Анализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный год

В своей статье я проанализировала научно-методическую работу нашего образовательного учреждения за прошедший учебный год. В нем отражены методическая тема ОУ, цель и задачи работы для достижения поставленной цели. Проанализировано олимпиадное движение, участие в научно-практической конференции школьников, участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства.                   Я попыталась проанализировать, что сделано в ОУ для перехода на ФГОС ООО и реализации ФГОС НОО. Надеюсь, что моя стат...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ научно-методической работы школы за 2013-2014 учебный год

Научно-методическая служба школы в 2013-2014 учебном году продолжила работать в инновационном режиме. Педагогический коллектив совместно с администрацией школы, рассмотрев положительные и отрицательные результаты своей деятельности за прошлый учебный год, а также в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» определил новую методическую тему: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС». В соответствии с этим наметили и новые задачи для реализации поставленной цели:

  • Ориентировать педагогический коллектив на овладение и использование образовательных технологий, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают потенциал личности, развивают общую и специальную одаренность детей;

  • Повышать профессиональную компетенцию педагогов.

  • Повышать качество проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий на основе внедрения новых технологий.

  • Совершенствовать технологии и методику работы с творческими и талантливыми детьми.

Основными направлениями работы определены следующие:

  • Работа педагогического совета.

  • Работа школьных методических объединений.

  • Деятельность научно-методического совета.

  • Повышение квалификации учителей и их самообразование.

  • Организация и проведение семинаров, конференций, предметных недель.

  • Обобщение передового педагогического опыта.

Содержание методической работы в школе включает в себя:

- изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;

- изучение новых педагогических технологий;

- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания;

- изучение проблем управления образовательным процессом;

- диагностику профессиональных запросов учителей;

- подготовку учителей к аттестации;

- курсовую переподготовку учителей;

- работу учителей в городских и школьных творческих группах;

- подготовку обучающихся к участию в научно-практических конференциях;

- организацию и проведение теоретических семинаров и методических дней;

- мониторинг учебных достижений;

- программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

- работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;

- внеклассную работу по предметам;

- организацию исследовательской деятельности учителей и учащихся;

- изучение передового педагогического опыта коллег.

Во главе методической службы стоит научно-методический совет школы. Он выполняет координацию методической работы в школе. В состав методического совета входят руководители МО, представители администрации, психологическая служба школы.

Научно-методический совет осуществляет свою работу через работу школьных методических объединений, которых в школе четыре:

  • МО учителей начальных классов;

  • МО учителей общественно-гуманитарных наук;

  • МО учителей естественно-математических наук;

  • Цикловое МО.

Так, в начале учебного года был составлен план повышения квалификации педагогов ОУ. (Приложение № 1).

В 2013-2014 учебном году 9 педагогов были аттестованы. Из них 4 педагога на первую квалификационную категорию, 4 -на высшую квалификационную категорию и 1 на соответствие занимаемой должности. (Приложение № 2).

ОУ является городской экспериментальной площадкой «Формирование культуросообразного образовательного пространства как среды для становления социально успешной личности». Понимая, что в наше время дети получают информацию из множества самых разнообразных источников, и часто у них формируется собственное мнение или позиция по отношению к тому или иному вопросу задолго до того, как он начинает обсуждаться в школе, мы видим один из возможных путей формирования позитивного отношения к окружающему миру - это начать планирование своей жизни, своего будущего уже в школе.

Мы стремимся, кроме обеспечения базового образования, дать нашим детям то, что на наш взгляд позволит каждому из них создать свою собственную систему знаний, умений и ценностей культуры: языковой, информационной, правовой, экономической, экологической, духовной, сформировать позитивную Я-концепцию. Опыт своей работы представляли Климова Т.Ф., Салтыкова С.В., Юрганова М.Н. на городском семинаре.

Наша школа является пилотной площадкой в рамках регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области».

Научными консультантами школы по вопросам управления образовательным процессом является Е.В. Блохина, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой управления образования НИПКиПРО, Н.П. Абаскалова, доктор педагогических наук, НГПУ.

Система менеджмента качеством (СМК) образования позволила создать в ОУ порядок, при котором ответственность персонала точно распределена и документирована и обеспечивает предсказуемый и стабильный уровень качества продукции, процесса обучения и деятельности школы в целом; приведение НПБ ОУ по оценке качества образования в соответствие с международными стандартами, повышение конкурентоспособности и имиджа ОУ через улучшение качества образовательных услуг; включение педагогического коллектива в режим инновационного развития; повышение компетентности работников ОУ в области качества. По результатам внутренней и внешней экспертизы наше ОУ было сертифицировано. (Приложение № 1).

Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. В рамках программы «Одаренные дети» предусмотрено проведение всероссийских предметных олимпиад. Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Следует отметить высокий организационный уровень подготовки и проведения школьного этапа в МБОУ СОШ № 78 в условиях максимального охвата учащихся. Всего в школьном этапе приняли участие 723 учащихся 5-11 классов, из них по параллелям:

Параллель

Общее количество участников

Призеры

Победители

5

105

8

7

6

111

14

9

7

100

10

9

8

106

9

10

9

115

12

8

10

122

11

8

11

64

4

6



По предметам:

Предмет

Общее количество участников

Призеры

Победители

Астрономия

15

0

0

Биология

48

8

6

География

65

7

4

Английский язык

26

0

1

Информатика и ИКТ

10

0

0

История

39

5

5

Литература

60

7

6

Математика

67

5

3

Обществознание

37

3

6

ОБЖ

27

4

4

Право

11

1

1

Русский язык

70

14

6

Технология

25

1

3

Физика

65

2

1

Физическая культура

16

0

0

Химия

25

2

3

Экология

46

6

6

Экономика

23

0

0

Немецкий язык

18

0

1

Французский язык

12

0

0

Искусство (МХК)

18

3

1

Для подготовки учащихся к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году был реализован следующий план мероприятий:

  • в учебный план включены факультативные и элективные курсы;

  • создана база цифровых и библиотечных ресурсов для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников.

В целях реализации программы «Одаренные дети» и развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности, формирования проектно - ориентированного интеллекта и в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы 02.12.2013г. прошел школьный этап научно-практической конференции (НПК). На нем были представлены исследовательские работы из разных предметных областей.

В школьном этапе НПК приняли участие 18 учащихся из 6-11 классов.

Положительная динамика роста количества учащихся - участников НПК свидетельствует о популяризации исследовательской деятельности среди обучающихся, что, в свою очередь, даёт возможность сделать вывод о результативности работы НОУ в решении задачи по вовлечению учащихся в деятельность подобного рода.

Наиболее интересные работы были представлены Прокодановой Аленой (10 «А» класс), Макиной Ольгой (9 «Б» класс) и Семоненковой Юлией (10 «А» класс).

В то же время следует отметить, что не все учителя-предметники уделяют должное внимание работе с одаренными детьми по подготовке к НПК. Не используется большой потенциал исследовательской деятельности учителями ОБЖ, физической культуры, истории, обществознания, права, математики, химии, физики.

В соответствии с планом методической работы школы в 2013-2014 учебном году, с целью развития интереса обучающихся к различным предметам, углубления знаний по предметам в школе проводились предметные недели.

В предметных неделях приняли участие все желающие 1-11 классов. Методическое объединение учителей гуманитарных и общественных наук под руководством И. Ю. Гладковской представило широкий спектр познавательных, творческих, современных форм организации урока, направленных на повышение уровня знаний обучающихся в области русского языка и литературы, английского, немецкого и французского языков, истории и обществознания. Предметные недели по своему характеру являются массовыми, так как предусматривают участие в них широкого контингента учеников, а по своей структуре являются комплексными, так как включают комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников. В рамках предметной недели Циклового МО учителя, участвующие в мероприятиях, показали высокий профессионализм, творческий подход к подготовке мероприятий, умение увлечь, заинтересовать учащихся.

Учащиеся проявили живой интерес к предметной неделе искусства, технологии, физкультуры и ОБЖ.

Анализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный год

Анализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный год

Анализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный годАнализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный годАнализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный годАнализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный год

Анализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный годАнализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный год

Анализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный годАнализ научно-методической работы за 2013-2014 учебный год

Педагоги ОУ принимали участие в работе семинаров, конференций и круглых столов. Кутузова И.Ф., Плаксина М.В., Кравчук О.М., Климова В.Я., Кнышева Л.Н., Семенова Е.Д. делились своим педагогическим опытом в печатных работах на страницах ИД «1 сентября», на сайтах ИнфоУрок. Ру и Педсовет.су.

Учитель географии, Семенова Е.Д., принимала участие в районном этапе конкурса «Учитель года» и стала его лауреатом.

Педагогами школы были представлены 4 проекта на городской конкурс «Инновации в образовании».

Учитель физкультуры, Никитина А.М., участвовала в конкурсе «Педагогический дебют».

Учащиеся 9 класса Ваколюк Е., Дешина А., Макина О. под руководством учителя истории Салтыковой С.В. подготовили доклады на международную юношескую научную конференцию, приуроченную к годовщине отмены крепостного права в России «История и художественная культура», которая проходила с 17 по 21 февраля в Санкт-Петербурге.

В рамках международной выставки-ярмарки «УчСиб-2014» школьная Программа «Одаренные дети», разработанная заместителем директора по НМР Климовой В.Я., награждена малой Золотой медалью, в школе был проведен областной научно-практический семинар «Особенности мониторинга процессов СМК в МБОУ СОШ № 78». Работая над реализацией программы «Одаренные дети», совместно с психологической службой школы был создан банк «одаренных» детей школы.

В рамках конкурса «Новаторство в образовании - 2014» для образовательных учреждений среднего профессионального образования, общего образования и дополнительного образования детей школа стала лауреатом в номинации «Самый успешный проект - 2014» в области разработки и реализации стратегии развития образовательного учреждения и повышения качества образования», «Самый успешный проект - 2014» в области патриотического воспитания».

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школе необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

Введение федеральных образовательных стандартов в практику образовательного учреждения очень непростая задача. В ее решении принимают участие педагогические работники разных уровней деятельности: директор школы и его заместители по УВР, ВР, НМР, АХЧ, учителя - предметники, педагоги дополнительного образования. Содержание и технологии обучения с введением ФГОС меняют всю систему школы, так как приоритетным становится системно - деятельностный подход в обучении, который существенно отличается от традиционной школы, определяя основной задачей учителя качественную организацию учебно- воспитательного процесса в новых условиях. Требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно - ориентированный подход.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Учителя начальной школы в целом готовы к инновационной профессиональной деятельности и обладают необходимым уровнем методологической культуры, готовы постоянно развиваться в профессиональном отношении, имеют высокую мотивацию в достижении целей новых образовательных стандартов, используют современные, том числе и информационно-коммуникативные технологии обучения.

По проведенному мониторингу реализации ФГОС НОО в нашей школе выявлено следующее:

  • в образовательном учреждении разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования;

  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);

  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;

  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

  • разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования;

  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся;

  • внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.;

  • при организации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.);

  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС;

  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов.

Особенности введения ФГОС ООО можно разделить, на наш взгляд, на две составляющие: обусловленные спецификой самого стандарта и связанные с системными изменениями, происходящими либо вовне, либо в самой системе образования.

В рамках внедрения ФГОС ООО в школе был проведен мониторинг условий с целью выявления готовности ОУ к введению ФГОС ООО.

Мониторинг включал изучение уровня готовности материально-технического и кадрового потенциала, санитарно-гигиенических условий, информационно-методических ресурсов.

Результаты мониторинга были проанализированы на заседаниях методических объединений, педагогическом и методическом советах школы. Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения образовательной среды, показал: в школе, в целом существуют необходимые условия для реализации ФГОС ООО.

Школа располагает соответствующей материально-технической базой и оптимальным уровнем оснащения учебных кабинетов необходимой техникой. 90% педагогов активно используют информационные технологии, владеют мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС ООО были решены следующие задачи:

  • дополнена нормативно-правовая база школы локальными актами;

на родительских собраниях доведены до родителей цели и задачи ФГОС ООО;

  • проведен опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном

образовании детей во внеурочное время;

  • скорректирован план методической работы, направленный на изучение

методических материалов, сопровождающих внедрение ФГОС ООО, и разработку программ;

  • включены в план работы школы мероприятия по методическому сопровождению деятельности учителей, разрабатывающих рабочие учебные программы;

  • разработана ООП ООО школы.

Сегодня понятия «имидж школы», «имидж современного педагога», «имидж руководителя» наряду с понятиями «инновация», «мониторинг» становятся характеристиками образовательной среды и самих управленцев.

Построение имиджа образовательного учреждения - как "эмоционально окрашенного образа школы, часто сознательно сформированного, обладающего целенаправленно заданными характеристиками и призванного оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума" предполагает решение ряда задач:

1)изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения
удовлетворенности школой учителями, учащимися, родителями;

2)распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов-процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности школы и, при сравнительном анализе, как преимущество данной школы перед другими;

3)обеспечение освещения событий в деятельности учебного заведения - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: "мнение больше определяется событиями", чем словами;

4) разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в школьной жизни, демонстрировать достижения школы, полученные в процессе перемен.

Значимой характеристикой современной школы выступает уже сложившийся или складывающийся ее образ, основу которого составляют:

- миссия образовательного учреждения, его приоритеты;

-школьная культура - уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения конкретного учебного заведения;

-виды и качество образовательных услуг данной школы;

- наличие и функционирование детских и юношеских организаций;

-связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;

- вклад учебного заведения в развитие: образовательной подготовки учащихся, их воспитанности; психических функций; творческих способностей; формирования здорового образа жизни.

По данным мониторинга ведущим компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

-для учащихся начальной школы и их родителей - образ классного
руководителя;

-для старшеклассников - образ учителя-предметника, образ директора;

-для родителей с высшим образованием - представление о качестве
образования, стиле работы школы;

- для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность школьной среды.

Наряду с положительными результатами нельзя не отметить и недостатки. Не все педагоги образовательного учреждения привлекают учащихся к внеурочной деятельности. Слабо ведется подготовка учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям. При составлении плана научно-методической работы на 2014-2015 учебный год следует учесть эти недостатки в работе и постараться их устранить.

В целом научно-методическую работу школы за истекший период можно считать удовлетворительной.



© 2010-2022