Доклад Непрерывное образование как парадигма «обучение в течение всей жизни» - инвестиции в человеческий капитал

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Старинная пословица «век живи — век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный. Lifelonglearning- концепция, суть которой можно выразить одной фразой: «Учиться – это никогда не рано и никогда не поздно». На самом деле, Обучении в течение всей жизни в современном мире это больше чем к...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Непрерывное образование как парадигма «обучение в течение всей жизни» - инвестиции в человеческий капитал.

Говорухина Лариса Валериевна,

заместитель директора по НМР

КГУ областная специализированная школа-интернат № 4 для одаренных детей «Болашак»

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно;

живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра.

О. Бисмарк

Характерной чертой информационного общества является непрерывное образование. Оно мыслится как поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Старинная пословица «век живи - век учись» обрела новый смысл. Прямой и буквальный.

Life long learning- концепция, суть которой можно выразить одной фразой: «Учиться - это никогда не рано и никогда не поздно». На самом деле, Обучении в течение всей жизни в современном мире это больше чем концепция. Это философия, которая предполагает, что человек может и должен быть открытым для новых идей, решений, навыков или отношений и отвергает аксиому что «Невозможно научить старую собаку новым трюкам». Обучение в течение всей жизни предполагает предоставление каждой личности возможности реализации своего потенциала во всех возрастах, вне зависимости от места и времени и иных обстоятельств: на работе, в школе, в университете, в детском саду и яслях, дома и даже по пути с работы домой используя все возможные каналы, способы и методы обучения.

В целом, Обучение в течение всей жизни - это обучение:

Всех,

Всему,

Везде,

В любом возрасте

Согласно концепции LLL, классическое образование и обучение должны быть расширены до такой степени, чтобы включать в себя:

Все возрастные группы;

Все навыки и области знаний;

и использовать:

Все возможные способы,

для того чтобы:

Все и каждый имели возможность развиваться.

Среди существующих определений можно выделить три основных направления:

1. Образование на протяжении всей жизни (life long learning, LLL).

2. Образование взрослых (adult education).

3.Непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training).

Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

1. Образование на протяжении жизни. Данная концепция понятия непрерывного образования базируется на следующих принципах:

- обучение длиною в жизнь (lifelong learning);

- образование шириною в жизнь (lifewide learning);

- самомотивация к образованию.

Обучение длиною в жизнь может рассматриваться как обучение, продолжительность которого равна продолжительности жизни человека. Обучение в течение жизни предполагает, что людям необходимо продолжать учиться, возобновлять свое обучение в течение всей жизни, и не только посредством информальных (informal) методов, что делает каждый гражданин в любом случае (ежедневное обучение), но и путем неоднократного получения формального (formal) образования, обновления знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования. Наряду с этим, люди также могут принимать участие в неформализованном (non-formal) образовании, проходя обучение вне пределов формального сектора образования: на рабочих местах, общественных центрах, спортивных клубах и др.

Что же такое формальное, неформальное и информальное образование?

Формальное образование связано с получением определенных квалификаций и степеней (например, диплом об окончании учебного заведения среднего или высшего профессионального образования, диплом кандидата или доктора наук, сертификат, подтверждающий профессиональную квалификацию и признаваемый на рынке труда).

Так, все 28 педагогов нашей школы имеют высшее образование, двое имеют два высших образования, одна является магистром педагогики, трое - магистрантами.

27 педагогов имеют квалификационные удостоверения.

Неформальное образование не связано с получением формальных квалификаций, хотя и может быть сопряжено с получением какого-либо документа (свидетельство об окончании языковых курсов, свидетельство о повышении квалификации и т. п.).

В данном учебном году курсовую подготовку по менеджменту в образовании прошла директор школы Митасова Л.В. (на базе РИПК), уровневые курсы - учитель казахского языка Лекерова Г.У.(2 уровень), трое завершили обучение по программе 1 уровня и получили сертификаты. 21 педагогический работник школы прошли курсы «Организация личностно-ориентированного подхода в условиях 12-летней школы». Двое учителей участвовали в международных конференциях по программе INTEL «Мобильная среда обучения и современное образование» и «Развитие информационно-образовательной среды, отвечающей требованиям стандарта», а также прошли тематические тренинги из серии «Элементы». Двое педагогов успешно изучили курс "Информационная и медийная грамотность учителя в рамках реализации профессионального стандарта педагога", 1 учитель прошел курсы повышения квалификации по программе «Мой университет».

Информальное образование реализуется за счет самообразования человека в ходе ежедневной деятельности, относящейся к работе, семье или досугу. Как правило, информальное образование не ведет к получению документа.

Обучение шириною в жизнь предполагает охват обучением различных сторон жизнедеятельности человека, совершенствование не только его профессиональных навыков, но и других не менее важных, обусловленных необходимостью или просто интересных для него видов деятельности.

Самомотивация к обучению подразумевает, что человек сознательно стремится повысить уровень своих знаний, что, несомненно, окажет влияние как на его общее интеллектуальное развитие, так и на возможность занять конкурентоспособную позицию на рынке труда.

2. Образование взрослых

Понимание непрерывного образования как образования взрослых делает акцент на специфике контингента обучающихся, особенностях его запросов и технологий обучения, разнящихся с потребностями молодого поколения.

Главное отличие непрерывного образования взрослого населения связано с тем, что взрослые, как правило, имеют уже как опыт образовательной деятельности, так и навыки практической работы.

Кроме того, в отличие от образования детей и молодежи, образование взрослых имеет особые требования к организации обучения. Очень часто оно имеет жесткие временные рамки, поскольку либо протекает одновременно с трудовой деятельностью, либо отрыв от нее предельно сжат по срокам. Вместе с тем образование взрослых обычно имеет более выраженную мотивацию по сравнению с образованием молодежи.

В сентябре 2013 года стартовала Акция ЮНЕСКО "Неделя образования взрослых". В рамках международного проекта "Обучение на протяжении всей жизни: традиции и инновации" мы приняли участие в конкурсе "Красивая школа". По итогам конкурса проект нашей школы занял 3 место в номинации «Инновационный потенциал содержания, форм и методов учебного процесса».

3. Непрерывное профессиональное образование подчеркивает функциональную специфику получаемых знаний. Это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков.

В данном учебном году проведен Фестиваль педагогических технологий.

Цели и задачи Фестиваля.

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов; развитие творческой деятельности по использованию в педагогической практике эффективных образовательных технологий

  • Выявление и распространение продуктивного применения инновационных образовательных технологий в учебном процессе.

  • Пропаганда новейших достижений педагогической науки, педагогических, теоретико-практических инноваций.

По итогам фестиваля отмечены лучшие работы Подманковой С.А., учителя истории, Енке И.А., учителя биологии, Лекеровой Г.У., учителя казахского языка. Выпущен альманах технологических карт урока.

Сегодня меняется сам смысл понятия «обучающийся». За рубежом традиционный тип студента - молодой человек не старше 25 лет, обучающийся стационарно, - уходит в прошлое. Нынешние выпускники отдают себе отчет в том, что получение вузовского диплома не является гарантией безоблачного существования до самой пенсии. Важен не столько формальный диплом, сколько гибкость получаемых навыков - таких, как навыки организации времени, решения проблем, адаптивности.

Европейский Союз установил восемь ключевых компетенций LLL:


Компетенция

Определение

Необходимые знания, навыки и отношения, связанные с этой компетенцией

Общение на родном языке

способность выражать и понимать понятия, мысли, чувства, факты и мнения в письменной и устной форме

- знание словаря, функциональной грамматики и функций языка

- навыки как устной, так и письменной коммуникации

Общение на иностранных языках

способность понимать, выражать и толковать понятия, мысли, чувства, факты и мнения как в устной, так и в письменной форме (слушание, говорение, чтение, письмо

- знания словаря и функциональной грамматики, а также осведомленности об основных типах вербального взаимодействия и языковых стилей.

Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии

- способность развивать и применять математическое мышление для решения ряда задач в повседневных ситуациях

- способность и желание использовать основы знаний и методологии, объясняющих мир

основательное знание цифр, мер и структур, базовых операций и базовых математических представлений, понимание математических терминов и понятий, базовых принципов естественного мира, фундаментальных научных понятий, принципов и методов, технологий

Компьютерная грамотность

поддерживается базовыми навыками в технологиях информационного обучения

включает основные компьютерные приложения и понимание возможностей и потенциальных рисков Интернета и электронных коммуникаций для работы, досуга и т.п.

Освоение навыков обучения

способность стремиться и настойчиво продолжать учиться, организовывать собственное обучение

индивид должен иметь знания о требуемых компетенциях, знаниях, навыках и квалификации

Социальные и гражданские компетенции

- включают личные, межличностные и межкультурные компетенции

- позволяют индивидам эффективным образом участвовать в общественной и трудовой жизни

- понимание норм поведения

- знание понятий демократии, справедливости, равенства,

гражданства и гражданских прав

Чувство новаторства и предпринимательства

включает творчество, новаторство и готовность рисковать, а также способность планировать и управлять проектами для достижения задач

- способность выявлять доступные возможности для личной, профессиональной деятельности

- оценивать риски и рисковать в соответствующих случаях является ключевой.

Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере.

Понимание важности творческого выражения идей, опыта и эмоций различными художественными средствами

- знание местного, национального и мирового культурного

наследия и их места в мире

- знание основных произведений культуры, включая современную популярную культуру

Информационные технологии, в том числе Интернет, помогают более успешно справиться с переходом учащихся к непрерывному образованию. Но прежде надо решить проблему непрерывного образования учителей информационным технологиям. В противном случае непонятно, чему учителя станут обучать своих подопечных. Профессионалам любого профиля необходимо постоянно повышать квалификацию, чтобы «быть в форме». А особенно это важно для тех, чья специальность - учить других.

Чтобы не оказаться без работы на рынке труда, необходимо взять вопрос самообразования под собственный контроль. Что это значит?

  • в качестве базы получить солидное высшее образование;

  • выучить иностранный язык, а лучше - два;

  • овладеть ПК;

  • совершенствовать культурно-технический уровень;

  • использовать все имеющиеся возможности для получения знаний, умений и навыков; это значит - отслеживать новое в профессиональной сфере, читать специализированную литературу, не отказываться от работы на «соседнем участке» - дополнительные навыки никогда не повредят;

  • научиться быстро обновлять и пополнять знания, другими словами - «научиться учиться» - знать, где можно получить требующуюся информацию;

  • необходимо выработать у себя такие качества, как дисциплинированность, ответственность, инициативность, творческий подход к делу.

Таким образом, можно сказать, что понятие непрерывности призвано усилить значимость понятия образования, придать ему особую целесообразность, неслучайность, осознанность.

В заключение следует отметить, что благополучие и устойчивое развитие любой нации зависит от человеческого капитала, поэтому политика в области развития человеческих ресурсов и инвестиций в человеческий капитал необходима как на уровне отдельной организации, так и в целом на уровне государства.

Использованная литература:

  1. Обучение в течение всей жизни - требования и вызовы (Отчет о семинаре с участием представителей стран СНГ и Монголии)/Европейский Фонд образования, 2002 г.

  2. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий/ Алматы, 2009 г.

  3. Реализация концепции обучения в течение всей жизни/ novsu.ru/dept/1108/i.122494/?id=788901

  4. Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г. / adukatar.net/klyuchevy-e-kompetentsii-dlya-obucheniya-v-techenie-vsej-zhizni/

© 2010-2022