Моделирование здоровьесберегающих условий в современной школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование здоровьесберегающих условий в современной школе


Дигенова Б.К. тренер центра уровневых программ

АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Акмолинской области


Всемирно известный хирург, один из первых русских ученых - педагогов Николай Иванович Пирогов, писал: «Все будущее жизни находится в руках школы». Безопасность ребёнка - понятие весьма широкое, и в его осмыслении одним из наиболее значимых аспектов, несомненно, является создание безопасной среды, которая окружает ребёнка в школе. В дискуссиях о безопасной школьной среде нередко на первый план выходят проблемы взаимодействия учащихся и педагогов, агрессии подростков и педагогической несостоятельности взрослых. Однако при всей важности этих проблем, не следует забывать и о гораздо более серьёзной опасности, которая незаметно, постепенно разрушает здоровье ученика, делает всё больше наших выпускников обладателями не только аттестатов, но и различных заболеваний, развившихся именно в учебной деятельности. Эта опасность - несоблюдение требований здоровьесбережения в образовательном процессе.

Немного статистики:

По данным национального Центра проблем формирования здорового образа жизни из 100 относительно здоровых детей, приходящих «в первый раз в первый класс», уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (а это 25 детей) врачи фиксируют отклонения в работе сердечнососудистой системы.

А что мы имеем за 11 лет обучения - от первого звонка до выпускного вечера?

60 % - своих питомцев школа «выпускает в жизнь» с нарушением осанки
40-50 % - близорукими
до 40 % -ребят, оканчивающих 11 класс, страдают нарушениями деятельности сердечнососудистой системы
до 30 % - нервно-психическими отклонениями
до 60 % - дидактонев-розами (заиканием, нарушением темпа речи и т. д.)
до 50 % - подростков имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья

По окончании школы лишь 10% учащихся остаются практически здоровыми.

Так, от чего же все-таки зависит здоровье наших детей, да наше с вами:

- еда, которую мы едим

- вода, которую мы пьем

- и воздух, которым мы дышим.

На то чем дышим мы и наши дети, мы повлиять по большей степени не можем. Если кто-то курит - можно бросить. Но на загазованность городов мы повлиять не можем. Но мы можем повлиять на то, чтобы наши дети в школе могли попытаться сохранить свое здоровье, а мы им в этом помочь. Проведя анализ исследований мы пришли вот таким результатам.

Моделирование здоровьесберегающих условий в современной школе

Накопившиеся проблемы в сфере охраны здоровья учащихся, сегодня диктуют необходимость выделения в работе образовательного учреждения особой функции - функции здоровьесбережения.

Выделим некоторые аспекты реализации здоровьесберегающей функции в образовании:

  • санитарно-гигиеническое просвещение участников образовательного процесса;

  • приведение режима работы образовательного учреждения в соответствие требованиям санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности;

  • создание системы охраны здоровья учащихся и педагогов;

  • активизация работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, осуществление системы реабилитационных мероприятий;

  • осуществление системы профилактики заболеваемости участников образовательного процесса;

  • внедрение в практику работы образовательного учреждения современных здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;

  • оптимизация системы урочно-внеурочной работы по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности;

  • внедрение в образовательный процесс интенсивных технологий формирования резервов здоровья.

Основываясь на передовом опыте и современных исследованиях в области здоровьесберегающих образовательных технологий и согласно формулировке ВОЗ(всемирная организация здравоохранения), «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков», хотим предложить модель здоровьесбережения учащихся в общеобразовательном учреждении.

Цель модели заключается в достижении возможности гарантировать сохранение здоровья учащихся при сохранении достаточного уровня образованности выпускников школы. Задачи, сформулированные в соответствии с этой целью, отражают основные направления осуществляемой в школе работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

  • создание внутри школы здоровьесберегающей инфраструктуры;

  • формирование здорового образа жизни в образовательном процессе;

  • рациональная организация деятельности обучающихся в течение их пребывания в школе.

Рассмотрим условия, заложенные в организационно-деятельностный компонент модели.

1-е условие. Формирование и направленность внутришкольного управления на здоровьесбережение учащихся предполагает приоритетность сбережения здоровья учащихся в инновационной деятельности, учёт здоровьесберегающих факторов при выборе направлений инновационных преобразований и экспертизе инновационных идей, изучение и усиление здоровьесберегающих возможностей реализуемых в школе инноваций. Для оценивания влияния инновации на здоровье детей к экспертизе инноваций в роли консультантов привлекаются медицинские работники, психологи, социальные педагоги.

2-е условие. Осуществление междисциплинарного подхода в образовании призвано реализовать функцию здоровьесбережения в преподавании всех школьных предметов, во взаимосвязи учебной и внеучебной работы. В учебном процессе это условие выполняется благодаря следующим направлениям работы:

  • разработке и реализации единых требований к организации здоровьесберегающего учебного занятия;

  • расширению содержания образования за счёт введения в учебные курсы здоровьесберегающей тематики;

  • интеграции учебных дисциплин на основе «сквозных» тем, предполагающих рассмотрение различных аспектов личного здоровьесбережения при изучении разных предметов.

Во внеучебной работе в рамках междисциплинарного подхода интегрируются знания, приобретённые в учебном процессе, и совершенствуется опыт здоровьесбережения.

3-е условие. Приобщение школьников к здоровому образу жизни, которое осуществляется в системе учебно-внеучебной работы, а также в системе работы с семьями посредством формирования у школьников основных компонентов содержания здорового образа жизни:

  1. знаний о пагубном влиянии вредных привычек, а также о здоровом образе жизни;

  2. опыта здоровой жизни, личной гигиены, личного здоровьесбережения в учёбе и труде;

  3. ценностного отношения к своему здоровью.

4-е условие. Создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды образования. Это условие реализуется в следующем комплексе мер:

  • обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и техники безопасности в организации окружающего детей пространства школы;

  • здоровьесберегающая организация жизнедеятельности во время его пребывания в школе (организацию утренней зарядки, физкультминуток, динамического часа, горячего питания, организацию предметно-пространственной среды каждого урока, внеурочного занятия, мероприятия, организацию перемен и т. д.);

  • диагностико-консультативная помощь семьям в организации места для домашней подготовки ребёнка к школе.

5-е условие. Непрерывный мониторинг состояния здоровья учащихся, осуществляемый при участии с медицинских работников во взаимодействии с санитарно-медицинскими учреждениями города или района. Мониторинговая деятельность включает в себя следующие направления работы:

  • санитарно-медицинскую и психолого-педагогическую диагностику (периодический контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательном процессе, медицинские осмотры учащихся (в том числе ежемесячные, а в отдельных случаях - еженедельные и ежедневные, позволяющие выявлять влияние различных инноваций на здоровье школьников), диагностика психического состояния учащихся, а также педагогической эффективности инновации);

  • анализ результатов контроля и диагностики влияния, осуществляемых в школе инноваций на здоровье их участников;

  • коррекцию инновационной деятельности в целом, коррекцию отдельных инновационных проектов либо рекомендацию инновационному совету школы о прекращении реализации инновационного проекта, показавшего низкие результаты здоровьесбережения и не обнаружившего возможностей для его успешной коррекции.

Здоровьесбережение участников инновационного процесса в нашей модели охватывает два основных направления:

  1. инновации, специально направленные на здоровьесбережение и позволяющие снизить риск потери здоровья при использовании традиционных для школы форм и методов осуществления образовательного процесса;

  2. реализация функции здоровьесбережения в каждом инновационной проекте независимо от его целей.

Для определения эффективности здоровьесбережения в данной модели предусмотрен контрольно-оценочный блок, в основу которого положены три ключевых критерия, соотносимые с поставленными задачами.

  1. Критерий инфраструктуры предполагает соответствие школьной предметно-пространственной среды требованию здоровьесбережения участников образовательного процесса, наличие в школе структур управления, реализующих здоровьесберегающую функцию.

  2. Критерий организации процесса отражает здоровьесберегающую организацию учебно-воспитательного процесса и его отдельных направлений, видов и форм деятельности, обеспечивающей его протекание (в том числе, таких, как организация перемен, динамических часов, горячего питания, санитарно-медицинского мониторинга, профилактики заболеваемости в школе, санитарно-гигиенического просвещения и т.д.).

  3. Критерий результата направлен на выявление динамики заболеваемости, изменений, происходящих в физическом и психическом здоровье детей за время их пребывания в школе. Использование совокупности этих критериев позволяет не только констатировать изменения в состоянии здоровья участников образовательного процесса, но и выявлять причины того или иного результата.

Итак, предложенная нами модель отражает систему целенаправленной управленческо-педагогической деятельности по сохранению здоровья учащихся в инновационном процессе, реализуемом в современной школе. Создавая данную модель мы думали не только об учащихся, но и обо всех участниках образовательного процесса.

К сожаленью, универсальная модель здоровьесбережения отсутствует; не только в теории, но и в практической деятельности не отработаны единые критерии здоровьесбережения. Для создания действующей модели здоровьесбережения, необходимо в первую очередь создать центр здоровьесбережения участников образовательного процесса, которая и будет ее разрабатывать. Разрабатывать для вашей школы, для учеников школы и для всех участников этой модели здоровьесбережения. Центр содействия здоровью участников образовательного процесса школы должен стать координационным органом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся, сотрудников образовательного учреждения. Которая в своей деятельности будет руководствоваться Законом РК «Об образовании», нормативными документами Министерства образования РК, Республиканскими нормативными документами по здоровьесберегающим технологиям в образовании, нормативными документами управления общего и профессионального образования управления образования администрации области. Общее руководство деятельностью центра осуществляет руководитель, назначенный приказом директора ОУ.

Так что каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте, предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной концепции до ее реализации.

Литература


  1. Ахаев А.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: - ВКТУ им.
    С.Аманжолова

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М. Вако, 2004.

  3. К.А. Гейтц., Егоров В.В. и д.р. Оценка двигательной подготовленности и физического развития учащихся 6 - 17 лет городских и сельских школ Карагандинской области (методическое пособие). - Караганда, 2009 г.

  4. Найн А.А. Проблема здоровья участников образовательного процесса / А.А. Найн, С.Г. Сериков. - Педагогика. - 2000 - №6. С.53-57.

  5. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе // Образование. - 2002. - №4.

  6. Казина Э.М., Заруба Н.А. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса / Под научной редакцией Э. М. Казина, Н. А. Заруба. - Кемерово , 2003.

  7. Карасёва Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий.

  8. Журнал «Начальная школа», №11, 2005, с.75

  9. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. - 296 с.

  10. Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения // Педагогическое обозрение.- 2000.- №3.-С.89-92

Сылки на сайт:

  1. [email protected] - Целевая программа развития МОУ Жуланской СОШ

  2. [email protected] - Программы развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы посёлка Знамя Октября Подольского района Московской области

  3. schten.ru - «Технологии здоровьесбережения учащихся»

  4. .specialchool.ru - «Школа здоровья»

  5. narod.ru - «Школа - территория здоровья» Нижнее - Койская СОШ

  6. yandex.kz/clck

  7. emissia.org

  8. podelise.ru

  9. uchmet.ru

  10. yaslisad44-aktau.kz

  11. biznesledimlm.blogspot.com/2012/10/zdorovie-rebenka.html

  12. kargoo.gov.kz

© 2010-2022