ДЕЛОВАЯ ИГРА МЕТОДИКА АНАЛИЗА УРОКА

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕЛОВАЯ ИГРА "МЕТОДИКА АНАЛИЗА УРОКА"


ЗАДАЧИ:
-совершенствование профессиональных умений анализа и самоанализа урока,
-демонстрация различных позиций при восприятии новых форм и методов обучения,
-формирование культуры общения,
-формирование умения работать в дефиците времени.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Посещение уроков, их анализ, обсуждение в подгруппах.
ПОДГОТОВКА К ИГРЕ:
1. Формирование совета экспертов одним из следующих способов:
а) по предложению слушателей путем выборов,
б) путем выдвижения каждой подгруппой своего представителя,
в) по предложению администрации школы путем назначения.
2. Формирование журналистского корпуса - представителей газет, которые имеют задание редакции подготовить материал для следующих рубрик: "Этюды с натуры", "Формализм за дверь!"
3. Объяснение правил игры.

ХОД ИГРЫ:

1.Подготовка к разыгрыванию ролей.

2. Имитируется семинар-практикум по теме: " Деятельность учителя на уроке". Три ШМО ( в зависимости от посещенных уроков) проводят обсуждение уроков своих коллег. Обсуждение проводится в форме разыгрывания ролей.


КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ:
- Учитель, дававший урок.
- Сподвижник учителя.
- Новатор.
- Консерватор.
- Критик.
- Конформист.
СОДЕРЖАНИЕ РОЛЕЙ:
1. Руководитель ШМО - руководит деятельностью игровой группы, т.е. своего МО, распределяет роли, организует взаимопомощь в группе при подготовке ролей, следит за соблюдением регламента и схемы разыгрывания ролей в группе.
2. Учитель - анализирует проведенный им открытый урок подробно по пунктам самоанализа.
3. Новатор - выступает за новые формы, методы, доказывает их эффективность, ратует за творчество, новаторство, вступает в конфликт с учителем, давшим урок, или поддерживает его, в зависимости от урока.
4. Консерватор - выступает за старые, традиционные методы, утверждает их большую эффективность в данной ситуации, находит слабые стороны нового и сильные старого. Он проявляет нетерпимость к новому, подвергает все сомнению, вступает в конфликт с учителем или поддерживает его, в зависимости от урока.
5. Критик- выявляет сильные и слабые стороны урока, предсказывает положительные и отрицательные последствия методов и приемов, используемых учителем, вносит конструктивные предложения.
6. Сподвижник - помогает защищать урок, если в этом есть необходимость, помогает отстаивать его взгляды, ссылаясь при этом на личный опыт или примеры, известные ему.
7. Конформист - не имеет твердой собственной позиции, легко меняет свое мнение, выражает свое согласие с точкой зрения каждого выступающего, аргументируя изменение своего мнения.
СХЕМА РАЗЫГРЫВАНИЯ РОЛЕЙ

Учитель - конформист - новатор - конформист - консерватор - конформист - критик - конформист - сподвижник - конформист - учитель


3. Заседание совета экспертов по подведению итогов игры: определение группы- победительницы и лучших исполнителей ролей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:


- вживаемость в роль, естественность
- аргументация позиции
- глубина анализа
- соблюдение анализа

4. Во время работы экспертов журналисты готовят свои материалы.

5. Подведение итогов игры.

6. Представление журналистами своих материалов.

7. Разбор и анализ игры.


Проведение ДИ возможно и с целью обучения учителей практическому использованию теоретических знаний при исполнении ими служебных обязанностей, т.е. в их практической деятельности. Подобную ДИ мы показывали на районном семинаре заместителей директоров.

ДЕЛОВАЯ ИГРА МЕТОДИКА АНАЛИЗА УРОКА

ДЕЛОВАЯ ИГРА " МАЯТНИК"

ТЕМА: " ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ"

ЗАДАЧИ:


1. Углубление знаний по теме игры, обогащение практического опыта педагога
2. Формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.
3. Формирование умения вести диалог.
4. Развитие педагогического мышления.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ.


Формируются 2 команды и группа экспертов.

а) Жеребьевка (кто первым начнет задавать вопросы)

б) Ведущий объясняет правила игры.

Команда №1

начинает игру, задает свой вопрос по теме. После обдумывания или сразу вторая команда отвечает на заданный вопрос и задает свой, но так, чтобы он являлся продолжением ответа на вопрос команды соперников по той же теме. Ведущий предлагает практические упражнения обеим командам. Игра продолжается до тех пор, пока не истечет время.
Все участники игры заранее изучали теоретический материал по теме. Сейчас мы с вами его кратко повторим.

СЛОВА ВЕДУЩЕГО:


Учитель может стать профессионалом только в том случае, если он обладает целым комплексом способностей, знаний и навыков. Воспитание и обучение оказываются действенными лишь в том случае, если все педагогические средства взаимосвязаны и педагогический процесс характеризуются целостностью и системностью. Педагогическая техника наряду с направленностью, знаниями и способностями является одним из компонентов педагогического мастерства. В реальной практике учителя именно во владении им педагогической техникой выражается его мастерство и уровень развития способностей. Педагогическая техника - совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения. Выделяют две группы компонентов педагогической техники:
1 Умение управлять собой.
2.Умение взаимодействовать с личностью и коллективом в процессе решения педагогических задач.

К первой группе компонентов относятся:


1.1. Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе.
1.2. Умение слушать и понимать собеседника.
1.3. Основные способы воздействия в педагогическом общении (заражение и подражание, убеждение и внушение).
1.4. Невербальное общение в педагогической деятельности учителя.
1.5. Педагогические приемы расположения к себе людей в общении.
1.6. Элементы режиссерского мастерства в педагогической деятельности.
1.7. Методика и техника проведения индивидуальной беседы.
1.8. Техника организации диалога и дискуссии при обучении и воспитании.
1.9. Особенности взаимодействия с учащимися с разным типом характера.
1.10. Педагогические приемы стимулирования личной включенности учеников в педагогический процесс.
1.11. Умение учителя решать и предотвращать конфликтные ситуации.
1.12. Методика и техника организации работы с родителями.

Ко второй группе компонентов относятся:


2.1 Техника речи учителя: техника дыхания и голос.
2.2 Выразительность речи учителя.
2.3 Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.
2.4 Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием.
2.5 Техника педагогической рефлексии.
2.6 Технология решения педагогических задач.
2.7 Индивидуальный стиль деятельности учителя.
2.8 Техника использования метода "Портфолио" в профессиональном развитии учителя.

Команды сами решают, вопросы о каких компонентах задавать друг другу. Нельзя использовать в обсуждении один компонент два раза.

г) В течение игры эксперты оценивают вопросы, ответы, связки - в баллах (до 5). Учитывается компетентность, умение ориентироваться в проблеме, быстроту реакции, находчивость, оригинальность, логичность, уместность вопросов, ответов, культуру общения. Отдельно оценивается решение педагогических ситуаций и участие в практикуме.

д) Подведение итогов игры, ее анализ.




ДЕЛОВАЯ ИГРА МЕТОДИКА АНАЛИЗА УРОКА

Когда много говорилось о том, что школьные методические объединения изжили себя, что нужно заниматься организацией новых профессиональных объединений, мы решили обсудить это со всем педагогическим коллективом и для этого провели деловую игру

"ЗАЩИТА".


ТЕМА: " Профессиональные объединения педагогов. Новые модели методической службы в образовательном учреждении".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИГРЫ:
- выявить уровень усвоения знаний по проблеме,
- развивать логическое мышление, умения анализа и синтеза,
- формирование навыков культуры общения и ведения диалога.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблички: соискатели, оппоненты, сподвижники, аналитики, эксперты.
В целом весь процесс организации игры и ее проведения делится на 4 основных этапа:
1. Вводная теоретическая часть в форме лекции по теме.
2. Моделирование игры:
- определить тему и содержание
- сформулировать цели и задачи
- разработка проекта ДИЗ (участники должны имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли)
- разработка общих правил игры, подробных инструкций для игроков и руководителя игры
- описание организации занятия, составление заданий для участников игры, определение ожидаемых результатов.
3. Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.
4. Подведение итогов игры. Анализ.

ХОД ИГРЫ:

1 Вступительное слово ведущего об актуальности проблемы, ознакомление с целями игры, заданиями для групп.


ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы проводим деловую игру "Защита" по теме: Профессиональные объединения педагогов. Новые модели методической службы в ОУ.
Называет по плану задачи игры.
Процесс обновления образования требует реконструкции и совершенствования не только содержания обучения, но и методической службы т.к. она позволяет создать необходимые условия для роста профессионального мастерства учителя. Цели и задачи, содержание методической службы в ОУ находятся в прямой зависимости от ее форм. Они определяются структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают некоторой самостоятельностью. Все профессиональные объединения педагогов - это формы их совместной деятельности, это организационные формы включения учителей в принятие управленческих решений. Сегодня мы поговорим о различных видах профессиональных объединений, их значимости и ценности в формировании профессионального мастерства каждого учителя.

Для всех групп предлагается общее задание :


показать роль профессиональных объединений в повышении квалификации на современном этапе.
Задача СОИСКАТЕЛЕЙ: показать , что роль ШМО не уменьшается с течением времени.
Задача ОППОНЕНТОВ: аргументированно возразить группе соискателей.
Задача СПОДВИЖНИКОВ : защитить соискателей.
Задача АНАЛИТИКОВ: дать оценку исполнения ролей.

ПРАВИЛА ИГРЫ.


Регламент игры. Выступления - от 3 до 5 минут. Ответы на вопросы - 2 минуты.
Выступление лидера соискателей.
Вопросы. Ответы.
Выступления оппонентов.
Дополнения.
Выступления сподвижников.
Возражения. Дополнения. Предложения. Вопросы.
Выступления аналитиков.
Выступления экспертов по проведению игры.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ:

Каждая группа имеет право:
- задавать вопросы,
- отвечать на вопросы,
- дополнять, выдвигать предложения.
Каждый участник игры:
- соблюдает регламент каждого этапа игры,
- внимательно слушает выступления, не перебивает, в нужное время вступает в обсуждение,
- не может оспаривать оценку аналитиков.
Ведущий:
- следит за ходом игры, соблюдением регламента.
Эксперты:
- имеют право при оценке не учитывать вопросы, дополнения, возражения, высказанные не по существу,
- выступают с качественной оценкой проведения игры,
- в ход игры не вмешиваются т. е. не задают вопросов игрокам, только ведущему после игры.

ДЕЛОВАЯ ИГРА МЕТОДИКА АНАЛИЗА УРОКА




Когда заканчивался эксперимент в 4 классе по использованию программы Виноградовой Н.Ф. "Начальная школа ХХ1 века", ШМО учителей начальных классов показали ролевую игру по теме:

"Плюсы и минусы программы "Начальная школа ХХ1 века"и традиционных программ."


Эта игра прошла тоже по правилам ДИ "Защита" на заседании педагогического совета, чтобы ее смогли увидеть все члены коллектива. Трудно сейчас сказать, кто был в своих аргументах убедительнее, но 1 класс в этом учебном году у нас вновь обучается по программе Виноградовой Н.Ф.
Нужно отметить, что последние годы мы стараемся на каждом заседании тематического педсовета использовать элементы ДИ, особенно учителям нравится "мозговой штурм".
Kонечно, мы, может, нарушаем какие-то правила проведения ДИ, но, я думаю, что главное - вызвать интерес к обсуждаемой проблеме, а этого достичь легче, если внести необычный элемент в ход традиционного мероприятия. Большой интерес у участников всегда вызывают ДИ "Аукцион" и "Педагогический ринг", сами названия говорят, как их проводить, а темы можно предложить самые разные, но очень важно, чтобы эти темы были актуальными. Например: "Современные педагогические технологии" или "Инновационные направления педагогической деятельности" и т.д. Для многих учителей, особенно старшего поколения, трудно найти стимул для изучения нового теоретического материала, а вот участие в ДИ, где придется самим отстаивать свою позицию, очень помогает в поиске этого стимула. В.И.Зверева и В.М.Лизинский в своих книгах (из списка литературы) предлагают для проведения много сценариев ДИ и РИ, например, "Проблема", "Вердикт", "Итоги работы школы" и др. Анализируя проведенные ДИ, читая литературу по теме, можно сделать следующие выводы:

Деловая игра характеризуется:


- особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры в целом за счет игрового момента);
- субъективной деятельностью участников ( каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое "я" не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность - личность, личность - группа, личность - руководитель);
- социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения "обязан" играть, он не может не принимать участия в игре, т.к. сами условия исключают пассивную позицию);
- социально-педагогической "формой организации жизни" (в процессе игры отрабатываются определенные формы социального поведения, которые востребуются в дальнейшей самостоятельной деятельности);
- особыми условиями процесса усвоения знаний (теоретические, методические и практические знания предлагаются участникам игры в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания);

Для успешной разработки и проведения ДИ выделяются основные признаки, характеризующие ее как активную форму обучения. К ним относятся:


1. имитация условий осуществления той или иной деятельности;
2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в педагогическом общении;
3. проблемный характер моделируемых ситуаций;
4. распределение ролей между участниками игры;
5. описание структуры и сценария игры, распределение ролевых заданий и наличие игрового пакета документации;
6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента "обратной связи" с ее участниками;
7. реализация целей игры;
8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих.

Подводя итоги, нужно отметить, что ДИ как форма методической работы с педагогическими кадрами, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие, а с другой - является практико-ориентированной, т.к. призвана совершенствовать педагогическую практику учителя и помогать решать учителю те учебно-педагогические задачи, которые сдерживают достижение им успехов в конкретной педагогической ситуации. Вместе с тем, не следует считать ее идеальной, полностью и эффективно обеспечивающей повышение профессионального уровня учителя. Точнее было бы ее рассматривать как одну из форм в системе внутришкольного повышения квалификации педагогов, без которой уровень целостности, а следовательно, и результативности этой системы в современных условиях резко занижается.



Конец формы


© 2010-2022