- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сценарий занятия для педагогов по теме Система оценки образовательных достижений учащихся
Сценарий занятия для педагогов по теме Система оценки образовательных достижений учащихся
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мишарина Л.Н. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ленинградский областной институт развития образования
Факультет «Менеджмент в образовании»
Проектное задание
на тему: «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования».
Выполнила: Мишарина Людмила Николаевна
учитель физики МОУ «СОШ» с.Подъельск
Корткеросский район, Республика Коми
Проверил: Ф.И.О., кафедра,
должность, звание
Санкт-Петербург
2012 год
Введение.
Стандарт общего образования предъявляет новые требования к подготовке учителя:
-
системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ;
-
изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные);
-
изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.
Вводное занятие по теме «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования» призвано помочь учителям сориентироваться в системе оценки образовательных результатов обучающихся, проанализировать сложившуюся ситуацию в области образования в контексте реализации новых ФГОС.
Цели:
-
оказание теоретической и практической помощи педагогам в овладении современными подходами к системе оценки достижений планируемых результатов общего образования;
-
подготовка педагогов к деятельности в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Задачи:
анализ существующей системы оценивания и осмысление новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
анализ особенностей оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образования;
осмысление путей обновления системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
Ожидаемый результат - профессиональная готовность педагогов к реализации ФГОС:
• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
• принятие идеологии ФГОС общего образования;
• освоение новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся.
Занятие предназначено для педагогов общеобразовательного учреждения, проводится в форме мозгового штурма и с применением техники «снежный ком» - наиболее активных и эффективных форм методической работы. Принятие идеи ФГОС требует вдумчивого индивидуального подхода. Открытия при изучении основных документов, связанных с внедрением ФГОС в образовательный процесс, у каждого «свои» и, каждый педагог должен осмыслить и принять их. В рамках коллективной работы возможно педагоги найдут ответы на многие вопросы, возникающие при детальном изучении раздела ООП «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования». Работая в парах и в небольших группах каждый педагог может высказать свое отношение к рассматриваемым вопросам. С этих позиций техники мозгового штурма и «снежный ком» наиболее приемлимые формы работы по изучаемому вопросу.
Сценарий учебного занятия.
1). Ведущий знакомит присутствующих с темой занятия «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования». (Слайд 1).
Предлагает учителям выявить основные недостатки существующей контрольно-оценочной системы. (С применением техники «мозговой штурм»).
Задание 1.Ответьте на вопрос: для чего нужна оценка учащимся?
Предполагаемые ответы:
-
Оценки нужны для того, чтобы дисциплинировать учащихся, повышать их ответственность за свою работу.
-
Оценки должны быть строгими. Ученики должны знать, что оценка будет снижена не только за допущенные ошибки, но и за недопустимое поведение на уроке, невыполнение требований учителя.
-
Оценки нужны для информирования учащихся об их индивидуальном продвижении и возможностях дальнейшего развития.
-
Система оценивания должна быть прозрачной и понятной для учащихся. Они должны знать, при каких условиях можно рассчитывать на удовлетворительную оценку, что надо сделать для повышения уровня своей образованности и соответственно отметки.
2).Ведущий : Что понимается под системой оценивания? Как вы думаете?
Предполагаемые ответы:
Система отметок за выполнение того или иного задания, требования (нормативы) к оценке.
Ведущий : Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. (Слайд 2).
3).Предлагает ответить на вопросы и оценить эффективность существующей системы оценивания (вопросы на листочках, участники отвечают устно).
Задание 2.Оцените эффективность существующей системы оценивания. Сложившаяся система оценивания способствует (вариант ответов: да, нет, трудно сказать):
-
Росту познавательной активности всех учащихся?
-
Росту познавательной активности отличников?
-
Росту познавательной активности троечников?
-
Росту познавательной активности неуспевающих?
-
Систематической самостоятельной работе всех учащихся?
-
Систематической самостоятельной работе отличников?
-
Систематической самостоятельной работе троечников?
-
Систематической самостоятельной работе неуспевающих?
При сложившейся системе оценивания (варианты ответов: часто, редко, трудно сказать)
-
Как часто вы встречаетесь со случаями списывания, подсказками, скачивания готовых ответов из Интернета или различных пособий?
-
Какая часть ваших учащихся может определить свои достижения, указав, чему они научились за конкретный период обучения?
-
Какая часть ваших учащихся может определить, что они не умеют?
-
Проявляют ли родители интерес к качественной оценке достижений или неудач своих детей?
-
Проявляет ли администрация школы интерес к качественной оценке образовательных результатов?
Ведущий делает вывод: Как часто в ваших ответах прозвучали слова «да»,«нет», «затрудняюсь ответить»? Можно ли утверждать , что существующая система оценивания является контрольно - оценочной?
Задание 3.Просит присутствующих сформулировать5-7 предложений , отражающих недостатки контрольно-оценочной системы. (С применением техники «мозговой штурм»).
(Слайды3-4). Недостатки существующей контрольно-оценочной системы:
-
ориентация в контрольно-оценочной деятельности школы на «знаниевую» сторону образования, на проверку репродуктивного уровня усвоения материала, умения действовать по извне заданному алгоритму;
-
отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно-экспериментальную, творческую работу подростков;
-
отсутствие целенаправленной педагогической работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке.
-
контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся.
-
«субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания; многие преподаватели используют оценку в качестве дисциплинарной меры, либо как средство принуждения;
-
формализм в проведении итоговой аттестации, ориентированной на достаточно «узкий» результат образования современных школьников;
-
подведение итогов обученности школьников по совокупности текущих, имеющих высокий уровень субъективизма, отметок, что не отражает подлинности результатов, не дает возможности учитывать действительную динамику учения и обучения учащихся.
Ведущий делает выводы, формулирует основные идеи ФГОС общего образования, используется презентация: «Система оценки достижения планируемых результатов общего образования» (Слайды 5-7) и «Проблемы оценки образовательных достижений старшеклассников и абитуриентов», Ковалевой Галины Сергеевны, заместителя директора ФИПИ (Слайды 2-10).
Предлагает поработать с текстами ООП: с использованием техники «снежный ком», индивидуальная работа может быть выполнена самостоятельно до занятия. Учителя работают в парах, группах.
Задание 4. Выявить особенности оценивания личностных, метапредметных и предметных умений обучающихся и результаты занести в Таблицу 1.
Особенности оценивания образовательных достижений Таблица 1
Образовательные
достижения
Объект
оценки
Инструментарий
Описание и
организация
Формы оценивания
Личностные
Метапредметные
Предметные
После заполнения Таблицы 1 в парах проговаривают результаты в четверках: корректируют, обсуждают, сравнивают. Затем идет обобщение полученных результатов - обсуждение особенностей оценки личностных, метапредметных , предметных достижений обучающихся со всей группой слушателей.
Ведущий подводит итог обсуждения (презентация слайдов 8 -17).
Ставит проблему: как отслеживать результаты достижений обучающихся? Кто этим должен заниматься?
Обращает внимание присутствующих на разделы ООП «1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений» и «1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию» и предлагает выполнить.
Задание 5.Представить информацию в виде кластера. Работа в группах :
1)алгоритм проведения внутришкольного мониторинга; 2) структура портфеля достижений;
3) структура итоговой оценки обучающихся. (Приложение 1).
После выполнения задания группы защищают свои работы, идет осмысление, обсуждение, формулируются выводы по содержанию обсуждаемых разделов.
Ведущий подводит итог:
-
результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения;
-
оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями;
-
педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании;
-
в случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Присутствующие знакомятся с абзацем и осмысливают полученную информацию.
Ведущий обращает внимание на раздел «Оценка результатов деятельности образовательного учреждения» , отражающий внешнюю оценку образовательных достижений обучающихся. Предметом оценки результатов деятельности образовательного учреждения в ходе аккредитации и аттестации педагогов является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы данного образовательного учреждения.
Заключение.
Полученные в ходе занятия предложения, выводы, замечания , вопросы призваны помочь осмыслить новые подходы к «Системе оценки достижения планируемых результатов общего образования». В конце занятия ведущий предлагает учителям сделать выводы о полученной в ходе обсуждения информации, о работе группы , о результативности работы, т.е. провести рефлексию.
Каждому участнику занятия подумать над утверждениями и ответить: - да,- не совсем,- нет.
1.Полученная информация полезна для меня.
2.Теперь я понимаю, чем новая система оценки достижений обучающихся отличается от существующей системы оценки.
3.Теперь я знаю, с чего надо начинать.
Спасибо за внимание!
Список использованных источников:
1.Рогозина,Т.В.,Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования и система их оценки.
2. F:\Стажировочная площадка\Семинары для тьюторов Коми.
3.Проектирование системы оценивания достижения планируемых результатов в условиях введения и реализации ФГОС начального общего образования, Тамбов,2011г.
4.Интернет ресурсы:
e-mail: [email protected] fipi.ru
go.mail.ru/search prim_prg.zip А. М. Кондаков, Л. П. Кезина Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения- М.,«Просвещение»,2011
Приложение 1.
9