Статья Туристический и краеведческий компоненты воспитательной системы школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования г. Астаны

школа-лицей №60



Доклад

«Краеведческий и туристический компоненты в воспитательной системе школы»



Учитель: Абдрахманов К. Н.



Астана-2013


Туризм - это путешествия, походы, экскурсии, в ходе которых туристы знакомятся с уникальными природными комплексами, памятниками истории и культуры. В нашей стране - это и знакомство с местами боевой и трудовой славы народа. Туризм бывает разным. Есть, например, туризм экскурсионный. Экскурсанты по путевке отправляются на автобусе, поезде, самолете или пароходе по заранее намеченному маршруту, останавливаясь в гостинице или на турбазе, где им обеспечены ночлег, питание, экскурсии.

Спортивный туризм предусматривает полную самостоятельность путешественников: они сами выбирают маршрут и способ передвижения, обеспечивают себя питанием и ночлегом, местом отдыха, намечают объекты осмотра.

Требования таковы, что все обязаны иметь определенную туристскую подготовку.

Всем необходимо уметь: быстро и правильно устанавливать палатку, укладывать рюкзак, научиться переправляться по бревну и воздушной переправе по параллельным веревкам, подниматься и спускаться по крутому склону с помощью веревки, преодолевать завалы и болота, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, пользоваться картой и компасом.

Приобретение навыков, необходимых туристу, осуществляется во время походов, уроков туризма, а также на туристических дискотеках. Многому можно научиться на занятиях по познанию мира. В то же время отдельные туристские навыки пригодятся при изучении других специаль­ностей.

Смелость, решительность, чувства товарищества и дружбы - вот те качества, которые развиваются и укрепляются во время походов. Ребята с товарищами стойко переносят трудности походной жизни, узнают, как нужно снарядиться в поход, приобретают навыки ориентирования на незнакомой местности, учатся выбирать место привала и оборудовать его, разжигать костер и готовить пищу. Туризм способствует физическому развитию, приучает проявлять инициативу, находчивость, быстроту действий, умение преодолевать естественные препятствия, сохранять свои силы при движении. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины.

Путешествия по родному краю, несомненно, заинтересуют ребят, расширят их кругозор, дадут новые конкретные знания.

В соответствии с целями и нормами нагрузки походы бывают одно­дневные, двухдневные (с ночевкой в пути) и многодневные' различной категории сложности, водные, лыжные, велосипедные или комбинированные с использованием нескольких активных способов передвижения (в том числе и транспорта).

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Каждый поход требует от участников определенной физической подготовки. В противном случае можно лишь бесполезно израсходовать силы и время. Необходимо серьезно относиться к соблюдению мер безопасности: придерживаться утвержденного маршрута и плана похода; строго соблюдать порядок преодоления трудных и опасных мест (бродов и переправ, осыпей в горах, крутых подъемов и спусков и т. д.); выполнять правила купания и санитарно-гигиенические, не допускать отставания от группы, самовольных отлучек.

Содержание похода, протяженность маршрута и скорость движения планируются с учетом возраста участников.

Маршрут рассчитывается в километрах и по времени, с учетом состояния погоды, рельефа местности. Средняя скорость движения-школь­ников 3,5-4 километра в час.

В плане похода предусматривается: время сбора в условленном месте, проверка готовности участников, время выхода, движения, привалов, прибытия к месту назначения, осмотра намеченных объектов, бесед, большого привала, обеда, отдыха, ночлега, а также построение, проверка имущества, порядок выхода, движения по обратному маршруту. С целью похода и его планом знакомятся все участники похода.

Перед походом надо пройти медицинский осмотр. Данные медицинского осмотра помогают руководителям правильно определить расстояние маршрута, длину дневных переходов и нагрузку.. Исходя из физиологических и возрастных особенностей детей начальных классов в гимназии с целью воспитания любви к своей малой Родине - изучение истории и природы края, формирования духовного мира ребенка, его нравственно эстетических идеалов, пропаганды экологических знаний, а также активного отдыха предназначенного для укрепления и сохранения здоровья учащихся, введены простейшие формы туризма:

Пешеходные путешествия на лоно природы.

Тематические путешествия.

Экскурсии.

Путешествия способствуют разностороннему развитию ученика, расширяют кругозор. Обогащают новыми знаниями, развивают волю и стойкость, воспитывают любовь к родному краю. В зависимости от организации и продолжительности, путешествие закаляет и укрепляет организм, способствует выработке полезных навыков и умений.

Дети сделали вывод о недостаточности знаний в оказании первой медицинской помощи, над чем необходимо поработать в дальнейшем.

В течение года дети ходили на экскурсии в зимний парк, краеведческий музей, сами помогали собирать материал к альбомам известных людей края.

Библиотекарем была организована выставка книг, для желающих ознакомиться с городами республики за лето. Очень большой и интересный материал о новой столице нашей республики Астане. Дети с интересом наблюдали за новыми достопримечательностями появляющиеся в столице. Хорошей рекламой послужила фотовыставка детей, которые запечатлены с достопримечательностями нашей юной столицы.

© 2010-2022