Выступление на педагогическом совете Роль социального педагога в социальной адаптации выпускников

Основа сиротства, как социального явления, - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребёнка, ценности семьи).  Основная часть детей-сирот воспитывается в детских учреждениях интернатного профиля. Проходит время и юноша или девушка выходит из стен детского дома во взрослую жизнь и сталкивается со множеством проблем – у кого-то нет жилья, кто-то до конца не решил ч...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социализация - процесс усвоения ребёнком социального опыта. В процессе социализации ребенок формируется как личность, приобретает такие характерные особенности, которые позволяют ему жить в обществе. Но учит сама жизнь, если она правильно организована.

Основа сиротства, как социального явления, - социально-экономическая нестабильность общества, ухудшение материального положения семей, крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности, ценности личности ребёнка, ценности семьи). Основная часть детей-сирот воспитывается в детских учреждениях интернатного профиля. Проходит время и юноша или девушка выходит из стен детского дома во взрослую жизнь и сталкивается со множеством проблем - у кого-то нет жилья, кто-то до конца не решил чем он будет заниматься, стоит перед решением проблемы какую профессию выбрать и как выжить. Для решения всех этих проблем в детских домах России разработано множество методик помощи, созданы государственные программы поддержки, выпускникам помогают решить вопросы социальной адаптации, определиться с учебой и работой. Социальные педагоги детских домов и школ-интернатов делают все возможное в главном - помочь юному человеку, попавшему в тяжелые жизненные условия понять, кто он в этом мире, определить себя как личность, устроиться в жизни и понять её ценность и многогранность.

Наблюдения за детьми-сиротами при их поступлении в школу- интернат и в период первого года пребывания в новом для них заведении позволили выявить различные типы реакций ребёнка на факт помещения его в конкретные жизненные условия. Часть воспитанников (17%) очень переживали разлуку с детским учреждением или семьёй: некоторые плакали, просили отвезти их обратно. У большинства отмечалась повышенная возбудимость, моторная расторможенность, их настроение менялось без видимых причин: то смеялись, то плакали (37%). Другие были абсолютно безразличны к перемене их жизни, не проявляя заметного интереса к сверстникам, сторонились педагогов, воспитателей. Отдельные дети с самого начала вели себя агрессивно, сквернословили. Таким образом, практически все дети- сироты с задержкой психического развития испытывают серьёзные проблемы в адаптации к условиям интернатного учреждения.

Важным направлением в работе социального педагога и всего педагогического коллектива по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни является широкое включение их в реальную жизнь и быт людей, преодоление потребительского отношения к жизни во время пребывания в детском доме. Именно поэтому дети максимально самостоятельно обслуживают свои семейные блоки, устраивают их по своему усмотрению, участвуют в ремонте. Организована интеграция детей через различные формы взаимодействия с семейными детьми (совместные экскурсии и праздники, отдых в семьях родственников и замещающих семьях в период каникул, в выходные и праздничные дни).

Анализ личных дел привёл нас к заключению, что определённую роль в возникновении различных негативных реакций детей- сирот младшего возраста с задержкой психического развития на новые жизненные условия, играют, по, крайней мере, три социальных фактора: «этапность учреждения», «родительское присутствие, «отрицательный семейный опыт». Указанные факторы оказывают влияние на всех детей, воспитывающихся в интернатских условиях, но дети с психическим заболеванием вследствие своей клинической характеристики наиболее остро реагируют на их воздействие, что усугубляет их отставание в развитии.

Нами разработана и активно реализуется программа по передаче детей на воспитание в семьи.

При анализе статистики передачи детей в семьи граждан за период с 2007 по 2010 г. выявлено, что увеличилось количество детей, которые получили возможность жить и воспитываться в полноценных семьях.

Устройству выпускников интернатов во взрослой жизни, их социальной адаптации и профессиональному ориентированию стали уделять внимание относительно недавно - только с конца 90-х годов XX века. На данный момент сама система и инфраструктура постинтернатной адаптации ещё только складывается. Пока не существует ни единой общепринятой терминологии, ни разработанных государственных нормативных документов для моделей учреждений постинтернатной адаптации. Современный рынок труда предъявляет к соискателям с каждым днём всё более высокие требования. Может ли воспитанник специальной (коррекционной) школы VIII вида быть конкурентоспособным на рынке труда?

Детям, выросшим в условиях детского дома очень трудно адаптироваться, после того, как они покидают стены заведения.

Нынешние выпускники испытывают очень большие трудности при устройстве на работу. Даже если в детском доме его определили учиться или подобрали подходящую работу, это не значит, что он там надолго задержится - нет заинтересованности в труде, нет предрасположенности к профессии, зачастую нет основных навыков труда. Зачастую умения ребенка заключены в способности убрать со стола, застелить постель, вымыть посуду. При первой же неудаче с работой молодой человек может бросить все, прибиться к криминальной среде, потому что просто не знает куда ему обращаться за помощью, как устроиться на работу, кому позвонить, да просто не умеет вести переговоры.

Ещё одна важная задача в работе социального педагога - представление интересов ребёнка в правозащитных и административных органах. Одна из острейших проблем всех выпускников - невозможность получения собственного жилья привела к тому, что мы вплотную занялись решением жилищного вопроса, в 2008- 20011 году начали подавать документы в суд для того, чтобы наши выпускники могли значительно быстрее получить квартиры.

В результате: в 2007 году 0 выпускников имели жильё,

2008- 6, 2009-7, в 2010 году получили 10 человек. В этом (2011году) у нас уже приготовлено 12 дел для суда. Хочется верить, что у государства найдутся средства, чтобы наши выпускники получали квартиры без решения суда, а сразу, после окончания учебных заведений, как должно быть в соответствии с семейным Кодексом РФ. Мы часто слышим: «Что будет с нашими воспитанниками, когда они подрастут?» Проблем сегодня множество и у детей, живущих с родителями, а у наших воспитанников тем более. Самое главное, что у наших ребятишек появилась семья в нашем интернате - братья, сестры, воспитатели, учителя, к которым можно всегда прийти со своими бедами и радостями. Он не один в этом мире.


© 2010-2022