Разработка педсовета. Тема: Эвалюация как неотъемлемая составляющая профессиональной компетенции учителя

Цель.  Применение эвалюации профессиональной деятельности учителя для улучшения образовательного процесса, совершенствования методического арсенала и рефлексивно-оценочной деятельности педагогов и обучающихся. Задачи: 1.     1.. Проанализировать результаты учебной деятельности; 2.    2.  выявить причины, влияющие на снижение успеваемости  учащихся; 3.     3. наметить эффективные пути повышения качества предметных знаний;   4.     4. определить направления профессионального самосовершенствован...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет

«Эвалюация как неотъемлемая составляющая

профессиональной компетенции учителя»


Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а на прямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Д. Лихачев

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда, во многом зависит умение учителя cпланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Ю.А. Конаржевский


Цель. Применение эвалюации профессиональной деятельности учителя для улучшения образовательного процесса, совершенствования методического арсенала и рефлексивно-оценочной деятельности педагогов и обучающихся.

Задачи:

  1. проанализировать результаты учебной деятельности;

  2. выявить причины, влияющие на снижение успеваемости учащихся;

  3. наметить эффективные пути повышения качества предметных знаний;

  4. определить направления профессионального самосовершенствования педагогов, как главного фактора повышения качества образования.

План проведения педсовета:

  1. Выполнение решений осеннего педсовета. Директор школы Шевелева Г.В.

II. Эвалюация учебного процесса - механизм улучшения качества образования.

Анализ качества УВП. Зам. директора по УР Титова Е.Н.

  • Определение причин, влияющих на успеваемость учащихся.

Работа в группах. Учитель Ряскина Е.В.

III.Причины неуспеваемости глазами учащихся. Итоги анкетирования.

Зам. директора по УР Титова Е.Н.

IV. Определение эффективных методов повышения качества предметных знаний и преодоления неуспеваемости учащихся.

Работа в группах. Решение педагогических ситуаций. Учитель Никулина М.В.

Зам.директора по НМР Т.Голубева

  • Профессиональная компетентность учителя, как главный фактор повышения качества образования. Притча о «крылатом учителе».

Зам. директора по УР Титова Е.Н.

  • Виды педагогической деятельности и соответствующие им педагогические действия. Педагогические рекомендации.

V. Рефлексия. Учитель Ряскина Е.В.

VI. Принятие проекта решения педсовета.


Ход педсовета:

  1. Выполнение решений осеннего педсовета. Директор школы - Шевелева Г.В.

  2. Эвалюация учебного процесса- механизм улучшения качества образования. Заместитель директора по УР. Анализ качества УВП. Зам. директора по УР Титова Е.Н.


В последние годы отличительными особенностями системы образования стали информатизация, независимая оценка качества обучения, формирование сопоставимой образовательной статистики (НОБД и др.), менеджмент с использованием баз объективных результатов достижений. Существенно изменились условия профессиональной деятельности работников управления системой образования и учителей. Смена приоритетов в обществе усилила требования к качеству обучения молодежи и определению достигнутого уровня на каждой ступени образования. В целом реализация концепции качества сегодня обусловливает не только постоянное повышение квалификации педагогов, но и создание независимой системы оценки, обеспечивающей самооценку достижений всеми участниками образовательного процесса.

Как результат изменений в сфере образования с 2004 года в Казахстане введено ЕНТ, как форма государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ. Для организации и проведения ЕНТ на государственном уровне созданы ППЕНТ. ЕНТявляется оценкой знаний учащихся, накопленных за весь период обучения, хотя не обеспечивает органы управления образования и педагогов исчерпывающей информацией о качестве процесса образования в учебных заведениях.На областном уровне создан Центр независимой оценки качества образования (ЦНОКО) - это структурное подразделение ТОО «BBS-IT», основным функционалом которого является координационная, информационно-аналитическая деятельность по вопросам реализации задач областной системы оценки качества образования. Центр занимается разработкой методик образовательного аудита по запросам органов управления и совершенствует процедуры мониторинга с учетом функционирования электронной модели обмена информацией.

В отличие от традиционных систем контроля, на современном этапе развития образования, предполагается проведение оценки качества обучения с учетом статистических данных массового тестирования, использованием современных методик анализа и интерпретации результатов, обеспечивающих потребности органов управления в получении надежной информации о состоянии системы образования и подготовки будущих учителей. Полученные данные позволяют оперативно анализировать статистику результатов обучения и обоснованно определять направления совершенствования образовательных программ и технологий обучения, решать задачи аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений. Для этих и других целей управления в последнее время формируются ЦНОКО, Департаменты по контролю в сфере образования. В основе деятельности этих организаций лежат технологии массовых контрольно-оценочных процедур, обеспечивающие достоверные и сопоставимые данные о качестве обучения, что позволяет вести прогнозирование развития образовательного процесса и образовательных систем на основе информации одного и того же свойства (контроль в одно время, по одним и тем же КИМам, с одним и тем же подходом к шкалированию и оцениванию, форматам баз данных НОБД, e-leningи др.).

Таким образом, взаимодействие органов управления образованием, ЦНОКО и образовательных учреждений должно сопровождаться непрерывной аналитико-оценочной деятельностью, которая может отражаться в категориях: независимый контроль или образовательный аудит, оценивание, мониторинг и эвалюация качества.

Понятие "аудит" сформировалось первоначально в финансовой деятельности в Великобритании. В систему образования оно вошло недавно как независимое оценивание результатов учебной деятельности при соблюдении правил и норм, установленных Законом об образовании или другими нормативными документами.

Научный термин "эвалюация" (в англоязычной литературе - evaluation - оценка, оценивание), появившийся в конце 1960 - начале 1970-х гг. в социальных науках, определяет системное оценивание результативности производственной и финансовой деятельности на основе изучения и анализа эмпирических данных. Этот термин широко используется в большинстве зарубежных стран, имеющих высокоразвитые системы управления качеством образования.

В образовательной практике он рассматривается как инструмент самоуправления, самоорганизации, проектирования и развития школьной жизни, обеспечивающий самооценку. Данные эвалюации предоставляют учителям возможность осуществлять рефлексию профессиональной деятельности, школьной администрации -контролировать и анализировать деятельность образовательного учреждения, родителям - выявлять индикаторы объективного и субъективного имиджа школы, органам управления образованием - принимать обоснованные управленческие решения.

В процессе эвалюации используются качественные методы сбора информации, привлекаются эксперты, применяются тестирование, анкетирование и интервьюирование. Объектами эвалюации являются:

* результаты деятельности (успеваемость обучающихся, эффективность образовательных программ, результативность мероприятий и др.);

* соотношение затрат и достижений;

* успешность инновационного развития системы (технологии обучения, формы воспитания и развития);

* удовлетворенность потребителей образовательных услуг и др.

Помимо плановых проверок по заданиям министерства образования,областныхи городских органов управления, многие школы в соответствии со своими целями и задачами могут планировать независимое тестирование учащихся силами ЦНОКО по разным дисциплинам и на разных стадиях обучения, начиная с младшей школы: входное тестирование, рубежное, репетиционное, для аттестации образовательных учреждений. Технологичность тестового контроля с автоматизированной обработкой результатов позволяет учителю с минимальными затратами времени проводить детальный и всесторонний анализ достижений, проверять и корректировать свои подходы к оцениванию знаний, вырабатывать более объективные критерии подготовленности учащихся. Анализируя полученные результаты выполненных и невыполненных заданий, педагог определяет пути, способы и интенсивность подготовки исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика, а также как соучастник внешнего тестирования, которое в какой-то степени оценивает и его работу. Практика показывает, что постепенно происходит пересмотр отношения педагогов к процедуре контроля. При внешнем тестировании снижается степень администрирования при оценивании знаний учащихся, исключаются конфликтные ситуации, характерные для традиционных опросов и экзаменов. Поэтому все чаще инициаторами такого рода контроля являются родители, желающие заблаговременно знать уровень обученности ребенка для решения вопроса о необходимости дополнительной подготовки к итоговой аттестации в зависимости от перспективных планов относительно его будущего.

Таким образом, эвалюация является необходимым слагаемым современных образовательных систем, без которого нельзя решить многие современные проблемы образования. Она обеспечивает информацию о соответствии результатов обучения образовательным целям, что позволяет судить о качестве образования.

Проблема качества образования приобретает в наши дни особую актуальность в силу ряда объективных причин, к которым можно отнести рост зависимости темпов развития общества от уровня образованности населения, нарастающую информатизацию всех уровней жизнедеятельности, развивающуюся глобализацию в сочетании с интернационализацией образования, переход от интенсивных методов развития образования к экстенсивным, повышение доступности образования на основе новых информационных технологий, модернизацию образования. Процесс модернизации образования, проходящий в условиях изменения содержания его гуманитарной составляющей, смещения акцентов в естественнонаучной базе, формирования новых взглядов на процесс обучения и его результаты, выдвигает новые требования к подготовке выпускников учебных заведений, благодаря которым проблема повышения качества образования приобретает политический и социальный характер.

Термин «Качество образования» все чаще и чаще обсуждается сегодня на всех уровнях. Что подразумевается под понятием «качество образования»?

В теории социального управления «качество» определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам, как степень удовлетворения ожиданий потребителя. При этом понятие «качество» рассматривают в узком и широком смысле. «Качество» в узком смысле - это качество результатов. «Качество» в широком смысле - это не только качество результатов, но и качество процесса и условий его организации и протекания, в которых он происходит.

Опираясь на эти положения, определим сущность понятия «качество образования».

Качество образования - это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.

Проанализируем результаты качества образования в нашей школе-гимназии. Учитывая, что одним из показателей качества образования является удовлетворение потребностей заказчика образовательных услуг, которыми являются родители выпускников и государство, рассмотрим итоги трудоустройства выпускников нашей школы.

На протяжении многих лет выпускники основной школы, сдав выпускные экзамены, продолжают обучение в школе-гимназии или школах города, а так же поступая в колледжи. Трудоустройство выпускников 9-х классов за пять лет отражено на рисунке 1.

Рисунок1. Данные о трудоустройстве выпускников 9-х классов за 5 лет




Однако качество знаний выпускников 9-х классов 2013-2014 учебного года составило всего 39,5%.

На протяжении многих лет от 84 до 97 процентов выпускников школы-гимназии, окончивших среднюю школу, поступают в ВУЗы Казахстана, СНГ и дальнего зарубежья, что свидетельствует об уровне их подготовленности к дальнейшему обучению. Из 19 выпускников, окончивших общую среднюю школу в 2013-2014 учебном году, 16 уч-ся поступили в ВУЗы (из них 6 в ВУЗы России, 1 в ВУЗ Польши), 2 уч-ся в колледжи, 1 - трудоустроен. На грант и бюджет поступили 9 уч-ся.

Рисунок2. Данные о трудоустройстве выпускников 11-х классов за 5 лет

Качество знаний выпускников составило -47,4%.

Одним из показателей независимой оценки качества знаний является участие выпускников школы в ЕНТ. Доля выпускников, принявших участие в ЕНТ в 2013-2014 учебном году, составила 78,9% от общей численности выпускников. По сравнению с 2009-2010 учебным годом доля выпускников, принявших участие в ЕНТ, понизилась на 2,9%. Основная причина отказа части выпускников от участия в ЕНТ - поступление в ВУЗы России и дальнего зарубежья.

Рисунок 3. Доля выпускников 11 класса, принявших участие в ЕНТ


Экзамены в форме ЕНТ учащиеся школы сдают с 2004 года. По итогам ЕНТ ученики школы-гимназии с 2009 года четыре года подряд занимали первое место в городе набирая высокий средний балл. Но в связи с отказом от сдачи экзамена в форме ЕНТ сильными учащимися, средний балл выпускников школы стал снижаться. В 2014 году выпускники школы набрали 79,7 балла. Одним из факторов повлиявших на значительное снижение среднего балла в 2014 году явилась ошибка одной из выпускниц неверно закрасившей варианты ответов при заполнении бланка, не решившейся обратиться к дежурному для замены испорченного бланка и в результате получившей 21 балл и две отметки «два». В целом, результат ЕНТ подтвердил знания учащихся, показываемые на пробных тестированиях. 4 выпускника по итогам ЕНТ не набрали пороговый балл. 4 выпускника набрали более 100 баллов. Самый высокий балл набрала Юрлова Диана - 116.

На диаграмме отражены итоги участия в ЕНТ выпускников школы с 2004 года.

Рисунок 4. Средний балл по итогам ЕНТ (5 предметов)

По итогам пробных тестирований выпускников 2014-2015 учебного года наивысший средний балл составляет 72,5.

Рисунок 5. Средний балл по итогам пробных ЕНТ, выпускников 2014-2015 учебного года


Качество знаний по итогам ЕНТс 2004 года по 2014 год колеблется от 28,5% до 65,5%.

Рисунок 6. Качество знаний по итогам ЕНТ



Процент качества знаний по итогам пробных ЕНТ в 11 классе очень низкий, что позволяет сделать вывод о недостаточной подготовке учащихся к выпускным экзаменам в форме тестирования.

Рисунок 7. Качество знаний по итогам ЕНТ


Независимая оценка качества знаний учащихся 9-х классов формируется по итогам участия в тестированиях ВОУД, но с 2012 года наша школа не принимала участия в данных тестированиях.

Одним из показателей уровня усвоения ГОСО является качество знаний учащихся по итогам учебного года с учетом экзаменов. За последние несколько лет качество знаний по школе-гимназии остается относительно стабильным, колеблясь от 52,2% до 59%, но за две четверти 2014-2015 учебного года качество знаний снизилось до 48%.

Рисунок 8. Качество знаний


На качество знаний учащихся школы влияет качество знаний каждого класса в отдельности. Итоги первого полугодия в разрезе классов можно наблюдать на рисунках 9-10. На диаграммах видно, что качество знаний в 12 классах ниже, чем качество знаний по школе.

Рисунок 9. Качество знаний за 1 полугодие 2014-2015 учебного года (начальная школа)










Рисунок 10. Качество знаний за 1 полугодие 2014-2015 учебного года (среднее и старшее звено)


Проследим изменение качества знаний в течение нескольких лет по классам.Из диаграмм видно, что качество знаний снижается при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.

Рисунок 11. Качество знаний учащихся 5-6 классов за 5-6 лет









Рисунок 12. Качество знаний учащихся 7-11 классов за 7 лет




Ошибочно считать, что качество знаний учащихся зависит от количества учащихся в классе. Так в 6 «Б», 6 «В», 7-х классах количество учащихся 13-19 человек, однако качество знаний в этих классах не повышается. Деление учащихся на группы при изучении отдельных предметов, также не всегда эффективно, т.к. в группах почти всегда есть учащиеся, не осваивающие программный материал на уровне ГОСО.

Показателем уровня усвоения учебного материала является качество предметных знаний и результаты мониторинговых срезов знаний. Анализируя результаты городских срезов знаний, можно сделать вывод, что большая часть учащихся имеет низкий уровень предметных знаний, не владеет обязательным уровнем ЗУН, указанных в ГОСО. Причем, увеличение количества часов на изучение предмета, дополнительные факультативы не дают желаемых результатов. Число учащихся неуспевающих по отдельным предметам не уменьшается, растет количество учащихся имеющих по одной или две тройки за четверть (год). Количество учащихся, имеющих по одной - две тройки за первое полугодие 2014 - 2015 учебного года составило 45 человек - 8%, количество учащихся, закончивших полугодие с отметками «удовлетворительно» - 322 учащихся (51,2%).

Подводя итог вышесказанному, мы подошли к проблеме, требующей обсуждения и определения путей решения.

Проблема: Выяснить причины низкой успеваемости учащихся и определить пути для ее преодоления.

«Страшная это опасность - безделье за партой;

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.

Это развращает».

В.А. Сухомлинский

  • Работа в группах. Определить причины, влияющие на успеваемость учащихся. (учителя на флипчартах выписывают причины, влияющие на качество обучения учащихся)

Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
И как следствие школьной неуспеваемости школьная дезадаптация, т.е. состояние при котором не усваивается школьная программа и как следствие трудности при взаимодействии со сверстниками, родителями и учителями.

Выделяют две группы причин, влияющих на успеваемость: внешние и внутренние.

К внешним причинам относятся:

  • социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы;

  • несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях);

  • влияние извне - улицы, семьи и т. д.

К внутренним причинам относятся:

  • Проблемы со здоровьем школьников, вызванные уровнем материального благосостояния семей, экологическими проблемами. По медицинским показаниям каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения (миопия, сколиоз, пиелонефрит, аллергия, внутричерепное давление, эпилепсия и т.д.). Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

  • Низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

  • Отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

  • Проблема слабого развития волевой сферы у учащихся.
    К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Так же все причины неуспеваемости учащихся можно разделить на три группы:
1. Физиологические (физическое и психологическое здоровье, физиологические особенности развития мальчиков и девочек).
2. Социальные (отношения с родителями, неподготовленность детей к школьному обучению).
3. Психологические (индивидуальные особенности ребёнка, эмоционально-волевая сфера, конфликт «учитель-ученик».


  1. Итоги анкетирования учащихся. Причины неуспеваемости глазами учащихся.

(в анкетировании принимали58учащихся 8-10 классов):




а. В чем вы видите причины неуспеваемости:

1. Лень, 2. Скучные уроки, 3. Непонимание материала, 4. Дополнительное образование, секции, 5. Большой объем домашних заданий. 6.Неумение распределять время, 7. Нет мотивации, отсутствие интереса к предмету. 8. Отношение с учителем

б. Какие из школьных предметов для вас самые сложные:

1. Математика, 2. Физика, 3. Химия. 4. История. 5. Казахский, русский и английский языки, 6. География 7. Физкльтура, НВП, Французский - по 1 уч-ся.

в. Понимаете ли вы критерий оценки?

ДА -46 учеников, НЕ всегда- 12 учеников.

г. Нуждаетесь ли в помощи учителя при выполнении домашнего задания?

Нет - 19 учащихся, Да - 7 учащихся, Иногда - 32 учащихся.

д. Можете ли вы пересказать услышанное на уроке?

Да (частично; да, если материал подан интересно.) - 23 ученика, Нет - 1 ученик, Иногда - 34 .

е. Занимаетесь ли вы самообразованием?

Да (иногда) - 46 , Нет - 12 учащийся

ж. Умеете ли вы контролировать свое поведение на уроке?

Да - 52 учащихся, Нет (не всегда получается)- 6 учащихся.

з. Что вам мешает учиться только на 4 и 5 ?

1. Недорабатывание, 2. Сложность предметов, 3. Спорт, 4. Не могу победить лень 5. Мало времени. 6. Компьютер 7. Большой объем д/з 8. Не справедливое оценивание 9. Невнимательность на уроках 10. Переутомление 11. Не стараюсь 12. Отношения с учителем 13. Не нравятся некоторые предметы 14. Не считаю, что предмет мне пригодится 15.Плохо усваиваю материал 16.Не хочется, нет стимула 17. Поведение 18 Одноклассники.

и. Нравится ли Вам получать хорошие оценки?

Да - 99% . Это большое, прекрасное удовольствие получать хорошие оценки. Мы должны получать знания, а не оценки. Я стараюсь учиться ради знаний и поэтому мне нравится одобрение учителя, а не число на бумаге.

Выводы каждый учитель сможет сделать для себя сам. Напомню, что нам необходимо решить проблему низкой успеваемости, определив пути ее преодоления.


На практике часто используются лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый - перевод неудачливых школьников в другой класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй - повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество, которое как показывает практика, давно не оправдывает себя ни в экономическом, ни в психологическом, ни в педагогическом смысле. Поэтому, очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком.

И вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. При отсутствии правильного определения причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются, не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение. Хочется отметить еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие "двойки" скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть "три". Но "четыре" им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают.


  1. Работа в группах. Определение эффективных методов повышения качества предметных знаний и путей преодоления причин низкой успеваемости отдельных учащихся.(Решение предложенных педагогических ситуаций в группах, пути преодоления неуспеваемости отдельных групп учащихся записывает на постер сторонний наблюдатель за процессом обсуждения).


Успеваемость наших учеников зависит не только от желания и возможности каждого ученика, но и от профессионализма учителя, только когда наши желания совпадают может получиться хороший и достойный результат нашего труда.

  1. Притча о «крылатом учителе».(видео-презентация)

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.
- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
- Верно! - удивился человек.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.
- Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним - его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! - сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- Меня больше радуют твои перышки...





Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог,

воспитать счастливого может только счастливый,

а современного - только современный.

Продолжим мысль старца: «Не потеряйте ни одного ученика». Пусть эти слова станут вашей педагогической философией.

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику». Л.Н.Толстой.


Профессиональная компетентность учителя это главный фактор повышения качества образования».


  • Виды педагогической деятельности и соответствующие им педагогические действия. Педагогические рекомендации.


Памятка учителям

создавай в классе благоприятный психологический климат;
• не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
• требуя, учитывай реальные возможности ученика;
• каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы;
• учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
• учи посильным приемам регуляции поведения;
• диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность - залог успешного обучения.


Педагогические рекомендации.

  • Тот, кто сам не преподавал, и представить себе не может, как это тяжело - 45 минут урока! Сейчас много говорят о техническом мастерстве, о том, что у него должен быть поставлен голос, отработан жест, выверены интонации. Но ещё важнее - нравственный облик учителя, манера общения и поведения учителя.

•Учитель чувствует класс интуитивно, и знает, какие методы можно применить, чтобы отдача от урока была большей. Результат урока зависит и от интеллектуального фона класса. Это доказали американские психологи, обследовав 400 учеников, и выяснив, что уровень знаний на уроке зависит от уровня развития учеников.

•Меня очень волнуют методы и методики, но бесконечно волнует и результат. На него направлена вся педагогическая деятельность школы. Учитель может применять разные методы и методики, лишь бы они не противоречили науке.

•Если учить по большому счёту, то мы должны сейчас обращаться в обучении не только к голове, но и к сердцу ребёнка. Мы учим упорно, неспешно, вырабатывая навыки, приёмы, привычки учения, труда. И здесь все учителя в школе должны действовать вместе.

•Качество обучения любого учителя зависит от педагогической этики. Нести огонь идеальности - вот в чём секрет педагогического авторитета. Не законодатель, не судья, а именно учитель - человек, знающий, как поступить.

•Один в поле не воин! Но и учение - это не бой. Но, как бы не велика была школа, наступает момент, когда учитель закрывает дверь и остаётся с классом один на один. Что даст он детям?

•Некоторые советы учителям, когда они заходят в класс: нужно чувствовать себя уверенно. Уверенный в себе человек сразу вызывает к себе доверие. Перед собой нужно ставить задачи. У меня на первом месте задача - минимум - научить меня воспринимать как учителя, научиться слушать. Задачу максимум я вижу в каждом ученике, в его способностях, и, исходя из этого, дифференцированно подхожу к каждому.

•Учитель может иметь любимчиков. В каждом классе есть учащиеся, которые увлекаются его предметом, и им нужно уделять больше времени и внимания. Это потенциал всех будущих олимпиад.

•Нужно учить так, чтобы тебе верили.

•Уметь требовать и уметь прощать, уметь видеть и не всё замечать.

•Уметь снисходить к ученику, уметь понимать детские слабости.

•Урок учитель выстраивает сам. Он знает, что самое главное на уроке не потерять уважение учащихся, которое складывается из многих маленьких мелочей, порой ему не заметных, но видимых детьми, как в увеличительное стекло.

•Урок складывается из маленьких побед учеников, и эти победы ты должен обязательно увидеть и заметить, иначе зачем ты на уроке?

























Памятка 2

Виды педагогической деятельности и соответствующие им педагогические действия (Представленная в таблице структура педагогических действий, не отражает полностью их многообразия, но она включает в себя действия, овладение которыми дает возможность учителю строить целостный педагогический процесс системно и технологично.)

Виды педагогической деятельности

Педагогические действия

  1. Прогностическая - предвидение и прогнозирование результата педагогической деятельности и моделирование педагогического процесса.

  • анализ педагогической ситуации;

  • выдвижение педагогических целей;

  • отбор возможных способов их достижения;

  • предвидение результатов;

  • определение этапов

  • педагогического процесса и распределение времени

  1. Проектировочная и конструктивная - проектирование и планирование педагогического процесса

  • конкретизация целей и задач на основе диагностики потребностей, интересов и возможностей учащихся;

  • определение этапов и способов их реализации;

  • отбор и композиция учебного материала;

  • определение педагогических условий: материальных, организаторских, психологических;

  • планирование своих действий и действий учащихся.

  1. Организаторская - организация своих педагогических действий и деятельности учащихся

  • создание мотивации у учеников к предстоящей деятельности;

  • интеграция и адаптация учебного материала к уровню подготовленности обучающихся, их жизненному опыту;

  • организация совместной деятельности школьников с помощью разнообразных форм и методов;

  • стимулирование познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся

  1. Коммуникативная - построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса.

  • восприятие (перцепция) психологического состояния партнеров по общению;

  • определение их индивидуальных особенностей на основе адекватной интеграции внешних сигналов;

  • осуществление коммуникативной атаки - привлечения к себе внимания;

  • установление психологического контакта с классом, с каждым учеником;

  • управление общением в процессе совместной деятельности: распределение внимания, быстрое реагирование на возникающие барьеры в общении и их преодоление на основе сотрудничества и равноправного партнерства.

  1. Рефлексивная - подведение итогов своей педагогической деятельности

  • контроль результатов образовательного процесса;

  • анализ и оценка полученных результатов с точки зрения их соответствия замыслу и условиям;

  • выяснение причин успехов и неудач;

  • определение направлений коррекции своей деятельности и профессионального совершенствования.

    1. Рефлексия. Учитель Ряскина Е.В.


Уважаемые коллеги! Мы разобрали лишь некоторые причины, влияющие на качество обучения, рассмотрели пути профессионально-личностного самосовершенствования. Надеемся, что наша работа не пройдет даром, а поможет вам в дальнейшем продвижении по пути личностного и профессионального роста.

Главное - не останавливаться в своем развитии, помнить, что личностное и профессиональное самоопределение - не отдельный этап в жизни педагога, а постоянный, никогда не прекращающийся процесс духовных исканий, достижения поставленных целей и обретения новых.


  1. Принятие проекта решения педсовета.


Проект решения педагогического совета.

1. Определить одним из приоритетных направлений работы школы - совершенствование деятельности учителей предметников по повышению качества знаний учащихся.

2. Учителям предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования.

3. Шире применять новые педагогические технологии преподавания предмета.

4. На заседаниях школьных МО обсудить методы работы со слабоуспевающими учащимися и разработать план мероприятий по повышению качества знаний к 25.01.2015г.

5. Рекомендовать учителям предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика; проводить коррекцию знаний по результатам.

  1. Создать дополнительные условия для повышения профессиональной компетентности учителя через систему коучингов.

  2. Продолжить использование дифференцированного подхода в обучении с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что должно найти отражение в поурочных планах и технологических картах.

  3. Отчет о работе учителей, имеющих низкое качество знаний по предмету, заслушать на совещании при директоре в марте.

  4. Классным руководителям провести классные часы о престиже получения образования.





Для подготовки к педсовету использованы материалы сайтов:

  1. zapartoj.my1.ru/publ/kontrol_kachestva_obuchenija_pri_attestacii_kompleksnyj_podkhod/ehvaljuacija_v_obrazovanii/112-1-0-5468. Статья. Эвалюация в образовании.

  2. festival.1september.ru/articles/538134/. Педагогический совет "Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса". Рябченко Галина Николаевна, заместитель директора по УВР, Смирнова Нина Петровна, заместитель директора по УВР.

  3. nashol.com/2012090866868/vvedenie-v-pedagogicheskuu-deyatelnost-teoriya-i-praktika-nikitina-n-n-kislinskaya-n-v-2004.html. Н.Н.Никитина, Н.В.Кислинская, Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. Учебное пособие, рекомендованное Министерством образования РФ для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва, ACADEMIA, 2004.

  4. cl.rushkolnik.ru/docs/135/index-6986.html . Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога, как главный фактор повышения качества образования». « Урок, как показатель грамотности учителя», Сурнина Н.В.

  5. collegy.ucoz.ru/load/3-1-0-7164. Статья. Неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости. Учитель физики и информатики Гордова М.М.



© 2010-2022