- Преподавателю
- Директору, завучу
- Коммуникативная компетентность педагогов, как неотъемлемая предпосылка их профессиональной деятельности
Коммуникативная компетентность педагогов, как неотъемлемая предпосылка их профессиональной деятельности
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Климук Т.В. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Коммуникативная компетентность педагогов,
как неотъемлемая предпосылка их профессиональной деятельности
Коммуникация - это процесс двустороннего обмена информацией, результатом которого является взаимопонимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Коммуникативная компетентность включает такие составляющие:
-
коммуникабельность;
-
владение содержательной информацией и умение оперировать ею;
-
способность к партнерскому взаимодействию и достижению взаимопонимания.
Причинами неудачной коммуникации могут быть:
-
стереотипы - упрощенные мысли, касающиеся определенных ситуаций, вследствие чего отсутствует объективный анализ и понимание людей, ситуаций, проблем;
-
перенасыщенность коммуникативного пространства информацией, которая препятствует принятию актуальных решений, приводит к лишним эмоциональным переживаниям, тем самым усложняя взаимоотношения с окружающими;
-
«опережающие представления» - склонность не принимать во внимание то, что противоречит собственным установленным взглядам, то, что есть новым, необычным;
-
плохие взаимоотношения между людьми;
-
отсутствие внимания и интереса собеседника;
-
пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы при отсутствии достаточного количества фактов;
-
ошибки в построении высказываний: неправильно подобранные слова, сложность сообщения;
-
неправильный выбор стратегии и тактики общения.
Составные профессиональной компетентности проявляются во время профессионального взаимодействия учителя на разных уровнях:
-учитель- ученик;
-учитель-учитель;
-учитель- администратор.
От развития коммуникативной компетентности учителя зависит эффективность его профессиональной деятельности.
Для каждого из участников учебного процесса качество и результат профессионального взаимодействия определяются:
-
направленностью личности (ориентация на общую деятельность, желание понять другого человека, поддерживать взаимоотношения);
-
педагогическим тактом и стилем общения;
-
уровнем толерантности.
У учащихся возникает немало непредвиденных и « незапланированных» учителем переживаний и чувств в ответ на такие педагогические методы, как принуждение, деструктивная критика.
Необходимо отметить, что учителя редко успевают анализировать эти переживания и чувства учащихся, лишь иногда понимая, что каждый из упомянутых видов влияния чаще причиняет такие реакции:
-
гнев, непринятие;
-
страх, тревожность;
-
разрушение надежд;
-
депрессию;
-
одиночество;
-
упертость и т.д.
Конечно же, ни один из учителей не планирует вызвать у учащегося хотя бы одну из этих реакций. Не планирует - но иногда вызывает.
Искусство общения - это приемы и навыки органичного социально- психологического взаимодействия учителя и учащегося, содержанием которого является обмен информацией и совершение воспитательного процесса с помощью различных коммуникативных способов, а также организация взаимоотношений между учащимися.
В общем виде коммуникацию можно определить как содержательный аспект социального взаимодействия.
Коммуникативная компетентность всегда требует от личности осознания:
-
собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники своей работы;
-
готовность принимать новое;
-
уровень своей экономической культуры;
-
свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур.
Таким образом, коммуникативная компетентность личности рассматривается как идейно- моральная категория, которая регулирует всю систему отношения человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу этих двух миров.