«Воспитание творческой личности через создание ситуации творчества»

Как правило, принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности. но не менее важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Для этого коллективу школы необходимо было реализовывать новый подход, внедрять индивидуальное взаимодействие с учащимися, проводить диагностику их интересов и возможностей. Вся работа педагогического коллектива проводилась по программе «Одаренные дети» и решались следующие задачи: •              Выявить детей, относящихся к группе «одаренных у...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Воспитание творческой личности через создание ситуации творчества»

Как правило, принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности. но не менее важно относиться к обычному ученику как к одаренному. Для этого коллективу школы необходимо было реализовывать новый подход, внедрять индивидуальное взаимодействие с учащимися, проводить диагностику их интересов и возможностей. Вся работа педагогического коллектива проводилась по программе «Одаренные дети» и решались следующие задачи:

  • Выявить детей, относящихся к группе «одаренных учащихся»;

  • Сформировать команды учащихся школы для участия в районных предметных олимпиадах и научно-практической конференции;

  • Собрать банк данных о различных конкурсах для учащихся, начиная от районного уровня.

  • создание такой развивающей среды в учебном процессе, внеклассной работе, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах деятельности: науке, культуре и искусстве, физической культуре и спорте.

  • изменение подхода к понятию "одаренность".

Известны слова Л.Н.Толстого о вундеркиндах: «Сколько я их встречал и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой фейерверк!» Но это не значит, что ранние проявления одаренности вообще не надо принимать всерьез.

Анализируя работу коллектива школы по воспитанию творческой личности, по работе с одаренными детьми через создание ситуаций творчества можно отметить:

  • методическую работу;

  • предметные недели;

  • инновационная работа, что является одним из важных направлений в работе развития творческой личности. Посещая уроки, администрация школы обращает внимание на выполнение одного из требований к уроку: сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся на уроке. На уроках Сибиревой Л.А. можно увидеть создание проблемных ситуаций и путем самостоятельной деятельности учащиеся находят выход, решения. Тема: "Рост и развитие растений и животных" Определена проблема: известно, что организм растет. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества. На уроках биологии и химии учитель работает над созданием лирического, эмоционального настроя с помощью художественного слова, музыки, живописи. Шестиклассники на уроке "Функции листа" пишут:

Лист, листочек маленький,

Маленький, кудрявенький.

Он на ветке сидит,

Никуда не улетит.

Он ведь - гибкий!

Зеленый листочек висит на березе

И молча шуршит в темноте он глухой.

Средь осенней поры улетит далеко

И никто не забудет шуршанье его.

На уроках в начальной школе у учителей Шишовой Е.Н. и Клевиной Л.П. развитие творческой личности проходит на всех этапах обучения. В учебном процессе строго соблюдаются психологические условия:

- создание бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей учащимся осознать пользу и значимость выполняемой работы, пережить личный успех и успех товарищей, также чувства радости открытия и познания поиска.

Для развития творческих способностей учителя начальных классов используют различные игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные и нестандартные задачи, различные виды работ, олимпиады, конкурсы и викторины. На уроках чтения ребята готовят творческий пересказ с введением в сюжет изменений, новых героев. очень часто используется прием открытия. Урок русского языка по теме: "Неопределенная форма глагола", на доске написаны глаголы: бегать, любить. Ребята исследуют слова: это глаголы т.к. обозначают действие предметов и отвечают на вопрос что делать? Определяют лицо, число и род глаголов. Пытаются изменить начальную форму, но не получается. Кто - то первый догадывается: у этих глаголов нет лица и времени. Л.П. Клевина считает, что большую помощь могут оказывать сами дети, если они знают об особенностях своего внимания, памяти и т.д.Для выполнения комплекса творческих заданий часто требуется индивидуальное решение и умения реализовать свое "я". Дети готовят уже в начальной школе небольшие творческие сообщения с целью привития интереса к исследовательской работе. Ученик Л.П.Клевиной Матафонов Эдик участвовал в конференции исследовательских работ, на которой представлял информационно - исследовательский проект учащихся 3 класса «Зимующие птицы нашего поселка». Конференция проходила на школьном этапе, и занял 1 место в своей возрастной группе. Ученик Шишовой Е.Н. Голяев Сергей со своими второклассниками защищал проектную работу по теме: «Наши пернатые друзья». Целью, которой было: изучение разнообразие птиц родного края. Учащиеся провели исследование: искали материал по энциклопедиям, справочникам; общались с родителями, друзьями и другими взрослыми; наблюдали за повадками птиц. И выяснили, что они знали о птицах очень мало. Подвели итог и сделали вывод:

Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или неподалеку от нашего дома, надо знать. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Результатом проекта стала презентация, на защиту которой вышел Голяев Сергей. Работа заняла 2-е место на школьной конференции.

Учитель английского языка Мясникова Е.В. с одаренными детьми по предмету «Английский язык» осуществляется на уроках и во внеурочное время.

Главное направление ее работы - это проектная и исследовательская работа на английском языке.

Учащиеся выполняют различные виды проектов под руководством учителя. Темы для исследования они выбирают сами. Учитель определяет учащихся, которые способны выполнить поставленные перед ними задачи. Как правило, это учащиеся, которые проявляют интерес к изучению предмета, уверенно владеют навыками устной и письменной речи, умеют применить свои знания на практике. Учитель работает с одаренными учащимися из различных возрастных групп:

- Бузанова Наталья, 10 класс. Увлечена работой над проектами на английском языке уже в течение двух лет. Темы своих работ Наталья выбирает сама. Она изучает дополнительную литературу, подбирает необходимый языковой материал. Она подготовила и представила следующие работы:

- « Здоровый образ жизни»;

- « Почему необходимо изучать английский язык?»;

- « Влияние географии на жизнь людей и их стиль жизни». Данная работа была представлена на школьной научно- практической конференции исследовательских работ.

- « Взгляд на Британию».

- Бакунькина Олеся, 8 класс. Проектной деятельностью занимается в течение года.

Она представляла свой проект на школьной конференции. Заняла 2 место. Это была исследовательская работа в виде презентации на тему: « Значение английского языка в современном мире».В настоящее время Олеся готовит новый проект на тему: «Здоровый образ жизни - это путешествие, которое начинается с момента нашего рождения» на английском языке.

Учитель Александрова Т.Н. в основном работает над привитием интереса к предмету и участие обучающихся в конкурсах. Ее ученица Свиридова Надежда (8 класс) участвовала в конкурсе работ «Наркотикам -НЕТ» и получила призовое место, участвовала в Молодежном филологическом чемпионате. В настоящее время работает над проектом «Биография слова». Есть свои журналистки, которые пишут заметки и зарисовки. В апреле в редакцию Зейский вестник отправлена заметка по проведению предметной недели предметов гуманитарного цикла.

Работа с одаренными детьми по предмету «Технология» имеет свои определенные особенности считает учитель технологии Устич Е.О. Ведь данный предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта (изготовление швейного изделия, изделий декоративно-прикладного искусства, подготовка праздника и т.д.) или усовершенствование уже существующего, и обязательное его испытание.

Именно поэтому при выявлении одаренных детей по технологии учитель уделяет особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и старается развивать эти качества. Ведь для того, чтобы добиться результатов на олимпиадах и конкурсах по предмету ученикам необходимы не только теоретические знания, но практические умения и навыки, используемые креативным образом при создании изделия (например, при изучении раздела «Кулинария» учащиеся могли придумать и презентовать авторское блюдо и предложить решения к сервировке праздничного стола), которое всегда требует огромных трудовых затрат и настойчивости, а также навыков самоконтроля и критической самооценки.

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

Достижению этой цели на уроках технологии способствуют следующие задачи:

  • активизация творческой деятельности одаренных детей;

  • постоянное стимулирование и развитие познавательного интереса обучающегося к предмету;

  • развитие способности и стремления к самообразованию;

  • сотрудничество учителя и обучающегося в процессе обучения;

  • обеспечение душевного здоровья и эмоционального благополучия одаренного ребенка;

  • формирование у учащихся системы технологических знаний и умений и навыков, необходимых для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.

Евгения Олеговна применяет методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха (например, урок-фантазия в 5 классе «Мы и круг нас»), деловые и познавательные игры (бланковые игры в 8 классе «Торг», «Бизмес-риск-мен»; деловая игра «Страна богатых и умных» и преферанс «Формула - 5» в 11 классе), введение жизненных ситуаций (например - создание авторской модели торжественной одежды, при изучении стилей и силуэтов в 7 классе), стимулирование занимательным содержанием (исторические факты, наглядные материалы), соревнование.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание (выставка работ 6 класса - «Юбка: от древности до современности»), проектный метод (например, при изучении раздела «Профориентация»), создание проблемной ситуации (5 класс - раздел «Конструирование швейного изделия») «Фартук: вещь необходимая в гардеробе или все таки лишняя?»). Упражнения, решение технологических задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - творческую. Уже второй год ее ученики занимают призовые места в районо конкурсе «Кутюрье».

В школе уже несколько лет работает научно - литературное объединение «Парнас», которым руководит учитель русского языка и литературы Каратеева Валентина Викторовна. Увлеченные литературой, журналистикой собираются ребята каждый вторник на «огонек». Изучают, стараются понять, чем живут писатели, поэты Приамурья. Какие вопросы, темы их волнуют. Богат поэтами, писателями наш район.

Знакомятся с творчеством местных авторов, пробуют «свое перо». И считают, что родной край, воспетый в талантливых произведениях местных авторов - дань традиции, а учащиеся - ее продолжатели. В рамках краеведения «Отечество» ежегодно учащиеся нашей школы выступают с презентациями о творчестве членов Амурской писательской организации. Презентация Седукина Евгения (10 класс) о творчестве Зейского поэта Рязанова И.А., презентация Бузановой Н. (9 класс) по творчеству Ю.К.Чапковского. Кроме того знакомятся с творчеством амурских писателей и поэтов. Внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов «И это земля твоя». Парнасовцы сами пробуют перо:

Любимой школе.

Хорошо учиться в нашей школе.

Всегда ждут интересные дела:

Концерты, дни здоровья, эстафеты

И без субботника нам обойтись нельзя.

Весело всегда здесь и уютно

И некогда нам здесь, друзья, скучать.

Мы любим нашу дорогую школу.

И вам хотим о ней мы рассказать.

Сахабутдинов Андрей

А ещё они гордимся своими «звёздочками». Это участники всех концертов и для школьников, и для жителей села: Кривченко Денис, Бакунькина Олеся, Свиридова Надежда, Стаценко Лида, Бузанова Наташа и др. Коллективным трудом является наш гимн парнасовцев:

В берёзовой роще стоит теремок,

Живёт в нём семейка большая.

С утра вся ватага спешит на урок,

Познанья свои расширяя.

Любим мы петь, играть, танцевать,

Стихи сочинять, их читать на эстраде.

Гостей принимать и их развлекать.

И кросс пробегать по ограде.

За труд наш упорный, талант небольшой,

Нас не обходят награды.

Мы будем стремиться к цели другой,

Переступая преграды.

Одним из уровней самостоятельной познавательной деятельности учащихся является вариативная самостоятельность, которая проявляется в умении из имеющихся правил, определений, образцов рассуждений выбрать определённое и использовать в процессе решения новой задачи. Это можно отметить посещая уроки математики учителя Супруненко Т.Н. Учащиеся показывают умение производить мыслительные операции - сравнение, анализ. Наиболее наглядно это видно на уроках геометрии в 7 -11 классах. Учащиеся 5 и 6 классов, анализируя условие задачи, перебирают имеющиеся средства для её решения, сравнивают, выбирают наиболее действенные. Другим видом самостоятельной познавательной деятельности учащихся использует учитель -это частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определённого раздела математики формировать (комбинировать) обобщённые способы для решения более широкого класса задач. В умении осуществлять перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального. На всех видах самостоятельности присутствуют элементы творчества. Ученики на этом уровне обладают большим набором приёмов умственной деятельности - умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность. На уроках в 10-11 классах самостоятельность таких учащихся как Бузанова Н., Лаптева К. носит творческий характер, что находит выражение в самостоятельной постановке ими проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке, в проведении собственных исследований.

В соответствии с выделенными уровнями Т.Н. выделяет несколько этапов учебной и внеклассной работы с высокомотивированными учащимися:

- знакомство с элементарными формами познавательной деятельности: изучение доступного материала учебного пособия, решение задач предварительно разработанных учителем в качестве примеров. На данном этапе происходит организация элементарной работы по математическому самообучению.

- привлечение к обсуждению различных способов решения познавательной задачи и отбору наиболее рационального из них. Продолжается работа по организации математического самообучения учащихся, которое носит индивидуальный характер.

- организация самостоятельного изучения учащимися дополнительной литературы: учебной, научно-популярной и научно-математической, подготовка рефератов и докладов/5 класс - Михеева Я. «История математики»/, участие в олимпиадах/6 класс -Евстафьева С., 9 класс - Мальков Р./

- привлечение обучающихся к творческой деятельности во внеурочное время/ сочинение на математические темы, стихотворения по предмету и др. - Судакова Е. 6 класс, Смирнова М - 5 класс/

На занятиях организуются обобщающие беседы по самостоятельно изученному материалу, систематизируются знания учащихся, рассматриваются приёмы абстрагирования и обобщения, проводится разбор найденных учениками решений и обучение выдвижению гипотез, создаётся дискуссионная обстановка.

Наиболее глубоко и полно система учебной работы по развитию самостоятельности и творческой активности реализуется при изучении элективного учебного предмета «Практикум по решению нестандартных задач по математике» в 10 и 11 классах.

На уроках и внеклассных мероприятиях по физической культуре учитель Флока Н.Г. выделяет спортсмена школы, района Нечепуренко Сергея, который увлекается легкой атлетикой. Чемпион школы по бегу 1000 м и 3000 м. Постоянный участник районных и областных соревнованиях. На районном кроссе в 2011 году в беге на 300 метров занял первое место. Много занимается самостоятельно. Есть цель: поступит в педагогический университет на отделение ФВ и С.

Считаю, что в нашей школе разработана система работы с группой способных учащихся, создан банк данных олимпиадных материалов с целью отработки их с учащимися. Есть своя система научно-исследовательской деятельности учащихся через деятельность научного общества «Мысль». Создана команда учителей школы с целью качественной и результативной работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся;

© 2010-2022