• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Методическая тема нашей школы «Переход от ОУУН школьников к формированию компетентностей как путь повышения качества знаний, направленных на индивидуальное развитие личности»

Методическая тема нашей школы «Переход от ОУУН школьников к формированию компетентностей как путь повышения качества знаний, направленных на индивидуальное развитие личности»

Её актуальность обусловлена: 1. Системными изменениями, которые происходят в мире. «Информационный взрыв» возникший вследствие использования информационных технологий, привёл не только к увеличению в десятки раз объёма представляемой информации, но и к её быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается всех сфер общественной жизни. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. В подобных обстоятельствах продуктивность любой (профессиональной, учебной, человеческой и др....
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая тема нашей школы «Переход от ОУУН школьников к формированию компетентностей как путь повышения качества знаний, направленных на индивидуальное развитие личности»

Её актуальность обусловлена:

1. Системными изменениями, которые происходят в мире.

«Информационный взрыв» возникший вследствие использования информационных технологий, привёл не только к увеличению в десятки раз объёма представляемой информации, но и к её быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается всех сфер общественной жизни. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. В подобных обстоятельствах продуктивность любой (профессиональной, учебной, человеческой и др.) деятельности зависит не обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленной цели.

2. Требования со стороны мирового сообщества претерпели серьёзные изменения.

Каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего?

Мало быть хорошим специалистом в своей области, надо ещё быть хорошим сотрудником, компетентным работником. Современное общество выдвинуло универсальные качества. Необходимые любому человеку в любой профессиональной деятельности. Это - самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т. д.

3. Мы понимаем, что школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, …способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

4. Работа ОУ над данной методической темой является ответом нашего школьного образования на вызовы современного общества, которое характеризуется всё возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда и выбор компетентностного, личностно-ориентированного подходов в обучении и воспитании, которые позволяют сосредотачиваться на том, чтобы не увеличивать объём информированности человека в различных предметных областях, а помочь обучающимся самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей учебной, профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями.

Следует заметить, до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания данных понятий, их классификации. Разные авторы вкладывают разный смысл в содержание этих понятий, и в разных странах используются их различные классификации. Тем не менее, большинство авторов в своих определениях связывают компетентность(компетенцию) с эффективным выполнением какой- либо деятельности или осуществления действия. Другими словами оценить компетентность человека (ученика) можно лишь по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность. Мы в педагогическом коллективе

изучив и проанализировав научную литературу в современном обществе по данной теме, чтобы не возникло двусмысленности составили в её рамках свой тезаурус, который вам предлагаем.

Тезаурус.

  • ОУУН - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний.

  • Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач) проблем. Это способность разрешать проблемы.

  • Компетентный ( с латинского соответствующий, способный):

  1. обладающий компетенцией;

  2. знающий, сведущий в определённой области.

  • Компетенция - характеризует то, чем человек обладает, владеет, ценит. Это способность, умение успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования. Она позволяет получать значимые результаты самостоятельно.

  • Ключевые компетенции - это «ключ», прочное основание для других специфических компетенций, владеть которыми позволяет человеку быть успешным в любой сфере - учебной, профессиональной, общественной деятельности, личной жизни. Они носят надпредметный, надпрофильный характер, необходимый в любой области деятельности, необходимый для успешной социализации, позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать любые проблемы.

  • Развитие - это изменение объекта или процесса (например, учебного процесса или образовательного учреждения в целом), приводящее к принципиально новому качеству результата. Развитие определяет новые цели и новые типы деятельности, сопровождается построением, апробацией и коррекцией новых норм. Развитие предполагает «замещение», при котором «старое» разрушается, а вместо него появляется нечто «новое». При этом «новое» как бы прорастает из «старого», сохраняя то лучшее, что присуще последнему.

  • Личность - это устойчивая система социально значимых черт человека, характеризующая его как члена общества и общности. Личность в человеке или человек как личность формируется на основе его сознательной деятельности и в результате его отношений с другими людьми в процессе труда и общения.

Работая над методической темой, мы руководствуемся:

  • законом РФ «Об образовании» (глава II. Система образования, статья 14), в которой расписаны общие требования к содержанию образования. Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню

образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему

общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

  • Стратегией модернизации содержания общего образования.

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, где обозначены приоритеты образовательной политики по созданию условий для повышения качества образования:

- базовое звено образования - общеобразовательная школа, предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

- воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития:

- важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

- в решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.

- исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье.

  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ (2020 год), в которой обозначена стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

  • Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, где сказано, что национальная образовательная стратегия - инициатива «Наша новая школа». Её главным результатом должно стать соответствии школьного образования целям опережающего развития.

  • Современными педагогическими технологиями и системами обладающими эффективным воспитательным потенциалом по формированию компетентного в жизни человека. Перечислю лишь некоторые из них.

например: педагогика сотрудничества, проблемное обучение, критическое мышление, технология модульного обучения, технология метода проектов и др.

  • Современными концепциями личностно-ориентированного воспитания, такими как: гуманно-личностное обучение и воспитание (Ш.А. Амонашвили), концепция социального воспитания (В.Г. Бочарова, А.В. Мудрик, С.В. Дармодехин, Г.Н. Филонов), концепция управления развитием личности в организованных воспитательных системах (Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Кароковский, И.А. Зимняя, М.И. Шилова), концепция основанной на культурологическом подходе к воспитанию (Н.Б. Крылова, И.А. Колесникова, Е.В. Бондаревская) и др.

Проанализировав существующие современные компетентностные образовательные модели для себя мы определились в следующей модели (в выборе руководствовались нормативно-правовыми принципами прав человека, демократическими ценностями и целями связанными с устойчивым развитием образования, государственным заказом, проектом «Концепции реализации на территории Кировской области компетентностно- ориентированного образования».

Компетентностная образовательная модель

МОУ СОШ № 2 г. Малмыжа, Кировской области


Предметные

Профессиональные

(специальные)

формируются в рамках учебных предметов.

Надпредметные

Надпрофессиональные

Необходимые для эффективной работы в определённом круге учебных предметов и образовательных областей.

Ключевые

Необходимые каждому члену общества для его успешной социализации.

ОУУН:

  • познавательная деятельность;

  • информационно-коммуникативная деятельность;

  • рефлексивная деятельность;


  • рефлексивная компетентность;

  • технологическая компетентность;

  • проектная компетентность;

  • коммуникативная компетентность;

  • информационная компетентность;

  • социальная компетентность;

  • культурологическая компетентность

Мотивация, ответственность, управление достижением целей, результатов. Создание всех необходимых условий = качество


  • Рефлексивная компетентность: готовность организовать свою деятельность в соответствии с позициями, что я делаю (делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю (делал, буду делать?), что я получу (получил) в результате?

  • Технологическая компетентность: способность и готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению технологии деятельности.

  • Проектная компетентность: готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать результаты своей деятельности.

  • Коммуникативная компетентность: готовность получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

  • Информационная компетентность: готовность делать аргументированные выводы, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

  • Социальная компетентность: способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу.

  • Культурологическая компетентность: готовность овладеть не только достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков,рас.

Содержательным ядром формирования компетенции по этой модели являются: государственные образовательные стандарты первого и второго поколения, учебный план, программа развития, модулями которой являются:

  • образовательная программа;

  • программа «Преемственность между начальным и основным общим образованием»;

  • программа «Будущий первоклассник»;

  • проект «Организация предпрофильной подготовки»;

  • программа «Школа здоровья»;

  • программа «Большое малыми крупицами»;

  • проект «Одарённые дети»;

  • проект «Этнодилижанс»;

  • проект «Школа - территория социального партнёрства»;

  • КЦП по методической работе и ВШК;

  • План учебно-воспитательной работы школы по конечным результатам.

Этот план составляется по управленческой технологии Третьякова Петра Ивановича. Важное место в нём занимает анализ и планирование методической работы. Мы, специально к семинару, выпустили для вас сборник «Методическая работа в школе», в который вошли материалы по управлению, анализу и планированию, представлена комплексно-целевая программа по методической теме на этот учебный год, обозначено содержание основной деятельности по управлению методической работой по функциям: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, проектно-конструктивной, организационно-исполнительной, контрольно-оценочный, регулятивно-коррекционной и структурным школьным элементом управления: инициативный координационный совет, совет администрации, методический совет, творческие группы. Расписаны цели, задачи, формы работы, проблемы над которыми работают творческие группы, их анализ и планирование, показана структура управления.

В комплексно-целевой программе присутствует система целесообразных организационных форм и мер по организации, этапы и основное содержание программной деятельности.

В теме выступления обозначены этапы: вчера, сегодня, завтра.

Вчера - это был первый шаг: сбор и анализ необходимой информации по теме;

второй шаг: выбор ключевых компетенций и разработка содержательного

ядра по их формированию.

Сегодня - контроль и оценка данного содержания, его коррекция.

Завтра - разработка программы современного мониторинга достижений и оценки ключевых компетенций соответствующего образовательным целям опережающего развития.

Школа будет стремиться выполнять требования к результатам образования заложенным в государственных стандартах второго поколения. Воспитывать будущего выпускника - гражданина России как:

  • носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;

  • уважающего ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающего глобальные проблемы современности, свою роль в их решении;

  • креативного, мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;

  • разделяющего ценности безопасного и здорового образа жизни;

  • уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата;

  • осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за ответственность перед самим собой и другими людьми.


© 2010-2022