Программа организации внеурочной работы учащихся 1 класса (ФГОС)

Что такое внеурочная деятельность? — Это такая деятельность школьников, которая включает в себя все виды деятельности учеников, исключая учебную деятельность во время урока. У такого вида деятельности есть основные шесть направлений: спортивное, художественное, научное, военное, общественная деятельность, проектирование. Нагрузка на школьника, имеется ввиду внеурочная, не должна превышать десяти часов в неделю. Время, которое отводится на внеурочную деятельность, ученики используют по собственно...
Раздел Завучу
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор МОУ Курашимская СОШ

И.М.Никитина………………………..









ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД



Автор проекта:

С.П.Прозорова

зам.директора по ВР

Курашим-2010

Введение

Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.

Проблема привлечения учащихся и повышения качества обучения всецело зависит от укрепления учебно-материальной и материально-технической базы школы (приобретения информационно-технических средств обучения в каждом кабинете) и создания условий для всестороннего развития личности, образовательной среды, привлекательной и эффективной, соответствующей социальному заказу, а также сознательном отношении родителей к учёбе и развитию своих детей. Однако, школа - не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Жизнедеятельность учащихся, ее содержание, общение и отношения детей и взрослых - естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей, наполненная разнообразными делами должна быть организованна так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она состоит из шести основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Дополнительная - внеурочная - нагрузка на ребенка - не более 10 часов в неделю. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам - это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.

Согласно Базисному учебному плану наша школа в 2010-2011 учебном году работала по следующим направлениям внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, общественно полезная и проектная деятельность. При организации внеурочной деятельности школьников учитывались результаты и эффекты деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата (приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности).

Программа организации внеурочной деятельности первоклассников предполагает не только воспитательную работу по развитию личности школьника, формированию его социальной компетентности и т.д., но и, эффект, который будет возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (родители, друзья, социальная среда) и социализации (в том числе, сам ребенок) достигнет своих результатов. Ребенок должен понять, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Это тот принцип, который заложен в проекте современной школы и который будет в адекватной возрасту степени внедряться уже с начальной школы.

Программа является модульной и состоит из 6-и автономных модулей (общим объемом 340 часов), содержание которых предлагается первоклассникам для избирательного освоения. То есть школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких модулей программы он будет посещать после уроков (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%).

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчете - 10 часов в неделю на ребенка), так и возможность организовывать занятия крупными блоками - «интенсивами» (например, сборы, КТД, школы актива, фестивали, походы, поездки и т.п.).

Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Достижение результатов реализации программы трёх уровневое.

Цели программы:

  1. Формировать вариативное образовательное пространство на базе муниципальной школы.

  2. Развивать и учить учащихся навыку саморазвития, самообучения с учетом возрастных особенностей.

  3. Формирование гармонично развитой личности, способной ориентироваться и самовыражаться в современном динамично развивающемся обществе, личности, составляющими которой являются: здоровье, интеллект, уровень культуры и воспитанности.

Задачи:

  1. Применение в обучении и воспитании учащихся здоровьесберегающих технологий, посредством организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

  2. Формирование общеучебных умений и навыков, главными из которых являются планирование, контроль и умение работать по времени.

  3. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний.

  4. Развитие индивидуальных способностей школьников, способных к обучению на повышенном и профильном уровнях в основной и старшей школе.

  5. Применение проблемно-исследовательского метода для обогащения содержания обучения и воспитания.

  6. На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года делается анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование дальнейшей работы.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о правилах здоровьесбережения.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

Основные модули программы



Название модуля

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1

Познавательная деятельность:

НОУ «Почемучка»

34

34


1.1

Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность

8

8


1.2

Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов).

18

18


1.3

Конференция научного общества учащихся

8

8


2

Познавательная деятельность: занятия в школьном интеллектуальном клубе

"Что? Где? Когда?"

34

34


2.1

Введение в игру

2

2


2.2

Техника мозгового штурма

4

4


2.3

Составление вопросов к играм

8

8


2.4

Игры и турниры

20

20


3

Познавательная деятельность:

практикум «Этика и эстетика»

34

34


3.1

Вводное занятие. Знакомство

4

4


3.2

Эстетика встреч

4

4


3.3

Эстетика на каждый день

26

26


4

Художественная деятельность:

занятия в школьной театральной студии

34

8

26

4.1

Вводные театральные занятия

6


6

4.2

Сценки

10

4

6

4.3

Выбор спектакля

2

2


4.4

Подготовка спектакля

10


10

4.5

Показ

6


6

5

Художественная деятельность:

выпуск общешкольной газеты

34

34


5.1

Как делается газета

2

2


5.2

Пробы

10

10


5.3

Выпуск классной газеты

22

22


6

Проблемно-ценностное общение: просмотр и обсуждение кинофильмов в школьном киноклубе

34

34


6.1

Вводное занятие

2

2


6.2

Просмотр и обсуждение кинофильмов

32

32


7

Досугово-развлекательная деятельность: подготовка и проведение классных праздников

34

24

10

7.1

Общий сбор группы. Введение в КТД

13

12

1

7.2

Подготовка и проведение осенних праздников

7

2

5

7.3

Подготовка и проведение зимних праздников

7

2

5

7.4

Подготовка и проведение весенних праздников

7

2

5

8

Социально значимая волонтерская деятельность:

Подшефная работа с малышами детского сада

34

8

26

8.1

Подготовка социального проекта

12

4

8

8.2

Реализация проекта

22

4

18

9.

Спортивно-оздоровительная деятельность:

спортивные игры в зале и народные игры

68


68

9.1

Вводные занятия

5

5


9.2

Минифутбол

9


9

9.3

Баскетбол

9


9

9.4

Волейбол

9


9

9.5

Лапта

9


9

9.6

Казаки-разбойники

9


9

9.7

Взятие снежного городка

9


9

9.8

Городки

9


9


Всего:

340

210

130


Расписание занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

С 13-30

«Этика и эстетика»

«Спортивные игры»

С 13-30

НОУ «Почемучка»

«Театральная студия»

С 13-30

«Спортивные игры»

Клуб «Что? Где? Когда?»

С 13-30

Школа редакторов


Школьный кинотеатр

С 13-30

Клуб «Досуг»


ТО «Волонтёры»








Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности с учащимися 1 класса

Уровень

воспитательных

результатов

Вид внеурочной

деятельности

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

1. Игровая

Игра с ролевым акцентом

Игра с деловым акцентом

Социально моделирующая игра

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные недели, олимпиады.



Дидактический театр,

общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб

«Что? Где? Когда?»


Детские исследовательские

проекты, внешкольные акции

познавательной направленности

(конференции учащихся, интеллектуальные

марафоны и т.п.)

3. Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа



Обучение таким формам, как дебаты,

тематический диспут


Проблемно-ценностная

дискуссия с участием

внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки



Концерты,

инсценировки,

праздничные «огоньки»

на уровне класса и школы


Досугово-развлекательные

акции школьников в

окружающем школу социуме

(благотворительные концерты,

гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

5. Художественное творчество

Занятия объединения художественного творчества



Художественные выставки, фестивали искусств,

спектакли в классе, школе


Художественные акции

школьников в окружающем

школу социуме

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми)



КТД

(коллективное творческое

дело)


Социально-образовательный

проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

Занятия по конструированию,изучение домашних ремесел



Трудовые десанты,

коллективные трудовые игры («Почта», «Фабрика»), детская волонтёрская бригада под руководством взрослого


Детско-взрослое

образовательное

производство

8. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия спортивной секции, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.



Школьные спортивные

турниры и оздоровительные

акции


Спортивные

и оздоровительные

акции школьников

в окружающем школу социуме

9. Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка



Туристский поход



Поисково-краеведческая

экспедиция

Школьный краеведческий

музей

Оценка внеурочной работы первоклассников

У каждого ученика появится портфолио, который будет состоять, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитывать все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. Поскольку, первый класс не получает оценок (их труд оценивается смайликами, цветочками, словами «молодец», «хорошо») не следует загонять его в оценочные рамки. В этом возрасте важно отмечать старания ребенка.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Цель диагностики - выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Выяснить не для того, чтобы сравнивать, в какой школе процесс воспитания организован лучше, а в какой хуже, и не для того, чтобы делать «оргвыводы» в отношении тех или иных педагогов той или иной школы. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы, существующие во внеурочной сфере, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Воспитание - это управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно, и диагностика должна быть направлена на изучение личности ребенка и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики:

  • личность самого воспитанника (интеллект, интересы, наклонности, изучение личностного роста)

  • детский коллектив, одно из важнейших условий развития личности ребенка (социометрия, ценности коллектива)

  • профессиональная позиция педагога, еще одно важнейшее условие развития личности ребенка (его базовые ценности)

На основе целого комплекса результатов диагностик (в начале и конце учебного года) можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, и развития личности ученика, как субъекта.


© 2010-2022