- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья. Наставничество. Формы и методы работы с молодым специалистом
Статья. Наставничество. Формы и методы работы с молодым специалистом
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Шутко А.П. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Наставничество. Формы и методы работы с молодым специалистом.
Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Но практика школьной действительности показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. В этот момент необходимо молодому специалисту получить поддержку опытного педагога-наставника..
Поэтому наша задача - помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.
Приступая к работе с молодыми, мы обращаем внимание на:
требования к организации учебного процесса;
требования к ведению школьной документации;
формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
механизм использования дидактического, наглядного и других материалов.
Кроме того, стараемся обеспечивать поддержку молодым педагогам в области:
практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
разработки программы собственного профессионального роста;
выбора приоритетной методической темы для самообразования;
освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования (приложение 1), тестирования или собеседования, где он рассказывает о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с его наставником. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Цели анкетирования:
выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;
проследить достижения молодого педагога по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;
В результате анкетирования выяснилось, что наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы:
знакомство с теорией личностно-ориентированного и ИКТ обучения;
обмен имеющимся опытом по данной теме;
Большую эффективность, по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков), имеют новые нетрадиционные, или модернизированные психологические тренинги. Творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, "мозговые штурмы", разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":
обязанности классного руководителя
организация работы с неуспевающими учащимися;
анализ и самоанализ урока;
организация работы с родителями;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.
Мы убедились, что портфолио - это своеобразный паспорт повышения профессионального уровня молодого педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности
Портфолио дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе, где отмечается повышение профессиональной компетентности и достижения в личностном росте.
Были определены "болевые точки" в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.
Данная программа дала возможность:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении;
создавать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.
На данном этапе нами были использованы информационные методы (лекции на занятиях "Школы молодого учителя", педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.
Усилия наставников были направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Также были тщательно подобраны формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инновационной деятельности:
рефлексивно-деловая игра;
работа в составе творческой группы;
лекция, семинар, практическое занятие;
педагогические чтения;
ярмарка педагогических идей;
просмотр видеофильмов отснятых уроков;
групповые и индивидуальные консультации;
посещение и анализ открытых уроков;
мастер-класс.
Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.
Всё это стало стимулом для молодых педагогов нашей гимназии в самосовершенствовании, способствовало их профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы работы с молодыми учителями позволяет руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи их профессионального становления, включать в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать профессиональную компетентность.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________
3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в календарно-тематическом планировании
проведении уроков
проведении внеклассных мероприятий
общении с коллегами, администрацией
общении с учащимися, их родителями
другое (допишите) ______________________
4. Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовывать сотрудничество между учащимися
организовывать само и взаимоконтроль учащихся
организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
развивать творческие способности учащихся
другое (допишите)_____________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
cамообразованию
практико-ориентированному семинару
курсам повышения квалификации
мастер-классам
творческим лабораториям
индивидуальной помощи со стороны наставника
предметным кафедрам
школе молодого специалиста
другое (допишите)_________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
другое (допишите) ____________________