Осуществление здоровье сберегающего образовательного режима в школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

День инноватики

Малахова Г.Ф., зам директора

МАОУ «СПШ №33»


Осуществление здоровьесберегающего образовательного процесса в школе в режиме содействия укреплению здоровья обучающихся


Цель: распространение опыта школы по разработке и апробации механизма осуществления здоровьесберегающего образовательного процесса в рамках функционирования в режиме Центра содействия укреплению здоровья обучающихся.

Проектом «Наша новая школа», разработанным Министерством образования и науки РФ, одним из ключевых направлений развития общего образования определяется работа общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения значительная роль отводится комплексной программе формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения обучающихся, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Педагогический коллектив школы осознает, что никакое обучение, а тем более развитие обучающихся, формирование ключевых компетенций невозможно, если нет здоровья. Здоровьесберегающая среда в школе представляет каждому ученику реальную возможность получать полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

В общеобразовательном учреждении работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников осуществляется при комплексной реализации следующих видов деятельности:

- образование в области здоровья на уроках, во внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования в тесном взаимодействии с семьями обучающихся, общественностью;

- совершенствование медицинского обслуживания;

- осуществление физического воспитания и организация деятельности по повышению двигательной активности школьников;

- совершенствование уровня психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- реализация целевых программ: «Чистая вода», «Школьное молоко», «Школьное здоровое питание», «Охрана и укрепление здоровья здоровых», «Комплексные меры по предотвращению злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту», «Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам, психоактивным веществам, алкоголю, табакокурению»;

- формирование здоровьесберегающей образовательной среды.

В школе разработана и реализуется целевая программа «Здоровье». В общеобразовательном учреждении функционирует Совет содействия здоровью, обеспечивающий общее руководство реализацией данной программы. В состав совета входят представители родителей, общественности, детского самоуправления. Члены совета осуществляют методическое сопровождение мониторинговой деятельности, профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни.

Чрезвычайно важным в пропаганде здорового образа жизни является образование в области здоровья. Целью которого является формирование понятия о здоровье как необходимой составляющей общей культуры. К настоящему времени в школе сложилось шесть основных подходов к обучению школьников сохранению и укреплению здоровья:

- санитарно-гигиеническое просвещение учащихся посредством дисциплин естественнонаучного цикла и внеклассных мероприятий;

- расширение теоретического раздела программы по физической культуре;

- проведение на классных часах специализированных уроков здоровья;

- наполнение здоровьесберегающим содержанием всех дисциплин учебного плана школы (Митькин А.С., Неудахина А.Е. Здоровье. Вопросы здоровья в школьном курсе истории, 5-9 классы. Методическое пособие для учителя. М., 2003; Алимова Т.М. Здоровье. Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5-9 классы. Методическое пособие. М., 2003.; Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Реброва Л.В., Резникова В.З., Хрипкова А.Г. Здоровье. Вопросы здоровья в школьном курсе биологии, 5-9 классы. Методическое пособие для учителя. М., 2003.; Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов/ Под редакцией В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. Ярославль, Аверс Пресс, 2003. 2-е изд. доп. и испр.);

- проведение элективных курсов, содержание которых направлено на повышение знаний об укреплении и сохранении здоровья и окружающей среды: «Экология Белгородской области» (А.Н. Петин, Л.А. Новых, В.И. Пети-на. Экология Белгородской области. - М., МГУ, 2002 год);

- реализация программы безопасного поведения на улицах и дорогах в 1- 8 классах.

Обязательным условием результативности работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и сотрудников является интеграция в деятельности специалистов различного профиля, а именно: школьного врача, психолога, социальных педагогов, учителей-предметников, классных руководителей, руководителей школьных методических объединений, представителей органов школьного самоуправления. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности отдельных служб, а также процесса, ведущего к такому состоянию. Таким образом, без функционального объединения уже имеющихся в школе кадров невозможно реализовать поставленные цели и задачи в деле оздоровления школьников.

Пропаганда здорового образа жизни является неотъемлемой частью профилактики негативных явлений. В школе выработана система профилактики табакокурения, наркомании и алкоголизма.

Большую помощь классным руководителям в решении вопросов грамотного поведения профилактической работы оказывает библиотекарь школы Кониченко Н.Е., а также социальный педагог Постникова Е.К., психолог школы Панова О.А. В школьной библиотеке собран богатый научно-методический материал по пропаганде здорового образа жизни.

Самая главная форма защиты от негативных явлений - это занятость. Человек, занятый делом, в котором он чувствует себя успешным, продвигающимся, делом, которое дает ему возможность быть причастным к значимым событиям, делом, в котором он может выразить свою индивидуальность не заинтересован в употреблении наркотических, алкогольсодержащих веществ, табакокурении, совершении асоциальных поступков. Эти задачи решает работа школьных кружков и спортивных секций, а также посещение учащимися нашей школы внешкольных учреждений - комнаты школьника «Мечта», ЦРДЮТ №2, центра технического творчества, ДК «Молодежный» и ДК «Комсомолец», музыкальные школы, Дворец Спорта.

В школе действуют кружки декоративно-прикладного, эколого-биологического, предметного, туристического, краеведческого направлений, а также спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол и другие, которые посещают 2012 обучающихся, что составляет 160% от общего количества учащихся.

Организация летнего отдыха детей является немаловажным фактором сохранения здоровья школьников. В школьном оздоровительном лагере «Океан Мечта» отдыхали 370 учеников (40 % учащихся 1-8, 10 классов).

В течение каникулярного периода были организованы физкультурно-оздоровительные мероприятия для жителей близлежащих микрорайонов в соответствии с областной целевой программой «Физическая культура - здоровье нации».

Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику заболеваний и пропаганду здорового образа жизни, тесно сотрудничая со Старооскольским центром медицинской профилактики, кожвендиспансером, санэпидемстанцией.

Много внимания уделяется профилактике массовых инфекционных заболеваний: проводится углубленный медицинский осмотр обучающихся, своевременно осуществляется вакцинация, осуществляется витаминизация пищи в столовой путем использования свежих фруктов, овощей, зеленого лука.

Организация горячего питания является немаловажным фактором сохранения здоровья школьников. По итогам 2011 года 75% обучающихся были обеспечены горячим питанием. Большое внимание уделяется учащимся, нуждающимся в диетическом питании (диета №1). Им предлагается пища в протертом или потушенном виде, а также приготовленная на молоке.

Принцип оздоровительной направленности - один из важнейших принципов в системе физического воспитания школьников.

Средства ее реализации, используемые в школе:

- физкультурное образование;

- использование гуманных игровых форм организации соревнований с ориентацией на самосовершенствование, красоту действий и поступков, творчество, гармоничное развитие;

- новые организационно-деятельностные формы физического воспитания, позволяющие соревноваться детям различного возраста;

- дифференцированный подход, обеспечивающий групповую индивидуализацию процесса физического воспитания школьников, имеющих сходные групповые закономерности.

Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребенка закладываются в семье.

Среди основных направлений работы школы с семьей можно выделить следующие:

- изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления;

- просвещение родителей в вопросах медицинской активности семьи, здоровья и ЗОЖ;

- работа службы с особыми категориями детей и их родителями;

- привлечение родителей в органы школьного самоуправления;

- проведение совместных с родителями акций и мероприятий.

Прослеживается динамика работы школы с семьей за последние 3 года.

Среди других направлений работы по здоровьесбережению в школе следует выделить такие виды деятельности, как выполнение внедренческих и консультативных функций, обобщение и популяризация передового опыта.

В соответствии с задачами школьной целевой программы «Здоровье», благодаря шефской помощи ОАО ОЭМК, осуществлен капитальный ремонт медицинского кабинета и создан медицинский комплекс, состоящий из кабинета врача, процедурного и стоматологического кабинета. Нашими шефами закуплено самое современное медицинское оборудование, необходимое для осуществления качественного медицинского обслуживания педагогов и обучающихся. В настоящий момент в школе работают 2 фельдшера.

В соответствии со своими функциональными обязанностями медицинские работники осуществляют регулярный контроль за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом. Принимают непосредственное участие в мероприятиях по профилактике заболеваний, осуществляют вакцинопрофилактику, санитарно-просветительскую работу: лекции, беседы, выпуски стенгазет.

Особое внимание уделяется обучению педагогов и родителей по вопросам соблюдения режима дня, полового воспитания школьников, толерантного отношения к окружающим.

Мониторинг здоровья обучающихся проводится регулярно. Все оздоровительные мероприятия направлены на уменьшение заболевания школьников. В течение последних трёх учебных лет наблюдается уменьшение количества уроков, пропущенных обучающимися по болезни: 2008-2009 учебный год - 65010; 2009-2010 учебный год - 64901, 2010-2011 - 57733.

Во исполнение поручений губернатора Белгородской области от 13.09.06г., письма управления образования и науки Белгородской области №04-3429 от 25.10.06г. и приказа управления образования администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» №2099 от 31.10.2006 года в школе:

1. Введено обязательное проведение ежедневное утренней гимнастики за 15 минут до начала занятий.

2. Обеспечено проведение физкультминуток, подвижных перемен, спортивного часа, Дней здоровья, организована работа спортивных секций.

С целью оздоровления обучающихся и сотрудников ежегодно проводятся: Дни здоровья: 2008-2009 - 8 - принимало участие 91,8% обучающихся, 2009-2010 - 12 - принимало участие 96% обучающихся, 2010-2011 - 14 - принимало участие 97% обучающихся; туристические походы: 2008-2009 - 2, 2009-2010 - 4, 2010-2011 - 6.

Во внеучебное время проводятся прогулки, игры на свежем воздухе, организована работа кружков и секций.

Большое внимание уделяется физическому воспитанию в системе дополнительного образования. В нашей школе функционируют секции шейпинга, спортивных танцев, тяжёлой атлетики, кикбоксинга, туризма, волейбола, настольного тенниса, баскетбола. На основании расписания спортивных секций в школе работают тренеры ДЮСШ «Спартак», по туризму.

В связи с необходимостью изучения физической культуры детьми с ослабленным здоровьем организованы специальные медицинские группы: 2008-2009 - 101 - 8,4% от общего количества обучающихся; 2009-2010 - 88 - 7,0% от общего количества обучающихся, 2010-2011 - 94 - 7,5%. Занятия проводятся три раза в неделю по 40 минут в урочной и игровой форме.

Учителями физической культуры систематически проводится мониторинг уровня физической подготовки школьников. За последние три года следующие результаты: 2008-2009 год - 74,2%; 2009-2010 год - 79,2%, 2010-2011 год- 79%.

В смотре-конкурсе на лучшую постановку спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в 2008-2009 учебном году на муниципальном и региональном уровнях школа заняла 1 место.

Работа школы в течение 3-х последних лет осуществлялась в строгом соответствии с документами Минздрава и Госсанэпиднадзора, регламентирующими гигиену учебного труда. Уровень недельной нагрузки обучающихся по учебному плану не превышал предельно допустимого. Учебный план и расписание уроков на каждый новый учебный год согласовывались с ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области в Старооскольском районе.

В соответствии с нормативными требованиями созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся: имеются спортивный зал, медицинский комплекс, столовая на 280 мест, актовый зал, 34 учебно-лабораторных кабинета, кабинеты социального педагога, психолога, учителя-логопеда, комната детской организации «Каравелла».

Санитарный режим, отопление, освещение, оборудование учебно-лабораторных кабинетов, спортивных залов, мастерских соответствует нормам. Обучающиеся своевременно получают социально-психологическую помощь.

При посещении уроков проводится анализ образовательной технологии, используемой учителем, который включает определение степени выполнения требований к сберегающим здоровье функциям учебного предмета и «цены» обучения по новой технологии в сравнении с традиционной.

Главной отличительной особенностью здоровьесберегающих технологий является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье - обязательное условие образовательного процесса.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в том, чтобы обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья. Тогда и аттестат о среднем образовании станет действительно путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Эффективность работы подтверждается статистическими данными, как я уже говорила: снижением роста заболеваемости и функциональных расстройств у обучающихся, уменьшением процента часто и длительно болеющих детей, уменьшением числа школьников , имеющих срывы в адаптации к обучению.

Качество знаний обучающихся за последние три года составило:

2008-2009 уч. год - 59%;

2009-2010 уч. год - 62%.

2010-2011 уч. год - 63%

По сравнению с 2008-2009 уч. годом уровень знаний обучающихся вырос на 4%.

Учебно-лабораторные кабинеты школы оборудованы в соответствии с требованиями здоровьесбережения.

Рекреации школы оформлены фитомодулями, используются для проведения подвижных игр в начальной школе.

Анализ результатов опроса родителей и обучающихся позволяет сделать вывод о том, что 98% обучающихся и 95% их родителей удовлетворены качеством реализуемых в школе программ дополнительного образования, направленных на формирование навыков здорового образа жизни и качеством проводимых в школе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

При реализации второго этапа программы «Здоровье» в 2009-2010 учебном году в школе осуществлён:

- капитальный ремонт и переоборудование школьной столовой, ремонт гигиенических комнат, создано школьное ученическое кафе;

- ведётся мониторинг физической подготовленности, здоровья обучающихся;

-продолжается распространение опыта школы по данной теме через средства массовой информации, Интернет, участие в конференциях, публикации;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных кадров.

Во исполнение приказа по управлению образования администрации Старооскольского городского округа №772 от 27 апреля 2010 года «О Центре содействия укреплению здоровья обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2010-2012 годах» с 01 июля 2010 года в школе создан Центр содействия укреплению здоровья обучающихся.

Педагоги нашей школы руководствуются следующими рекомендациями по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

  • ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом;

  • каждый день должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции;

  • дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.


© 2010-2022