Связь поколений как одно из направлений сотрудничества семьи и школы в воспитании обучающихся

Ни семья, ни школа не могут каждая в отдельности воспитать ребёнка. Результат воспитания может быть успешным тогда, когда школа и семья станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. В работе рассказывается как организована работа по сотрудничеству школы с семьей. Одним из направлений является работа "Клуба бабушек".  Старшее поколение — носители ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ни семья, ни школа не могут каждая в отдельности воспитать ребёнка. Результат воспитания может быть успешным тогда, когда школа и семья станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

От типа семейного воспитания и превалирующего в данной семье вида родительского авторитета во многом зависит такой важный аспект семейного воспитания, как качество взаимоотношений, определяющих преемственность поколений в семье. Давно ушли в прошлое большие патриархальные семьи, возглавляемые старейшинами рода. От них зависела жизнь семьи, они правили, решали, наказывали и поощряли. Каждый член этого родового сообщества мог быть спокоен за свое будущее.

Поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день. Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь.

Старшее поколение - носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели матери и отца. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусными пирожками.

В народе говорят: внуков любят больше, чем собственных детей. Не знаю, больше ли, но по- иному. Более осмысленно, более бескорыстно, и сосредоточенно. В старости у человека есть время и желание всмотреться в маленькое существо, вслушаться в его лепет, открывая много такого, что в сутолоке будней, наполненных работой, было упущено, не замечено в собственных детях. А именно на заинтересованности взрослого и строится ответный интерес, доверие, открытость ребенка, который очень точно знает, кому важны его заботы, его переживания.

Именно поэтому работа по привлечению старшего поколения нашей школой взята как одно из направлений в воспитании школьников.

В течение 6 лет в школе плодотворно работает Клуб бабушек.

Клуб бабушек - форма работы, которая подразумевает включение бабушек, любящих своих внуков и имеющих опыт воспитания, в воспитательный процесс школы.

Данный клуб имеет свое положение, программу эмблему и девиз - "Где нет вдохновения, там нет и воспитания" и уже сложившиеся традиции.

Цели Клуба:

- оказание помощи в воспитании подрастающего поколения;

- сохранение и развитие традиций школы и семьи;

- предупреждение правонарушения детей и подростков;

- оказание поддержки детям и подросткам в физическом, духовном и социальном развитии;

- создание условий для социальной адаптации детей в современном обществе;

- приобщение школьников к ценностям здорового образа жизни.

Задачи Клуба бабушек:

- дать учащимся знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитании;

- выработать навыки культуры поведения;

- обеспечить взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения и опыта нравственных отношений со сверстниками и окружающими;

- создание условий для формирования психически здорового, физически развитого и социально-адаптированного человека.

Клуб действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в четверть, где обсуждается план совместной работы школы и Клуба, планы проведения отдельных мероприятий, профилактическая работа, проводятся психолого-педагогическое просвещение членов Клуба.

Активное участие в работе Клуба принимают педагоги и специалисты общеобразовательного учреждения: педагог-психолог, социальный педагог, заместители директора по УВР и ВР, организатор и президент детской организации «САТУРН», уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса. Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями Лотошинского муниципального района - Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, с отделом уполномоченных УП ПДН, Советом ветеранов, Краеведческим музеем, Благочинием церквей, с центром социальной помощи семье и детям, КСЦ «Лотошино», службой по опеке и попечительству и др.

Основные направления работы Клуба бабушек: психолого-педагогическое просвещение, поддержка и развитие духовных традиций семьи и школы, гражданско-патриотическое воспитание, помощь в организации и проведение общешкольных мероприятий.

Психолого-педагогическое просвещение Клуба бабушек осуществляется через: практикумы с членами Клуба, проведение открытых уроков и ролевых игр, индивидуальные консультации.

Практикумы проводятся с целью выработки педагогических умений по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления.

В ходе педагогического практикума членам Клуба бабушек предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях с детьми.

Педагогическая дискуссия - одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Главный принцип - уважение к позиции и мнению каждого участника. В рамках проведения дискуссии обсуждались спорные проблемы семейного и школьного воспитания, такие как: «Выбор профессии - чье это дело?», «Умеете ли вы любить своих внуков?»,

Открытые уроки - обычно проводятся для того, чтобы ознакомить бабушек с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Коллективной творческой деятельностью по изучению уровня сформированности педагогических умений являются - ролевые игры.

С членами Клуба бабушек проведены такие игры, как: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы» и т. д.

Индивидуальные тематические консультации полезны для членов Клуба и для учителя. Обе стороны, обменявшись информацией, приходят к взаимному согласию по воспитанию и обучению детей.

Большая роль в педагогическом просвещении принадлежит школьному психологу. Он обладает соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые помогут провести соответствующую работу по поводу форм взаимодействия с ребенком.

Одним из основных направлений работы Клуба бабушек является поддержка и развитие русских народных, духовных традиций.

Нельзя не согласиться со словами педагога, философа Павла Флорентийского: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то идеал России - преображение души». Поэтому в совместной работе со старшим поколением мы приобщаем учеников к высочайшему идеалу тысячелетней русской культуры, идеалу преображения души на службе Отечеству. На этой духовной основе всегда стояла, стоит, и будет стоять русская культура. Она позволяет прививать учащимся нравственный иммунитет против волны бездуховности, захлестнувшей страну. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и не проходящей - всё это свойственно русской классической литературе, музыке, живописи, устному народному творчеству. И всё это позволяет омыть детские души от невиданного, беспрецедентного в истории России потока непристойностей, пошлости.

Приоритетной задачей Клуба бабушек является воспитание учащихся на традициях отечественной культуры, потому что без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подросткам те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд оптимизма.

Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность Клуба бабушек по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.

Совместная работа со старшим поколением помогаем прививать чувство гордости за свою Родину и уважительное отношение к ее истории.

Воспоминания ветеранов, их высказывания по таким актуальным проблемам, как дружба между народами, необходимость защиты Родины, борьба против разных форм экстремизма, звучат на встречах с учениками особенно весомо. Подчас именно они помогают школьникам осознать сложную реальность, стоящую за сухими цифрами и фактами учебников. Встречи с ветеранами позволяют учащимся по-новому взглянуть на пожилых людей, осознать, что многое в нашей стране создано благодаря их мужеству, стойкости, труду.

Активом Клуба бабушек постоянно ведется работа по организации встреч с живыми свидетелями знаменательных событий, которые сопровождаются показами фильмов, презентаций. Такое общение обычно вызывает у школьников неподдельный интерес, как в младших, так и в старших классах.

С участием членов Клуба бабушек, ветеранов труда и тыла проводятся торжественные собрания и линейки, классные часы и тематические внеклассные мероприятия, митинги, «Вахты памяти», встречи, «круглые столы». Их значимый вклад в патриотическое, нравственное воспитание и профессиональную ориентацию учащихся нашей школы бесценен.

Члены Клуба бабушек оказывают огромную помощь в организации и проведении различных общешкольных мероприятий. Во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей для общения детей и членов Клуба. Подготовительная работа создаёт атмосферу для творчества, и для проявления активности. Общие дела и интересы сплачивают поколения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Членами Клуба бабушек выпекаются блины, пироги, печенья на «Широкую масленицу», «Проводы русской зимы», «Новогодние забавы», «День именинника».

Наши бабушки вяжут, шьют, вышивают, изготавливают поделки для различных конкурсов, ярмарок, выставок, благодаря чему школа занимает призовые места в районе и области, а также награждается ценными подарками.

На классных часах, внеклассных мероприятиях члены Клуба рассказывают об истории села Ушаково, делятся жизненным опытом. Принимают участие в краеведческой работе по сбору материала об истории совхоза «Достижения».

Ими организуются литературные и музыкальные гостиные, проводятся профилактические беседы праздники, встречи со знаменитыми людьми района, с представителями духовенства.

Совместно с учащимися бабушки принимают активное участие в субботниках и акциях. Своим личным примером они показывают учащимся, как нужно любить природу, как бережно к ней относиться.

В целях повышения активности старшего поколения в работе Клуба большая роль отводится наглядной информации. Ежемесячно на страницах газеты «Школьный вестник» публикуются материалы по деятельности Клуба.

Информация о работе Клуба, основные его задачи, содержание и принципы деятельности представлены на школьном сайте.

ДЕТИ, КАК ИЗВЕСТНО, НАША РАДОСТЬ, БОЛЬ, ЗАБОТА И СЧАСТЬЕ. И ВОСПИТАТЬ ИЗ НИХ ЛЮДЕЙ МОЖНО ТОЛЬКО ПРИ СОВМЕСТНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

© 2010-2022