- Преподавателю
- Директору, завучу
- Особенности подготовки и реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в системе ФГОС НОО
Особенности подготовки и реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в системе ФГОС НОО
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Давлетшина Л.Х. |
Дата | 05.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Давлетшина Лариса Харисовна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой г.Ульяновска
Особенности подготовки и реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в системе ФГОС НОО
В документах федерального государственного образовательного стандарта общего образования нашли отражение ключевые задачи и направления современного этапа развития общего экологического образования - как образования для устойчивого развития.
Согласно ФГОС, содержание экологического образования в основной образовательной программе начальной и основной школы представлено экологической составляющей рабочих программ базовых учебных предметов, вариативным урочным компонентом, внеурочной деятельностью, внеклассными мероприятиями. Целостно содержание экологического образования, во всем разнообразии его форм, представлено в школьной Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Ее разработка в составе основной образовательной программы предусмотрена стандартом основной школы и Приказом Минбразования и науки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт...» для начального общего образования.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Основные понятия Программы.
Экологическая культура личности - знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности и саму деятельность / Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. /. Экологическая культура личности включает экологическое мышление, экологическое сознание, экологически ориентированную деятельность.
Здоровый образ жизни предполагает: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личную гигиену; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Культура здорового образа жизни личности - это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное, ценностное отношение человека к собственному здоровью, основанная на ведении здорового образа жизни, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии.
Разработка такой Программы - сложный процесс, помощь могут оказать методические материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования (письмо Министерства образования и науки РФ № 03-470 от 09.06.2012).
Разработка Программы проходит в несколько этапов.
1 этап - анализ, выбор приоритетов:
- определение перспективных стратегических целей работы на конкретный период (2-3 года, 5 лет);
- предварительная диагностика потребностей конкретного образовательного учреждения в соответствии с материальной базой; кадровыми, материальными, технологическими возможностями; проблемами;
- выбор приоритетов в соответствии с возможностями, ситуацией, актуальностью и необходимостью решения проблем.
- определение конкретных задач, связанных с решением приоритетных проблем [1,с.40].
Стратегические цели определены государственным образовательным стандартом.
Следует заметить, что специфика образовательного учреждения, заказ муниципальных органов власти могут внести свои коррективы в постановку целей.
Предварительная диагностика потребностей конкретного образовательного учреждения может быть проведена по следующим направлениям:
- анализ инфраструктуры образовательного учреждения;
- рациональность организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
- организация двигательного режима школьников и физкультурно-оздоровительной работы;
- организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- организация работы с родителями (законными представителями) и специалистами образовательного учреждения;
- организация систематических наблюдений за состоянием здоровья учащихся и проведением оздоровительных мероприятий.
Рассмотрим более подробно реализацию мероприятий первого направления на примере Программы МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой г.Ульяновска.
Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой предусматривает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Необходимо заметить, что данные показатели могут быть измененены или дополнены.
Так, в МБОУ СОШ №8 имени Н.В.Пономарёвой создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- учебные кабинеты, большой и малый спортивный залы оснащены необходимым игровым и спортивным оборудованием
- в наличии помещения для медицинского персонала, оборудованые в соответствии с требованиями санитарных норм, предъявляемых к оборудованию медицинских кабинетов;
- оборудована материально-техническая база пищевых блоков, холодильного и технологического оборудования, уютный, красивый и современный обеденный зал;
- функционирует школьный логопедический пункт.
Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя школы, учителя физической культуры; медицинские работники; педагог-психолог; социальный педагог.
В школе имеются четыре кабинета, составляющие медицинский комплекс:
-
медицинский кабинет (блок состоит из кабинета врача и процедурного кабинета);
-
зубной кабинет;
-
логопедический пункт (коррекции и развития речи).
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В системе производится систематический контроль за санитарно - гигиеническими, воздушно - тепловыми нормами, выполнением противопожарных и антитеррористических мер.
2 этап - разработка Программы:
-
определение конкретных задач по каждому направлению;
-
определение организационных возможностей в соответствии с материальной базой; кадровыми, материальными, технологическими возможностями; проблемами.
В структуру программы входят общешкольные мероприятия и образовательные программы по параллелям по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также просветительскую работу с родителями (законными представителями) учащихся школы.
3 этап - реализация Программы в соответствии с принципами комплексности, системности, целостности, динамичности.
4 этап - оценка результативности и эффективности Программы.
Результативность реализации Программы оценивается в соответствии с критериально-диагностическим аппаратом.
Таким образом, Программа, построенная на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства, призвана обеспечить готовность обучающихся повышать свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья.
Литература
-
Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении [Текст] / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова. - М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения). - 127 с.
-
Письмо Министерства образования и науки РФ «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования» № 03-470 от 09.06.2012 Режим доступа:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Режим доступа: standart.edu.ru/attachment.aspx?id=370.