- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педагогический совет Воспитание личности через индивидуальный и дифференцированный подход
Педагогический совет Воспитание личности через индивидуальный и дифференцированный подход
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гребенкина О.В. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СЛАЙД 1
Тема педагогического совета: «Воспитание личности через индивидуальный и дифференцированный подход».
Цель:
СЛАЙД № 2
Что самое главное для учителя?
Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться?
Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы.
Послушайте притчу и уловите в ней намек…
Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего дерево старым тупым топором. Было ясно, что этот человек работает уже долго и очень устал. К тому же он был раздражен, что дело двигается так медленно.
"Что ты делаешь?" - спросил мудрец.
"Не видишь разве, я работаю!" - раздраженно ответил лесоруб.
"Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! - воскликнул мудрец. - Заточи топор и работа пойдет веселее".
Но не стал слушать его лесоруб.
"Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!" - с нетерпением воскликнул он.
Учитель - представитель профессии, которая относится к системе "человек-человек", и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими субъектами образовательного пространства. Чем эффективнее учитель сможет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от своих результатов и самого процесса труда.
СЛАЙД 3
В законе РФ «Об образовании» говорится, что образование - это единый, целостный процесс воспитания и обучения.
Воспитание - целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности.
С позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.
Письмом Минобразования России «О повышении воспитательного потенциала в образовательном процессе» (2 апреля 2002 г.) подтверждается приоритетная роль воспитания, цель которого: воспитание ученика, востребованного современным обществом. Поэтому важно, чтобы ученик научился взаимодействию.
СЛАЙД 4
Взаимодействие в рамках школы - контакт с разными системами: спортивными и музыкальными школами, клубами, учебными заведениями, учреждений системы профилактики, учреждениями культуры и искусства и тд.
Выделяют следующие виды взаимодействия:
Учитель - ученик
Учитель - учитель
Учитель - группа учащихся
Учитель - родитель
СЛАЙД 5
По новым образовательным стандартам на ребенка оказывают влияние следующие системы взаимодействия:
Семья
Школа
Государство
СЛАЙД 6
Согласно новым образовательным стандартам к ребенку выпускнику предъявляется много требований и задача школы эти требования удовлетворить. Каким хотят видеть ребенка родители и школа вы видите на слайде.
СЛАЙД 7
Кто оказывает на ребенка большее внимание - ?
СЛАЙД 8
Перед Вами ценностные установки развития и воспитания ребенка, т.е то, через что его необходимо воспитывать.
СЛАЙД 9
Перед Вами основные источники получения знаний о мире (откуда ребенок получает информацию), т.е формирование воспитания.
СЛАЙД 10
Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запланированному, а может отличаться от него. Выявить степень соответствия, помогает диагностика.
Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно.
СЛАЙД 11
Воспитание личности - процесс, который не имеет четких границ.
Наш педагогический коллектив занимается формированием личности через реализацию
школьных целевых программ, которые разработаны в соответствии с целями и задачами школы и представляют следующие направления:
-
Гражданско-патриотическое;
-
Художественно-эстетическое;
-
Спортивно-оздоровительное;
-
Научно-познавательное;
-
Социально-проектная деятельность
СЛАЙД 12
Все направления реализуются через воспитательную программу школы «Мы вместе», в состав которой входят подпрограммы:
- «Школа - центр воспитательной и досуговой работы микрорайона»
- подпрограмма «Здоровье»;
- подпрограмма «Семья»;
- подпрограмма профилактики «Подросток»
-подпрограмма «Патриот».
- подпрограмма «Веселый светофор».
Все эти программы работают на то, чтобы воспитать в ребенке - личность.
СЛАЙД 13
Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике.
Прежде всего проясним суть понятия «воспитанность». Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умений применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми.
СЛАЙД 14
Перед Вами критерии воспитанности.
В современной школе в качестве критериев для диагностики уровня воспитанности младших школьников выступают чаще всего: отношение к учебе (любознательность, желание учиться и добывать знания, работоспособность, дисциплинированность); отношение к труду (аккуратность и кропотливость трудовых усилий, привычка доводить начатое дело до конца, бережное отношение к труду других людей); отношение к природе (бережное отношение к природе, соблюдение правил чистоты на улицах города); отношение к другим (сочувствие, дружелюбие, вежлив вежливость); стремление к здоровому образу жизни (соблюдение правил личной гигиены, опрятный внешний вид, уход) и т. п.
Уровень воспитанности ребенка - результат работы классного руководителя, школы в рамках взаимодействия в образовательном пространстве по разным направлениям: музеи, библиотеки, профориентационная работа, профилактическая работа и тд. Ежегодно в план работы школы включен контроль за работой классных руководителей по уровню воспитанности. Данный контроль проводится с обучающимися 3-9 классов.
В рамках анкетирования обучающимся предлагается 5 разделов по выявлению уровня воспитанности: отношение к обществу, отношение к умственному труду, отношение к физическому труду, отношение к людям, отношение к себе.
СЛАЙД 15
В каждом разделе выявлены ведущие категории: патриотизм, любознательность, трудолюбие, доброта и отзывчивость, самодисциплина. Каждая категория разбита на 3 уровня: высокий, средний, низкий.
СЛАЙД 16
Проанализировав данные мониторинга воспитанности обучающихся 3-4 классов по диаграмме можно сделать следующие выводы: за период 2010 - 2014 годов отмечена положительная динамика в работе классных руководителей по всем направлениям: воспитание патриотизма, любознательности, труду, самодисциплине. Выявлены низкие показатели (10 человек) по данным направлениям в классных коллективах: 3д-классный руководитель Айтбайдуллина О.М., 4б-классный руководитель Воробьева В.С., 4в-классный руководитель Антонова О.Е., 3е- классный руководитель Сафарова А.И, 4е-классный руководитель Катырева А.Л.. Данным классным руководителям необходимо включить в воспитательную работу беседы и мероприятия, способствующие повышению данных направлений.
СЛАЙД 17
В анкетировании подростков (5-8 классы) приняло участие 561 человек, что составляет 86 % от общего количества обучающихся 5-8 классов.
Анализируя диаграмму 3 можно отметить стабильность в формировании таких качеств как любовь к природе, бережливость, аккуратность, забота о здоровье.
Однако прослеживается снижение качества работы по формированию патриотизма, вежливости и самосовершенствования. Это говорит о том, что классные руководители проводят работу по формированию данных качеств уровня воспитанности не в системе, от времени к времени, не стабильно, не уделяют достаточного внимания.
Классным руководителям 5-8 классов необходимо своевременно выявлять причины низкого стремления к успеху, настойчивости, необходимо уделять внимание вопросу вежливости и культуры поведения, через тематику классных часов, практические занятия, взаимодействие с родителями.
СЛАЙД 18
В анкетировании старшеклассников приняли участие 117 обучающихся, что составило 98% от общего количества обучающихся 9х классов.
Проанализировав диаграмму № 5 выявлено, что классные руководители уделяют внимание вопросам формирования политической культуры, правовой культуры, толерантному отношению. Однако резко пошли вниз показатели по патриотизму, вопросу бережливости, вопрос ЗОЖ. Классным руководителям: Манаевой Е.С., Пуртовой А.В., Жилиной Е.В., Белокуровой И.Ю. необходимо развивать у старшеклассников такие проявления гражданской позиции как: чувство патриотизма, формировать успешность в учении и самообразовании, готовность прийти на помощь, тактичность и культуру поведения.
СЛАЙД 19
Рассмотрим критические показатели выпускников.
Сравнивая уровень воспитанности среди обучающихся 9а, 9б, 9в, 9г классов в 2009-2014 учебном году выявлено что работа по формированию качеств уровня воспитанности в 2014 году показала самые низкие результаты у сравнении с предыдущими периодами. Классным руководителям Манаевой Е.С., Пуртовой А.В., Жилиной Е.В., Белокуровой И.Ю. необходимо усилить работу по формированию таких критериев как патриотизм, через посещение музеев, встреч с ветеранами, просмотр совместный и обсуждение кинофильмов, организовать и работу с обучающимися, имеющими низкий уровень в политическом и правовом уровне. Необходимо знакомить обучающихся с законодательными документами, проводить правовые беседы и диспуты.
Проанализировав данные показатели, стало ясно, что педагоги в рамках урочной и внеурочной деятельности взаимодействуют с разными субъектами образовательного пространства, но работа не системна, требует изменений запланированных мероприятий на учебный год согласно возрастным особенностям детей. В работе с классными коллективами необходимо рассмотреть возможность привлечения специалистов из вне.
СЛАЙД 20
Что же главнее - учить или воспитывать?
СЛАЙД 21
Несмотря ни на что, в школе в постоянном взаимодействии находятся субъекты: Учитель и Ученик. И каждый педагог сам строит свою работу с ребенком. Просто учить - значит не выполнить заказ общества. Необходимо воспитывать всегда и везде, но так, чтобы это не было назидающе, навязчиво.
Воспитываем в классе, воспитываем на переменах, воспитываем при выезде, на уроке, на внеклассном мероприятии, в музее, в кино. Мы педагоги воспитываем ребенка больше, чем родители. Нам предоставлена возможность помочь ребенку сформироваться как
Личность, соответствующая новым стандартам.
Я предоставляю слово Светлане Ивановне, которая является координатором взаимодействия между школой и субъектом образовательного пространства - музейным комплексом имени Я.И. Словцова.
Сейчас вашему вниманию педагогами школы будут представлены разные формы работы с обучающимися в рамках образовательного пространства. Педагоги покажут свою работу по воспитанию разных качеств личности через урочную и внеурочную деятельность.