СОТ учителя

"Описание материала: Очень часто перед педагогом ставится задача по описанию своей деятельности в том или ином "направлении педагогической деятельности. Кому-то это удается легко, а кто-то испытывает значительные трудности при организации такой работы, хотя на практике педагог успешен. Здесь необходима консультация у администратора. Мне хотелось систематизировать свою работу как учителя математики по организации труда с использованием современных образовательных технологий, которые я использу...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проект (программа) педагогического эксперимента по освоению

и внедрению СОТ, реализованного учителем в образовательном учреждении.

Малашко Елена Ивановна

Россия, г.о. Похвистнево,

Директор ГБОУ СОШ

пос.Октябрьский г.о.Похвистнево

E-mail: oк[email protected].


В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого - то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Основной подход к выбору педагогической технологии для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику, «сертификат безопасности для здоровья» - это совокупность тех принципов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами здоровьесбережения.

1.1.Здоровьесберегающие технологии. Наша школа участвует в экспериментальной деятельности по проблеме «Формирование культуры питания школьников средствами внеурочной деятельности». В рамках данного эксперимента мною осуществлено усиление здоровьесберегающего предметного аспекта - ориентация на важнейший критерий эффективности учебного процесса - улучшение физического, психического и социального здоровья детей. Участвовала в семинаре «УМК программы «Разговор о правильном питании» ИВФ РАО как здоровьесберегающая технология в начальной и основной школе».

Во время уроков для придания уверенности в себе учащимся предусматриваю возможность выражать собственное мнение, проявлять самостоятельность, соревноваться, играть разные роли и т. д.

Во всех классах на уроках я провела практические занятия по коррекции осанки (по Бреггу), ввожу элементы дыхательной гимнастики А.Стрельниковой, внимательно слежу за осанкой на уроках, урок чаще всего начинаю с правильной посадки детей. На эту же тему провела занятия с коллегами и родителями.

На уроке стараюсь поддерживать доброжелательный психологический климат, интерес к изучаемому материалу. Стиль общения с детьми - чаще демократический. При «затухании» интереса к уроку использую эмоциональную разрядку: интересные высказывания, анекдоты, поговорки, физминутки и т. д.

Применяемая мною технология проблемного обучения, кроме формирования у учащихся необходимых УУД, развивает их способности к самообучению, самообразованию, «формирует у учащихся особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности» (М. И. Махмутов)

Для создания психологической ситуации я ставлю перед учащимися такое задание, при выполнении которого он должен открыть для себя подлежащие освоению новые знания или действия. При этом оно должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми он уже владеет; задание должно вызвать удивление, так как содержит противоречие между заданной ситуацией и имеющимися представлениями. Ситуация должна быть связана с имеющимся у ученика опытом, что показывает значимость решения проблемы, вызывает чувство необходимости её решения.

Технология игрового обучения. Для усиления здоровьесберегающего аспекта предметного обучения я на уроках применяю различные виды ролевых игр. Игры, чаще всего являются фрагментами урока. Например, по устному счёту на любую тему - «Снежный ком» или на знание размерностей - « это много или мало?». Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

1.2.Проектная деятельность. ГБОУ СОШ пос.Октябрьский г.о. Похвистнево в данное время входит в Перечень ОУ, внедряющих ФГОС ООО в 5-6 классах.(приказы МОиН СО № 323 от 27.09.2012 и №330-од от 23.08.2013 ). В течение 2012-13 учебного года я участвовала в различных семинарах по вопросам внедрения ФГОС ООО. На окружном семинаре «Воспитание в современной школе - проблемы, достижения, инновации» выступила с докладом «Особенности организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО на примере кружка «Решение проектных задач»» .

В условиях экспериментов не учитель, а ученик является главным транслятором знаний в школе, ученик сам «докапывается» до знаний, а учитель лишь создаёт условия для осуществления деятельностного подхода в изучении дисциплины. Отсюда в новых стандартах ориентир на большую самостоятельную работу ученика. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов.

Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что нет; чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы

улучшения своего проекта. Я придаю особое значение этому этапу проектной деятельности. Происходит осмысление детьми сделанного, формируется их отношение к самостоятельной деятельности.

Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников приняли участие в каком- либо конкурсе или конференции.

Наиболее интересны проекты по здоровьесбережению, такие как « Питание моей семьи в цифрах», «Сколько стоит завтрак в школе?». Интересны и проектные задачи, составленные учащимися 5 класса в рамках занятий на кружке «Решаем проектные задачи», руководителем которого второй год я являюсь.

Секрет успеха проектной методики на занятиях математики состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с настоящими проблемами, уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Метод проектов - это технология компетентностно - ориентированного образования.

1.3.Информационно-коммуникационные технологии. В современном информационном обществе обучение без применения ИКТ уже невозможно.

За использование мною информационных технологий в образовательном процессе на уровне учебного процесса и во внеурочной деятельности учащихся была награждена Сертификатом «Учитель цифрового века» .

Что даёт применение ИКТ на уроках :

  • Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную;

  • Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоемко использовать обычным путем.

  • Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.

  • Подготовить учащихся на практике используя свои знания и умения.

Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда были способы выявления качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля знаний.

Некоторое время назад на смену малоэффективному устному опросу пришел письменный тестовый контроль. Однако его подготовка и проведение требует немалых материальных и временных затрат педагога, повышает вероятность списывания, исключает достаточный контакт между учителем и учеником.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass - это интерактивная система тестирования, которая предназначена для оперативной проверки знаний учащихся, успешно используется на уроках математики .

Применение системы PROClass позволяет анализировать уровень восприятия и понимания материалов занятия каждым учащимся, находящимся в аудитории и всего класса в целом, а также проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.

При желании результаты опроса можно отправить родителям по электронной почте.

Результаты тестов по всем предметам наполняет портфолио учебных достижений ученика. По итогам одного теста, изученной учебной темы, итогам учебной четверти и года, всего периода обучения можно легко проводить мониторинг качества знаний учащихся.

В основе работы PROClass лежат три принципа: интерактивность, удобство, успех.

Интерактивность - влияние системы на атмосферу урока в целом и ее польза индивидуально для каждого ученика:

• Учитель может представить вопрос всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. При этом даже те учащиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили.

• Вопросы адресуются всему классу, полученные ответы немедленно отражают понимание материала каждым учеником. Темп обучения задается в соответствии с потребностями большинства учащихся.

• По окончании занятия автоматически создается подробный отчет для учителя - полную таблицу результатов с именами и фамилиями всех учеников, а также ответов на все вопросы во время урока.

• По результатам опроса учитель может определить, кому из учеников было трудно усвоить материал на уроке, и оказать дополнительную помощь. Удобство - простота эксплуатации, повышение эффективности работы учителя:

• Благодаря статистическому представлению результатов, преподаватель сразу видит слабые места в подготовке - соответственно, он может вернуться к пройденной теме и проработать ее с аудиторией еще раз.

• Возможность проведения интерактивного урока без предварительной подготовки презентации. Более того, можно использовать любой вариант подачи материала - на доске, на бумаге, непосредственно с web-сайтов.

• Система проверяет ответы на вопросы, представленные на листе или в файле Word, и выставляет оценку автоматически (Приложение №4).

Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах, создают учебные проекты, занимаются научно-исследовательской деятельностью.

1.4.Компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания. Освоение УУД как обязательный результат образования ставит учителя перед проблемой поиска адекватных технологий их формирования. С декабря 2012 года наша школа является экспериментальной площадкой Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова (научный консультант А.А.Вербицкий, д.п.н., профессор, член-корр.РАО) по теме «Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» .

Применяемая мною компетентностно - контекстная модель образовательного процесса направлена на формирование результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, установленных стандартом основного общего образования:

личностных, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметных, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметных, включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Учебная деятельность, организуемая в рамках компетентностно-ориентированной модели, предполагает:

1)выделение принципов конструирования чужой мысли на основе представленной учителем укрупнённой дидактической единицы;

2)конструирование собственной мысли на основе обобщённого алгоритма способов деятельности;

3)построение плана решения задач на основе выделения в них признаков явления и обоснование возможности применения соответствующих способов деятельности в процессе коллективной деятельности учащихся;

4)пошаговая рефлексия процесса решения задач и собственной учебной деятельности.

Здесь мы видим осуществление другого подхода (в отличии от традиционного) к обучению: не от текста к структуре, а от структуры к тексту. В данном случае единицей учебного процесса выступает не отдельный урок, а тема полностью. Учитель составляет не конспект конкретного урока, а сценарий взаимодействия, проект совместной деятельности учителя и учащихся по всей изучаемой теме.

Вначале процесса сценирования темы, учитель определяет конечный результат. Читая его, любой человек должен понять, что будет делать учащийся, с каким объектом, в каких условиях и с каким результатом. (В конечном результате учащиеся должны не знать, а уметь, распознавать, понимать и т.д.)

Далее разрабатывается структура - цельный рассказ в знаково-символической форме. Знак - это материализованная форма знания, которая позволяет «увидеть, пощупать и пересчитать мысли» Необходимо учить интеллектуально видеть и понимать содержание, стоящее за знаком. Знак - первое представление о смысле явления. В структуре (планшете, рамке) должно быть дано всё точно, не нарушая науки, просто (доступно для ребенка), сжато (но не значит кратко!), что бы прослеживалась суть изучаемого явления.

При компетентностно-ориентированном подходе организация образовательного процесса основывается на законченных циклах. Каждый такой цикл имеет жесткую структуру, которую можно разбить на несколько этапов.

Первый этап - осознание структуры изучаемого явления, задачей которого является формирование когнитивной схемы - такой формы хранения опыта, которую человек, решающий ту или иную задачу, использует в качестве точки отсчета. На данном этапе когнитивная схема изучаемого явления формируется на основе комплексного использования действенного, образного и знакового способов кодирования информации. Для этого изучаемый материал сжимается и представляет собой не столько содержательную, сколько функциональную сущность изучаемого явления, позволяющую использовать его как инструмент решения большого класса задач. Сформированная когнитивная схема выступает в качестве основы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Конечным результатом этого этапа будет понимание каждым учеником что делать.

Второй этап - осознание генезиса способов деятельности, где и формируются познавательные универсальные учебные действия, связанные с содержание учебного материала, такие как моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д. Для этого учитель представляет учащимся ряд задач, выстроенных по принципу «от простого к сложному» и организует деятельность учащихся «во внешней речи»: объяснение способа решения задачи на основе. Конечный результат: понимание как делать.

На эти два этапа отводится до 30℅ общего времени изучения темы.

Третий этап - самореализация. На данном этапе формируются универсальные учебные действия, не связанные с содержанием образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем). Для этого учитель организует коллективную деятельность, в процессе которой учащиеся определяют уровень достижений, темп и объем работы и работают по индивидуальным траекториям. На реализацию данного этапа отводится от 40 до 50℅ всего времени. Результат: осознание каждым учеником своих возможностей.

Четвертый этап - рефлексия уровня достижений. На данном этапе осуществляется формирование рефлексивного мышления. Элементы рефлексии (контроля) осуществляются на протяжении всего времени изучения темы в виде небольших тестов, диктантов, самостоятельных работ. В частности обязательными являются проверочные работы в завершении этапа осознания генезиса способов деятельности, в процессе этапа самореализации. Если изучается достаточно объемный теоретический материал, то, как правило, в завершении этапа осознания структуры изучаемого явления проводится устный опрос.

Формирование регулятивных, коммуникативных метапредметных результатов и личностных результатов заложено в самой модели компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и отрабатываются в процессе изучения каждой темы на третьем и четвертом этапах. Предметные и познавательные метапредметные результаты, которые непосредственно связаны с содержание образования конкретизируются в каждой теме календарно-тематического плана, в котором по каждой теме сформулированы результаты обучения в деятельной форме, то есть определено, что будет уметь делать учащийся с помощью нового знания и конкретизированы познавательные универсальные учебные действия. На основании заявленных результатов учитель строит сценарий изучения темы в четыре выше указанных этапа, время на прохождение каждого их которых примерно распределяется следующим образом: 1 этап - 20%, 2 этап - 10%, 3 этап - 40%, 4 этап - 30% (указан % времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы).

Каждому этапу изучения темы в календарно-тематическом плане соответствует определенная форма организации учебных занятий:

1 этап - проблемное изложение материала (в плане перечислены элементы представляемого содержания, составляющего основу когнитивной схемы);

2 этап - семинар, в процессе которого организована деятельность по объяснению выбора основ решения широкого класса задач (генезис способов деятельности);

3 этап - практикум по решению задач, в процессе которого каждый учащийся в коллективной деятельности строит свою работу по достижению личностно-значимых целей обучения;

4 этап - двухфазная рефлексия, состоящая, как правило, из трех уроков: пред итоговая работа, рефлексия уровня достижений (обобщающий урок), итоговая работа. Особенность этапа заключается в том, что две проверочные работы данного этапа проводятся по одному классификатору. Эти же работы задают уровень сложности освоения материала. В рамках заявленной темы он может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся, но не может быть ниже уровня: учащийся, заданного примерной образовательной программой основного общего образования.

Представляю пример реализации данной концепции на теме: «Умножение и деление десятичных дробей» в 5 классе.

Схема построения образовательного процесса

по теме «Умножение и деление десятичных дробей»- 23 часа

Этапы обр. процесса

Кол-во час.

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Введение системы научных понятий

Вводит понятие среднего арифметического (величин, скорости, производительности, урожайности)

Дает обобщенный алгоритм -умножения, деления десятичных чисел на натуральное число;

-умножения, деления десятичных чисел на десятичное число;

-нахождения среднего арифметического

Следят за построением чужой мысли, предвосхищают ход мысли, записывают.

Предлагает рассмотреть решение ключевых задач (примеры на деление и умножение десятичных чисел : на натур.число, на 10,100 и т.д,

на десятичное число, на 0,1; 0,01 и т.д.;

решение задач).

Основываясь на обобщенном алгоритме деятельности предлагают варианты решения ключевых задач, диктуют учителю поэтапно решение и записывают его.

Записывает этапы решения под диктовку учащихся.

Рефлексия понимания чужой мысли.

Формирование познавательных универсальных учебных действий, связанных с содержание учебного материала, (моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка, и т.д.)

4 ч.

Предлагает задания для осознания генезиса способов деятельности (ключевые задачи вперемешку, задачи, которые нужно свести к ключевым).


Выполняют деятельность во внешней речи: объясняют каждый шаг решения ключевых задач, строят план сведения задач к ключевым. Рефлексия собственного понимания, взаимопроверка.

Формирование универсальных учебных действий не связанных с содержанием образования: регулятивные, коммуникативные, познавательные (постановка и решение проблем).

12ч

Предлагает проверочную работу по ключевым заданиям.

Организация самостоятельной коллективной деятельности учащихся по решению учебных задач. (Учитель предлагает набор учебных задач от репродуктивного до творческого уровня, консультирует, соп-ровождает социально-эмоциональную деятельность учащихся.

Выполняют проверочную работу. Внешний контроль учителя.

Определяются с уровнем пла-нируемых достижений, самостоятельно рассчитывают время их достижения, выбирают место выполнения , проектируют необходимые коммуникации, рефлексируют степень достижения результата

Рефлексия уровня самореализации

4 ч.

Предлагает квалификационную проверочную работу.

Выполняют проверочную работу. Внешний контроль учителя и/или проверка по ключу.

Организует деятельность по анализу достигнутого результата.

Анализирует ошибки, обращается к теоретической части, самостоятельно под-бирает тренировочные задачи.

Предлагает квалификационную итоговую работу

Выполняют

итоговую работу. Внешний контроль учителя.

Если на этап самореализации отведено достаточно большое число уроков (4 или 5), то в начале каждого урока можно проводить фрагмент генезиса по данной теме. Учащиеся устно доводят решение задач до ключевых. Например: при выполнении задания «найдите значение выражения : (0,3672 а + 0,02) - 0,3572а при а=0,19», необходимо вначале упростить данное выражение , применив свойство вычитания числа из суммы, и лишь затем находить значение выражения.

Данная принципиальная схема организации учебного процесса позволяет говорить о целостном цикличном процессе формирования универсальных учебных действий на основе изучаемого явления. Система знаний является средством самореализации личности в пространстве учебной, социальной и рефлексивной деятельности, активность учителя вторична по сравнению с активностью ребенка. Социальные навыки приобретаются не в специально организованных учебных (!) ситуациях, а проживаются здесь и сейчас в контексте реальной жизни учащихся, которые не учатся жить, а живут.

Приведу пример распределения часов по теме в рамках « Организация учебно-воспитательного процесса в ОУ на основе компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания» с ожидаемыми результатами и организуемыми УУД по достижению этих результатов..


Умножение и деление десятичных дробей - 23 ч.

№п.п.

Кол.ур.

Тема

Результат

Универсальные учебные действия

1-4

4 ч.

Умножение десятичной дроби на натуральное число и на десятичную дробь.

Деление десятичной дроби на натуральное число и на десятичную дробь.

Среднее арифметическое.

Уметь:

-определять область применения алгоритмов действия с десятичными дробями;

- выполнять действия с десятичными дробями : умножать, делить на натуральное число, на десятичное число , на 10,100…., на 0,1, 0,01…., возводить десятичное число в степень с показателем 2 и 3;

- преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные ;

- решать задачи на нахождение средней скорости, урожайности.


Классифицировать алгебраические выражения по их виду; характеризовать основания для определения области применения алгоритма;

определять необходимость преобразования обыкновенной дроби в десятичную и наоборот; обосновывать выбор соответствующих преобразований; моделировать ход преобразования выражения на основе правил выполнения действий и вида заданного выражения; строить и обосновывать план преобразования выражений;

обосновывать рациональность выбранного способа решения.;

Планировать решение задач

5-8

4 ч.

Семинар по теме: Умножение и деление десятичных дробей

9 - 20

12 ч.

Практикум по теме: Умножение и деление десятичных дробей

21-23

3 ч.

Обобщающий урок

24

1 ч.

Контрольная работа: Умножение и деление десятичных дробей




1


© 2010-2022