Коммуникативная компетентность педагогов, как неотъемлемая предпосылка их профессиональной деятельности

Коммуникация – это процесс двустороннего обмена информацией, результатом которого является взаимопонимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность включает такие составляющие: коммуникабельность; владение содержательной информацией и умение оперировать ею; способность к партнерскому взаимодействию и достижению взаимопонимания....
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Коммуникативная компетентность педагогов,

как неотъемлемая предпосылка их профессиональной деятельности


Коммуникация - это процесс двустороннего обмена информацией, результатом которого является взаимопонимание. Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Коммуникативная компетентность включает такие составляющие:

  • коммуникабельность;

  • владение содержательной информацией и умение оперировать ею;

  • способность к партнерскому взаимодействию и достижению взаимопонимания.

Причинами неудачной коммуникации могут быть:

  • стереотипы - упрощенные мысли, касающиеся определенных ситуаций, вследствие чего отсутствует объективный анализ и понимание людей, ситуаций, проблем;

  • перенасыщенность коммуникативного пространства информацией, которая препятствует принятию актуальных решений, приводит к лишним эмоциональным переживаниям, тем самым усложняя взаимоотношения с окружающими;

  • «опережающие представления» - склонность не принимать во внимание то, что противоречит собственным установленным взглядам, то, что есть новым, необычным;

  • плохие взаимоотношения между людьми;

  • отсутствие внимания и интереса собеседника;

  • пренебрежение фактами, то есть привычка делать выводы при отсутствии достаточного количества фактов;

  • ошибки в построении высказываний: неправильно подобранные слова, сложность сообщения;

  • неправильный выбор стратегии и тактики общения.

Составные профессиональной компетентности проявляются во время профессионального взаимодействия учителя на разных уровнях:

-учитель- ученик;

-учитель-учитель;

-учитель- администратор.

От развития коммуникативной компетентности учителя зависит эффективность его профессиональной деятельности.

Для каждого из участников учебного процесса качество и результат профессионального взаимодействия определяются:

  • направленностью личности (ориентация на общую деятельность, желание понять другого человека, поддерживать взаимоотношения);

  • педагогическим тактом и стилем общения;

  • уровнем толерантности.

У учащихся возникает немало непредвиденных и « незапланированных» учителем переживаний и чувств в ответ на такие педагогические методы, как принуждение, деструктивная критика.

Необходимо отметить, что учителя редко успевают анализировать эти переживания и чувства учащихся, лишь иногда понимая, что каждый из упомянутых видов влияния чаще причиняет такие реакции:

  • гнев, непринятие;

  • страх, тревожность;

  • разрушение надежд;

  • депрессию;

  • одиночество;

  • упертость и т.д.

Конечно же, ни один из учителей не планирует вызвать у учащегося хотя бы одну из этих реакций. Не планирует - но иногда вызывает.

Искусство общения - это приемы и навыки органичного социально- психологического взаимодействия учителя и учащегося, содержанием которого является обмен информацией и совершение воспитательного процесса с помощью различных коммуникативных способов, а также организация взаимоотношений между учащимися.

В общем виде коммуникацию можно определить как содержательный аспект социального взаимодействия.

Коммуникативная компетентность всегда требует от личности осознания:

  • собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники своей работы;

  • готовность принимать новое;

  • уровень своей экономической культуры;

  • свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур.

Таким образом, коммуникативная компетентность личности рассматривается как идейно- моральная категория, которая регулирует всю систему отношения человека к природному и социальному миру, а также к самому себе как синтезу этих двух миров.

© 2010-2022