Культура здоровья как фактор здоровьесберегающей среды

Медицинские исследования  последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения  и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения... В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не п...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культура здоровья как фактор здоровьесберегающей средыКультура здоровья как фактор здоровьесберегающей средыВыступление заместитель директора по УВР Семаковой Т.Е. на круглом столе «Культура здоровья как фактор здоровьесберегающей среды»

3.09.2010 г.



Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий.

Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Наиболее частыми заболеваниями у школьников являются нарушения зрения, осанки, заболевания органов пищеварения. К пятому классу число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается в два раза по сравнению с детьми дошкольного возраста, к 15 годам - в 2,7 раза. Хронические заболевания, нервно-психические отклонения, болезни дыхательной и пищеварительной систем у старшеклассников встречаются в 3 - 5 раз чаще, чем у тех, кто только переступил школьный порог. Школа вносит серьезные коррекции в здоровье ребенка и в результате без ограничений профессию могут выбирать менее 20 процентов выпускников, и это притом, что официальная статистика не дает полной картины состояния здоровья подрастающего поколения

Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье - проявление бездушия и непрофессионализма. Школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Культура здоровья (в образовательном процессе) - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

На наш взгляд, к элементам, определяющих культуру здоровья, можно отнести:

- организацию и проведение урока с учётом здоровьесберегающих условий; - социальное здоровье учащихся; - здоровье учителя; - благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Отличительными чертами здоровьесберегающей педагогики в нашем ОУ являются:

Мы отмечаем, что здоровье ребёнка считается в норме, если он:

  • в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

  • в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности; любознательность, воображение, самообучаемость;

  • в нравственном плане - честен, самокритичен, эпатичен;

  • в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

  • в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.



  • Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребёнка.

В нашей школе созданы определенные условия для успешного решения задач здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды. Созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.


Направления деятельности педагогического коллектива по формированию культуры здоровья учащихся

Здоровьесберегающая инфраструктура школы включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  • наличие и необходимое оснащение столовой для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  • организация качественного горячего питания учащихся,

  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

  • укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, достаточный уровень обученности педколлектива здоровьесберегающим методикам и технологиям;

  • наличие медицинского кабинета, приспособленного для прививок

  • высокая степень озеленения школьных помещений;

  • оптимальный тепловой режим;

  • наличие методического банка материалов: разработки моделей уроков в аспекте здоровьесберегающего подхода; внеклассных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; комплексы физминуток для релаксационных пауз; методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий;

  • наличие диагностического инструментария для организации мониторинга состояния здоровья обучающихся.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся; применение образовательных технологий, ориентированных на личность ребёнка (элементы модульного обучения, коллективного способа обучения, интеграция учебных предметов и т.п.); использование в содержании урока здоровьесберегающих моментов (различных комплексов упражнений, физминуток и специальных схем для снятии усталости и мышечного напряжении глаз, развития зрительно-моторной реакции и релаксации);

  • применение различных здоровьесберегающих методов, позволяющих безболезненно включить ребёнка в учебный процесс, формировать у него мотивацию к обучению, приучать к самоконтролю, преодолевать трудности общения, смягчить агрессивность, раскрыть и развить резервы личности, стимулировать творческую активность;

  • проведение валеологического анализа расписания уроков с целью оптимальных условий обучения.

  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

  • индивидуализацию обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности),

  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинского работника.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима школьников, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья учащихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

  • организацию часа подвижных игр;

  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней Здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных программ включает:

• внедрение в систему работы школы программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс; организацию работы кружков и секций. Работа объединений строится в соответствии с разработанными образовательными программами. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко применяются как традиционные педагогические технологии, так и инновационные : педагогику сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технологию уровневой дифференциации, музейную педагогика, игровые технологии). Обязательно вовлечение каждого ребенка в деятельность, забота о его здоровье.

• проведение внеклассных мероприятий :дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

• работу общественного совета по здоровью, в состав которого входят представители администрации, учащиеся старших классов, родители, по координации реализуемой школьной программы «Здоровье».

Таким образом, дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Занятия в спортивных группах, в творческих клубах, в кружках по интересам служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

Просветительская работа с родителями включает:

• лекции, семинары, консультации, общешкольные родительские собрания по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; Работа родительского лектория направлена на повышение валеологической культуры семьи, осознание ценности здоровья, формирование установки на его сохранение.

• организацию совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Работа по здоровьесбережению осуществляется посредством организации профилатических, спортивно-оздоровительных мероприятий в школе и в классах, санитарно-гигиенической работой. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения в лифте, на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними. Большое внимание уделяется профориентацинной работе, где классные руководители рассказывают не только об интересных, нужных и важных профессиях, но и о том, как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии, о том, какую профессию можно выбрать, если имеешь какие -либо заболевания, как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях.

Классными руководителями спланирована работа на классных часах по формированию здорового образа жизни учащихся. Наиболее остро стоит проблема правильного питания учащихся в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. Классные руководители рассказывают детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дает и родителям.

Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психологом проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях во внеурочное время.

Мы уже сегодня можем сделать вывод о том, что такая целенаправленная работа (по данным анкетирования учащихся) уже начинает давать свои плоды: изменилось отношение учащихся к здоровому образу жизни, к спорту, к правильному питанию.

Результативность:

  1. по итогам медосмотров обучающихся уровень заболеваемости снизился.



  1. По данным диагностики уровня воспитанности показатель по блоку «Я и мое здоровье» соответствует достаточному уровню.

  2. Повысился уровень активности педагогов в методической работе

  3. Повысилась результативность участия школьников в интеллектуально-познавательных мероприятиях разного уровня. Ежегодно имеются призеры научно-исследовательских и творческих работ учащихся, направленных на сохранение здоровья.

Так два года подряд учащиеся 9-10-х классов занимают призовые места в муниципальном конкурсе видеороликов организованном ЦСТАиП при содействии благотворительного фонда «Кристалл». «Быть здоровым -здорово», «Живи без наркотиков» « Здоровая молодежь здоровая Россия»

Данные видеоработы мы активно используем на классных часах.

В мае 2010 года ученица начальной школы стала победителем окружной конференции проектов младших школьников в номинации «Здоровье школьника». В 2009 году 2 ученицы 9-го класса стали лауреатами городской молодежной конференции «Научный потенциал 21 веку» с работой ориентированной на здоровьбережение.

Педагогический коллектив неоднократно получил благодарственные письма за творческий подход и активную работу по формированию ЗОЖ жизни.

Наше образовательное учреждение тесно сотрудничает со своими социальными партнерами по созданию условий для формирования культуры здоровья школьников. Это Центр социально трудовой адаптации и профориентации, управление физической культуры и спорта, комитет территориального самоуправления №1, детская поликлиника №4, ДТДиМ. С целью распространения опыта работы плодотворного сотрудничества с нашими партнерами пригласили представителей принять участие в круглом столе.

Кредо нашего ОУ

Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.







8


© 2010-2022