Методический подход учителя к развитию одаренности детей и построению их индивидуального образовательного маршрута

Раздел Завучу
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методический подход учителя к развитию

одаренности детей и построению их индивидуального

образовательного маршрута



Волкова Елена Владиленовна,

методист МБОУ «СШ №40»

г. Нижневартовск

Существует шуточное высказывание «В каждом ребенке спит гений и с каждым днем все крепче и крепче». Учитывая долю правды в этой шутке перед нами - педагогами, стоит важная задача: организовать действия в противоположном направлении, т.е. выявить и развить одаренность каждого ребенка.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных оригинально решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Стимулировать формирование одаренности, будь то общая или специальная одаренность, возможно при грамотно организованной методической работе учителя.

Существует ряд методических подходов, которыми в свете требований ФГОС основного общего образования, должен владеть современный педагог.

  1. «Социализирующий» методический подход. Повышает продуктивность генерирования новых идей у одаренных детей, что во многом зависит от того, как учитель создает благоприятный психологический климат, обеспечивает поддержку творчества детей и поощряет их. Этот метод направлен на развитие у обучающихся коммуникабельности, толерантности к чужому мнению, умения вести диалог, развивать навыки сотрудничества и т.д. В требованиях ФГОС основного общего образования это называется «коммуникативные УУД».

  2. Методический подход, «ориентирующий на самоактуализацию», может быть средством, стимулирующим процесс самоопределения. Цель этого подхода - формировать уровень притязаний, самооценку, самостоятельность, самоконтроль. А это и есть ни что иное, как регулятивные универсальные учебные действия.

  3. «Информационно-передаточный» методический подход ориентирован на учебно-познавательную активность обучающихся, т.е. формирует познавательные УУД, помогает логично и грамотно оформлять результаты своей работы (проекты, эксперименты, исследования и т.д.).

В качестве примеров хотелось бы представить вашему вниманию результаты успешной социализации обучающихся и выпускников нашей школы:

  1. Волков Владислав. Выпускник школы. Будучи скромным, застенчивым и малообщительным этот ученик испытывал проблемы в общении со сверстниками. Благодаря учителям биологии нашей школы и использованию ими «социализирующего» методического подхода им удалось раскрыть в нем признаки специальной одаренности в области биологии и экологии и мотивировать его на осуществление научно-исследовательской деятельности. На протяжении ряда лет выпускник становился призером и победителем конкурсов научно-исследовательских работ муниципального и регионального уровня, городского слета НОУ, поступил в ВУЗ на факультет экологии. Проследив его дальнейшую судьбу нам известно, что сейчас он является председателем студенческого актива, участником студенческого КВН, организатором волонтерского движения, активным агитатором здорового образа жизни, организуя мероприятия по уличному стрит-воркауту, получил личную благодарность от Губернатора округа и председателя окружной Думы, пользуется авторитетом обучающихся школы, студентов ВУЗа и активистов города.

  2. Хамидуллина Юлия. Выпускница школы. Обладает общей одаренностью. Талантлива во всем. Но стояла проблема с самоопределением. Выявив ее увлеченность английским языком и кинематографом, учителям английского языка и мне в том числе представилась возможность использовать методический подход, «ориентирующий на самоактуализацию», и вовлечь ее в научно-исследовательскую деятельность, связанную с историй и современным развитием кинематографа. В 10 и 11 классах выпускница совместно с педагогами целенаправленно вела профориентационную работу, выполняла научно-исследовательские работы, становилась победителем и призером научно-практических конференций и Слетов НОУ, поступила в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, которую закончила в 2015 году с красным дипломом и успешно начала сниматься в сериалах.

Буквально этим летом, в июле 2015г. Юлия дала интервью газете «Местное время». Вот несколько строчек из статьи: «Вглядитесь в лица этих молодых людей... Как же они счастливы и полны жизни! Наши земляки Юлия Хамидуллина и Олег Гаас в этом году на «отлично» закончили Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. В их профессиональной копилке уже есть опыт работы в кинематографе. ...И что немаловажно, теперь, имея некий жизненный опыт, они с благодарностью вспоминают родной Нижневартовск и педагогов, которые научили их трудиться и вложили в каждого частицу своей души. История Юлии и Олега говорит о том, что и в нашем небольшом северном городе дети могут получать прекрасное образование и творческое развитие...»

  1. Шишикин Игорь. Обучающийся 7 класса. Благодаря использованию «информационно-передаточного» методического подхода учитель истории нашей школы мотивировал ученика на поисковую и исследовательскую деятельность в области краеведения. Ученик с большим увлечением изучал историю возникновения монумента «Покорителям Самотлора» и исследовал содержание капсулы времени, заложенной у подножия монумента. При этом в ходе этой работы как у него, так и у школы в целом завязались дружественные отношения с ветеранами комсомола 70-80-х годов и самим прототипом памятника «Алеши» Ф.С. Метрусенко.

Окунувшись в море неизведанных научных тайн, став лауреатом регионального Фестиваля и городского слета НОУ ученик совместно с учителем твердо намерен продолжить поисковую и исследовательскую деятельность в дальнейшем.

Таким образом, при осуществлении выше описанных методических подходов педагогу необходимо предварительно оценить всю совокупность познавательных и личностных качеств ребенка с учетом его психолого-возрастных особенностей, чтобы успешно реализовать методическое сопровождение обучающихся по программе для одаренных детей.

Сведения о личностных достижениях обучающихся должны систематизироваться в индивидуальных картах обучающихся, портфолио, которые являются одной из составляющих индивидуального образовательного маршрута.

На городском августовском педагогическом совещании педагогических работников в 2015г. говорилось о необходимости развития процесса индивидуализации образования.

Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога.

Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно-правовых документов РФ:

«… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);

«…Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики »);

«… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ характеризует особенности обучения одаренного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носит пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Пояснительная записка

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в общеобразовательной средней школе, качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации, профессиональное самоопределение и социализация обучающегося могут быть осуществлены с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему миру. Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Очень важно, что возможность индивидуального образование дает большие возможности для развития детской одаренности. Чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Для развития одаренности одаренной личности необходимы индивидуальные формы обучения, одной из которых является индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ).

ИОМ - определенная последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.

Цель ИОМ: Создание условий для формирования и развития у обучающегося интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего профессионального образования.

Задачи:

  • создание условий для углубления предметных знаний по программе ______ 9-10 классов;

  • систематизация знаний обучающегося по важнейшим вопросам раздела «_________» в курсе __________ средней общеобразовательной школы; предоставление обучающимся возможности соотнести уровень своих знаний с уровнем заданий олимпиад и заданий из ЕГЭ;

  • формирование умения применять теоретические знания по ________ для________;

  • овладение алгоритмами и приёмами решения задач повышенного уровня сложности;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач;

  • вовлечение школьников в олимпиадное движение.

Ожидаемый результат:

Успешное освоение учебной дисциплины ______ в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом.

Овладение навыками самостоятельной работы.

Развитие умений самоконтроля и самооценки.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким направлениям деятельности в рамках образовательного маршрута, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

  • профессионализмом педагогического коллектива;

  • возможностями школы удовлетворить образовательные потребности обучающихся;

  • возможностями материально-технической базы школы.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:

1. Целевой. Постановка образовательной целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования.

2. Содержательный. (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межпредметных и внутрипредметных связей.

3. Технологический. Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания.

4. Диагностический. Определение системы диагностического сопровождения.

5. Организационно-педагогический. Создание условий для достижения педагогических целей.

Условия необходимые для эффективной разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;

  • осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута;

  • активное включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия по самопознанию, обучению обучающихся методам выбора маршрута. В ходе этих занятий необходимо учитывать:

  • предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

  • учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального и школьного компонента;

  • особенности изучения тех или иных предметов; необходимость соблюдения баланса между предметами базового курса и курсами ИОМ;

  • возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут.

Такие занятия проводится как в рамках внеклассной деятельности, так и в рамках индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут оформляется документально в виде «Листа индивидуального образовательного маршрута». В данный лист ученик заносит информацию о выбранных направлениях занятий. Последние графы «Результаты» и «Подпись преподавателя» оформляются учителем и позволяют проконтролировать факт посещения занятий обучающимся его родителями и классным руководителем.

Лист индивидуального образовательного маршрута

ФИО ________________________________________________________________________

Ученика (цы) ______ класса МБОУ «СШ №___»

на _______/_______ учебный год

Предметы

ФИО учителя

Кол-во

часов

Результаты

Подпись преподавателей





Итого


Кл. руководитель ______________/___________ /

Ученик (ца) ______________/____________/

Родитель ______________/____________/


Индивидуальный учебный план по предмету


Содержание (раздел программы, тема)

Форма изучения

Форма отчета

Сроки










Формы работы


Деятельность

Сроки

Форма представления результата

Общение с преподавателем с использованием электронных средств связи



Самообразование (работа с учебной литературой)



Самообразование (работа с дополнительной литературой)



Научно- исследовательская деятельность



Олимпиады



Конкурсы



Конференции




Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика по предмету____________

(заполняется учителем-предметником)


Этапы работы

Форма отчета

Сроки

Формулирование проблемы, целеполагание

Собеседование с учителем


Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана - тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.


Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования


Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем


Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты в форме докладов с их последующим обсуждением на конференции, заседании научного общества и т.п.


Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом


Обобщение, выводы


Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности


Расписание на месяц


Месяц: Время

Деятельность

ПН


ВТ


СР


ЧТ


ПТ


СБ



Мониторинг достижения результатов


Критерии

Показатели

Результат

Соответствие образовательным стандартам

Результаты итоговой и текущей аттестации. Успеваемость. Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п

Результаты стабильные, или растут

Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса

Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.

Рост удовлетворенности

Рост достижений

Динамика достижений ученика

Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).

Прогнозируемый результат

Фактический результат

Примечание


Завершением работы по ИОМ может стать портфолио, как одна из основных форм оценивания достижений обучающегося.


Портфолио

(заполняется учеником)


Деятельность

Форма представления результата

Период














Таким образом, введение в практику ИОМ позволит достичь цель индивидуализации образования, а именно сформировать и развить у обучающегося интеллектуальные и практические знания и умения, творческие способности, умение самостоятельно приобретать и применять знания для его последующего профессионального образования.

Используемая литература

  1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына. А.П. - СПб, 1997.

  2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. - Ярославль, 2001.

  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М. - Воронеж, 1996.

  4. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. - М., 2004.

  5. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. - М., 2003.




© 2010-2022