Статья THE ESSENCE OF THE COMPETENCE APPROACH

Статья THE ESSENCE OF THE COMPETENCE APPROACH (Сущность компетентностного подхода в образовании) написана на актуальную тему для работников образования. Будет полезна как для руководящего звена школ, так и для учителей предметников, преподавателей высших учебных заведений. В настоящее время на первое место выходят компетенции, а именно ключевые компетенции. В статье затронуты такие понятий понятия как компетенция и компетентность и показана важность этих понятий для современной системы образова...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

THE ESSENCE OF THE COMPETENCE APPROACH


Ivanenko Y.V.


General education school №16, Kemerovo


Russia


Abstract

Article is devoted to competence approach in education. Consideration of kompetentnost as productive and target basis of vocational training, and proceeding from integrated character of structure of competence of the personality, is obviously possible to draw generalizing conclusions in favor of a combination of activity and competence approach of training used at the organization.

Keywords:competence approach, activity approach, competence,component, personal qualities.

Аннотация

Статья посвящена компетентностному подходу в образовании. Рассмотрение компетентностей как результативно-целевой основы профессионального обучения, и исходя из интегрального характера структуры компетентности личности, представляется возможным сделать обобщающие выводы в пользу сочетания деятельностного и компетентностного подхода используемого при организации обучения.

Ключевые слова:компетентностный подход, деятельностный подход, компетентность, компонент, личностные качества.

Наше сегодня - это быстрые социальные и технологические преобразования, экономическая и культурная глобализация, неравенство возможностей, бедности и конфликты, экономические кризисы и экономическая дестабилизация. Поэтому образование в широком смысле рассматривается как инвестирование в развитие общества. Со стороны правительств разных государств и широкой общественности растет обеспокоенность адекватностью качества образования и обучения, экономической и социальной рентабельностью вложенных в образование средств. Вопрос, какое содержание образования будет соответствовать завтрашнему дню, стал актуальной темой на заседаниях правительств и своеобразным «толчком» в образовательных реформах многих государств. На сегодняшний день, очевидно, что предметные знания и навыки не охватывают полный диапазон результатов образования, необходимых для человеческого и социального развития, политического и экономического управления. Реформы российского образования делают упор на компетентностный подход при подготовке кадров.

В рамках деятельностного подхода весьма подходит определение компетентности, которое сформулировал Татур Ю.Г.: «... компетентность специалиста с высшим образованием - это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования»[1].

Интегральная структура компетентности личности специалиста-профессионала, как следует из цитируемого определения, представлена когнитивным, мотивационно-ценностным, операционно-деятельностным и социально-психологическим компонентами.

Когнитивный компонент компетентности в основном формируется в процессе профессионального образования и самообразования и представляет собой развитые до определенного уровня знания.

Мотивационно-ценностный компонент компетентности определяет избирательную направленность на деятельность. Отражая в себе нравственно-психологическое содержание профессионализма, этот компонент несет в себе потребность специалиста в творчестве, потребность самостоятельно ставить цели профессионально-творческой деятельности и достигать их, стремление к волевому напряжению при достижении этих целей, комплекс представлений о себе как о профессионале (профессиональная Я-концепция). Без мотивационной направленности на овладение избранной профессией эффективность процесса профессионального самосовершенствования будет минимальной даже в том случае, если специалист имеет в достаточной степени развитой интеллект и склонность к творческой деятельности. Изначальная личностная позиция отражает характер вовлеченности специалиста как целостного «Я» в развертывающуюся деятельность, что соответственно влияет и на организацию деятельности и на ее продуктивность.

Операционально-деятельностный компонент содержит в себе, помимо антиципации, саморегуляции и умения принимать решения, профессиональное творчество, коммуникативную компетентность и адекватную профессиональную самооценку. Последняя непосредственно связана с интеллектуальной, личностной и межличностной рефлексией. Интеллектуальная рефлексия направлена на осмысление специалистом движения в содержании проблемной ситуации, на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания. Личностная - направлена на самоорганизацию через осмысление специалистом себя и своей мыслительной деятельности в целом как способа осуществления своего «Я». Межличностная - направлена на самоорганизацию своей деятельности через осмысление личности и действий партнера по совместной деятельности.

Социально-психологический компонент включает в себя рефлексию, эмпатию, общение, понимание и др., определяет социализацию личности в общении, как одном из видов деятельности и, представляет процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в результате воздействия на развивающуюся личность различных направленных факторов общественного бытия, в т.ч. воспитания. Социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, определяющие избирательность личности как объекта социализации. Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация - процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Социально-психологическая компонента личности имеет самое прямое отношение к теории «Я-концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и социально-психологическое «Я». Складываясь из отражения социальных оценок (мнений других людей), социально-психологическое «Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем указывает на ее роль в регулировании поведения и деятельности. Сформировавшаяся под внешними воздействиями когнитивная сфера (картины мира, образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве регулятора.

Рассмотрение компетентностей как результативно-целевой основы профессионального обучения, и исходя из интегрального характера структуры компетентности личности, представляется возможным сделать обобщающие выводы в пользу сочетания деятельностного и компетентностного подхода используемого при организации обучения:

- все компетентности (учебные, профессиональные и социальные) формируются, развиваются и проявляются в деятельности;

- компетентности в отличие от обобщенных, универсальных знаний имеют результативный, практико-ориентированный, деятельностный характер. Поэтому они, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включают также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентности - это совокупность (система) знаний в предметном действии и/или поступке, несущем в себе свойства, как предметности, так и социальности;

- будучи интегративным образованием, любая компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к определенным знаниям, умениям и навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать в деятельности, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку усваивать социальный опыт и саморазвиваться;

- в активно разрабатываемой в настоящее время компетентностной концепции профессионального образования категория деятельности играет определяющую роль, - она позволяет уточнить и разграничить понятия компетенции и компетентности. Под последней понимаются приобретенные в результате образования способности личности к выполнению определенной деятельности. Она жестко не связана с конкретной профессией. В ней воплощаются качества, необходимые для успешной работы в производственной и общественной сферах (совокупность познавательных и деятельностных отношений), в мироощущении своего "Я" (рефлексивные отношения), в коммуникативном взаимодействии с другими людьми.

Дефиниция «компетентность» фиксирует качественные характеристики, имеющие отношение ко всем «компонентам» действующего профессионала, что предполагает соответствующие психолого-педагогические технологии развития компетентностей специалиста через учебную деятельность в процессе его подготовки в профессиональном учебном заведении[2].

Существуют различные взгляды на это понятие и общим в них является понимание компетенции как способности и готовности индивида на основе приобретенных знаний и умений справляться с различными задачами. Это определение было бы не полным, если бы в структурное содержание понятия «компетенция» не были бы включены совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для готовности к решению конкретной задачи, к действию в конкретной ситуации.

Под знаниями понимается отражение в сознании людей предметов, явлений и законов объективной действительности в их дидактической взаимосвязи и динамике.

Умение можно определить как совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающих возможность выполнения определенной деятельности или действий в определенных условиях.

Навык понимается как частичная автоматизированность выполнения и регуляции целесообразных умений у человека. Умение, доведенное до автоматизма, соответствующий алгоритм действий, облегчает решение задачи в конкретной ситуации и может являться показателем компетенции.

Итак, в обобщенном виде компетенции представляются как знания, умения, навыки, готовность, ценности, мотивированные способности, позволяющие выполнить конкретную профессиональную деятельность на высоком уровне.Компетентность трактуется как обобщенная характеристика, включающая следующие личностные качества, подлежащие развитию:

1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-целостные установки студента, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Для разделения общего и индивидуального необходимо отличать синонимически часто используемые понятия «компетентность» и «компетенция».

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним[3].

До недавнего времени, говоря о профессионализме, часто пользовались термином «квалификация», который определялся как совокупность социальных, профессионально-квалификационных требований к способностям человека, уровень его подготовленности к профессиональной деятельности. С учетом компетентностного подхода к разработке основных образовательных программ под квалификацией мы понимаем нормативно-установленный уровень подготовленности человека к профессиональной деятельности, показатель соответствия образования, полученного выпускником вуза, компетенциям специалиста (бакалавра, магистра) в определенной сфере профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода связана с удовлетворением потребности человека в профессиональном образовании, обогащающем возможности его осуществления; формирование стратегий личностного и профессионального развития. Именно такой подход позволяет обеспечить конкурентоспособность специалистов.

Литература

[1] Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с.18.

[2] Томаков В.И., Томаков М.В. Компетентности -результативно-целевая основа обучения Безопасности жизнедеятельности в контексте деятельностного подхода// Фундаментальные исследования. - 2007. - № 2 - с.25.

[3] Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций// Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.

© 2010-2022