Преемственность между начальной и средней школами

Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы  с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году?  Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости  свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности  между начальной школой и средним звеном...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преемственность между начальной и средней школами

Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом учебном году? Каждый думает только о хорошем. И вот новый учебный год. Дети рады, полны решимости свернуть горы, их не пугают трудности, они готовы их преодолевать. А год за годом происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.

Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием , но зачастую и очень проблемным.

Вопрос о преемственности обучения между начальной школой и средней не является новым.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста у детей : они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода.

Готовы ли к этому учителя и родители? Готовность предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни ,но и волевые усилия взрослых для их преодоления.

Важнейшей причиной трудностей является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности .

Учителя - предметники подчас не имеют возможности (или желания) учесть индивидуальные особенности учащегося, которые на качество обучения . Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности.

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя : «Ты не успел , значит , не сделал» .

Относительная обособленность отдельных звеньев школьной системы образования сложилась исторически и существует на протяжении нескольких лет .

В школе практикуют такую форму сотрудничества учителей начального и среднего звена, и администрации учреждения, как школьный консилиум. Его целью является отработка взаимодействия учителей, выпускающих классы из начальной школы, и учителей - предметников, принимающих эти классы, по всем аспектам учебной деятельности.

В рамках сотрудничества проводятся и уроки, на которых в начальной школе присутствуют учителя среднего звена , имея , таким образом , возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такая практика продолжается.

Школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности.

Преемственность - один из основных принципов дидактики.

Преемственность в образовании состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.

Преемственность в содержании образования включает:

  • обеспечение единого подхода к его отбору на всех ступенях обучения;

  • умение учителя выделить в теме, предмете основные и второстепенные понятия;

  • умение определить главное в содержании учебного материала;

  • умение укрупнять в блоки учебный материал по проблемам;

  • умение обучать учащихся способам деятельности получения, добывания и применения знаний.

Заместители директора должны рассматривать проблему преемственности

в четырёх направлениях:

  1. проблема преемственности

  2. преемственность между ДОУ и начальной школой

  3. преемственность между учителем начальных классов воспитателем ГПД

  4. преемственность между начальной и средней школой

Каковы пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников?

  • Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;

  • Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;

  • Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;

  • Осуществлять межпредметные связи;

  • Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;

  • Обеспечивать доступность в процессе обучения;

  • Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;

  • Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;

  • Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;

  • Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;

  • Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.

Вы знаете, что чаще всего классными руководителями 5 классов становятся учителя, выпустившие 9 или11 класс. А им тяжело перестроиться сразу на младших школьников. Мы предлогаем каждому классному руководителю «Памятку».

Памятка классному руководителю 5 класса.

  • Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом.

  • С первых дней обучения в 5 классе организуйте работу ученического актива.Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах. Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопеда. Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышайте социальный статус ребенка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.

Вместе с памяткой каждый классный руководитель 5 класса получает «Характеристику класса».

Характеристика классного коллектива

(в помощь учителю 5 класса).

1.Класс Ф.И.О. учителя начальных классов

2.Количество уч-ся в классе: мальчиков ,девочек .

3.Возрастной состав: 9лет , 10лет , 11 лет .

4.Физическое и психическое здоровье детей (кол-во пропусков в учебном году).

5.Социальный статус класса: образование родителей,

материально-бытовые условия семей, состав семей

(полные, неполные, многодетные).

6.Уровень ЗУН уч-ся на протяжении всего обучения в начальной школе: «5»- фамилии, «4 и5» ; слабоуспевающие.

7.Уровень сформированности общеучебных навыков коллектива и отдельных учащихся.

8.Особенности организации воспитательной работы с уч-ся, уровень культуры классного коллектива и отдельных уч-ся.

9.Работа с родителями: формы организации, актив, неблагополучные семьи.

10.Прогнозируемые результаты в 5 классе, проблемы преемственности.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель - учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное - учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас - 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

Таким образом следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.

Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую неделю сентября нужно проводить педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог - с данными социальной адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Социальный педагог знакомит учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагает тематику классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.

Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, - завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Родителям рекомендуется:

  • обеспечивать ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня;

  • основное внимание уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов

Думаю, что в каждой школе есть свой немалый опыт работы по преемственности. Учителя постоянно общаются со своими выпускниками и их родителями. И учитель начальной школы всегда останется ПЕРВЫМ учителем.

Успехов Вам, коллеги в нашем нелегком труде!


© 2010-2022