». Определение значения своего имени и дня именин. Изготовление поздравительных открыток.

Форма занятий: беседа, игра, путешествие, экскурсии, музейные уроки, гуляния.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее, элементы исследовательско - поисковой работы.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, тематические презентации, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме.

Форма подведения итогов: итоговая выставка, участие в поселковом народном гулянии «Широкая Масленица».


6. Праздник вечной весны - 56 часов.

6. 1. «Традиции празднования Пасхи в моей семье» -12часов.

6.2. « Весенний сувенир» -16часов.

6.3. Праздничное развлечение «Пасхальная радость» -28часов.

Теоретические знания: Знакомство с традициями празднования и подготовки к Светлому празднику Пасхи на Белгородской земле. Семейные традиции. Весенние сувениры, их символика.

Практическая работа: Составление рассказа о традициях своей семьи. Подготовка к Светлому Воскресению: изготовление сувениров на тему праздника, украшений для дома, праздничная упаковка. Изготовление панно из ткани различных материалов «Праздник вечной весны». Подготовка сценария к празднику - развлечению. Подготовительно - творческая работа над сценарием: распределение ролей, заучивание текстов, разучивание стихов, и песен о весне, подбор и изготовление реквизита, декораций. Работа над созданием сценических образов действующих лиц. Репетиционная и постановочная работа.

Форма занятий: рассказ, беседа, игра, путешествие, экскурсии.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.

Методическое обеспечение: план-конспект, сценарий мероприятия, музейные экспонаты, фотографии, музыкальное оформление, литература по теме, выставка детских работ.

Форма подведения итогов: Проведение праздничного развлечения «Пасхальная радость», итоговая выставка сувенирной продукции.




7. Экскурсии - 6 часов.

Теоретические знания: Классификация экскурсий. Правила поведения во время экскурсии. Исторический экскурс в историю создания музея села Мясоедово и села Ближняя Игуменка. Храмы Белгородчины. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа: Экскурсия в музей села Мясоедово Белгородского района, Белгородский музей народной культуры, краеведческий музей, по местам боевой славы села Ближняя Игуменка. Встречи с настоятелем Свято - Никольского храма села Ближняя Игуменка. Написание мини-сочинения «Глазами современности».

Форма занятий: встреча, путешествие, беседа.

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа в музее.

Методическое обеспечение: план-конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.

Форма подведения итогов: рефлексия.


8. Итоговое занятие - 2 часа

Практическая работа: работа по замыслу в различных техниках (аппликация, роспись, лепка). Подготовка коллективной презентации « Сохраняя традиции»

Форма занятий: интегрированная

Приемы, методы: погружение в прошлое, беседа, рассказ, практическая работа.

Методическое обеспечение: план- конспект, музейные экспонаты, фотографии, литература по теме.

Форма подведения итогов: просмотр презентации, награждение кружковцев.


8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Наибольшее значение в данной программе уделяется поиску и применению таких методов, которые имеют высокую практическую направленность и одновременно позволяют детям раскрыть свой творческий потенциал, помогают сформировать представление о пошлом и настоящем своих земляков посредством элементов декоративно- прикладного творчества и музейных уроков, основах краеведения и творческо-исследовательской деятельности.

Методы занятий характеризуются постепенным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, с фронтальных на групповые и индивидуальные.

Педагог имеет возможность применить различные формы и методы в организации работы в музее, такие как:

  • занятия-вариации;

  • творческие портреты;

  • импровизации,

  • лекция;

  • рассказ;

  • беседа;

  • дискуссия;

  • консультация;

  • практическая работа в музее, библиотеке;

  • ознакомительные музейные экскурсии;

  • разработка схем и шаблонов;

  • индивидуальные занятия;

  • праздники;

  • встречи с интересными людьми;

  • викторины, конкурсы и олимпиады по декоративно- прикладному творчеству, краеведению и православной культуре;

  • опрос;

  • элементы исследовательской деятельности;

  • тестирование;

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит задачу и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • эвристический (проблема ставиться детьми и находятся пути ее решения).

Необходимость варьирования методов обучения обосновывается различным уровнем способностей обучающихся.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих ее составляющих:

Общие требования к обстановке

- оформление музея должно соответствовать содержанию программы, постоянно обновляться учебным материалом и наглядными пособиями

- чистота, освещенность, проветриваемость музея.

Организационное обеспечение

- школьный музей, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве - 15 шт.

- стол педагога - 1 шт.

- стулья - 20 шт.

- переносная доска - 1 шт.

Кадровое обеспечение

Педагог, руководитель музея, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:

-умение создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;

- умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;

- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.

Методическое обеспечение

- методические разработки, планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные карты;

- дидактические материалы: карточки по краеведению, образцы изделий, шаблоны, схемы, технологические карты;

- зрительный ряд: презентации, репродукции, фотоальбомы, журналы, буклеты, альбомы;

- литературный ряд: произведения устного народного творчества

-музыкальный ряд: диски с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.

Техническое и материальное оснащение:

Музейные экспозиции:

- «Родина моя - мое Белогорье» (материал, посвящённый Белгородчине и истории поселения);

- « Ремесла» (материал о мастерах Белогорья и их работы)

- «Предметы быта крестьянской Белгородчины» (орудия труда; одежда; домашняя утварь; новоделы: зыбка, стол, скамейки).

- «Кукла живая, рукотворная, родная» (народные куклы и игрушки Белогорья)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,

Инструменты: ножницы, кисти, стеки.

Материалы: бумага различных видов, картон, ткань разнообразной фактуры, солёное тесто, глина, клей, краски, палитра, непроливайки, тряпка, скатерть, губка. Природный материал: шишки, жёлуди, кора деревьев, солома, семена, листья и др.

Организуя краеведческую работу в музее на основе исследовательского подхода, целесообразно использовать различные источники информации о своем крае (печатные источники, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. ТЦ «Сфера», М., 1999.

  2. «Золотая веточка. Русская традиционная культура». Книга для родителей и воспитателей. Выпуск 2, издательство «Родник», №3 1997.

  3. «К истокам русского народного творчества». Пенза, Управление образования, областная школа искусств для одаренных детей, 1997.

  4. Ладик Л.А. «Русские народные праздники: Возрождение традиций. Рождество». Методические рекомендации, сценарий. М., 1999.

  5. «Летние праздники, игры и забавы для детей». В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. ТЦ «Сфера», М., 1999.

  6. Музыкально - игровой материал для дошкольников и младших школьников «Наш веселый хоровод». Учебно-методическое пособие в трех выпусках. Выпуск 1, М., «Владос», 2002.

  7. «Народный календарь», Пенза, Управление образования, областная школа искусств для одаренных детей. 1998.

  8. «Народное творчество». Научно - популярный иллюстрированный журнал. №№ 1 - 6, 1997 - 2002 г.

  9. «Осенние праздники, игры и забавы для детей». В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. ТЦ «Сфера», М., 1999.

  10. Пармон Ф.М. «Русский народный костюм как художественно - конструктивный источник народного творчества». М., «Легпромбыт», 1994.

  11. Алексеенко Н.П.Заметки краеведа/Н.П. Алексеенко.- М.: Просвещение, 1992.

  12. Пословицы, поговорки, загадки», М., «Современник», 1986.

  13. «Праздников праздник». Православный сборник о Пасхе. М., «Молодая гвардия», 1993.

  14. Асмалов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмалов. - М.: Просвещение, 1990.

  15. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе/ Д.А. Белоусов. - М.: Просвещение, 1987.

  16. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской/ С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков.- Белгород, 2000.

  17. Ганичев В.Н. Белгродчина духовная/В.Н. Ганичев.- Белгород, 2005.

  18. Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики// Преподавание истории в школе.- 2007-№8.- с.45-49.

  19. Даринский А.В. Краеведение/ Под редакцией А.В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987.

  20. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины/ М.С. Жиров.- Белгород, 2000.

  21. «Русские обрядовые песни». Ю.Г. Круглов. «Высшая школа», М., 1982.

  22. «Русские пословицы и поговорки». М.А. Рубникова, М., 1961.

  23. «Русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. М., «Художественная литература», 1987.

  24. «Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья». М., «Художественная литература», 1985.

  25. Кальневич С.В. Дополнительное образование детей: Методическая служба/ С.В. Кальневич, В.Н. Иванченко - М.: Учитель, 2005. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. - М.: АРТ, 2005. - 256с., ил.

  26. Гурская И.В. Радуга аппликации. - СПб.: Питер, 2007. - 212с., ил.

  27. Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.

  28. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. - М.: Дизайн CJ, 2008.

  29. Симмонс К. Текстильная кукла. - М.: Пресс, 2006. - 198с., ил.

  30. Климова Я. М. Праздники и обряды Белгородчины,- Белгород, 2007.


© 2010-2022