Методические рекомендации Принципы организации образовательного процесса в школе 8 вида

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принципы организации образовательного процесса в школе VIII вида

1 слайд

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально - экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в учебном процессе занимает коррекционно - развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.

2 слайд

Принципы организации учебного процесса - это основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними. Эти основополагающие положения являются результатом правильности соблюдения принципов обучения, эффективности применения методов и форм обучения.

Принципы ориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на сотрудничество всех участников образовательного процесса на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным процессам.

3 слайд

Школа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации № 273 «Об образовании». А именно:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Все эти принципы сориентированы на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира, на сотрудничество всех участников образовательного процесса на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным процессам.

4 слайд

В отличие от общеобразовательных школ ведущим компонентом в образовательном процессе специальной коррекционной школы является коррекционная работа, которая ведется по следующим направлениям:

комплексный подход и долговременная система коррекционно-образовательной работы с учащимися.

максимально возможное развитие потенциала социальных и профессиональных возможностей учащихся.

преемственность процесса образования во всех звеньях: урок, коррекционное занятие, внеклассные мероприятия.

Учитывая особенности работы учреждения, воспитание и обучение дифференцированно и, в большей степени индивидуально, с учетом психофизических возможностей каждого ребенка.

5 слайд

Организация образовательного процесса в школе реализуется с помощью медико - психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах обучения.

Общие принципы коррекционного обучения

6 слайд

  1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.

7 слайд

  1. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь. Рассматриваемый принцип обосновывается закономерностями процесса обучения. Сознательное овладение знаниями основ наук и техники происходит, как это доказано дидактическими и психологическими исследованиями, при сочетании двух условий:

а) когда знания усваиваются в систематическом порядке,

б) когда знания, приобретаемые учащимися, в своих узловых и наиболее важных пунктах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений;

в) осознание значимости знаний способствует повышению интереса к учению, а это положительно влияет на эффективность учебной деятельности

8 слайд

3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.

Принцип научности и доступности означает, что содержание и методика преподавания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Однако во вспомогательной школе только такого соответствия недостаточно. Следует учитывать, что у учащихся одного класса разница в возрасте может составлять от одного до трех лет. Кроме того, дети существенно отличаются по клиническим диагнозам, умственными способностями, опытом, поведением, работоспособностью, волевыми качествами.

9 слайд

Коррекционными приемами реализации принципа доступности могут служить:

разделение сложного материала на части,

увеличение времени на восприятие материала и осознание инструкции;

замедление темпа изложения материала,

использование наглядности и возможности ее восприятия максимальным количеством анализаторов,

связь нового материала с предыдущим опытом;

ограниченное количество новых терминов и понятий на одном уроке упрощения структуры знаний;

индивидуальная помощь каждому ученику с учетом степени трудностей и ошибок,

обучение работать сначала по прямому указанию учителя затем с детальным планом, позже - по сокращенной инструкции;

опора на предметно-практическую деятельность и через нее переход к вербализации знаний, применение специальных средств, облегчающих переход от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от действий с предметами к действиям мысленно;

создание условий для развития сознательной произвольного поведения.

Коррекционного значение приобретают также стимулы и правильное оценивания учащихся, разнообразие методов и приемов преподавания. Следует отметить, что принцип доступности требует большого педагогического мастерства учителя.

10 слайд

4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Важное значение для систематизации имеют уроки обобщающего повторения.

Этот принцип предполагает взаимосвязанное изучение различных предметов, последовательность и логичность в овладении знаниями. Умственно отсталые ученики не могут самостоятельно усвоить большой объем информации, обобщить и систематизировать ее. Это означает, что материал следует делить на доступные для усвоения части (разделы, темы, подтемы), в каждой из которых выделять основные вопросы. В дальнейшем следует устанавливать взаимосвязи именно между этими узловыми вопросами, постепенно детализируя их, дополняя. Следует помогать ученикам в осуществлении обобщений, выводов; стимулировать их к припоминания ранее изученного и переноса знаний с одного предмета на другой. Этому будут способствовать задания межпредметных характера, интегрированные уроки. Изложение нового материала нужно сочетать с углублением, уточнением, исправлением ошибок, систематизацией и обобщением. Для образования полноценной системы знаний следует учить детей использовать рациональные приемы запоминания. На первых порах и при изучении нового материала следует отдавать предпочтение индуктивным путям его изучения, постепенно применяя и дедуктивные, поисковые методы обучения.

11 слайд

5. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное усвоение ЗУНов, использование этих знаний в жизни.

Специальная школа должна не только обеспечить учащихся определенными знаниями, но и научить пользоваться ими в практической деятельности. Достичь этого можно только при условии сознательного усвоения учащимися учебного материала, их сознательного и активного отношения к учебным занятиям.

Однако реализация этого принципа осложняется прежде психологическими особенностями умственно отсталых детей. В частности, ученики вследствие снижения познавательной активности не интересуются процессом получения знаний, часто усваивают их механически. Из-за нарушения операций мышления, неумение делать умозаключения учащиеся усваивают знания поверхностно, не понимая истинной сущности причинно-следственных связей и взаимозависимостей. Учебная работа требует также достаточного развития внимания, работоспособности, приложения волевых усилий, самоконтроля, а эти качества нарушенными или и сформировавшимися у умственно отсталых детей.

На уровень усвоения знаний и поведение детей влияют и субъективные социальные факторы. Одними из них негативные последствия пребывания умственно отсталых детей в школе, в результате чего у них формируется отвращение к учебе, неуверенность в себе и разочарование в своих возможностях. К формированию этих качеств приводит и чрезмерная опека во многих семьях, где такое отношение считают помощью ребенку и заменителем ее интеллектуальной неполноценности.

Коррекционными приемами реализации принципа активности и сознательности учащихся в обучении являются:

активизация знаний детей с целью использования их собственного опыта; приучения реализовать результаты восприятия

приучения проверять правильность собственных действий

сравнение своей работы с образцом

повышения познавательной активности и развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся

применения творческих задач

формирования умений использовать материал в различных жизненных ситуациях;

установление логических связей, зависимости между известным материалом и новым

анализ материала, выделение главного в нем

отбор дополнительных вопросов на активизацию мыслительной деятельности учащихся

доступная форма подачи материала

формирование операций анализа и синтеза: по последовательному плану, опорным словам, без опоры

постепенное формирование умения сравнивать, используя подробную инструкцию, план, схемы, 3-й объект т.д.

с целью развития обобщений и абстрагирования:

1) формирование наглядно-видимых связей и отношений между предметами и явлениями,

2) оказание помощи в вербализации эмпирически полученных представлений о вещах и процессах,

3) помощь в осмыслении от конкретного к абстрактному;

создание условий для преодоления разрыва между теорией и практикой: формирование умений ориентироваться в задании, анализировать его, воспроизводить и дифференцировать знания, переносить их из одной ситуации в другую

введения в учебный процесс специальных приемов, стимулирующих учащихся к использованию полученных знаний:

а) перед применением вспомнить теорию

б) иногда сначала практически усваивать действия, а затем их теоретически обосновывать

в) расчленять анализ задачи

г) учить пользоваться планом

д) стимулировать размышления вслух о способах и последовательность выполнения задач

отбор заданий, при выполнении которых учащиеся будут самостоятельно принимать новую лексику, создание таких условий, которые будут стимулировать учащихся к активной работе и предотвращать появление усталости, обучение самостоятельно находить ошибки в своей работе

амортизация негативных реакций на неуспех

постоянное подчеркивание достижений ученика

воспитания умений преодолевать неудачи, трудности.

12 слайд

6. Принцип наглядности в обучении. Самый важный момент, с нее начинается обучение. Использование игрушек, картинок, иллюстраций. Необходимо правильное соотношение наглядных и словесных методов

Использование наглядности в специальной школе усложняется расхождением между чувственной и рациональной формами познания у умственно отсталых детей, нарушении взаимосвязи в них 1-й и 2-й сигнальных систем; несовершенством восприятия; разрывом между наглядностью, ее словесным обозначением и закреплением воспринятого в сознании; недоразвитием мышления. Отдельные учителя используют наглядность с целью упрощения процесса усвоения знаний. Это неправильно. Наглядность не должна выступать способом приспособления к дефекту, а наоборот - должен служить средством коррекции неправильно сформированных представлений и понятий, развития высших форм мышления ребенка, рационального познания.

Коррекционная направленность реализации принципа наглядности заключается в использовании следующих приемов:

использования наглядности с немногими признаками, особенно второстепенными

для демонстрации одного объекта использования различных видов наглядности с постепенным их усложнением

приучения анализировать результаты восприятия

задействования максимального количества анализаторов при демонстрации наглядности

использования специальных предметных уроков и экскурсий для непосредственного восприятия объектов и явлений

сочетание наглядных образов, предметов и явлений с речевыми терминами, словами, фразами, которые отражают их сущность

применения специальных средств, облегчающих переход от конкретного к абстрактному, от единичного к общему, от действий с предметами к действиям мысленно. А именно:

сочетание наглядности с практическими действиями,

сочетание наглядности со словесными методами

переход от конкретной наглядности к абстрактной,

использования словесной наглядности

анализ объектов

сравнения объектов

абстрагирования существенных признаков от несущественных,

конкретизация выводов, правил путем приведения примеров.

Следует помнить, что соотношение наглядности и словесных

методов, как и видов наглядности, меняется в процессе обучения.

13 слайд

7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику. Обоснование этого принципа заключается в том очевидном факте, что обучение молодежи происходит в классных коллективах. В дальнейшей жизни молодым людям предстоит работать в том или ином коллективе.

Одна из задач обучения заключается в том, чтобы учащиеся научились дружно работать в коллективе. Это означает необходимость ясно понимать задачи, цели коллектива, способность дорожить честью коллектива и бороться за нее. Воспитание привычек работать в коллективе и подчинять свои намерения и действия его интересам - важная задача школы.

Как известно, работа рядом является самой элементарной формой кооперации любого труда вообще. При обучении - это выполнение каждым учеником в отдельности учебного задания независимо от остальных участников труда. Такая форма организации учебной деятельности на уроке мало способствует развитию коллективизма, потому что здесь каждый ученик заботится только о себе. Иной характер отношений между учениками на уроке при фронтальной работе возникает в том случае, когда перед коллективом класса ставится одна общая познавательная задача, которая решается под руководством учителя общими усилиями всего класса. В этом случае ученики работают не просто рядом: каждый ищет решение задачи, ищет не только для себя, но и для коллектива. В классе возникает атмосфера, возбуждающая активную мысль.

Рассматриваемый принцип обучения осуществляется различными путями: педагог раскрывает перед учащимися перспективу их учебной работы и сплачивает для этого коллектив учащихся; педагог знакомит учащихся с деятельностью различных коллективов взрослых людей и постепенно внедряет в жизнь учащихся правила деятельности кол- лектива; педагог проводит урок как организационную форму учебной работы коллекти- ва, в котором каждый учащийся под руководством учителя должен выполнять определенную работу, приводящую к общему результату. При этом учитель организует индивидуальную и групповую работу учащихся;педагог учит учащихся правильному поведению в коллективной работе.

14 слайд

8. Принцип прочности в обучении. В школе 8 вида необходимо постоянное повторение. Повторение предусмотрено в самой программе школы 8 вида.

Согласно этому принципу овладения знаниями, умениями и навыками достигается только тогда, когда они хорошо понятны ребенку, сохраняются в памяти и могут воспроизводиться в необходимый момент в разных жизненных условиях. Механическое усвоения материала не свидетельствует о его прочности.

На прочность обучения учащихся специальной школы влияет ряд объективных и субъективных факторов. Это прежде всего особенности памяти умственно отсталых детей, в частности, сужение объема запоминания; недостаточная продуктивность запоминания и воспроизведения; недостаточная осознанность заученного; искажения материала в процессе хранения; быстрое забывание. Учитывая это, одной из важных условий реализации этого принципа является правильность организации повторения ранее изученного. Это, в частности:

систематичность и регулярность повторения (на каждом уроке, при изучении новой темы, раздела, на начале и в конце четверти, полугодия, года);

использование рациональных приемов запоминания;

сочетание повторения с коррекцией неправильно сложившихся представлений и понятий, уточнением, дополнением, расширением, углублением материала, его систематизации и обобщением (принцип лепки снеговика);

разновариативность методов повторения (репродуктивные и проблемные; повторения самостоятельное и с помощью учителя; повторения теории через практику и т.д.);

при повторении установления связей с ранее изученным материалом;

разумное дозирование повторения, пользование правилу: отдых способствует восстановлению материала, а повторение приводит к переутомлению и забывания.

Важно также при организации закрепления материала осуществлять опору на наглядно-образную, эмоциональную память с постепенным переходом к словесно-логического запоминания. Влияет на прочность усвоения и активность детей. Если они усваивали материал механически, не анализируя его, не соизмеряя, не доводили собственных соображений, то и уровень владения такими знаниями будет достаточно низким.

15 слайд

9. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Индивидуальный подход предполагает такую ​​организацию учебного процесса, при которой при подборе средств, приемов, темпа обучения учитываются индивидуальные особенности учащихся, неодинаковый уровень развития их способностей. Индивидуальный подход осуществляется в условиях коллективной работы класса в пределах одних и тех же задач и одинакового содержания обучения. Все учащиеся должны овладеть знаниями, умениями и навыками, определенными программой для данного класса. Целью индивидуального подхода является обеспечение успешности всех учащихся в пределах программного материала.

С учетом большой "неодинаковости" школьников индивидуальный подход реализует следующие задачи:

1) оказание помощи учащимся, которые испытывают определенные трудности в обучении,

2) стимулирование творческих усилий сильных учащихся с целью обеспечения углубленного овладения учебной программой и развивающего эффекта обучения.

16 слайд

При индивидуальном подходе следует учитывать:

клинический диагноз; структуру дефекта: первичный дефект, вторичные отклонения, наличие осложнений, состояние анализаторов, физическое состояние, сохранены стороны психики

индивидуальные особенности познавательных процессов

темп деятельности

динамику утомляемости

круг представлений об окружающей среде, уровень знаний, зону актуального и ближайшего развития

самооценку, отношение ребенка к собственному дефекта компенсаторные возможности

особенности эмоциональной сферы

характерологические особенности.

Дифференцированный подход - это учет типологических особенностей умственно отсталых учащихся.

17 слайд

Условия реализации индивидуального подхода

Систематическое и всестороннее изучение учащихся педагогом.

Учет психологических закономерностей развития личности.

Знание педагогической техникой.

Учет конкретной ситуации действия.

Индивидуальный подход к оценке.

Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.

Использование возможностей воспитательного воздействия коллектива.

Реализация педагогических принципов, форм и приемов индивидуального воздействия на учащихся.

Содержание и приемы реализации индивидуального подхода

Учет разного уровня знаний и представлений об окружающей среде, зоны актуального и ближайшего развития:

а) активизация всех учащихся класса

б) индивидуализация заданий. В зависимости от индивидуальных особенностей ученика и характера труда, которые вызывает у него учебная деятельность, следует предлагать задания в различной форме. Так, например:

при несформированности фонематического восприятия (в младших классах) вместо диктанта можно дать списывание текста

при трудностях письма по образцу (в период овладения грамотой) предложить письмо по контуру или опорными точками в тетрадях

при трудностях запоминания словесной инструкции использовать наглядную: таблица, условные обозначения и т.д.

при невозможности понять ход выполнения задачи привести аналогичную, развязанную раньше или предложить выполнить ее в практическом плане

в) определение соответствующего уровня помощи.

Уровни помощи:

стимулирующая, которая заключается в том, чтобы поощрить ученика, заверить его в собственных возможностях, поддержать

организующая - помощь в установлении последовательности выполнения задания, устранение условий при которых ученик отвлекается от работы, повторения инструкции

сужение объема выполняемой задачи путем расчленения задачи на отдельные части предложение выполнить вспомогательное задание, которое способствует решению основного вопроса, задачи

расчленения сложной задачи на поэтапное выполнение элементарных - часто используется для школьников с глубокой степенью дебильности, с очень низкой познавательной активностью

постановка подталкивающих вопросов

при выполнении умственных действий опора на практические действия с наглядностью

дополнительные пояснения

многократное повторение, показ способа выполнения задания или действия

предупреждения о возможных ошибках и способы их устранения и т.д.

18 слайд

Главным при предоставлении индивидуальной помощи должны быть следующие приемы:

активизация волевых усилий учащихся, их самостоятельности, поддержание интереса к выполнению учебной работы.

Ориентация на разный темп работы и динамику нарастания усталости.

Учет индивидуальных особенностей познавательных процессов, в частности: неустойчивой внимания; пониженной способности к обобщению, абстрагированию, установление причинно-следственных связей; акалькулия или Дискалькулия; аграфии или дисграфии; дислексии; недостаточности двигательных умений и грубых нарушений моторики грубых нарушений связной речи; недостаточного развития пространственных представлений; грубых нарушений памяти и т.д.

Учет в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей самооценки, отношение к собственному дефекту и компенсаторных возможностей учащихся.

Ориентация на индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы учащихся.

Учет индивидуальных потребностей и интересов детей.

Итак, индивидуальный подход является ведущим принципом специальной дидактики и средством коррекции недостатков учащихся с нарушениями интеллекта. Его реализация способствует достижению цели вспомогательной школы и дальнейшей интеграции ее выпускников в современную систему общественных отношений.

19 слайд

Заметим, что все дидактические принципы находятся в тесной связи и реализуются во взаимозависимости. Вследствие органического единства принципов отдельные коррекционные приемы их реализации повторяются. Именно тесное сочетание дидактических принципов и приводит к правильности организации и осуществления учебно-воспитательной и коррекционной работы.



© 2010-2022