Оценочные средства по учебной дисциплине Педагогика по специальности 050141 Физическая культура

Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Педагогика» по специальности 050141 «Физическая культура». Форма проведения оценочной процедуры: дифференцированный зачет. Паспорт комплекта оценочных средств включает объект оценивания,описание правил оформления результатов оценивания. В комплект оценочных средств входит тест и практические задания (устное решение педагогических задач и ситуаций).Представлены условия проведения оценочной процедуры, необходимые инф...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОАОУ СПО Астраханский социально-педагогический колледж

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

_________Мидонова Н.В.

_______2014г.

Оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации

по учебной дисциплине «Педагогика»

по специальности 050141

«Физическая культура»

Форма проведения оценочной процедуры

дифференцированный зачет




Рассмотрены на заседании ПЦК педагогики и психологии

Протокол №___от ___________

Председатель ПЦК ______________Терентьева Т.Е.














Астрахань, 2014




















Разработчик:

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»,

преподаватель педагогики Т.Н. Канаева


I.Паспорт комплекта оценочных средств

Таблица 1

Предмет оценивания

Объект оценивания

Показатели оценки

У. 1 Оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

Методы, приемы, методики, формы организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности.

Отбор методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами.

У. 2 Анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления

Знания педагогики при решении педагогических задач.

Описание анализа педагогической деятельности, педагогических фактов и явлений

У. 3 Находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

Информация, необходимая для решения профессиональных педагогических проблем.

Отбор и анализ информации, компиляция необходимой для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

У. 4 Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Современные проблемы образования, тенденции его развития и направления реформирования

Ориентация в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

З.1 Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Педагогика как наука

Понимание особенностей педагогики как науки

Знание функций педагогической науки

Выявление связей педагогической науки и практикой

Определение структуры педагогической науки.

З.2 Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности

Логика целеполагания.

Понимание сущности, значения цели и целеполагания.

Знание методологических требований к определению целей образования.

Выбор источников педагогического целеполагания.

Определение этапов и методики целеполагания.

Приведение примеров из практики

З. 3Принципы обучения и воспитания

Понятия «принципы» обучения и воспитания

Описание отличительных особенностей понятий

Понимание закономерностей обучения и воспитания в современных концепциях обучения и воспитания.

Изложение выводов о способах реализации принципов обучения и воспитания

Приведение примеров из практики.

З.4 Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

Содержание и организация педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

Понимание педагогического процесс как системы.

Знание закономерностей и принципов педагогического процесса.

Перечисление основных компонентов целостного педагогического процесса.

Распознавание этапов педагогического процесса.

Описание видов и типов образовательных учреждений.

Выявление особенностей организации педагогического процесса в разных типах ОУ

Изложение вариативности учебно-методического обеспечения уроков физкультуры, знание содержательных линий и особенностей построения.

Приведение примеров из практики.

З.5 Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

Формы, методы и средства обучения и воспитания.

Знание форм организации урочной и внеурочной деятельности.

Раскрытие сущности методов и приемов обучения и воспитания.

Перечисление типов уроков и внеурочных форм занятий.

Объяснение структуры форм организации урочной и внеурочной деятельности в различных видах обучения.

Изложение современных требований к организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Выявление особенностей подготовки учителя к проведению урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Понимание особенностей использования современных информационных средств в обучении и воспитании школьников.

З.6 Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Выявление особенностей мотивов учения школьников, их изучения, формирования и развития.

Определение роли познавательного интереса в обучении.

Описание развития познавательной активности и самостоятельности в обучении.

Объяснение сущности принципов развивающего обучения.

Изложение основных концепций развивающего обучения.

Знание психолого-педагогических основ и критериев дифференцированного обучения

З.7 Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

Понимание сущности готовности и адаптации к школе.

Описание периодов адаптации, понятий «школьная и социальная дезадаптация»

Распознавание факторов и механизмов развития дезадаптационных нарушений в младшем школьном возрасте.

Выявление основных видов депривации.

З.8 Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику

Нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика.

Знание источников и механизмов развития личности ребенка.

Определение влияния средовых факторов на развитие личности.

Описание кризисов развития детей школьного возраста.

Выявление критериев явления «норма - аномалия».

Перечисление видов отклонений в развитии детей и подростков.

Понимание существенных типичных особенностей детей с ЗПР.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с ЗПР

З.9 Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Определение понятия «одаренность».

Перечисление форм проявления одаренности. Описание организации обучения и развития детской одаренности.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Объяснение понятия «девиантное поведение», его видов.

Перечисление социально-педагогических причины отклоняющегося поведения.

Выявление особенностей коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением

З. 10 Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения

Изложение уровней деятельности учителя и учащихся в процедуре целеполагания.

Понимание приемов привлечения учащихся к целеполаганию».

Объяснение сущности рефлексивных умений обучающихся в процессе организации и анализа процесса и результатов обучения..

З.11 Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Средства контроля и оценки качества образования.

Изложение понятия диагностики, ее значения и функций.

Определение понятия обучаемости и обученности.

Выявление взаимосвязи темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

Перечисление видов, форм и методов контроля. Описание педагогических условий эффективности контроля.

Объяснение критериев и норм оценивания.

Изложение педагогических основ оценочной деятельности педагога.

З.12 Основы деятельности классного руководителя


Деятельность классного руководителя

Изложение должностных обязанностей классного руководителя.

Перечисление основных видов деятельности.

Понимание сущности взаимодействия с родителями обучающихся.

Описание форм взаимодействия с родителями обучающихся.

Приведение примеров из практики


Описание правил оформления результатов оценивания

«отлично» - выставляется обучающемуся, показавшему результаты тестирования в пределах 85-100%, обнаружившему умение свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой учебной дисциплины, усвоившему взаимосвязь основных понятий в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала.

«хорошо» - выставляется студенту, показавшему результаты тестирования в пределах 70-84 %, успешно выполнившему практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных ситуациях, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по учебной дисциплине, способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности. Содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, показавшему результаты тестирования в пределах 50-69%, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой учебной дисциплины, обладающему необходимыми знаниями, но допустившему неточности в определении понятий, в применении знаний для решения профессиональных задач, в неумении обосновывать свои суждения.

«неудовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему результаты тестирования менее 50%, не справившемуся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой учебной дисциплине.

II. Комплект оценочных средств.


Задание 1 Теоретические вопросы

(компьютерное тестирование)

  1. Педагогика-это наука о

Выберите один из 5 вариантов ответа:

воспитании человека в современном обществе

способах научного познания

психологических особенностях личности

физиологических закономерностях развития личности

подготовке учителя к работе в школе

  1. Объектом педагогики является

Выберите один из 5 вариантов ответа:

  1. воспитании человека в современном обществе

2) способах научного познания

3) психологических особенностях личности

4) физиологических закономерностях развития личности

5) подготовке учителя к работе в школе


  1. Предметом педагогики является

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) теории воспитания

2) методы воспитания

3) психологические особенности личности

4) закономерности воспитания

5) отношения между воспитателем и воспитанником

  1. Цель - это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) предвосхищаемый результат деятельности

2) предметная проекция будущего

3) конечный продукт деятельности

4) образовательный продукт, который должен быть создан за определенный промежуток времени

5) все ответы верны

  1. Целеполагание - это

Выберите один из 6 вариантов ответа:

1) личностная функция, обеспечивающая процесс построения мысленного образа будущего результата деятельности, осознание и субъективное принятие этого образа, а также регуляцию собственной деятельности субъекта, направленной на достижение цели

2) умение участника деятельности ставить цели и планировать их достижение

3) возможность субъекта деятельности предвидеть конечный результат и регулировать процесс его достижения

4) интерес педагога и учащихся как субъектов деятельности в получении конечного продукта и сознательная регуляция собственной деятельности, направленной на получение его

5) возникновение целей, их выявление, определение, осознание

6) все ответы верны

  1. Основными признаками проявления целеполагания являются

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) ориентация на результат

2) освоение общего способа действия

3) доминирующие мотивы

4) умения моделировать и планировать действия

5) все ответы верны

7.Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к его содержанию, методам и организации. Соотнесите содержание принципов:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, признание ценности его личности

2) исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения

3) формирование отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностям, основам жизни - добру, истине, красоте.


__ принцип ориентации на ценностные отношения

__ принятие ребенка как данности

__ принцип субъекности


  1. Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогические процессы имеют циклический характер. Заключительный этап завершает цикл педагогического процесса. Определите его содержание.

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности

2) прогнозирование хода и результатов педагогического процесса

3) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников

4) исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств протекания педагогического процесса

5) анализ достигнутых результатов

6) создание благоприятных условий

7) определение причин неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу

8) планирование действий коррекции

  1. Дидактика как наука решает следующие задачи

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) определяет педагогические основы содержания образования

2) изучает проблемы обучения на родном языке

3) исследует сущность, закономерности, принципы обучения, пути его развивающего и воспитательного воспитательного влияния на учащихся

4) изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения

5) опирается на принципы обучения

6) разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения

7) исследует проблемы успеваемости учащихся

8) определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях

  1. Обучение - это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) важный и надежный способ получения систематического образования

2) специфический процесс познания

3) управляемый педагогом процесс овладения умениями

4) двусторонний процесс

5) двусторонний, познавательный, целенаправленный, планомерный, управляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками

  1. Логика учебного процесса - это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала. В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы ...

Выберите несколько из 10 вариантов ответа:

1) как увлечь учеников

2) как поставить познавательную задачу перед учащимися

3) как организовать общение

4) какой фактический материал подать

5) в каком плане и в каком объеме нужно подать материал

6) как помочь слабым

7) какие вопросы поставить

8) как понравиться ученикам

как понравиться ученикам

9) какие самостоятельные работы предложить

10) какие задания для наблюдения и продумывания организовать

  1. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на группы:

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии

3) уроки общеметодологической направленности

4) уроки развивающего контроля

5) урок постановки учебной задачи

6) урок решения частных задач с применением открытого способа

7) урок моделирования и преобразования модели

8) урок контроля и оценки

9) уроки решения учебной задачи

  1. Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. На методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся. Соотнесите источник знаний и методы:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков

2) наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

3) устное или печатное слово


__ наглядные

__ словесные

__ практические

  1. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований:

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1) должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

2) содержать только достоверные и научно проверенные факты;

3) включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений

4) иметь четкую логику изложения

5) быть эмоциональным

6) соответствовать логике построения науки

7) излагаться простым и доступным языком

8) отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

9) увлекать необычностью содержания

  1. В нравственном развитии личности различают следующие уровни:

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) смыкание образа и слова

2) синкретический

3) автономной морали

4) нормы и правила становятся личными убеждениями

5) соглашение о том, что и как будут делать

6) конвенциональный

  1. Поощрение - это…

Выберите один из 7 вариантов ответа:

1) возбуждение положительных эмоций

2) создание приятного настроя создание приятного настроя

3) положительная оценка поведения

4) доверие в виде поручения

5) внимательном отношении к успехам и неудачам

6) положительная оценка действий воспитанников, закрепляющая их навыки и привычки.

7) чувство собственного достоинства

  1. Наказание - это

Выберите один из 10 вариантов ответа:

1) метод педагогического воздействия

2) предупреждение нежелательных поступков, торможение их

3) чувство вины воспитанника перед собой и другими людьми

4) наложение дополнительных обязанностей

5) выражение морального порицания

6) лишение или ограничение определенных прав

7) неодобрение

8) замечание

9) порицание

10) предупреждение

  1. Под средствами обучения понимают материальные или идеальные объекты, которые используются учителем или учениками для усвоения знаний. Существуют следующие виды технических средств обучения:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) визуальные

2) аудиальные

3) информационные.

4) контроля знаний.

5) программированного обучения.

6) комбинированные.

7) тренажеры

8) вербальные

  1. Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Различают следующие виды:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) оздоровительная

2) трудовая

3) досуговая

4) танцевальная

5) познавательная

6) оздоровительно-спортивная

7) художественная

8) соревновательная

20. Лица с мотивом стремления к успеху:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход

2) ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку

3) выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку

4) не стремятся получить информацию или игнорируют ее

5) стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее

6) самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств

7) умеренное, реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее

8) чаще, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей

21. Лица с мотивом избегания неудач:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход

2) ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку

3) выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку

4) не стремятся получить информацию или игнорируют ее

5) стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее

6) самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств

7) умеренное, реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее

8) чаще, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей

22. Для развития социальных мотивов учения используют установки учителя по отношению к учащимся:

Выберите один из 6 вариантов ответа:

1) активно-положительная

2) ситуативная

3) нейтральная, безразличная

4) скрыто отрицательная

5) функциональная

6) все ответы верны

23. Процесс сопровождения каждого ребенка в классах коррекционно-развивающего обучения проходит несколько этапов:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) диагностический этап

2) изучение медико - психолого - педагогических особенностей конкретного ребёнка.

3) поисковый этап

4) разработка и уточнение индивидуального образовательно - коррекционного маршрута каждого ребёнка

5) деятельностный этап

6) скоординированная деятельность специалистов разного профиля согласно избранной стратегии работы с ребёнком

7) рефлексивный этап

8) анализ деятельности и результатов динамической диагностики

24. Перечислите принципы развивающего обучения

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1) принцип ведущей роли теоретических знаний

2) принцип творческого характера развития

3) принцип совместной деятельности и общения

4) принцип осознания процесса учения

5) принцип ведущей деятельности

6) принцип учета сензитивных периодов развития

7) принцип определения зоны ближайшего развития

8) принцип амплификации детского развития

9) принцип единства аффекта и интеллекта

25. Важнейшим научным основанием организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения является теория формирования учебной деятельности. В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) учебные ситуации (или задачи);

2) учебная цель

3) характер эмоциональной окрашенности

4) учебные действия

5) актуализация наличного теоретико-познавательного интереса

6) действия контроля и оценки

26. В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) потребность;

2) учебные ситуации

3) учебная задача;

4) мотивы учебной деятельности

5) учебные действия и операции.

27. Определите содержание понятий УД:

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) цель по овладению обобщенными способами действий

2) направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно

3) стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области

4) общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения

__ потребность УД

__ учебная задача

__ мотивы учебной деятельности

__ учебные действия

28. Перечислите основные принципы дидактической системы Л.В. Занкова

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности

2) принцип ведущей роли теоретических знаний

3) принцип быстрого темпа прохождения учебного материала

4) принцип осознания процесса учения

5) принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

6) принцип ведущей деятельности

7) принцип учета сензитивных периодов развития

29. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. Адаптацию связывают в основном с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о…

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) физиологической адаптации

2) неустойчивом приспособлении

3) острой адаптации

4) психологической адаптации

5) резких перепадах настроения

6) социальной адаптации

7) желании и умении ребенка принять новую роль

8) развитии умения налаживать контакт

30. Технология коррекционно-развивающего обучения включает

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) развивающий компонент

2) информационный компонент

3) воспитательный компонент

4) управленческий компонент

5) развивающий компонент

31. Одаренность - это:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) стремление к максимальному успеху

2) значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей

3) способность выполнять творческие задания

4) психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности

5) исключительные способности

32. Существуют различные виды одарённости. Общая интеллектуальная и академическая одаренность - это

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности

2) способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или блестяще исполнять, использовать то, что уже создано

3) исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми

4) быстрое овладение основополагающими понятиями, легкое запоминание и сохранение информации

33. Под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями.

Одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. Различает следующие виды неблагополучных семей:

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) конфликтная

2) аморальная

3) педагогически некомпетентная

4) асоциальная

5) семьи с недостатком воспитательных ресурсов

6) нравственно неблагополучные семьи

7) все ответы верны

34. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций, определите их содержание:

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:

1) возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса

2) определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным

3) выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю

4) помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса

5) соответствие достигнутых учащимися знаний - умений - навыков установленным государством эталоном (стандартам)

6) любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика

__ социальная функция

__ воспитательная функция

__ эмоциональная функция

__ образовательная функция

__ управленческая функция

__ информационная функция

35. При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) результатов промежуточной аттестации обучающихся

2) системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии

3) обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

4) коммуникативных и информационных умений;

5) результатов итоговых работ

6) системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни

7) ценностных ориентаций обучающегося;

8) индивидуальных личностных характеристик

Задание 2 Практические задания

(устное решение педагогических задач и ситуаций)

Задача 1 К. Д. Ушинский разрабатывал основы педагогики как науки, но вместе с тем утверждал, что педагогическая наука является искусством. Он писал: «Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества».

Отечественный педагог П. П. Блонский говорил: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Проанализируйте мысли К. Д. Ушинского и П. П. Блонского:

1. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству?

2. Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского?

3. Чем же является педагогика: наукой или искусством?

Задача 2 Являются ли способности человека врожденными? Из предложенных ответов выберите правильный, доказав ошибочность одного-двух ответов.

1. Несомненно. Человек рождается с различными способностями. В генетической структуре зафиксировано проявление способностей каждого человека.

2. Человек рождается с набором определенных способностей, которые были характерны для родителей.

3. Способности представляют собой психические свойства личности, сформированные после рождения. Человек рождается с набором потенциальных возможностей формирования способностей. В их становлении, развитии ведущую роль играют среда, воспитание и деятельность личности.

4. Способности человека нельзя отнести к врожденным свойствам. Они образуются исключительно в ходе пожизненного формирования. Качества способностей всецело зависят от социальных условий жизни личности.

Задача 3 В небольшой сельской школе большое событие: сегодня открывается Музей спортивной славы. В течение двух ребята вместе с учителем физкультуры собирали материал о спортсменах - олимпийцах. Особой гордостью ребят является материал о выпускниках школы - спортсменах. Хотя школа маленькая и нет спортивного зала, физкультуру здесь любят, со спортом дружат. Школа всегда занимает призовые места по легкой атлетике. Учитель физкультуры и ребята по праву гордятся своей спортивной площадкой - она создана руками ребят и почти всех жителей села. Долгими зимними вечерами все «болеют» у телевизоров, а утром обсуждают результаты соревнований. Каждый может не только высказать свое мнение, но и выпустить стенную газету, участвовать в ведении дневника соревнований.

Какие воспитательные задачи решает педагогический коллектив школы?

Какие формы работы по физической культуре и спорту проводятся в вашей школе?

На ваш взгляд, что нужно, чтобы успехи спортсменов колледжа стали достоянием и гордостью всех? Внесите свои предложения.

Задача 4 Дагестанская поэтесса Фазу Алиева в стихотворении «Разговор с сыном» пишет:

Ты, сын мой, должен помнить:

От того ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской - во много раз трудней.

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут...

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, зависть.

Ты ее убей в зародыше.

И научись по праву,

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе - злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту,

Живи, других любя.

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье - корень наших многих бед,

Убийства всех достоинств в человеке -

Безделье.

И позорнее вовеки

Порока не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл ...

И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

1. Проанализируйте содержание стихотворения с позиций задач и закономерностей воспитательного процесса.

2. Какие качества личности поэтесса выделяет как ведущие?

Задача 5 Приближались зимние каникулы. В педагогическом коллективе обсуждался план воспитательной работы с учащимися. Учительница III класса, молодая выпускница пединститута, делилась с коллегами, какие мероприятия она предполагает провести с ребятами:

- Во-первых, мои дети любят кататься на лыжах. Организую с ними лыжный поход в районный центр. Во-вторых, будем читать книгу «Возвращение резидента». Они смотрели кинофильм, а это - продолжение событий. В-третьих ...

-- Подождите, Нина Ивановна,- перебила ее другая учительница.- Вы что же думаете? Что ваши дети такие уж акселераты, что и в десятикилометровый поход в районный центр махнут запросто? И будут следить за логической коллизией похождений героев повести «Возвращение резидента»? Это смело.

- Но мои дети развиты,- пыталась отстаивать свою позицию Нина Ивановна.

1. Как вы относитесь к планам воспитательной работы Нины Ивановны?

2. Требования какого принципа воспитания были нарушены при определении воспитательных мероприятий?

Задача 6 Мать купила сыну кеды. Однако через несколько дней мальчик вернулся домой без кед, которые служили ему второй обувью. « Надо купить новые,- говорит он матери. - Моими кедами ребята на перемене в футбол играли и куда-то забросили. Мы все потом их искали, но не нашли».

Какую позицию следует занять кл. руководителю по отношению к мальчику, его матери?

Что должно стать предметом размышлений кл. руководителя?

Какую задачу в воспитательной работе с классом он должен будет поставить и что провести со своими воспитанниками?

Задача 7 В IV классе пришел новый учитель. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней.

Нина Г. имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины Г., узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив «не принимали».

Учитель не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина Г. прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.

Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения применения воспитательных методов.

Задача 8 Вот как поступал В. А. Сухомлинский. Когда в школу приходил первоклассник, он сажал яблоньку «за маму», потом - «за папу» и т. д. Ребенок ухаживал за деревцами, а когда они начинали плодоносить, первое яблоко он нес маме...

Проанализируйте воспитательный эффект такой работы.

Задача 9 В одной средней школе долго не было спортивного зала и стадиона. Наконец построили спортзал, оборудовали стадион с необходимыми игровыми площадками- К тому же в школу пришел новый учитель физкультуры, энергичный, инициативный. Директор школы пригласила его на беседу:

- Теперь, Сергей Андреевич, у нас есть все возможности значительно поднять уровень физического воспитания наших учащихся- Спортивная база, ваша молодость, энтузиазм. Думается, что мы не будем занимать последних мест на районных спартакиадах.

И действительно, С. А. энергично взялся за дело. Работали спортивные секции, часть ребят серьезно занимались спортом, добивались неплохих показателей. На республиканской спартакиаде школа попала в первую пятерку. Работу школы но физическому воспитанию учащихся ставили в пример другим школам, запланировали изучить педагогический опыт в этой области. На следующий год - новый взлет школы в этом направлении.

Но в сентябре медицинская комиссия провела углубленный медосмотр всех учащихся и в своем заключении сделала вывод: «В школе слабо поставлено физическое воспитание учащихся свидетельством чего является ослабленное здоровье большинства детей...» Такое замечание озадачило директора школы. Пробовали даже обвинять медицинскую комиссию в предвзятости, необъективности.

Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. Как можно объяснить такое противоречие: высокие показатели на олимпиадах и плохое общее состояние физического воспитания в школе?

Задача 10. Петя учился уже в IV классе. Он старательно выполнял все задания, был послушным мальчиком. Но как-то уединенно держался по отношению к своим товарищам.

Классная руководительница Антонина Сергеевна посещала учеников дома. Зашла и к Пете. Он был один, что-то мастерил. Поговорив с Петей, Антонина Сергеевна обратила внимание на большую фарфоровую чашку на столе.

- Это тебе кто-то подарил?

- Нет, это мама давно купила. Копилка.

Учительница попробовала поднять. Тяжело. Видно, много денег туда набросали.

И много уже собрали? Всей семьей?

- Уже много,- с радостью заговорил Петя.- Это мои, с первого класса.

- А ты что же, зарабатываешь уже деньги? - поинтересовалась Антонина Сергеевна.

- Нет. Это папа и мама дают мне за учебу и за поведение.

- Как это?

- Если получаю пятерку, то пять рублей дают, и я бросаю в копилку.

- А за четверку?

- Четыре рубля. Если получу тройку, то только три. За хорошее поведение сразу десять рублей в конце недели.

- Ого! - задумчиво произнесла Антонина Сергеевна.- А куда же ты собираешься истратить эти деньги?

- Еще не знаю. Но мама говорит, что так можно накопить на какую-нибудь вещь...

1. Проанализируйте данную педагогическую ситуацию с точки зрения использования методов воспитания.

2. Какой метод воспитания в данном случае используют родители и как вы относитесь к нему?

3. Что бы вы посоветовали родителям?

Задача 11 В классе первоклассников учитель использует следующий прием. В конце урока он садится за парту и просит детей наблюдать за его действиями по уборке рабочего места. Сначала берет посуду с водой, идет к раковине, выливает воду, моет посуду, ставит на полку. Возвращается к парте, берет кисточку, идет к раковине, моет ее, ставит в стаканчик. Так ходит за каждым отдельным предметом (салфеткой, клеенкой, тряпочкой, красками, подставками для кисточек и т. д.). Затем спрашивает ребят, сколько раз пришлось ходить. Считают. Советуется с ребятами, как можно ускорить эту работу. Некоторые предлагают быстрее бегать. Тогда учитель просит еще раз проследить, как он будет действовать теперь- Он берет s правую руку посуду с водой н кисточку, а в левую - все остальные предметы в определенном порядке. По пути к раковине все раскладывает по местам, моет посуду и кисточку и садится на место. делается вывод, как и почему второй прием работы быстрее, экономичнее. Дети тут же начинают упражняться в выполнении этих действий; хором проговаривают каждое свое действие, проделывают его, добиваются аккуратности, быстроты.

1. Какие общеучебные умения формируются у учащихся?

2. Дайте свои предложения или составьте упражнения по формированию у учащихся I класса организационно-режимных умений: умения по организации рабочего места; умения использовать различные учебные принадлежности.

Задача 12 Учитель физкультуры отпустил дежурного по обстоятельствам, о которых, однако, ребят оповещать было неудобно. А назначенный вместо него ученик наотрез отказался мыть пол в спортзале, так как его дежурство оказалось вне очереди. Преподаватель заявил:

- Ничего, ребята, пол он все-таки вымоет! Ребята разошлись, а упрямец молча уселся на гимнастическую скамейку, не выказывая ни малейшего желания убирать зал. Преподаватель, не подавая вида, что волнуется, вел записи в тетради. А время между тем шло. Что предпринять? Прикрикнуть? Пригрозить грядущими карами? Но чего добьешься - повиновения или признания учеником его напрасного упрямства? В лучшем случае - повиновения под угрозой. Мало того, будучи не прав, ученик еще будет считать себя несправедливо обиженным. А может случиться, что заупрямится, и так, что не сможет уступить, даже если сам захочет. Кончая записи, преподаватель подошел к нему и сказал:

- Слушай, Олег! Когда ты отказался мыть пол, я мог, конечно, назначить другого. Но было бы это справедливо? Другой ничем не хуже тебя. Неужели же стоило бросать жребий?

- Почему бы и нет? - усмехнулся Олег, не сдаваясь.

-Хорошо, давай разберемся, кто из нас прав,- преподаватель присел на скамейку рядом.- Поменяемся ролями. Допустим, я сгоряча заявил ребятам, что ты выполнишь указание учителя. Ну, а как бы ты поступил на моем месте?

Олег молчал, опустив голову, но преподаватель почувствовал, что настроение у парня меняется, и спросил:

- Тебе что, стыдно браться за мытье? Скинув куртку, преподаватель выжал тряпку над ведром. И тут Олег сдался, попросил тряпку и начал мыть сам. А на следующем занятии преподаватель шутливо сообщил классу, что он и Олег пол вымыли по всем правилам. Исход конфликта сблизил двух людей». (Калинин Н. Чувство справедливости // Известия.- 1982.- 25 февраля.)

1. Проанализируйте предложенную ситуацию с точки зрения требований принципов воспитания и использования методов воспитания.

2. Как бы поступили вы в подобной педагогической ситуации?

Задача 13 Два ученика II класса. Олег и Саша, соседи по парте, начали «обмен ударами». «Дуэль» была прекращена учителем, который тут же пересадил Сашу за другую парту... Во время «разведения вражеских сил» слышались взаимные обвинения в драчливости. Рассмотрение конфликта показало, что первым толкнул соседа Олег (он и не возражал против этого). Выяснилось также: столкновение не произошло неожиданно для его участников - ему предшествовал достаточно длительный период напряженности в их отношениях.

За два месяца до описанного события Сашу как слабого ученика, к тому же со сварливым характером. посадили рядом с Олегом на «перевоспитание». Этот прием использовался и ранее и всегда приводил к положительным последствиям. Почему же на этот раз испытанный механизм перевоспитания не сработал?

Дело в том, что подопечный вел себя очень бесцеремонно. В частности, он почти каждую минуту склонял голову над тетрадью «шефа», что само по себе мешало нормальной работе. Но с этим неудобством Олег мирился, Его возмущало другое - то, что Саша, заглядывая ему в тетрадь, пытался сделать в ней необходимые, по его мнению, исправления, поскольку, несмотря на скромные успехи в учебе, был очень самонадеянным мальчиком.

И вот нервы Олега не выдержали - он оттолкнул руку Саши, которая в очередной раз протянулась к его тетради. Ответ не заставил себя ждать». (Гильбух Ю. 3., Картышева Е. И., Митько Г. П., Якушева Я. С. Этические знания - путь к формированию товарищеских взаимоотношений//Початкова школа. -1988.-№ 1,-С. 59 -60.)

1. Оцените эффективность такой формы оказания помощи учащимся,

2. Как бы вы поступили в этой ситуации, будучи на месте учителя?

Задача 14. Наше общество требует восстановления такой нравственной категории, как милосердие.

В детский дом пришли шефы с завода. Принесли игрушки, интересные книжки, сладости. Они хотели побыть с детьми, поиграть с ними, почитать книжки. Но работники дома не позволили взрослым реализовать свои добрые намерения. «Сближаться с детьми вам не следует, - говорили они. - У наших детей тяжелая судьба. Не стоит их волновать. Вы уйдете, а нам их трудно потом успокоить. А за подарки спасибо».

Выскажите свое мнение по данному вопросу. Может быть, работники детского дома правы? Из предложенных альтернативных суждений по этому вопросу остановитесь на том, которое совпадает с вашими мыслями

1. Работники детского дома правы. Дети-сироты мечтают увидеть маму или папу. И как только появляется в детском доме новая тетя или дядя. они спрашивают: «А вы мой папа (мама)?» Потом гости уходят, а дети плачут, отказываются слушаться воспитательниц.

2. В работе с детьми-сиротами, как нигде в другом воспитательном учреждении, необходим максимум доброты и милосердия, особого вида душевной участливости старших. Необходимо, чтобы чаще приходили гости, приносили подарки, играли с детьми, на выходные дни забирали их в свои семьи. Это только поможет таким детям становиться нравственно богаче и сильнее.

3. Эпизодические встречи воспитанников детских домов с чужими дядями и тетями не решает проблемы обездоленности таких детей. Да и подарки - это лишь утешение для взрослых, элемент ложной благотворительности. Детские дома должны в полной мере обеспечиваться всем необходимым через централизованное государственное снабжение.

4. Правильного ответа нет.

Задача 15. Отец в свободное от службы на железной дороге время строил погреб. Жена была на работе в колхозе, старшие дети (а в семье росло 8 сыновей) были в школе. Дома оставался лишь шестилетний Ваня. Отец сам не управлялся с раствором, который быстро остывал в корыте.

- Ваня, - обратился отец к сыну, - ты мне помоги, а то не успеваю. Бери лопатку и, как сможешь, шевели ею в корыте.

Ваня сделал серьезное выражение лица, потянул носом и ответил отцу:

Если надо, то надо. Почему бы не помочь,

И принялся шевелить лопатой в корыте, не давая остывать раствору.

Сосед, увидев, как трудится Ваня, начал ругать отца Вани: «Что ты шестилетнего впряг? Калекой сделать его хочешь? Это же эксплуатация. Беречь детей надо».

Отец лишь ответил: «Главное-лишь бы не был нравственным калекой. А вообще Ванюша у меня молодец!»

Так работали часа два до обеда. А в обед, когда собралась вся семья, отец хвалил Ваню. Малыш готов был и после обеда трудиться с отцом, но уже были старшие помощники. Однако Ваня вертелся тут же, подставляя ведра, маленьким ведерочком носил песок,

1. Как вы оцениваете действия отца?

2. Не кажется ли вам, что отец слишком рано привлекает сына к работе и что это похоже на эксплуатацию детского труда?

Задача 16. Игорь рос здоровым и крепким мальчиком, однако очень стеснительным. Друзей не имел, ребят сторонился, а после школы сразу уходил домой. Неожиданно семья переехала в другой город. Новая школа, новые ребята и учителя. Игорь совсем приуныл, стал пропускать уроки, придумывая болезни. На помощь пришел учитель физкультуры Виктор Николаевич. Он предложил родителям записать Игоря в секцию по баскетболу: «Мальчик крепкий, хорошо бегает, прыгает, быстро овладел техникой ведения мяча, его мяч всегда попадает в корзину».

Подумайте, почему учитель предложил секцию баскетбола? Какие еще можно сделать предложения и почему? Какие советы можно дать учителям, работающим в классе, где учится Игорь, классному руководителю, родителям? Ответы обоснуйте.

Задача 17. В школу пришел молодой учитель физического воспитания. У него хватало энергии на все: на прогулки, походы, игры, лыжные вылазки и т. п- Каждое воскресенье он проводил с ребятами какое-нибудь интересное мероприятие- Тем более по соседству со школой был лес. Но при этом не обходилось без неприятностей: в одном из походов Миша Н. растянул руку, в другом Олег Т; топориком повредил себе ногу. А когда начались лыжные вылазки, то имели ребята и ссадины, н насморки, и т. д. Однако неприятности быстро забывались, и ребята с педагогом снова планировали очередное мероприятие. После одного воскресного лыжного похода шесть мальчиков и три девочки в понедельник не пришли в школу: одни простудились, у других было растяжение мышц. Классные руководители пожаловались директору, что каждый раз после подобных мероприятий по физвосцитанию часть учеников выходила из строя,

- А как сами ребята относятся к этому? - спросил директор.

- Им лишь бы уходить подальше от школы и не учить уроки, - заявили классные руководители. - Однако нечего рисковать. Пусть собираются в спортзале и играют в теннис, волейбол,

Директор подумал, на второй день пригласил к себе учителя физвоспитания и ознакомил с приказом, в котором запретил бесконечные мероприятия, связанные с походами в лес, на реку, в горы, так как они сопряжены с риском для здоровья детей.

Ребята скоро узнали о таком решении и начали делегациями ходить к директору. Назревал конфликт.

1. Как вы относитесь к мероприятиям, которые организовывал учитель физкультуры?

2. Способствовали ли они формированию у учащихся определенных нравственных качеств? Если да, то каких?

3. Прав ли директор, издавший подобный приказ?

4. Как выйти из создавшейся конфликтной ситуации?

Задача 18. На уроке физкультуры во втором классе весело - проходит эстафета. Ребята соревнуются в беге, прыжках, лазании, ведении мяча. Каждый старается, всем хочется одержать победу. Только Юра тихо сидит на скамеечке и с нетерпением ждет звонка с урока. Он физкультуру не любит - стесняется своего веса. Ребята не обращают на Юру внимания, они рады, что он отказался участвовать в соревнованиях. На прошлом уроке он был в команде, и они проиграли.

Оцените действия учителя. Какие принципы обучения нарушены? Как организовать обучение, чтобы каждый ученик был успешен?

Задача 19. В начальных классах проводятся физкультминутки следующего содержания.

На лужайке тихо сели (присели).

Посидели, посидели, потом встали (встали)

И быстро, быстро побежали (бег на месте).


Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть-за парты тихо сесть,

Семь, восемь-лень отбросим.


Ча-ча-ча (руки вперед, три хлопка в ладони),

Наша печка горяча (приседания),

Чи-чи-чи (руки над головой, три хлопка),

В нашей печке калачи (четыре прыжка),

Чу-чу-чу (руки назад, три хлопка),

Будет всем по калачу (четыре прыжка или приседании),

Чо-чо-чо (руки вверх, над головой три хлопка),

Осторожно! Горячо! (шаг на месте).


Лебеди летят да крыльями машут

И, качан головой, пролетели над водой.

Прямо, гордо умеют держаться

И тихо, спокойно на воду садятся.


1. Проанализируйте содержание физкультминуток.

2. Предложите предметы, темы уроков, на которых целесообразно использовать эти физкультминутки.

Задача 20 Родители Саши Т. тщательно заботились о всестороннем развитии сына- Занятия в школе он сочетал с посещением художественной школы, спортивной секции при заводском Дворце культуры. Вечерами мать учила сына музыке. Все внушали Саше Т., что он одаренный. что у него прекрасное будущее, И действительно, он первые две четверти учился на отлично, в двенадцать лет имел неплохие спортивные успехи, свободно играл музыкальные пьесы. Но началось второе полугодие, и Саша начал «хандрить», как выражалась мама. Появились тройки, начал пропускать занятия в художественной школе, резко упали показатели в спортивной гимнастике. Появилось какое-то безразличие, нервозность. Мать сердилась, часто выходила из себя. Был даже случай, что в марте Саша на два дня сбежал к тете, которая жила за городом. Отец смотрел, смотрел на все это и сказал жене: «Хватит мучить ребенка- Навалили на него - так и лошадь упадет...» Но мать хотела видеть Сашу «интеллектуалом», не таким, как все.

1. Выскажите свою точку зрения по поводу этой ситуации.

2. Почему Саша оказывал сопротивление родителям в их намерениях?

3. Где, на ваш взгляд, допущена ошибка в физическом воспитании Саши?

Задача 21 Ребята третьего класса « А» с удовольствием занимаются на уроках физкультуры. Они очень любят эти уроки, а особенно свою учительницу, Лилию Геннадьевну. Она - мастер спорта по художественной гимнастике, после тяжелой травмы долгие годы была прикована к постели, и только упорные тренировки и помощь врачей вернули ее к жизни. Ребята знают историю всех ее наград, следят за выступлениями нашей сборной на соревнованиях, часто встречаются с известными спортсменами. Вместе с учительницей оформили материалы о спортсменах своей школы. Многие ребята по совету своей учительницы занимаются в спортивных секциях и школах. Лилия Геннадьевна всегда интересуется их успехами и неудачами, вовремя даст хороший совет.

В чем секрет успеха деятельности учительницы физкультуры?

Какие принципы обучения и воспитания реализуются?

Предложите свои приемы формирования устойчивого познавательного интереса к урокам физической культуры.

Задача 22 В заключительной части урока учитель проводит малоподвижную игра «Слушай и исполняй»: учитель называет вслух пять разных движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в которой они были названы учителем.

Определите, насколько оправдан данный метод обучения.

В чем его дидактическая ценность? Ответ обоснуйте.

Задача 23 Учитель говорит детям, что ему нужно много упражнений для комплекса утренней гимнастики. Составить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения такого образца или более интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках». Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок учитель использует на уроках для коллективной и индивидуальной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упражнение.

Иногда учитель предлагает ребятам провести упражнения, описание которых «спрятано» в конвертах. Он обращается к ребятам: «На моем столе в пакетах лежат более трудные задания. Кто хочет попробовать их выполнить?»

Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат разные задания для самостоятельной работы.

Какие функции обучения реализует учитель, используя эти приемы в своей работе?

Что общего между перечисленными здесь приемами учебной работы?

Чем отличаются варианты одних и тех же приемов?

Задача 24 Сегодня, дети, у Саши большая радость - он занял первое место в очень трудных соревнованиях. Давайте поздравим его, - говорит учительница. Второклассники встают и радостно аплодируют. «А теперь напишем сочинение на тему «Мой друг Саша». Можно к сочинению приложить и рисунки. Надо писать красиво, интересно. Ваши сочинения Саша будет хранить и перечитывать их, когда станет взрослым».

В конце урока в красочный пакет, оформленный самими же детьми, вкладывают все сочинения и торжественно вручают мальчику.

Проанализируйте ситуацию урока.

Какие задачи решает учитель, используя этот прием? Можно ли его перенести в

старшие классы? Почему?

Нужно ли специально выбирать ученика, в адрес которого будет организовано

такое поздравление, или это не имеет значение?

Задача 25 Первоклассникам дается задание: рассмотри рисунки и скажи, что и за чем делал Юра, собираясь в школу.

Оценочные средства по учебной дисциплине Педагогика по специальности 050141 Физическая культура

1. Какой метод воспитания используется в данном случае? К какой группе методов воспитания он относится?

2. Какие качества формируются у учащихся?

3. Составьте фрагмент беседы по данным рисункам.

Задача 26 Педагогический совет школы готовился рассматривать на своем заседании вопрос о состоянии и путях улучшения физического воспитания в школе. Все было направлено на решение этих вопросов. В школе был объявлен месячник физического воспитания. Учительница русского языка Н. В. на каждом уроке предлагала учащимся записывать предложения, отрывки из газет, в которых рассказывалось о достижениях отечественных спортсменов. Даже тексты для изложений, темы для сочинений подбирались с тематикой физического воспитания- После посещений уроков Н. В. многие коллеги восхищались оперативностью и целенаправленностью учительницы, что льстило ей.

Посетил пять уроков Н. В, и учитель истории С. В. К удивлению Н. В., разговор получился неприятным. С. В. прямо сказал:

- По-моему, уважаемая Н, В.. вы не понимаете сущности и задач физического воспитания. То. что вы наполняете свои уроки спортивной терминологией, не имеет ничего общего с задачами физического воспитания.

- Что же посоветуете: начать на уроках русского языка разучивать физические упражнения и самой делать стойку на голове? - раздраженно спросила Н. В,

- Ни упражнений, ни стоек на голове не надо. Однако как сидят ваши ученики, где сидят, каким воздухом дышат?

- Это уже дело врачей, - горячилась Н, В.

1. Включитесь в возникший спор и выскажите свою точку зрения на пути решения задач физического воспитания на уроках языка, литературы, математики и др.

2. В чем ошибаются коллеги?

Задача 27 Сельская школа жила размеренной жизнью. Стабильный коллектив давно сдружился. Учащиеся неплохо учились, принимали участие в общественной жизни школы и местного колхоза. Помогали колхозу в выращивании и уборке урожая. Любили здесь дальние пешие походы, экскурсии на природу. Лето было заполнено трудом в колхозе. Медицинский осмотр, который проводился в начале учебного года, тоже радовал педколлектив, преобладающее большинство ребят имели хорошее здоровье. Многие выпускники школы поступали в военные училища. Однако время от времени на районных совещаниях школу поругивали: она занимала последние места на спортивных соревнованиях, почти не было спортсменов-разрядников. Пед.коллективу школы ставили в вину, что он не занимается физическим воспитанием учащихся. На педсоветах в качестве ответной реакции попадало учителю физвоспитания.

1. Как вы думаете: есть ли основания упрекать школу в запущенности физического воспитания учащихся?

2. Что определяет уровень физической воспитанности человека?

Задача 28 После построения и проведения игры «Паутинка» (клубочек приветствий) в вводной части урока учитель проводит упражнения е разновидностями ходьбы и бега в медленном равномерном темпе. Использует подвижную игру «Выбери друга».

Какие воспитательные задачи урока решает учитель?

Как реализует развивающую функцию обучения?



Таблица 2

Предмет оценивания

Объект оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

У. 1 Оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания

Методы, приемы, методики, формы организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности.

Отбор методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами.

Приведение примеров из практики.

Отбор методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами в соответствии с ФГОС НОО, продемонстрирована обоснованность ответа.

У. 2 Анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления

Знания педагогики при решении педагогических задач.

Описание анализа педагогической деятельности, педагогических фактов и явлений.

Приведение примеров из практики.

Описан анализ педагогической деятельности в соответствии с алгоритмом.

Педагогические факты и явления описаны в соответствии с алгоритмом решения педагогических задач.

У. 3 Находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

Информация, необходимая для решения профессиональных педагогических проблем.

Отбор и анализ информации, компиляция необходимой для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

Обоснованность отбора и анализ информации, компиляция необходимой для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.

У. 4 Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Современные проблемы образования, тенденции его развития и направления реформирования

Ориентация в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.


З.1 Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Педагогика как наука

Понимание особенностей педагогики как науки

Знание функций педагогической науки

Выявление связей педагогической науки и практикой

Определение структуры педагогической науки.

Названы все особенности педагогики как науки, продемонстрирована обоснованность ответа

Раскрыты функции педагогической науки в полном объеме.

Связь педагогической науки с практикой описана полно и точно

Определена структура педагогической науки.

З.2 Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности

Логика целеполагания.

Понимание сущности, значения цели и целеполагания.

Знание методологических требований к определению целей образования.

Выбор источников педагогического целеполагания.

Определение этапов и методики целеполагания.

Приведение примеров из практики

Сущность, значение цели и целеполагания воспроизведены полно и точно.

Методологические требования к определению целей образования названы верно.

Выбор источников педагогического целеполагания раскрыт в соответствии с алгоритмом.

Определены этапы и методика целеполагания в полном объеме.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.3 Принципы обучения и воспитания

Понятия «принципы» обучения и воспитания

Описание отличительных особенностей понятий

Понимание закономерностей обучения и воспитания в современных концепциях обучения и воспитания.

Изложение выводов о способах реализации принципов обучения и воспитания

Приведение примеров из практики.

Описаны отличительные особенности понятий в соответствии с классификацией.

Закономерности обучения и воспитания в современных концепциях обучения и воспитания раскрыты в полном объеме.

Верно изложены выводы о способах реализации принципов обучения и воспитания.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.4 Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

Содержание и организация педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

Понимание педагогического процесс как системы.

Знание закономерностей и принципов педагогического процесса.

Перечисление основных компонентов целостного педагогического процесса.

Распознавание этапов педагогического процесса.

Описание видов и типов образовательных учреждений.

Выявление особенностей организации педагогического процесса в разных типах ОУ

Изложение вариативности учебно-методического обеспечения уроков физкультуры, знание содержательных линий и особенностей построения.

Приведение примеров из практики.

Полно и точно раскрыта сущность педагогического процесс как системы.

Верно изложены закономерности и принципы педагогического процесса.

Перечислены верно основные компоненты и этапы целостного педагогического процесса.

Описаны все виды и типы образовательных учреждений .

Выявлены полно и точно особенности организации педагогического процесса в разных типах ОУ

Изложена в полном объеме вариативность учебно-методического обеспечения уроков физической культуры, содержательные линии и особенности построения УМК.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.5 Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

Формы, методы и средства обучения и воспитания.

Знание форм организации урочной и внеурочной деятельности.

Раскрытие сущности методов и приемов обучения и воспитания.

Перечисление типов уроков и внеурочных форм занятий.

Объяснение структуры форм организации урочной и внеурочной деятельности в различных видах обучения.

Изложение современных требований к организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Выявление особенностей подготовки учителя к проведению урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Понимание особенностей использования современных информационных средств в обучении и воспитании школьников.

Названы верно все формы организации урочной и внеурочной деятельности.

Раскрыта сущность методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с классификацией.

Перечислены все типы уроков и внеурочных форм занятий в полном объеме.

Структура форм организации урочной и внеурочной деятельности в различных видах обучения воспроизведена верно.

Изложены полно и точно современные требования к организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Выявлены все особенности подготовки учителя к проведению урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Особенности использования современных информационных средств в обучении и воспитании школьников раскрыты в полном объеме.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.6 Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Выявление особенностей мотивов учения школьников, их изучения, формирования и развития.

Определение роли познавательного интереса в обучении.

Описание развития познавательной активности и самостоятельности в обучении.

Объяснение сущности принципов развивающего обучения.

Изложение основных концепций развивающего обучения.

Знание психолого-педагогических основ и критериев дифференцированного обучения.

Приведение примеров из практики.

Выявлены верно и точно особенности мотивов учения школьников, их изучения, формирования и развития.

Верно описан алгоритм развития познавательной активности и самостоятельности в обучении.

Перечислены все принципы развивающего обучения, верно раскрыта их сущность.

В полном объеме изложены основные концепции развивающего обучения.

Воспроизведены верно и полно психолого-педагогические основы и критериев дифференцированного обучения.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.7 Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации.

Понимание сущности готовности и адаптации к школе.

Описание периодов адаптации, понятий «школьная и социальная дезадаптация»

Распознавание факторов и механизмов развития дезадаптационных нарушений в младшем школьном возрасте.

Выявление основных видов депривации.

Приведение примеров из практики.

Раскрыта верно сущность готовности и адаптации к школе.

Описаны верно и полно периоды адаптации, понятия «школьная и социальная дезадаптация»

Установлено соответствие факторов и механизмов развития дезадаптационных нарушений в младшем школьном возрасте верно.

Выявлены в соответствии с классификацией основные виды депривации

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.8 Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику

Нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематика и статистика.

Знание источников и механизмов развития личности ребенка.

Определение влияния средовых факторов на развитие личности.

Описание кризисов развития детей школьного возраста.

Выявление критериев явления «норма - аномалия».

Перечисление видов отклонений в развитии детей и подростков.

Понимание существенных типичных особенностей детей с ЗПР.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Приведение примеров из практики.

Верно и полно раскрыты источники и механизмы развития личности ребенка.

Определены в полном объеме влияния средовых факторов на развитие личности.

Описаны верно кризисы развития детей школьного возраста.

Выявлены верно критерии явления «норма - аномалия».

Перечислены все виды отклонений в развитии детей и подростков в соответствии с классификацией.

Названы верно существенные типичные особенности детей с ЗПР.

Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР изложена полно и точно.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.9 Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Работа с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Определение понятия «одаренность».

Перечисление форм проявления одаренности. Описание организации обучения и развития детской одаренности.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Объяснение понятия «девиантное поведение», его видов.

Перечисление социально-педагогических причины отклоняющегося поведения.

Выявление особенностей коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением

Верно определено понятие «одаренность».

Перечислены все формы проявления одаренности. Полно и точно описана организация обучения и развития детской одаренности.

Верно изложена специфика коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Точно дано объяснение понятия «девиантное поведение», его видов.

Перечислены в полном объеме социально-педагогические причины отклоняющегося поведения.

Выявлены все особенности коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением

З. 10 Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения

Изложение уровней деятельности учителя и учащихся в процедуре целеполагания.

Понимание приемов привлечения учащихся к целеполаганию.

Объяснение сущности рефлексивных умений обучающихся в процессе организации и анализа процесса и результатов обучения.

Приведение примеров из практики.

Изложены верно и точно уровни деятельности учителя и учащихся в процедуре целеполагания.

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию воспроизведены в полном объеме.

Полно и точно раскрыта сущность рефлексивных умений обучающихся в процессе организации и анализа процесса и результатов обучения.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.11 Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Средства контроля и оценки качества образования.

Изложение понятия диагностики, ее значения и функций.

Определение понятия обучаемости и обученности.

Выявление взаимосвязи темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

Перечисление видов, форм и методов контроля.

Описание педагогических условий эффективности контроля.

Объяснение критериев и норм оценивания.

Изложение педагогических основ оценочной деятельности педагога.

Верно изложено понятие диагностики, ее значение и функции.

Определены понятия обучаемости и обученности полно и точно.

Установлена взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

Перечислены полно и точно виды, формы и методы контроля.

Описаны все педагогические условия эффективности контроля.

Критерии и нормы оценивания изложены в соответствии с ФГОС НОО.

Изложены в полном объеме педагогические основы оценочной деятельности педагога.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.12 Основы деятельности классного руководителя


Деятельность классного руководителя

Изложение должностных обязанностей классного руководителя.

Перечисление основных видов деятельности.

Понимание сущности взаимодействия с родителями обучающихся.

Описание форм взаимодействия с родителями обучающихся.

Приведение примеров из практики

Изложены должностные обязанности классного руководителя в соответствии с локальными актами образовательных учреждений.

Перечислены все основные виды деятельности в полном объеме.

Раскрыта верно сущность взаимодействия с родителями обучающихся.

Верно описаны формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач




Условия выполнения задания

  1. Место выполнения задания: кабинет №418

  2. Время выполнения задания: 25мин.х 17=5 часов

  3. Персональные компьютеры - 9, программное обеспечение общего и профессионального назначения.

  4. При подготовке к экзамену Вы можете использовать следующие информационные источники:

  • Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  • Зайцева А.И. Коррекционная педагогика./ Под ред. B.C. Куку шина- Ростов н/Д, 2002

  • Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов. Психологические подсказки. - Ростов-на-Дону, 2009. - 534 с.

  • Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003. - 512 с.

  • Кукушин В.С. Коррекционная педагогика. Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МАРТ», 2010. -468 с.

  • Кукушин В.С. Педагогика начального образования. Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МАРТ», 2009. -592 с.

  • Педагогика. /Крившенко Л.П. и [др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. - 432 с..

  • Пинская М.А., Новые формы оценивания. Начальная школа /М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М.: Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)

Интернет-источники

  • Педагогика.ру [Электронный ресурс] URL:pedagogi.ru

  • Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] URL: pedlib.ru/Books/katalog.php?id=1

  • Методическая Лаборатория Педагогики и Методики Начального Образования МИОО [Электронный ресурс] URL:nachobr.metodist.ru/

  • Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа childpsy.ru›Библиотека›books/id/8271.php

  • Программа «Одаренный ребенок» childpsy.ru›Библиотека›books/id/8267.php

  • Программа воспитания и обучения в детском саду childpsy.ru›Библиотека›books/id/9186.php

  • edweek.org - Education Week on the Wed,, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки

  1. Комплект тестовых заданий.

  2. Комплект практических задач



1


© 2010-2022