Модель управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №125 с углублённым изучением математики»

Владимирова Е.Д., заместитель директора по НМР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №125 с углублённым изучением математики» - образовательное учреждение, реализующее инновационные образовательные программы и Программу развития до 2013 года, победитель конкурса в рамках ПНПО в 2006 г. и в 2008 г., лауреат Гранта Президента РФ, победитель конкурса на получение предметной лаборатории для работы с одарёнными детьми в 2009 г. Статус МБОУ СОШ№125 предусматривает преемственность программ, методов и форм организации образовательного процесса на всех ступенях обучения за счёт введения пропедевтических программ по математике, факультативных занятий, индивидуально-групповых занятий и внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, математические турниры, праздники, летний математический лагерь) при оптимизации интеллектуальной нагрузки, что даёт возможность сохранить и укрепить здоровье детей , обеспечивает их гармоническое развитие.

В 2009 - 2010 учебном году школа активно включилась в апробацию ФГОС начального общего образования : творческими группами педагогов, администрацией и родителями обучающихся были изучены ФГОС начального общего образования , варианты базисного учебного плана, примерная основная образовательная программа начального общего образования, модели организации внеурочной деятельности обучающихся. В 2010 -2011 учебном году в МБОУ СОШ №125 была спланирована и организована деятельность педагогического коллектива по разработке основной образовательной программы начального общего образования и обеспечению условий для её реализации. Создан и опубликован совместно с ГОУ ДПО ЧИППКРО пакет документов , обеспечивающих готовность школы в введению ФГОС НОО. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №125 разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения и учитывает возрастные особенности младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет) , связанные с психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей, направлена на раннее выявление одарённости ребёнка (в том числе академической) и развитие его интеллектуального потенциала. Воспитательная деятельность , организованная на ступени начального общего образования, ориентирована на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («Портрет выпускника начальной школы») , данного в ФГОС НОО. Личностные характеристики «портрета выпускника начальной школы» отвечают приоритетным направлениям организации образовательного процесса , а именно:

- на ступени начального общего образования выбран УМК «Перспектива» под. редакцией Л.Г.Петерсон, планируемым результатом многих предметных тем которого является и личностный результат: ребёнок «уважающий и принимающий ценности семьи и общества»;

- разностороннее развитие личности школьника, раннее выявление детской одарённости - одна из задач организации образовательного процесса в школе, формирующая личность «активно и заинтересованно познающую мир»;

- развитие академической одарённости (углублённое изучение математики) создаёт условия для формирования личности «владеющей основами умения учиться, способной к организации собственной деятельности».

На сегодняшний день МБОУ СОШ №125 имеет положительный опыт организации процесса введения ФГОС НОО, который опубликован совместно с Министерством образования и науки Челябинской области, ГОУ ДПО ЧИППКРО (приложение 1) и в журнале «Завуч начальной школы» №6 2011 г. Вместе с тем, в ходе проблемно - ориентированного анализа образовательной среды начальной школы (2010-2011 год) отмечаются:

  • проблемы в выявлении одарённости обучающихся на ступени начального общего образования и недостаточное использование новых видов и форм работы с обучающимися («Карта индивидуального развития обучающегося», «Портфолио», организация и проведение предметных олимпиад, марафонов, 1 этап научно-практической конференции, конкурс мини-проектов);

  • проблема модернизации системы работы службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на ступени начального общего образования;

  • трудности в разработке системы мониторинга эффективности реализации основной образовательной программы НОО;

  • проблемы, связанные с перестройкой организации внеурочной деятельности обучающихся и договорными отношениями в социуме.

Для решения выявленных проблем , связанных с реализацией основной образовательной программы начального общего образования перед педагогическим коллективом была поставлена ЦЕЛЬ: разработка механизма реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие ЗАДАЧИ:

- определить уровень готовности школы к реализации ФГОС НОО;

- выявить проблемные вопросы и сформировать структуру управления реализацией ООП НОО;

- разработать модель процесса управления реализацией ООП НОО;

- разработать систему мониторинга эффективности реализации ООП НОО;

- организовать работу службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на ступени начального общего образования.

II. Модель процесса управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования.

По результатам мониторинга обеспечения готовности образовательного учреждения к ведению ФГОС НОО, школа признана готовой к введению ФГОС НОО по всем требованиям и начала реализовывать ФГОС НОО в 1 классах с 1 сентября 2011 года. В этой ситуации перед образовательным учреждением стоит первоочередная задача : создание организационно - управленческих условий, обеспечивающих эффективность деятельности школы в данном направлении. Одним из ведущих нормативно-правовых документов ФГОС НОО является основная образовательная программа, поэтому педагогическим коллективом разработана модель (приложение 2) процесса управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования, которая состоит из 4 основных компонентов:

- целеполагающий компонент;

- организационно-содержательный компонент,

- диагностико - результативный компонент,

- функциональный компонент.

Целевой компонент модели определяет цель и задачи работы администрации и педагогического коллектива школы по управлению реализацией ООП НОО, направленные на конечный результат : достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Организационно-содержательный компонент определяет 3 основных этапа её реализации:

- подготовительный (2010 - август 2011 г.),

- экспериментально-практический (сентябрь 2011 г. - май 2015 г.),

- рефлексивно - обобщающий ( 2015 г.)

На подготовительном этапе была проанализирована образовательная среда школы и разработана структура управления реализацией основной образовательной программы НОО, состоящая из 3 подсистем (приложение 3), а также определены задачи на каждом уровне управления реализацией ООП НОО.

I уровень. Административная подсистема осуществляет общее руководство процессом управления реализацией ООП НОО, подбор и подготовку кадров, планирование работы, обеспечивает контроль за созданием финансово - экономических, методических, информационных и материально-технических условий для реализации ООП НОО.

II уровень. Образовательная подсистема осуществляет реализацию ООП НОО, используя все имеющиеся ресурсы и условия, применяя современные образовательные технологии и технологии здоровьесбережения, с целью достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП НОО. Учителя и классные руководители , педагогические работники, родители активно участвуют в формировании у обучающихся универсальных учебных действий, организуют урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Служба психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляет адаптационные мероприятия с обучающимися и их родителями, ведёт просветительскую работу с педагогами и родителями и оказывает консультационную помощь.

III уровень. Обеспечивающая подсистема осуществляет задачу финансового обеспечения образовательного процесса, а также создания условий для реализации ООП на ступени начального общего образования: медицинское сопровождение, горячее питание обучающихся, использование ресурсов библиотеки и медиатеки, выполнение требований САНПИН, материально - техническое оснащение образовательного процесса.

Все подсистемы структуры управления связаны между собой и с общественно-государственным органом управления школой - Советом школы, который активно участвует в организации образовательного процесса.

На подготовительном этапе был утверждён учебный план, разработан план реализации ООП НОО на 2011-2012 учебный год (приложение 4), в котором определены мероприятия для каждой подсистемы управления , сроки исполнения и ответственные за реализацию этих мероприятий.

В ходе работы над ООП НОО был создан план организации внеурочной деятельности обучающихся на основе «Модели площадок» (приложение 5).

По результатам анкетирования и опроса родителей обучающихся были определены программы внеурочной деятельности, которые вызвали интерес как у родителей, так и у обучающихся, и будут реализованы на базе школы. Кроме того, среди данных направлений выделено спортивно - оздоровительное направление, дополнительная образовательная программа «Плавание» реализуется на базе учреждения дополнительного образования детей МОУДОД «ДЮСШ по плаванию» на договорной основе.

В ходе экспериментально-практического этапа начался отбор методов и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих достижение обучающимися начальной школы планируемых результатов освоения ООП НОО. Начальная школа работает по УМК «Перспектива» под редакцией Л.Г.Петерсон, т.к. при этом соблюдается принцип преемственности образовательных программ по предмету «Математика», что соответствует статусу школы , целям и задачам образовательного процесса.

Формы и методы организации образовательного процесса:

  • классно-урочная система, включающая нетрадиционные уроки (урок-игра, урок-концерт, урок-путешествие, урок-аукцион и т. д.);

  • проведение олимпиад, интеллектуальных игр, марафона знатоков, фестиваля проектов, конкурса рефератов «Я-исследователь», участие в предметных конкурсах различного уровня, участие в научно - практической конференции «Академия юношества. Дни К.И.Щёлкина»;

  • ЛЕГО - конструирование;

  • введение индивидуально-групповых занятий по основам проектной деятельности;

  • создание «Портфолио» обучающихся;

  • ведение «Карты индивидуального развития ребёнка»;

  • программы внеурочной деятельности по 5 направлениям:

- общеинтеллектуальное («Английский с увлечением», «Я - исследователь»),

- общекультурное («В мире музыки», «Художественная пластика»),

- социальное («Подарок своими руками», «Любители природы»),

- духовно-нравственное («Все цвета, кроме чёрного»),

- спортивно-оздоровительное («Плавание»),

  • проведение Спартакиады младших школьников.

Цель работы службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса - создание условий, способствующих освоению обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, и оказание социальной, психолого - педагогической и логопедической помощи обучающимся.

Службой психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на первом этапе был разработан план мероприятий по обеспечению реализации ООП НОО в 1 классах (приложения 6, 7) , в котором определены основные направления по адаптации первоклассников к условиям школьного обучения при переходе на ФГОС НОО и направления коррекционной работы а именно:

  • Психолого-педагогическая профилактика и диагностика;

  • Коррекционно-развивающая работа (особенно в случае регресса);

  • Консультативная деятельность;

  • Информационно-просветительская работа;

  • Аналитическая деятельность

Вместе с тем каждый год разрабатывается план работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в соответствии с количеством часов по предметам , выделяемым учебным планом учреждения.

В ходе разработки модели были проанализированы все имеющиеся ресурсы : кадровые, методические, информационные , материально-технические .

Диагностико - результативный компонент модели включает разработанные в образовательном учреждении «Критерии и показатели результативности» процесса управления реализацией ООП НОО и «Уровни результативности» - высокий, достаточный и недостаточный, по которым оценивается эффективность процесса управления (приложение 8). Показатели результативности организации процесса управления : сформированность нормативно-правовой базы школы : приказы и локальные акты (приложение 9) и их соответствие нормативно-правовой базе, закреплённой в ФГОС НОО. Показатели результативности содержательного компонента: разработанность основной образовательной программы НОО, анализ рабочих программ педагогов, комплексных контрольно-измерительных материалов, соответствующих требованиям раздела ООП НОО «Система оценки планируемых результатов освоения обучающимися учебных программ» , анализ деятельности школьного методического объединения учителей 1-4 классов, портфолио обучающихся, опрос родительской общественности, публичный отчёт директора, психолого-педагогическая диагностика.

Показатели результативности организационного компонента :

  • кадровое обеспечение : уровень квалификации учителей - 8 чел.- высшая кв.к.. 1 чел -первая кв.к,, курсы повышения квалификации - 100% учителей 1-4 классов, 80% учителей - предметников;

  • методическое обеспечение : методические объединения, педагогические советы, семинары, методические недели , открытые уроки, мастер классы, методические рекомендации, публикации учителей;

  • информационное обеспечение : локальная сеть, сайт школы, Интернет, медиатека, портал ММЦ, библиотечный фонд УМК;

  • материально-техническое обеспечение : оснащение учебных кабинетов, АРМ учителя - 9 к., 2 кабинета информатики и ИКТ, инфраструктура школы;

  • финансовое обеспечение : бюджетное финансирование, стимулирующие выплаты педагогам, платные услуги ( курсы по изучению английского языка для обучающихся 1-4 классов, организованные на базе школы совместно с ассоциацией преподавателей вузов г. Челябинска на договорной основе).

Функциональный компонент модели процесса управления включает разработанность эффективной структуры управления реализацией ООП НОО, где для каждой из трёх подсистем управления поставлены цели и задачи, плана реализации ООП НОО, где обязательно предусматривается планируемый результат и корректировка , показывает методы и формы организации и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и неразрывно связан со всеми компонентами модели управления.




III. Выводы и обобщения.

Модель процесса управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования даёт возможность контролировать образовательный процесс в начальной школе, анализировать промежуточные результаты, отслеживать эффективность форм и методов методической работы с педагогами , организовывать внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся, работу с родителями, деятельность службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в целях достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и успешной адаптации в образовательной среде школы.

Модель процесса управления реализацией основной образовательной программы начального общего образования становится одним из механизмов, позволяющих сделать процесс обучения в начальной школе соответствующим ведущим направлениям, закреплённым в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Она даёт возможность педагогическому коллективу школы выполнить требования ФГОС НОО, ориентированного на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), т.к. определяет организационно-управленческие условия, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

Модель процесса управления реализацией ООП НОО может быть адаптирована к условиям каждого образовательного учреждения, т.к. разработана с учётом всех требований к организации образовательного процесса, изложенным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.


11

© 2010-2022