• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Инновационный проект «Развитие информационной среды ОУ для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности»

Инновационный проект «Развитие информационной среды ОУ для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности»

Эти средства обеспечат повышение качества образования в лицее, педагогический коллектив которого осваивает технологии проектного обучения.Реализация проекта создаст условия для обеспечения индивидуальной траектории развития и образования обучающихся:  от суммы знаний - к информационным и исследовательским компетенциям;  через информационные и исследовательские компетенции – к выбору собственной траектории личностного развития, учения и самообразования;  через информационные и исследовательские к...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный проект «Развитие информационной среды ОУ для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности»Областной конкурс муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты Инновационный проект «Развитие информационной среды ОУ для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности»

в 2012 -2013 учебном году





Инновационный проект

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей» г. Протвино



Развитие информационной среды образовательного учреждения

для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности



Инновационный проект «Развитие информационной среды ОУ для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности»










РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

МБОУ «Лицей»

Протокол педсовета № 5

«25_» февраля__ 2013_ г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Управляющего совета МБОУ «Лицей»

_________ /А.П. Ставничук/

протокол № 3 заседания Управляющего совета

от « 26 » февраля 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей»

________ /Т.М. Кащеева/

« 26 » февраля__ 2013 г.


Инновационный проект

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лицей»

городского округа Протвино

для представления на областной конкурс

муниципальных общеобразовательных учреждений

в Московской области,

разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные проекты

в 2012 -2013 учебном году



Развитие информационной среды образовательного учреждения

для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности


Сущностные характеристики инновационной проекта


Тема проекта


Развитие информационной среды образовательного учреждения для информационного обеспечения проектной деятельности

экогуманистической направленности


Основная идея, основной замысел инновационного проекта


Проект направлен на изменение целей, содержания, организационных видов и технологий проектной деятельности учащихся в условиях развитой информационной среды образовательного учреждения.

Под информационной средой мы понимаем системный объект, который включает в себя совокупность информационных систем, технических, программных, телекоммуникационных и методических средств. Эти средства обеспечат повышение качества образования в лицее, педагогический коллектив которого осваивает технологии проектного обучения.

Развития информационная среда позволит более эффективно реализовать экогуманистический подход к организации проектной деятельности обучающихся: обогатить ее содержание духовными ценностями.

Реализация проекта создаст условия для обеспечения индивидуальной траектории развития и образования обучающихся:

  • от суммы знаний - к информационным и исследовательским компетенциям;

  • через информационные и исследовательские компетенции - к выбору собственной траектории личностного развития, учения и самообразования;

  • через информационные и исследовательские компетенции - приобщение к ценностям науки и культуры, выход в социальную реальность;

  • через информационные и исследовательские умения - к жизненному успеху.

Цель проекта: Обогащение содержания проектной деятельности учащихся гуманистическими идеями в условиях информационной среды.

Задачи проекта:

  1. Создать интерактивную информационную среду лицея.

  2. Апробировать модель организации проектной деятельности экогуманистической направленности в условиях информационной среды.

  3. Организовать обучение и консультирование учащихся и педагогов приемами работы с источниками информации, оформления, защиты и публикациях проектов.

  4. Создать возможности для участия в Интернет-конкурсах, олимпиадах, конференциях, проектах, форумах;

  5. Ввести электронные системы управления деятельностью лицея и оценивания учебных достижений школьников и учителей;

  6. Обеспечить информационное взаимодействие участников проекта с помощью сайтов совместного доступа, блогов и т. д.).

Система показателей по достижению проекта


№ п/п

Показатели

Индикаторы

1.

Создание информационной среды.


  • формирование актуального для учащихся «информационного поля»;

  • расширения школьной ЛВС до 100% охвата всех кабинетов;

  • наличие мест свободного доступа учащихся и учителей к сети Интернет;

  • обогащенная медиатека;

  • оснащенность учебных кабинетов мультимедийным оборудованием;

  • оснащенность помещений для лицейского телевидения, газеты «Лицеист», радиогазеты фотостудии, конференц-зала;

  • эффективное использования лицейского сайта;

  • психологическая комфортность, демократизация стиля общения учителей и учащихся.

2.

Повышение качества знаний

  • интегрированные знания, полученные в ходе проектной деятельности;

  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста для успешной социализации;

  • обретенные информационные, исследовательские и коммуникативные компетенции учащихся и учителей;

  • 100% успеваемость;

  • достижение качества обучения, превышающего среднестатистические показатели в Московской области;

  • достижение результатов ЕГЭ и ГИА, превышающих среднестатистические показатели в Московской области;

  • увеличение на 10% доли победителей и призеров предметных олимпиад городского и муниципального уровней.

3.

Организация проектной деятельности учащихся


  • устойчивая тенденция к увеличению доли поисковой и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе;

  • увеличение на 25% доли учащихся, вовлеченных в конкурсную проектную и учебно-исследовательскую деятельность с применением ИКТ;

  • увеличение на 15% количества участников научно-практических конференций разных уровней;

  • количественный и качественный рост мультимедийных проектов учащихся и учителей;

  • новые организационные виды и формы учебной деятельности, характерные для современной информационной среды.

3.

Повышение информационной и культуры учащихся

  • наращивание учеником информационных и исследовательских компетенций;

  • устойчивая тенденция к увеличению доли проектной и поисковой деятельности учащихся с применением ИКТ-технологий;

  • создание общей информационной базы данных реализованных проектов, публикаций по результатам учебных исследований.

4.

Повышение информационной культуры учителей.

  • увеличение количества учителей, прошедших курсы повышения квалификации;

  • рост численности учителей, применяющих информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе;

  • увеличение количества методических материалов, подготовленных учителями.

5.

Наличие системы электронного обеспечение управления проектной деятельностью.

  • наличие автоматизированной информационно-управляющей системы (АИС);

  • ежегодное обновление материалов методической службы, социального паспорта лицея, статистических данных по итогам года;

  • технологическое обеспечение процесса управления.

6.

Внедрение новых систем оценивания достижений учащихся и учителей:

  • увеличение количества электронных портфолио учителей и учащихся;

  • онлайн-голосование по представленным проектам;

  • защита проектов;

  • вовлечение в процесс оценки проектов сообщества учащихся и учителей.

7.

Информационное взаимодействие участников проекта.

  • создание совместных авторских сетевых проектов;

  • информационный обмен в виде семинаров и курсов, электронных конференций и публикаций;

  • рост количества учителей - участников вебинаров, дистанционных конференций, курсов и профессиональных конкурсов.

  • увеличение количества активных пользователей образовательными ресурсами Интернет.

Ожидаемые результаты


  1. Повышение качества управления и обучения;

  2. Создание комплекса информационных технологий;

  3. Обретение учащимися духовного опыта в проектной деятельности экогуманистической направленности;

  4. Индивидуализация развивающего, системно-деятельностного обучения и воспитания.

  5. Сформированные мотивы саморазвития, личностного роста для успешной социализации;

  6. Расширение образовательного пространства учащихся и педагогов;

  7. Обретенные информационные, исследовательские и коммуникативные компетенции учащихся и учителей;

  8. Внедренные педагогические технологии работы с объектами ЦОР при организации индивидуальной, групповой и командной проектной деятельности учащихся;

  9. Психологическая комфортность, демократизация стиля общения учителей и учащихся.

Описание основной проблемы и

обоснование актуальности ее разработки


В стратегии социально-экономического развития России на период до 2020 года определены задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования.

Однако на сегодняшний день недостаточно полно представленный опыт образовательной деятельности школ по созданию условий для выбора учащимися индивидуальной траектории личностного и социального развития.

В традиционной системе обучения не всякий учебный труд является развивающим и деятельностным, ибо ученик не является инициатором и творцом и зачастую выполняет функцию пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации.

Возникла необходимость создать такую образовательную среду, чтобы учащийся жил, учился, воспитывался в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм и способов организации образовательного пространства, имел возможность продемонстрировать индивидуальные качества.

Можно констатировать, что набирающая силу за последнее десятилетие работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что условия для организации проектной деятельности не отвечают требованиям информационного общества, а технологии проектной деятельности эпизодично внедряются в образовательный процесс.

Развитие и духовно-нравственное становление личности обучающегося является одним из приоритетов обновления современной школы, что отраженно в федеральном государственном образовательном стандарте. Но этот процесс требует серьезной систематической работы, организации разных форм духовно-нравственного воспитания.

Как этого добиться? Одним из возможных решений может быть создание в условиях информационной среды системы проектной деятельности учащихся экогуманистической направленности. В основе проектной деятельности учащихся, как в любой человеческой деятельности, лежат духовные ценности - приоритеты, определяющие смысл жизни человека. Экогуманистическая направленность проектной деятельности учащихся будет способствовать воспитанию личности человека культурного, способного обогащать собственную социальную и духовную жизнь.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выход на проект «Развитие информационной среды образовательного учреждения для информационного обеспечения и поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности».

Проектная деятельность и формирование исследовательских навыков в условиях информационной среды лицея средствами информационно-коммуникационных технологий будет способствовать духовно-нравственному воспитанию и развитию компетенций гражданина 21 века: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.

Новизна проекта заключается:

  1. в обогащении содержания проектной деятельности учащихся гуманистическими идеями, понятиями, нравственными ориентирами и ценностями, вызывающими у учащихся эмоциональные переживания;

  2. в создании новых условий образовательной деятельности путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы поискового и исследовательского характера на основе информационно-коммуникационных технологий;

  3. в активном внедрении технологий и новых форм и видов проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях информационной среды лицея.

Проект ориентирован на создание условий для перевода в новое качество управления образовательным учреждением, профессионального роста педагогов, развития информационной и исследовательской культуры учащихся.

Развитие информационной среды лицея для обеспечения проектной деятельности учащихся будет способствовать решению следующих задач:

  1. Реализовать творческий потенциал учащихся и повысить качество обучения;

  2. Сформировать информационную культуру обучаемых и педагогов;

  3. Обеспечить условия для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого и его ориентации в информационном пространстве;

  4. Расширить возможности для позитивной самореализации и духовного опыт учащихся как условий их индивидуального развития;

  5. Формировать готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь;

  6. Развивать способности к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя;

  7. Включить учащихся в режим самостоятельной проектной и поисковой деятельности;

  8. Изменить функции педагога, который вместе с обучаемыми будет становиться исследователем, программистом, организатором, консультантом.


Сроки и этапы реализации проекта


  1. Аналитико-подготовительный этап - январь-февраль 2012 года:

  1. Разработка концептуальной модели информационного обеспечения и поддержки проектной деятельности в условиях информационной среды.

  2. Выявление педагогических, технологических и метериально-технических условий информационного обеспечения и поддержки проектной деятельности.

  1. Проектно-преобразующий этап - март 2012 - март 2013 г.г.:

  1. Формирование информационно-коммуникативной компетентности участников образовательного процесса;

  2. Обеспечение педагогов адекватными методами и технологиями для решения задач проекта;

  3. Создание условий для самореализации субъектов образовательного процесса.

  1. Контрольно-обобщающий - апрель- сентябрь 2013г:

  1. Распространение накопленного инновационного опыта в форме городских и региональных обучающих семинаров, вебинаров, мастерских, индивидуальных консультаций;

  2. Систематизация и обобщение результатов реализации проекта, определение дефицитов;

  3. Расширение проблемного поля для дальнейшего развития.

Способы внедрения проектной разработки


  1. Создание инфраструктуры информационной среды лицея:

  • локальная компьютерная сеть;

  • современные мультимедийные классы;

  • программно-аппаратный комплекс «Медиатека»;

  • сетевое взаимодействие;

  • лицейский сайт;

  • информационно-коммуникативное пространство, обеспечивающее доступ к телекоммуникациям и различным информационным ресурсам;

  • пространство компьютерного творчества;

  • административная часть информационного пространства лицея.


  1. Модернизация материально-технической базы учреждения:

  • приобретение компьютерной техники;

  • приобретение множительной техники;

  • приобретение цифрового оборудования;

  • приобретение комплексов интерактивного оборудования;

  1. Приобретение программного и методического обеспечения:

  • приобретение программного обеспечения для электронного управления лицеем;

  • приобретение современных цифровых образовательных ресурсов;

  • развитие Интернет-сайта для поддержки проекта;

  • подготовка методических рекомендаций по созданию модели проектной деятельности экогуманистической направленности в информационной среде лицея.


  1. Освоение средств, используемых при создании мультимедийных проектов:

  • системы обработки статической графической информации;

  • системы создания анимированной графики;

  • системы записи и редактирования звука;

  • системы видеомонтажа;

  • системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.

  1. Повышение квалификации и методической поддержки учителей:

  • организация повышения квалификации по использованию программного обеспечения в управлении школой;

  • организация повышения квалификации по разработке и использованию электронных образовательных цифровых ресурсов;

  • применение интерактивного оборудования на уроках;

  • организация использования Интернет-ресурсов в образовательном процессе;

  • создание в электронном виде материалов методического и учебного характера, методических пособий и других видов учебной информации.


  1. Организация проектной деятельности в условиях информационной среды:

  1. Освоение форм ИКТ-активности учащихся в информационной среде лицея:

  • проектная работа: поиск, наблюдение, сбор, обработка готовых и создание собственных информационных объектов с помощью инструментов и средств ИКТ

  • исследование процессов с использованием инструментов и средств ИКТ;

  • практикумы с компьютерными лабораториями;

  • индивидуальное или групповое выступление: презентация с помощью ИКТ;

  • Освоение ресурсов Интернета как информационно поисковых пространств.

  1. Развитие деятельности:

  • Клуба путешественников-лицеистов (1-11 классы);

  • научного общества «ЖИРАФ» (Живи, исследуй, радуйся, а также фантазируй, 1-5 классы);

  • Школы исследователей (6-11 классы);

  • газеты «Лицеист»;

  • лицейского телевидения и радио.

  1. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах проектов;

  2. Публикация материалов реализованных проектов.

Финансовое обеспечение проекта


Стоимость проекта составит 967 тыс. руб., из них:

  • средства бюджета муниципального образования - 641 тыс. руб.;

  • внебюджетные средства - 326 тыс. руб.

Средства будут распределены по следующим направлениям:

  1. Создание локальной сети - 160 тыс. руб.

  2. Приобретение оборудования - 287 тыс. руб.

  3. Обслуживание, содержание и ремонт - 240 тыс. руб.

  4. Приобретение программного обеспечения - 185 тыс. руб.

  5. Повышение квалификации педработников - 40 тыс. руб.

  6. Развитие и обслуживание сайта - 5 тыс. руб.

  7. Финансирование участия школьников и учителей в научно-практических конференциях всероссийского и международного уровней, конкурсах проектов Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» - 30 тыс. руб.

  8. Проведение мероприятий по распространению

инновационного проекта - 25 тыс. руб.

Описание форм организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями

Опыт лицея по реализации проекта «Развитие информационной среды образовательного учреждения для поддержки проектной деятельности экогуманистической направленности» доступен как физически, так и виртуально. Лицей активно входит в широкое образовательное сообщество - глобальное, местное, реальное и виртуальное, - включающее родителей, членов семей учащихся, предпринимателей, производственные предприятия, религиозные организации, учебные заведения, общественные организации, высшие учебные заведения, университеты, учреждения дополнительного профессионального образования.

На местном уровне сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями и иными организациями осуществляется:

  • через электронную почту, Skyp, персональные сайты педагогов лицея и официальный сайт Администрации г. Протвино, сайты органов управления образования образовательных учреждений Московской области;

  • через сайт лицея, обеспечивающий открытость работы образовательного учреждения и освещение его деятельности в сети Интернет, взаимодействие и информирования всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей; распространение педагогического опыта участников образовательного процесса;

  • обмен опытом работы на методических семинарах, научно-практических конференциях, заседаниях городских методических объединений учителей муниципального и регионального уровней, педагогических чтениях;

  • установление связей с физическими лицами, организациями и общественными движениями с целью финансовой и материальной поддержки учащихся и их семей;

  • сотрудничество со СМИ с целью пропаганды значимости данной работы, морального стимулирования учащихся и педагогов.

Включение в глобальное образовательное сообщество осуществляется

через участие педагогов:

  • в виртуальных педагогических сообществах: «Интернет-педсовет», «Социальная сеть работников образования», «Завуч.инфо», «ПроШколу.ру», «Открытый класс» и т.п.;

  • в он-лайн конференциях, вебинарах, форумах, конкурах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок;

  • во всероссийском проекте «Школа цифрового века»;

участие школьников:

  • в проектах и конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»;

  • в федеральной целевой программе «Интеллект будущего»;

  • в научно-практических конференциях программы «Интеграция»;

  • в дистанционных олимпиадах, Турнире «Ломоносов», Открытой олимпиаде и т.п.;

  • участие в разнопрофильных муниципальных, областных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах, проектах.

Формы предоставления результатов реализации проекта: семинары-консультации, проводимые в рамках сетевого взаимодействия; публикации в сборниках и печатные авторские работы; ежегодные публичные отчеты перед учредителем, общественностью и социальными партнерами, информация через СМИ и Интернет-сайт лицея, тиражирование опыта в региональном образовательном пространстве.

12



© 2010-2022