Статья «Говорящие стены» или творческое преобразование пространства школы

Сегодня перед школой стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, способной быть востребованной в современных условиях.    Для этого необходимо в школе создать такую образовательную и культурную среду, которая могла бы способствовать решению этой задачи. Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей среды является грамотно организованное школьное пространство. Каждый проведённый день в школе связан с различными чувствами, переживаниями, ощущениями и разными видами деятельности. Мы порой не задумываемся, что качество и свойства окружающей среды оказывает влияние на развитие ребёнка.   За годы работы в школе, я заметила, что не все учащиеся, родители и даже педагоги интересуются материалами, которые размещены для них на различных стендах в школе. Хотя стенды оформлены по всем правилам, на них размещён, интересный материал, с годами и способы оформления видоизменялись, появились цветные изображения, разнообразная бумага. Но они не оказывают необходимого воздействия на учащихся, не выполняют воспитательной функции, дети часто с безразличием относятся к окружающей их информации...    Для решения поставленной проблемы, необходимо было решить следующие проблемы: - Создать среду предполагающую функциональное, эмоциональное и содержательное зонирование пространства школы; - Создание психологической атмосферы, культурных событий в соавторстве с учащимися, педагогами, родителями; - Систематическое обновление и насыщение среды, формирование стиля и качества культурного пространства школы; - Создание рукотворной среды, стимулирующей развитие у учащихся активной учебной и досуговой деятельности; - Создание преднамеренной незавершенности школьной среды, ориентирующей детей на «завершение», творческую активность, исследовательскую деятельность.   Идея преобразования среды школьников возникла впервые при проведении недели истории в школе. Когда нами было разработано мероприятие, где учащиеся должны были пройти препятствия, отвечая на разнообразные задания по истории и обществознанию. Мы заранее на стенах коридоров развесили листы с заданиями, это были станции, которые следовало пройти учащимся, когда они утром пришли в школу для того, чтобы попасть в свой кабинет они должны были преодолеть все препятствия. Детям такое мероприятие понрав...    В прошлом году на классном часе старшеклассники создали проект закона о том, как бороться с вредными привычками. И ребята единогласно решили, что если справиться с ними невозможно, то в их силах предупредить об их опасности. Тогда ребята в рекреации, на стене разместили красочно оформленный проект закона, свои сочинения и рисунки о вредных привычках.    Так как 2014 год - год проведения олимпийских игр в Сочи, этот учебный год в нашей школе был объявлен  годом спорта. С тех пор все мероприятия связанные с укреплением и сохранением здоровья периодически появляются на стене в рекреации – это фотографии с мероприятий, рассказы, сочинения, цитаты, рисунки, плакаты и много другое. Ребята, проходя, невольно обращают внимание на яркие рисунки, высказывания мудрых людей, ищут себя на фотографиях.    Мы уверены, что польза от воздействия этой информации на учащихся имеет положительные действия, доказательство такого воздействия каждый из нас ощущает на примере рекламы.   «Говорящая стена» - это стена, через которую учащиеся общаются  друг с другом, доносят информацию, обмениваются знаниями, она заставляет учащихся заниматься исследованием, поиском новой информации. Пусть не все участвуют в этой деятельности, но остальные невольно к ней обращаются.   Почему именно стена, потому что в современных условиях школа переходит к новым стандартам оформления, становится всё меньше информационных стендов, в моду входят передвижные стенды, выставки и многое другое. Поэтому именно одна стена, не похожая на другие может привлечь к себе внимание, не нарушая внутренней гармонии школьного пространства, не внося дисгармонию, неся в себе воспитательную функцию.    Идея разместить на одной из стен полезные высказывания умных или великих людей была в свое время реализо­вана во многих школах, но постепенно эта хорошая традиция исчезла, хотя на наш взгляд это один из лучших способов донесения информации.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Прибрежненская средняя общеобразовательная школа

Старомайнского района Ульяновской области














Статья


«Говорящие стены» или творческое преобразование

пространства школы»








подготовила

заместитель директора по ВР,

учитель истории и обществознания,

педагог-психолог,

педагог дополнительного образования

Фомина Ирина Викторовна





2014 г.


«Говорящие стены» или творческое преобразование пространства школы.


Сегодня перед школой стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, способной быть востребованной в современных условиях.

Для этого необходимо в школе создать такую образовательную и культурную среду, которая могла бы способствовать решению этой задачи. Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей среды является грамотно организованное школьное пространство. Каждый проведённый день в школе связан с различными чувствами, переживаниями, ощущениями и разными видами деятельности. Мы порой не задумываемся, что качество и свойства окружающей среды оказывает влияние на развитие ребёнка.

За годы работы в школе, я заметила, что не все учащиеся, родители и даже педагоги интересуются материалами, которые размещены для них на различных стендах в школе. Хотя стенды оформлены по всем правилам, на них размещён, интересный материал, с годами и способы оформления видоизменялись, появились цветные изображения, разнообразная бумага. Но они не оказывают необходимого воздействия на учащихся, не выполняют воспитательной функции, дети часто с безразличием относятся к окружающей их информации. В результате наблюдений, назрела проблема творческого преобразования пространства школы, для формирования и развития культурных потребностей и творческих способностей учащихся.

Для решения поставленной проблемы, необходимо было решить следующие проблемы:

- Создать среду предполагающую функциональное, эмоциональное и содержательное зонирование пространства школы;

- Создание психологической атмосферы, культурных событий в соавторстве с учащимися, педагогами, родителями;

- Систематическое обновление и насыщение среды, формирование стиля и качества культурного пространства школы;

- Создание рукотворной среды, стимулирующей развитие у учащихся активной учебной и досуговой деятельности;

- Создание преднамеренной незавершенности школьной среды, ориентирующей детей на «завершение», творческую активность, исследовательскую деятельность.

Идея преобразования среды школьников возникла впервые при проведении недели истории в школе. Когда нами было разработано мероприятие, где учащиеся должны были пройти препятствия, отвечая на разнообразные задания по истории и обществознанию. Мы заранее на стенах коридоров развесили листы с заданиями, это были станции, которые следовало пройти учащимся, когда они утром пришли в школу для того, чтобы попасть в свой кабинет они должны были преодолеть все препятствия. Детям такое мероприятие понравилось. Затем, мы стали использовать такие виды заданий при проведении спортивных мероприятий, для того, чтобы разнообразить их проведение.

В прошлом году на классном часе старшеклассники создали проект закона о том, как бороться с вредными привычками. И ребята единогласно решили, что если справиться с ними невозможно, то в их силах предупредить об их опасности. Тогда ребята в рекреации, на стене разместили красочно оформленный проект закона, свои сочинения и рисунки о вредных привычках.

Так как 2014 год - год проведения олимпийских игр в Сочи, этот учебный год в нашей школе был объявлен годом спорта. С тех пор все мероприятия связанные с укреплением и сохранением здоровья периодически появляются на стене в рекреации - это фотографии с мероприятий, рассказы, сочинения, цитаты, рисунки, плакаты и много другое. Ребята, проходя, невольно обращают внимание на яркие рисунки, высказывания мудрых людей, ищут себя на фотографиях.

Мы уверены, что польза от воздействия этой информации на учащихся имеет положительные действия, доказательство такого воздействия каждый из нас ощущает на примере рекламы.

«Говорящая стена» - это стена, через которую учащиеся общаются друг с другом, доносят информацию, обмениваются знаниями, она заставляет учащихся заниматься исследованием, поиском новой информации. Пусть не все участвуют в этой деятельности, но остальные невольно к ней обращаются.

Почему именно стена, потому что в современных условиях школа переходит к новым стандартам оформления, становится всё меньше информационных стендов, в моду входят передвижные стенды, выставки и многое другое. Поэтому именно одна стена, не похожая на другие может привлечь к себе внимание, не нарушая внутренней гармонии школьного пространства, не внося дисгармонию, неся в себе воспитательную функцию.

Идея разместить на одной из стен полезные высказывания умных или великих людей была в свое время реализо­вана во многих школах, но постепенно эта хорошая традиция исчезла, хотя на наш взгляд это один из лучших способов донесения информации.

Как сделать стены говорящими? Прежде всего, в каждом классе может быть организована группа ребят, которые бы занимались этим постоянно. Можно предложить им придумать название группы и выбрать ее руководителя. Далее - составить план и график экспозиций таким образом, чтобы каждый выпуск был не реже одного раза в месяц, можно и чаще. Другой вариант - общешкольная группа, в которую войдут по 2-3 человека из каждого класса. В нашей школе оформлением занимается министерство спорта, куда входят представители из всех классов.

Что касается выбора места, то лучше всего, если это будет большая стена на первом или втором этаже, в нашем случае это первый этаж, где расположены младшие классы и где часто бывают родители и остальные классы, так мы ещё и решаем вопрос преемственности. В каждой школе есть такие места, мимо которых много раз в день проходят или пробегают все.

При оформлении нужно учесть два условия.

Первое. Текст должен быть хорошо виден на расстоянии одного - двух метров. Он должен быть размещен на контрастном цвету букв фоне.

Второе. Он должен быть написан или напечатан на компьютере, либо простыми (без украшений) печатными буквами, либо письменным шрифтом.

Желательно, чтобы почерки, шрифты, а возможно, и размеры букв в цитатах были разными. Нужно стремиться к тому, чтобы экспозиция не была монотонной, чересчур аккуратно «причесанной» и отдаленно напоминала надписи на стенах, которые любят делать подростки и которые они любят читать.

Позитивные высказывания можно расположить на ярком цветовом фоне, так как яркие цвета отражают состояние интереса, радости, внимания, хорошего настроения. Негативные - на темном или блеклом фоне - сером, коричневом и т. д.

Если финансовые возможности школы позволяют раз в месяц перекрашивать стену, можно писать прямо на стене.

Более простой, экономичный и не разрушительный для школьных стен способ - вбить некоторое количество гвоздей или прикрепить маленькие крючки, на которые можно вешать сделанные из плотной бумаги плакатики, флажки, шары или рамки, листы с текстом, либо использовать потолочную плитку, на которую можно наклеивать листы, без труда их заменять.

Можно дополнить тексты яркими рисунками: это усилит воздействие высказываний.

Поработав в библиотеке, подростки найдут немало подходящих изречений великих людей. В частности, много интересного можно почерпнуть из «Круга чтения» и «Юность» Л.Н. Толстого, В.В.Маяковского «Санплакаты», Ф.Г.Углова «Сердце хирурга», А.Н. Островского «Как закалялась сталь» и других писателей, полезной информацией можно воспользоваться из валеологических занятий. К поиску изречений хорошо бы привлечь родителей, а также бабушек и дедушек. На говорящих стенах найдется место не только для цитат, но и для народной мудрости - пословиц, поговорок, загадок.

Выбор экспозиции можно доверить детям, организовав дискуссию, где они будут отстаивать свою точку зрения или откажутся от своего предложения. В этом обсуждении может участвовать весь класс, а не только оформительская группа.

Младшие школьники могут рисовать рисунки к басням, таким как «Баллада о Шарике, который приобрёл привычку курить, С.Михалкова «Заяц во хмелю», сказка «Привычка» и другие.

Оформление может быть разнообразным, насколько позволит фантазия. Это и мячи, вырезанные из бумаги, на которых учащиеся пишут о здоровье, кроссворды про здоровый образ жизни. Можно создать «олимпийский уголок» и размещать в нём фотографии самых активных учащихся в спорте, фотографии с ежедневной утренней зарядки, уголок «Айболита» с агитационной информацией.

При оформлении говорящей стены мы изобразили весы, на чаще которых находятся вредные привычки рядом туча, от которой идут молнии с надписями о вредных привычках. На другой, которая перевешивает, подросток, увлекающийся спортом, рядом с ним солнце и лучики с надписями из чего складывается здоровый образ жизни. Заголовок этого сюжета: «Подумай? Что для тебя важнее?».

Работа групп оформления говорящих стен совсем не обязательно должна ограничиваться подбором материала и его размещением. Она может быть более разносторонней и более творческой. Например, можно предложить всем ребятам высказаться на интересующую тему, на поставленный вопрос, а ответы собрать в отведенное место (в ящик, коробку). Затем после обсуждения выбрать наиболее ценное.

Группа может заняться исследовательской работой, в частности социологическими опросами. Составив маленький опросник на актуальную тему из 5-6 вопросов (например: «Хотел бы ты избавиться от курения? Какая помощь тебе нужна?»), собрать анонимные ответы, обработать их и опубликовать результаты на говорящей стене.

Это послужит импульсом для дальнейшей деятельности.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы воспринимали сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро». Это говорит о том, что говорящая стена будет воспитывать на подсознательном уровне у учащихся стремление к здоровому образу жизни и физической активности, формировать активную жизненную позицию, готовность выбора в любой жизненной ситуации. Ребята сами участвуют в преобразовании, они активно включаются в творческую и созидательную деятельность и видят результаты своих трудов, процесс воспитания идет не на бумаге, а в реальной практической жизни. Пространство школы преобразуется, у учащихся формируется и развивается культурная потребность и творческие способности, а это для нас самое главное.

Материалы для говорящих стен

(высказывания детей участников конференции «Мы выбираем здоровье» из книги «Формирование здорового образа жизни российских подростков / под.ред. Л.В.Баля и С.В.Барканова, 2002 год.).


Что такое здоровье?

Быть здоровым нелегко. Ваше здоровье зависит не только от вас, но и от других людей.

Здоровье - это о себе заботиться.

Когда ты здоров, ты хочешь прыгать, играть и даже учиться.

Здоровье - это работа.

Здоровье помогает быть хорошим.

Здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся и не болеют.

Само здоровье зависит от человека. Правильное питание, доброта, физические занятия, а главное - чистота души.

Не будешь здоровым - мало проживешь, и мир будет казаться неинтересным.

Здоровье - наиважнейшая вещь в жизни: важнее работы, денег и школы.

Это самое лучшее в жизни. Здоровье для человека - самое дорогое.

Это жизнь, добро, счастье.

Здоровье никто не подарит, как какую-нибудь вещь или игрушку. Здоровье ты должен себе сделать сам.

Если у тебя много денег, но нет здоровья, то все это тебе не нужно.

Лишь человек здоровый в физическом и душевном плане может смело думать о будущем.

Здоровье - это не значит только питаться фруктами и делать зарядку. Еще надо бьггь добрым. Если ты злой, то это отражается на твоем организме и на других людях.

Здоровье и доброта - части одного целого.

Человек не полностью здоров, если его душа неспокойна.

Моральное здоровье более важно. Человек может быть силен, крепок, но морально нездоров.

Как помочь здоровью.

Надо не пить, не курить, надо быть хорошим человеком.

Не валяться в постели, каждое утро вставать рано, делать зарядку на балконе, принимать душ. Руки перед едой мыть с мылом, есть мытые овощи и фрукты. Быть не горбатым, а подтянутым и сильным, есть поменьше сладостей, регулярно чистить зубы.

Нужно всегда быть на природе, бегать, прыгать, употреблять фрукты, в которых есть витамины, спать сколько положено (если будешь ложиться в двенадцать часов, а вскакивать в семь утра, то весь день будешь усталым).

Чтобы быть здоровым, нужна сила воли. Потому что человек зависит сам от себя.

Сохранить здоровье помогает осторожность. Иногда она спасает людей. Надо аккуратно переходить дороги и не возвращаться слишком поздно.

Кошка потрется о ногу, собака положит голову на колени, с ней можно поговорить. И вот, оказывается, такого пустяка достаточно, чтобы снять усталость и чтобы в душе теплело и размягчалось.

Когда человек злой, его нервная система не борется с микробами. Так что лучше быть добрым, и вы будете быстрее выздоравливать.

Чтобы быть здоровым, нужно не поддаваться стрессам, жить в гармо¬нии с близкими, учиться понимать других, и тогда другие будут понимать тебя.

Бег, витамины и чистота - вот что нужно для здоровья.

Чтобы быть здоровым, надо иметь здоровые мысли: не думать ни о ком плохо и не желать никому зла.

Каждая семья - ячейка общества. И если каждый человек из этих ячеек будет следить за собой, заниматься спортом, то и все общество будет здоровым.

Мне нравится быть здоровой, и я хочу реализовать все свои возможности.

Я считаю, что большинство людей здоровы потому, что никогда не скучают, улыбаются и приносят счастье другим.

Я дорожу здоровьем моих родных и близких. А они дорожат моим здоровьем.

Если бы все люди были здоровы, как бы было счастливо все человечество!

Курение.

Я не знаю, кто завез к нам первую сигарету, но я думаю, что он не знал про нее ничего или хотел умереть.

Ты куришь, и умирает вокруг тебя природа и окружающие тебя люди.

Если человек курит, он себя уничтожает. Может, не снаружи, но внутри точно.

Зарубежные страны и особенно Америка поставляют нам сигареты, а сами борются с курением и даже не берут на работу курящих людей. Разве здоровье детей - россиян менее важно, чем здоровье американских детей?

Над мальчишками и девчонками, которые не курят, часто смеются. Говорят, они слабые духом. По-моему, все наоборот. Только сильные духом люди не начинают курить.

Курение - это бесполезная трата денег. На эти деньги можно было бы построить целые города.

Лучше купить на эти деньги что-нибудь нужное, даже если это просто ручка. А еще подарок братику или сестренке.

Я не курю, потому что не хочу. Я не хочу идти на поводу у других, и в этом моя сила.

Мужчина не должен курить. Ведь он защитник семьи и должён быть в форме.

Я хочу быть свободным человеком и ни от чего не зависеть, в том числе и от сигарет. Поэтому я никогда не буду курить.

Сколько бумаги уходит на упаковку сигарет! А ведь бумагу делают из деревьев. Сколько же из-за этого погибает деревьев! А их и так все меньше остается на Земле.

Если каждый курильщик бросит эту привычку, то улучшится здо¬ровье всего населения нашей планеты, и дети будут расти здоровыми.

Если девушка курит, у нее могут быть больные дети или вообще не будет детей.

Курящий мальчишка с сигаретой в зубах вышядит смешно. Все равно что взрослый в детских штанишках.

На сигареты люди тратят в день около двух часов. За это время можно сделать столько полезных и интересных дел!

Наркотики и алкоголь.

Наркотики - это самое страшное, что есть на Земле. Ради этой отравы человек готов пожертвовать своей жизнью и даже жизнью собственных близких.

Люди, которые нюхают или употребляют наркотики, постепенно начинают умирать.

От алкоголя страдает не только человек, который пьет, но и вся его семья. Сильнее всего страдают дети. Вся их жизнь переламывается.

Я считаю, что алкоголь и наркотики - современное оружие, которое убивает тебя постепенно и может уничтожить целые народы.

Если меня кто-то будет уговаривать курить, пить или предложит наркотики, я откажусь. Я не попугай.

Наркотики и алкоголь начинают брать у тебя все, что есть, понемногу, и в конце концов берут у тебя жизнь.

Стоит ли минуты удовольствия менять на кромешный ад для своих детей или семьи? Алкоголизм - это болезнь, и, чтобы не пришлось с ней бороться, лучше не пить, гак как от алкоголя происходит вымирание наций.

Из-за алкоголя многие люди теряют своих друзей, квартиры, смысл жизни, они становятся одинокими, несчастными.

Под действием алкоголя у человека как бы исчезает собственное «Я». Он способен на любой поступок, даже самый безумный. Нормальный человек, здоровый, полноценный, должен жить реальной жизнью, а не иллюзиями.

Наркотики и алкоголь ни для кого не могут быть друзьями, а только врагами. И как с врагами, с ними надо бороться.

Наркотики ставят человека в большую зависимость от себя, и он теряет СВОБОДУ!

Это ужасно, когда человек готов продать все: любовь, родину, мать из - за дозы наркотика.

Люди, которые употребляют наркотики, очень раздражительны, у них теряется чувство стыда. Они становятся некрасивыми, имеют тупой взгляд и очень «тормозные».

С помощью наркотиков люди не уходят от проблем, а находят их еще больше.

«Кто вино любит, тот сам себя губит».

«От рюмки водки до могилы путь короткий».

«Кто чарку любит, тот веку не доживает».

Природа и здоровье.

Природа дала нам все. И даже, попав на необитаемый остров, мы с вами можем выжить.

Если вырубят леса, высохнут реки и наша Земля превратится в пустыню без всего живого. Поэтому мы должны подумать о природе, а не о том, как стать богатыми людьми.

Как и наше здоровье, мы должны сохранить леса и все живое.

Природа - это зеленая аптека для всех людей. В ней есть лекарства от всех болезней.

Нужно помнить, что щедрость природы не бескрайняя.

Природа хочет помочь нам, а мы убиваем ее, истребляя растения, животных, птиц.

Что-нибудь небольшое для нашей Земли может значить очень много.

Рубят леса, а в них живут звери. Срубили дерево - белка осталась без жилья, а некоторые звери и без еды.

Погибая, леса уносят и наше здоровье.

Природа создала человека, и человек должен вести себя, как и все живое на Земле.

Природа дарит красоту всему миру.

Здоровье и спорт.

Спорт можно воспринимать по-разному. Можно часами смотреть телевизор или в спортзале наблюдать за соревнованиями. А можно самим бегать. Вот и иди на стадион и бегай с братом или сестрой, с мамой или папой. Недаром говорят: «Здоровье - футляр красоты». Будешь заниматься спортом - будешь красивым.

От физкультуры у меня стала лучше осанка, широкая грудь и плечи, крепкая шея, сильные руки и ноги.

Спорт дисциплинирует. Занимаясь спортом, волей - неволей приходится рассчитывать свое время. И курить уже не будешь.

Если бы люди не занимались физкультурой, спортом, возможно, их вообще не осталось бы на Земле.

Быть здоровым, спортивным становится престижным.

Мне не совсем нравятся люди, которые ставят совершенствование своего тела главной жизненной целью. Ведь слово «физкультура» в отличие от слова «культуризм» образовано не от слова «культ», а от слова «культура». Речь идет не о физическом культе, а о физической культуре.

Мне, например, занятия спортом здорово помогают в учебе. Ведь насколько приятнее чувствовать себя бодрым и здоровым, чем сонным и вялым.

Необязательно где-то заниматься в секции, а можно просто играть в спортивные игры во дворе.

С помощью физкультуры мы делаем свое здоровье сами.

Когда занимаешься спортом, ты как бы отдаешь лишнюю энергию, злобу, плохое настроение, скуку. Спорт для меня - это все!

Спорт для меня - это способ самовыражения. Спорт формирует личность, и особенно такую его составляющую, как характер.

Физкультура помогает сохранить себя в это нелегкое время. Если в каждой семье люди занимаются физкультурой, это значит, что они обладают большой трудоспособностью, и страна в целом будет духовно и материально обеспечена.

Список использованной литературы.

1. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 класс.: Учеб. - метод. пособие / под ред. Л.В.Баль, С.В.Барканова. - М.: ВЛАДОС, 2002 г.

2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М., 2000.

3. Баль Л.В. От восьми до семнадцати, или Что думают о здоровье наши дети. - М.: ВЛАДОС, 2000 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

bestreferat.ru/referat-50320.html


© 2010-2022