Доклад на тему Качество образования-залог успеха

Данный доклад использовался на педагогическом совете о качестве нынешнего образования, о качестве образования в нашей школе. На педсовете остро звучал вопрос о мотивации школьников, о необходимости учить по новому. Проанализирован ряд посещенных уроков на предмет качества обучения, представлен анализ перехода на новые ФГОС. Звучали вопросы о трудностях введения ФГОС и их преодолении. Доклад сопровождался презентацией.  Материал может быть использован при подготовке к педсовету с похожей тематико...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет по теме "Качество образования - залог успеха школы"

Цель: проанализировать деятельность школы по повышению качества знаний учащихся; побуждение учителей, учеников к активной деятельности по повышению качества образования и уровня знаний учащихся на всех ступенях образования.

Доклад заместителя директора по УВР.

Качество образования - от идеи развития общеобразовательной школы до реальности

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Но время и практика показали, что одну из этих идей и концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую сложной системы школьного образования.

И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Этот термин широко используется в современном образовании, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой, ни администраторами от образования, ни нашей педагогической общественностью.

Философский словарь дает такое толкование категории качества: «Качество есть существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов. Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество».

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей и идеалов образования: свободного поиска истины и бескорыстного распространения знаний.

Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по образованию. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях.

Концепция качества образования станет действующей концепцией только после многократного нашего обсуждения в коллективе, будучи понятой и принятой всеми участниками образовательного процесса.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Но образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. В качестве условий достижения «нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» определены:

  • введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений;

  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе за счет разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества занятий физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, повышения качества отдыха детей;

  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

  • более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

  • введение профильного обучения в старшей школе;

  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

  • развитие дистанционного образования;

  • государственная поддержка школ для одаренных детей;

  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

  • создание государственной системы оценки качества образования и др.

Среди учащихся и учителей нашей школы было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее.

Вопрос. Хорошее качество образования - это...

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;

  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей:

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализацию творческого потенциала учителя.

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет " Качество образования - это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты".

Как же повысить качество образования?

Информация об уровне обученности учащихся 8а,8б,(59) 9б(57) классов дает возможность сделать вывод о том, что успеваемость в классах ниже, чем в среднем по классам.(60)

Необходимо скоординировать работу педагогического коллектива так, чтобы дети "приняли" требования основной школы. Контроль за качеством знаний по отдельным предметам позволяет выявить, индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Знание качества достигаемых результатов обучения - непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл.

Обратите внимание, что количество отличников в 8-10 классах маленькое. Имея достаточно хорошее качество обученности учащихся школы, нам не удается добиться того, чтобы как можно больше детей учились отлично. Именно эти показатели дают возможность управлять по конечному результату: эти цифры определят в конечном итоге количество претендентов на медали. А это и есть показатели работы образовательного учреждения.

Поэтому качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств:

  • качества образовательной программы;

  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

  • качества потенциала обучающихся;

  • качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);

  • качества образовательных технологий;

  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Проводя ежегодный анализ школы, нельзя не сказать о качестве знаний учащихся. К сожалению, оно падает. В предыдущем учебном году была разработана КЦП «Повышение качества знаний».

Цель программы- повышение качества образования. Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

  • научить учащихся учиться

  • подтягивать учащихся из интеллектуально, социально и эмоционально обедненной среды на более высокий уровень

Но в полном объеме достижение поставленной цели невозможно без педагогической поддержки на основе саморазвития и самоопределения личности. Подготовить ученика к жизни в динамичном мире- значит дать ему не только необходимые знания, но и способы овладения ими.

Отрадно, что учителями и воспитателями нашей школы достигнуты значительные успехи в нахождении оптимального сочетания различных методов и приемов объяснения нового материала. Это и самостоятельная работа с книгой ( на уроках природоведения в 5 классе у Еферовой Н.И., биологии у Алексеевой И.М.), получение информации по опорным конспектам (у Александровой Т.В. в 8 классе на уроке ОЖС), устная информация учителя ( на уроках химии у Еферовой Н.И, истории у Александровой), диалоговая форма изучения с помощью постановки проблемных вопросов ( у Гусаровой М.А. на уроках физики в 7 классе, у Александровой Т.В. на уроках ОБЖ), с помощью мультимедийных презентаций (например, у Гусаровой С.В.) Важно подчеркнуть, что до сведения учащихся доводятся обязательные результаты обучения, причем на достаточно высоком уровне. Педагогическая эффективность данного этапа учебного процесса снижена из-за недостатка времени. Как правило, закрепление идет после объяснения нового материала без проверки уровня понимания, осознания, уяснения…Упускается контроль на данном этапе, который позволяет удостовериться в осознании новой информации.

Этап отработки знаний и умений проводится в форме заполнения таблиц( у Еферовой ), решения задач ( у Гусаровой М.А. ) , тестирования (у Александровой), фронтальных ответов на вопросы ( у Гринчук, Фирсовой) Учителя с большим успехом освоили организацию работы учащихся в малых группах, формируя и развивая при этом учебные умения, создали богатый арсенал дидактических средств, позволяющих учесть различный уровень подготовки обучаемых. Но , к сожалению, применение этой формы работы можно использовать чаще и эффективнее, а учителя подчас заменяют форму работы на способ рассадить учащихся группами, а работа проводится фронтально или коллективно.

Еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технология компетентностно-ориентированного обучения, информационные, здоровьесберегающие , используются такие принципы, как демократичность, научность и доступность, образование для всех. Учителя, даже если они этого не желают все равно исследуют ученика, подвергая испытанию степень его развития, его память, внимание, волю и собранность, прилежность. И,конечно, лучше, если это делается осознанно, целенаправленно, обдуманно, с учетом перспективы формирования личности каждого ребенка.

Каждый учитель должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной .Он должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня - подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса. Учителя, закончившие вузы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому мы либо вообще не используем новую технику в учебном процессе, либо используем эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы, применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel и Power Point.

Выступление учителя русского языка и литературы С.В.Гусаровой по использованию информационных технологий в обучении предмету.

Далее выступают учителя, представляют свой опыт работы по повышению качества образования учащихся.

В итоге всем учителям раздается памятка.

Как завоевать успех у учеников и тем самым повысить качество знаний учащихся

1. Говорите популярно, воздействуйте на чувства, дайте детям веру в самих себя.
2. Не выступайте без широкого набора технических средств обучения. Не объясняйте « на пальцах», учащимся нужно показать хотя бы слайды, а если есть схемы, то яркие.
3. Речь учителя должна быть максимально выразительной. Юмор, шутки, смешные истории - обязательны.
4. Покажите причины неудач и пути исправления ошибок. Демонстрируйте смелость мышления, принципиальность в оценках.
5. Не критикуйте учащихся голословно, доказывайте и переубеждайте. Лучше быть солидарным с идеями и предложениями

6. Будьте предельно откровенны.
7. Ваша помощь в решении проблем детей, поддержка их инициатив и начинаний будет принята, но благодарности не ждите
8. Замечайте и поддерживайте успехи учащихся в познании окружающей жизни.

Решение педагогического совета.

Определить приоритетные направления работы школы

1. Усиление личностной направленности образования (новые технологии).
2. Обновление содержания образования (введение пропедевтических курсов, элективных курсов).
3. Совершенствование работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни (медико-психологическая служба, программа "Здоровье").
4. Шире использовать в педагогической деятельности мультимедийные презентации, возможности интерактивной доски.


© 2010-2022