Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»

Опорный конспект по педагогике по теме «Принципы, методы, приемы обучения», подготовленный методистом КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г. Риддер, Восточно-Казахстанской области Малон Ларисой Васильевной может быть использован начинающими преподавателями средних специальных учебных заведений, не имеющими педагогического образования. Подготовленный конспект, в сжатой форме, позволяет наглядно представить такие понятия как приемы обучения, методы обучения, принципы обучения. Изложение...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»Опорный конспект по теме «Принципы, методы, приёмы обучения»

Малон Л.В. методист КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г. Риддер, Восточно-Казахстанской области


ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ «ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ».

Методическое пособие для начинающих педагогов.

ДИДАКТИКА - отрасль науки, изучающая проблемы обучения и образования.


Понятия дидактики

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

ЗНАНИЯ



Обучение - планомерно развивающийся под руководством учителя процесс познания учениками учебного материала.

ЗВЕНЬЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

1 ЭТАП - восприятие

2 ЭТАП - осмысливание учебного материала

3 ЭТАП - запоминание, закрепление совершенствование знаний, образование умений и навыков

4 ЭТАП - применение знаний, умений и навыков в практической деятельности

Задачи 1 этапа - ЭТАПА ВОСПРИЯТИЯ


Сообщение темы, постановка задачи, разъяснение её, выполнение подготовительной работы, предварительное знакомство с материалом.

Итог - знание и понимание учебной задачи


Задачи 2 этапа- ЭТАПА ОСМЫСЛИВАНИЯ

Выделение главной мысли, понятий, обоснование признаков, изучение совокупности примеров, фактов.

Итог - система в знаниях учащихся, понимание способов решения учебной задачи.


Задачи 3 этапа - ЭТАПА ЗАПОМИНАНИЯ

Сохранение на длительное время полученных знаний через упражнения, самостоятельные работы, осознанность выполнения заданий.

Итог - знание теоретического материала, умение его использовать, сформированность учебных умений и навыков.


Задачи 4 этапа - ЭТАПА ПРИМЕНЕНИЯ

Связь обучения с практической деятельностью.

Итог - творческое применение знаний


Функции обучения

1.Образовательная

2.Развивающая

3.Воспитывающая

Принципы - исходное дидактическое положение.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика.


ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

(различные подходы к понятию)


единство группового и индивидуального обучения

учет возрастных и индивидуальных особенностей

индивидуализация обучения

фундаментальность и прикладная направленность

воспитание в процессе обучения

Гражданственность

Творческая активность в обучении

активность

Преемственность

последовательность системность

последовательность и системность

систематичность и последовательность

продуктивность и надежность

прочность усвоения знаний

научность

оптимальность

связь теории с практикой, обучение с жизнью

прочность обучения

сознательность

сознательность

сознательность

доступность

доступность и посильность

доступность

наглядность

наглядность

наглядность

МЕТОДЫ - взаимосвязанные способы работы учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения


МЕТОДЫобучения (способ организации познавательной деятельности учащихся)

исследования педагогических явлений

воспитания

ВИДЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ


По действию учащихся

Активные (самостоятельная работа, лабораторная работа, работа с книгой)

Пассивные

(рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрационный)

По источникам передачи и приобретения знаний

Словесные

Практические

Сообщения новых знаний

Рассказ

Лекция

Объяснение

Демонстрационный



По организации и осуществлению учебно-воспитательной деятельности

Стимулирования и мотивации (познавательные игры, дискуссии, ситуации эмоциональных переживаний, поощрения, порицания)

Контроля и самоконтроля

По степени развития самостоятельности в познавательной деятельности

Объяснительно-иллюстративный

Рассказ

Лекция

Демонстрационный

Эвристический (частично - поисковый)

Исследовательский (опыт, эксперимент, работа с документами)





ВИДЫ

МЕТОДОВ

ОБУЧЕНИЯ


По степени управления

учебной работой

Работа с книгой

Выполнение заданий

Письменная работа

Учебная работа под руководством учителя

Лабораторная работа

По логике передачи и

восприятия

информации

Индуктивные

Дедуктивные

Аналитические

Синтетические



Используемые, для приобретения новых знаний

Беседа

Опыт

Работа с учебником

Экскурсия

Лабораторная работа

Игра

Упражнение

Повторение

По характеру деятельности

учителя и учащихся

Информационно-рецептивный

Репродуктивный

Проблемного изложения

Эвристический

Исследовательский

По степени самостоятельности мышления

Репродуктивные

Поисковые



ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • цели обучения;

  • содержание образования;

  • психологические и возрастные особенности учащихся;

  • анатомо-физиологические особенности организма учащихся

(работоспособность, утомляемость, особенность нервной, сосудистой, костно-мышечной систем организма);

  • материально-техническая оснащенность учебного заведения;

  • традиции учебного заведения, опыт учителей.


РАССКАЗ -это

словесное описание событий, процессов, явлений

Требования:

1.Определенность темы и содержания (объединение одной темой сведений, фактов, событий, раскрытие их последовательно и систематично);

2.Эмоциональность (связь содержания с личным опытом учащихся, учет конкретной ситуации, психологических особенностей учащихся);

3.Четкая структура (начало, развитие событий, кульминационный пункт, финальная часть);

4. Предварительная продуманность стиля, примеров, сравнений.

Роль и место рассказа на этапах урока

1. Метод сообщения нового, когда материал не включает теоретических доказательств;

2.Средство сообщения дополнительных знаний;

3.Самостоятельное место;

4.Включение в процесс объяснения на разных этапах урока: в начале урока - подготовка к усвоению нового, в конце урока - обобщение изученного и подведение итогов.






ОБЪЯСНЕНИЕ - это теоретические доказательства.


Требования:

1. Постановка познавательной задачи на основе достигнутого знания и развития учащихся.

2. Ясная осознанность теоретических положений.

3. Строгий, тщательный отбор фактического материала.

4. Форма рассуждений (анализ и синтез, наблюдение и вывод, индукция и дедукция).

5. Иллюстрация объяснения (рисунки, схемы).

6. Формулировка выводов.

7. Дополнительное разъяснение моментов (предвидение затруднений учащихся).

8. Тщательная подготовка, строгая последовательность изложения.

9. Продуманность разъяснений и дополнений.

10. Обратная связь (предусмотреть ответную реакцию учащихся: продумать проблемные вопросы, высказывание учащихся по ряду вопросов, выполнение учащимися отдельных умственных или практических действий).






УПРАЖНЕНИЕ

Условия

1. Мотивация (необходимость выполнения упражнения).

2. Инструктирование.

3. Показ образца.

4. Комментированное выполнение (осмысление).

5. Самостоятельное выполнение учащимися и самоконтроль.



БЕСЕДА - вопросо-ответная форма овладения учебным материалом

Требования:

1. Строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся;

2. Определенность вопроса;

3. Подготовка (заранее) вспомогательных, корректирующих вопросов;

4. объединение в систему взаимосвязанных вопросов, подчиненность главной идее (взаимосвязь главных, второстепенных, дополнительных вопросов);

5. Четкость и ясность вопроса по форме ( недопустимость труднодоступных терминов, сложных оборотов речи, повторов несколько раз, монотонности речи);

6. Четкость, ясность и определенность ответа учащихся, выделение главной идеи и разъясняющих моментов.

Роль и место на этапах урока

1. В начале урока как подготовка и усвоение нового;

2. Проверка домашнего задания;

3.В процессе объяснения нового;

4. В конце урока как закрепление изученного.






Виды вопросов


- эвристические - поисковые (направлены на поиск решения, элементы творчества и самостоятельность размышлений)

- репродуктивные - воспроизведение изученных ранее знаний

Виды ответов учащихся


- краткий- утвердительное или отрицательное высказывание на поставленный вопрос (1-2 предложение учащихся)

- полный - самостоятельный, последовательный, доказательный, осознанный ответ



Кратковременная беседа - используется при любых формах овладения материалом.

РАБОТА УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ


Требования:

Ученик: каждый должен иметь книгу, быстро находить нужный материал, иметь тетрадь для записи.

Учитель

1.Точный, краткий инструктаж о задании, что нужно изучать, тема, вопрос, правило

(нельзя! только страница и параграф).

2. Характер работы: какой материал воспроизвести, последовательность учебных операций.

3. Выделение главного, опорных пунктов (не нужно! все подряд).

Виды деятельности:

Составление плана, конспекта, тезисов.





  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


    Самостоятельная работа с книгой

    Требования:

    Ученик: каждый должен иметь книгу, иметь тетрадь для записи.

    Учитель

    1.Точный, краткий инструктаж о задании, что нужно изучать, тема, вопрос, правило

    (нельзя! только страница и параграф).

    2.Характер работы: какой материал воспроизвести, какое задание выполнить, что выделить, последовательность учебных операций.

    Самостоятельная работа

    Виды самостоятельной работы

    Устные работы

    Письменные

    Практические

    Теоретические

    Репродуктивные

    Творческие

    Виды деятельности:

    Составление плана, конспекта, тезисов, проекта, макета и др.

    План проведения

    1. Постановка задачи.

    2. Инструктаж.

    3. Руководство процессом выполнения работы.

    4. Самоанализ, самоконтроль.

    5. Проверка работ учащихся, разбор ошибок, выделение главного.








ДЕМОНСТРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ

Условия

1.Объект должен быть хорошо виден всем;

2.Объект показывается в момент объяснения (ни раньше, ни позже);

3.Инструктаж (на что обратить внимание);

4.Словесное описание объекта;

5 Вывод (назначение, особенности).



МЕТОД ТИПОВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ

(может быть смоделирована производственная ситуация)

Условия

1. Постановка производственной задачи

2. Решение задач (определение типа ситуации;

нахождение алгоритма, образца решения)

3. Перенос знаний, алгоритма, образца на конкретную задачу.




ИНСТРУКТАЖ


Последовательность

  1. Назначение действий

  2. Способ осуществления

  3. Условия решения задач практических

  4. Последовательность операций

Требования к инструктажу

1. Определенность, однозначность;

2. Конкретные действия в конкретной ситуации;

3. Четкая последовательность и логика в выполнении действий.

Виды инструктажа

- Вводный

- Текущий

- Заключительный









ЭТАПЫ ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА

1. Доведение до студентов содержания предстоящей работы, содержание документации, требований к конечному результату.

2. Разъяснение правил, последовательности выполнения работы, приёмов, операций.

3. Предупреждение о возможных затруднениях и ошибках, условиях безопасности труда.

вводный инструктаж перед началом работы



ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Коррекция работы слабоуспевающих студентов.

2. Наблюдение за работой каждого студента и всей группы.

3. Установление степени самостоятельности при выполнении работ.

текущий инструктаж чаще носит индивидуальный характер



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Оценивание результатов коллективного и индивидуального труда, степени самостоятельности.

2. Выявление индивидуальных недостатков в выполнении трудовых приемов.

3. Объявление отметок, констатация достижений.

заключительный инструктаж - это подведение итогов


ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД


Виды лабораторных работ

Индивидуальная

Фронтальная

Групповая

этапы

  1. Теоретическая подготовка;

  2. Инструктаж по выполнению;

  3. Контроль готовности к выполнению;

  4. Выполнение работы (опыта);

  5. Обработка результатов;

  6. Письменный и устный отчет о проделанной работе.

Требования к инструктажу

1. Письменный и смешанный характер в форме инструкционных карт.

2. Форма карт - предписания, алгоритмы.










Структура предписаний по выполнению лабораторных и практических работ

1.Цель.

2.Теоретическая справка.

3.Общий алгоритм выполнения опытов, работы.

4.Указания по применению алгоритма.

5.Пример использования.

6.Методические рекомендации к оформлению отчета.

7.Контрольные вопросы.

8.Критерии оценки по выполнению лабораторной работы.











ДЕМОНСТРАЦИЯ ТРУДОВЫХ ПРИЕМОВ


Методика:

1.Показ трудового процесса в рабочем темпе.

2.Показ в замедленном темпе.

3.Показ в замедленном темпе с остановкой после каждого приема, при необходимости - изолированный показ отдельных сложных движений.

4. Заключительный показ трудового процесса в рабочем ритме.

5.Проверка уяснения учащимися показанного трудового процесса (пробное выполнение).














  • ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД


    Использовать для самостоятельной работы:

    • применение различных технических устройств (тренажеров);

    • использование технологических и инструкционных карт;

    • самостоятельный разбор учащимися чертежей;

    • самостоятельное составление алгоритма собственных действий по выполнению индивидуальной задачи, решению проблемы;

    • подбор режимов работы (при необходимости - их расчет);

    • самостоятельное обращение к справочной литературе;

    • самостоятельный выбор и использование контрольно-измерительных инструментов, приборов;

    • личный контроль качества готовой продукции;

    • самостоятельный анализ (или поиск) причин, вызвавших ошибку в действиях ( брак в работе).






ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ - отдельные операции, умственные или практические действия учителя или учащихся, дополняющие форму усвоения материала, предлагаемые каким-либо методом.



ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ:

формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения


управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся

ПРИЕМЫ

способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций

активизирующие переживания, чувства учащихся

контроля, самоконтроля, самообучения

ПРИЁМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЮ

  • интонационное выделение преподавателем логически важных моментов изложения;

  • повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;

  • подробное резюмированное преподавателем каждого отдельного законченного этапа изложения;

  • сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;

  • демонстрация натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрации отдельных выводов;

  • предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;

  • предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов, заданий, облегчающих понимание их смысла;

  • инструктаж (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом);

  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.

ПРИЁМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЮ


1.задание на:

  • индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений, использование их в процессе решения задач;

  • проговаривание «про себя» используемых правил, определений в процессе решения задач;

  • составление кратких пояснений к ходу решения задач;

  • воспроизведение наизусть правила, закона и т.д.

  • заполнение схем, таблиц вслед за преподавателем;

  • раскодирование алгоритма;

  • описание какого-либо объекта по образцу;

  • приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойства.

2. наводящие вопросы

3. ситуация выбора

ПРИЁМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

1

- контрдоводы предполагаемому оппоненту в процессе изложения

3

2- предъявление преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов

- раскрытие причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем

4

- обсуждение возможных последствий, сделанных из неверных предположений

5- фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий,

возникающих в ходе решения задач

6

7- интригующее описание излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса

8- установка преподавателя на мысленное решение учащимися логического задания, выдвинутого в ходе изложения

9- риторические вопросы в ходе изложения

- предъявление учащимся конфликтного примера


ПРИЁМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ


1. задание учащимся на:

  • - поиск скрытых узловых звеньев рассуждения;

  • - решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, и возвращение к исходной задаче;

  • - поиск ошибок в рассуждениях, требующий оригинальной мысли;

  • - обобщение фактов, изложенных в специальной последовательности;

  • - выдвижение очередного шага рассуждения в логике.

2.наводящие вопросы, помогающие выбору правильных путей решения задачи или различные подходы к ней;

3.организация наблюдений учащихся, побуждающих к формулированию проблемы;

4.показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей;

5.включение учащихся в аргументацию выдвинутой гипотезы;

6.демонстрация объекта, явления, побуждающая к выделению сущности;

7.выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующие учащихся на выдвижение проблемы.

ПРИЁМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ


задание учащимся:


  • - на самостоятельное составление нестандартных задач;

  • -с избыточными данными;

  • -на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;

  • - на отыскание границ применяемости полученных результатов;

  • - на определение достоверности полученных результатов;

  • -на вычисление механизма протекания явления;

  • - на мгновенную догадку, на соображение.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ - это внешний вид учебно-воспитательного процесса, способ существования и выражения содержания обучения.




ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ


По количеству и составу студентов

Парная;

Групповая;

Индивидуальная;

Бригадная;

Звеньевая;

Кооперативно-групповая;

Взаимное обучение;

Дифференцированно - групповая;

Индивидуализированная- групповая.

По дидактическим целям

- Теоретические

(лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, учебная экскурсия);

- практические

(лабораторно-практические, практикум);

- комбинированные (технологические, производственные практики);

- контрольные (коллоквиум, зачет, экзамен).










































Аннотация

Опорный конспект по педагогике по теме «Принципы, методы, приемы обучения», подготовленный методистом КГКП «Риддерский аграрно-технический колледж», г. Риддер, Восточно-Казахстанской области Малон Ларисой Васильевной может быть использован начинающими преподавателями средних специальных учебных заведений, не имеющими педагогического образования. Подготовленный конспект, в сжатой форме, позволяет наглядно представить такие понятия как приемы обучения, методы обучения, принципы обучения. Изложение материала рассчитано на особенности восприятия в виде схем, таблиц, опор.

Конспект может помочь студентам педагогических учебных заведений при подготовке к экзаменам и зачетам по педагогике и методике (в виде подсказки).


© 2010-2022