- Преподавателю
- Директору, завучу
- Выступление на педсовете о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Выступление на педсовете о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крючкова О.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
О. В. Крючкова
ОГБОУ «Школа №10»
Г. Рязани
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
В РАМКАХ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Междисциплинарность - заимствование и перетекание подходов и методов различных дисциплин.
Консолидация (от лат. con - вместе, solido - укрепляю) - укрепление чего-либо, объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.
В настоящее время среди учащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля.
Категория детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), обусловленная различной этиологией нарушений, а также их выраженностью - от легких и быстро устранимых состояний до стойких отклонений, требующих создания специальных условий, - диктует необходимость предоставления образовательных услуг и специального сопровождения специалистами разного профиля. В нашей школе созданы специальные условия для детей с ТНР. Программа коррекционной работы является составляющей адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) школы №10 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее Стандарт) и направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ТНР, оказание помощи детям этой категории в освоении данной программы.
Согласно Стандарту, один из основных механизмов реализации коррекционной работы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов различного профиля, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Не смотря на специально созданные условия в нашей школе, наблюдается рост числа детей, нуждающихся в дополнительной комплексной помощи
Таким образом, для учеников, нуждающихся в дополнительной комплексной помощи, требуется объединение, сплочение специалистов разного профиля общеобразовательной организации для усиления борьбы за общие цели, т.е. требуется комплексный подход, комплексная работа, основанная на принципе междисциплинарного взаимодействия команды единомышленников в рамках службы помощи детям. В нашей школе существует такая служба - это школьный психолого-медико-педагогический консилиум (далее ШПМПк). В него входят педагог-психолог, учитель начальных классов, учитель-логопед, учитель русского языка и литературы, учитель математики, врач-педиатр, социальный педагог.
Основная цель ШПМПк - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Основополагающими в работе ШПМПк являются принципы:
- уважения личности и опоры на положительные качества ребенка: сoбеседования с учащимися в ходе заседаний нацелены на распознавание в одинаковой степени как недостатков развития, так и положительного потенциала ребенка;
- максимальной педагогизации диагностики, которая определяет приоритет педагогических задач ШПМПк и предполагает, что смысл консилиума - в интеграции психологических и педагогических знаний. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру;
- закрытости информации, предполагающей строгое соблюдение этических принципов участниками ШПМПк. Конкретизация и обнаружение противоречий трудностей развития не должны привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и учителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и другие данные, разглашение которых может повредить ребенку, не подлежат публичному обсуждению вне заседания ШПМПк.
Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации с целью организации развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.
2. Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания.
3. Выбор оптимальной для ребенка учебной программы.
3.1. При отсутствии положительной динамики развития в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа обучения.
3.2. При положительной динамике и компенсации недостатков определение путей интеграции детей в соответствующие школы, работающие по основным общеобразовательным программам.
3.4. Принятие коллегиального решения о выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающегося.
3.5. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
3.6. Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса.
3.7. Консультации в решении сложных, конфликтных ситуаций.
Организация деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума:
1. ШПМПк создается в образовательной организации приказом директора.
2. Заседания ШПМПк проводятся по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы. Заседание ШПМПк может быть созвано его руководителем в экстренном порядке.
3. Организация заседаний проводится в два этапа:
- подготовительный: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;
- основной: обсуждение аналитических данных и предварительных выводов, выработка коллективных рекомендаций.
4. Прием школьников на ШПМПк осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе учителя, педагога-психолога. В случае инициативы сотрудников школы получается письменное согласие родителей (законных представителей) на обследование ребенка и присутствие родителя (законного представителя).
5. На основании полученных данных коллегиально составляется протокол и рекомендации об условиях и виде коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей.
6. В случае отсутствия динамики развития ребенка ШПМПк направляет его к специалистам областной психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) или медицинского учреждения по профилю, куда предоставляет следующие документы:
- психолого-медико-педагогическую характеристику ребенка;
- письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной работы ребенка;
- заявление на обследование на областную ПМПК родителей (законных представителей).
Таким образом, школьный психолого-медико-педагогический консилиум представляет целостную систему работы специалистов образовательной организации, основанную на принципах междисциплинарного взаимодействия и направленную на предоставление комплексной помощи учащимся с трудностями адаптации, обучения, воспитания, развития, социализации детей с ТНР.