Создание инновационного пространства образовательного учреждения как фактор развития личности учащегося

    Создание инновационного пространства образовательного учреждения как фактор развития личности учащегося.   «Чем больше трудных дел, тем больше счастья».                                                                                       Еврипи   Татьяна Викторовна Щеголева,директор                                                        МБОУ «Инсарская СОШ №2»                                                        Инсарского муниципального района                                            ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский конкурс «Директор школы 2013»


Создание инновационного пространства образовательного

учреждения как фактор развития личности учащегося.


«Чем больше трудных дел, тем больше счастья». Еврипи


Татьяна Викторовна Щеголева,директор

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Инсарского муниципального района

Республики Мордовия


Образование сегодня - важный фактор формирования нового качества экономики и общества в связи с ростом влияния человеческого капитала. Являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, оно направлено на решение стратегических для страны задач. Поэтому система образования не может не учитывать потребность экономики и общества в подготовке выпускника, который способен адаптироваться к условиям быстро меняющейся среды, учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, готового самостоятельно решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Развитие личности - смысл и цель современного образования. Главная проблема - научить ребенка учиться, найти пути решения подачи качественных знаний. Непрочность базисных знаний, умений - бич современной школьной подготовки. Мы уже давно и грубо нарушаем законы упрочнения знаний и прекращаем обучение тогда, когда получено первое их безошибочное воспроизведение. В нормальном обучении этот момент - не конец, а лишь начало обучения. Продуктивные знания и умения - не только прочные, но и действенные, они пригодятся человеку в жизни и не осядут мертвым грузом в его памяти.

Анализ опыта школы, ведущих мировых тенденций дает основание полагать, что после разных проб и ошибок, многочисленных попыток усовершенствований мировая педагогика все пристальнее всматривается в старинные, надежные схемы эффективной школьной работы, предпочтение отдается классическим вариантам решения учебно-воспитательных проблем.

В январе 2001 года мне удалось побывать в США по программе «Профессиональные связи». Что отличает американскую школу от российской: широкий спектр практического применения знаний. Стандарты российской школы ориентированы на поступление в вуз, без углубления практической и профессиональной направленности.

Ролан Быков сказал: «Слово учиться обозначает учить себя». Директор школы одновременно выступает в роли администратора, учителя, воспитателя, генератора, координатора, энтузиаста. Есть потребность в получении новых знаний, компетенции: педагогики, психологии, экономике и т.д. Это желание появилось с первого года директорства. Много сил потрачено на решение вопросов строительства нового здания школы, его возведения, освоения и обустройства учреждения, создание группы единомышленников для работы в новых условиях. Возникает острая необходимость дальнейшего обучения в аспирантуре.

Для успешного решения задач комплексного подхода к осуществлению вопросов обучения и воспитания, важно создать определённую модель отношений в образовательном сообществе территорий. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 2» определяет главным источником своего развития идею создания инновационного пространства образовательного учреждения как фактора развития личности учащегося. Анализируя, как управленец и менеджер от образования, пути развития своей школы, пришла к выводу о том, что есть один единственный путь обновления: самодвижение, саморазвитие педагогической системы школы, рост её внутреннего потенциала за счёт инновационной активности педагогов, интенсивное расширение сферы образовательных услуг, создание нового инновационного образовательного пространства. Реализация данной деятельности будет способствовать конкурентоспособности школы в условиях формирования социального заказа на качественные образовательные услуги.

В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть. Инсарская средняя общеобразовательная школа №2 возникла в 20 веке и прошла несколько этапов в своем формировании. В 30 годы в Инсаре существовали различные типы учебных заведений: образцовая школа I ступени (она была базовой школой при педагогическом училище), начальная школа, неполная средняя школа и 2 школы колхозной молодежи, одна из которых располагалась в здании бывшей школы. Начальной школой учебное заведение стало в 1943 году. На базе школы проходили педагогическую практику будущие учителя Инсарского педагогического училища. В 1951 году школа получила статус семилетней школы. Первым директором семилетней школы была Санаева Валентина Архиповна. В этот период начали свою деятельность известные учителя нашей школы: Никулина Анастасия Яковлевна, Юрина Зинаида Ивановна, Картмазова Римма Ивановна, Ромашкина Агриппина Ефимовна. В 1961 году, по указу правительства, школа стала восьмилетней. Данное название она имела в течение трех десятилетий. В этот период директорами школы были Федор Федорович Антонов, Сергей Иванович Назаров, Василий Емельянович Цыганов.

В восьмидесятые годы, а именно в 1987 году наша школа стала девятилетней и получила название неполной средней школы. В это время в школе работало много кружков. Проводились различные мероприятия: математические вечера, читательские конференции, диспуты, устные журналы, вечера вопросов и ответов, конкурсы художественной самодеятельности.

В 90-е годы школа получила название основной общеобразовательной школы. Коллектив учителей нашей школы становился моложе и вот уже среди учителей стали выпускники нашей школы: Кильдеев Альберт Равильевич, Чиркова Галина Николаевна, Шпилева Светлана Александровна и др. В 2001 году наша школа была переименована в Инсарскую основную общеобразовательную школу.

В 2003 году школа, вместе с переселение в новое здание, получает статус муниципального общеобразовательного учреждения «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2». Новое здание и оснащение школы отвечают всем современным требованиям. 1 сентября 2003 года состоялось торжественное открытие новой средней школы. На нем присутствовали почетные гости: Глава Республики Мордовия Меркушкин Николай Иванович.

За короткий срок Инсарская средняя школа №2 стала образцовой и в плане эстетики. Вокруг школы разбиты красивые клумбы и газоны, рядом ухоженная парковая зона для игр и отдыха, спортивный комплекс. Облагорожен и ухожен микрорайон школы.

Наша школа живёт активной жизнью: участвует в конкурсах, концертах, районных и республиканских мероприятиях, выпустила более четырех тысяч выпускников. Среди выпускников школы есть герои-орденоносцы, прекрасные труженики, признанные спортсмены российского и мирового уровня. Чемпионы Мира по спортивной ходьбе: Сергей Кирдяпкин - Хельсинки 2005, Берлин 2009; Сергей Бакулин - Тэгу 2011. Участники Олимпийских игр: Владимир Потёмин, Игорь Ерохин. Чемпион Олимпийских игр по спортивной ходьбе Лондон 2012г. - Сергей Кирдяпкин.

Школа сегодня - площадка для реализации инновационных проектов и программ, направленных на развитие личности, востребованной в современном обществе. Школа последние пять лет работает в режиме региональных экспериментов по темам: «Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся» и «Педагогические условия системного развития учащихся спортивного класса».

Данные проекты направлены на создание условий для выявления способных детей; создание и постоянное обновление банка данных, позволяющего контролировать учебно-познавательную и учебно-научную деятельность учащихся; обеспечение интеллектуального и творческого развития детей. Путем участия в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях; систематический контроль за психологическим и физическим состоянием ребенка со стороны педагогов, родителей, сотрудников медико-психологической службы. В программы экспериментов включена конкретная помощь обучающемуся со стороны педагогического коллектива в правильном выборе дальнейшего образования; создание консультативно-диагностической службы для одаренных детей и их родителей.

Значимым в развитии инновационного пространства считаем проект «Учись учиться» (1-4 классы), связанный с опытом внедрения образовательной системы «Школа - 2100». Проект «Система открытого использования информационного педагогического ресурса в школе» поддержки инициативы педагогов, направленных на эффективное внедрение информационных технологий. В этой работе большую роль играет взаимодействие с Томским университетом.

Большинство педагогов вовлечено в активную работу в информационном образовательном пространстве школы. Постоянно растёт количество компьютерных дидактических пособий в кабинетов и в библиотеке, расширяется наш электронный образовательный портал. С каждым годом активизируется организация образовательного процесса использованием ИКТ и открытых образовательных технологий; создаются личностные портфолио педагога, личные информационные пространства и сайты; педагогами - экспериментаторами осуществляется разработка и проведение уроков с использованием новых педагогических технологий по предметным областям; налаживаются метапредметные связи посредством проведения интегрированных уроков, уроков-проектов. Педагоги-экспериментаторы проектируют пространство и формы организации проектной деятельности учащихся, что требует, с одной стороны, организации педагогического проектирования, а с другой, развития рефлексивных способностей у него самого. Педагогическое проектирование подразумевает тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся. Итог тьюторского сопровождения - победы на конференциях, олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Наша школа с 1 сентября 2010 года была включена в республиканский эксперимент по переходу на новый федеральный стандарт. Преподавание в начальной школе осуществлялось в соответствии со стандартом нового поколения. Одно из условий реализации ФГОС - создание комфортных условий, внедрение и реализация здоровьесберегающих технологий.

В 2010-11 учебном году школа принимала участие в федеральном проекте по модернизации системы школьного питания. Главная цель реализации программы «Школьное питание» - сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Общий объем финансирования Программы составил более полутора миллиона рублей. Проведен ремонт столовой и кухонных помещений, установлено современное оборудование. С реализацией новой программы решены следующие задачи:

- создание условий для достижения стопроцентного охвата горячим питанием обучающихся;

- обеспечение соответствия школьного питания детей нормам и стандартам;

- профилактика заболеваний путем улучшения рациона школьного питания с учетом возрастных и физиологических особенностей детского организма;

- организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.

Одним из приоритетных направлений образовательной стратегии развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» является обеспечение и сохранение здоровья, создания условий для активного занятия физической культурой и спортом. С этой целью в школе создана достаточная материально-техническая база: спортивный зал, спортивная площадка, мини-стадион, игровая площадка, тренажерный зал, медицинский кабинет. Школа расположена в одном секторе с ДЮСШ и парковой зоной, что позволяет осуществлять серьёзный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.

На протяжении многих лет учащихся школы лидируют в районных, зональных соревнованиях школьников, являются участниками и призёрами республиканских, зональных и всероссийских состязаний

В январе 2007 года на базе школы был открыт экспериментальный спортивный класс. Работа спортивного класса стала осуществляться в рамках муниципального эксперимента. Результатом эксперимента становится повышение профессиональных компетенций педагогов, выраженное в повышении квалификации, квалификационных категориях специалистов, уровне их инновационной работы, спортивные победы учащихся.

Важным в развитии инновационного пространства школы являются формирование трудовых навыков, расширение результативности трудовой деятельности. Учащиеся школы на уроках трудового обучения и в период летней трудовой практики, в сотрудничестве с центром занятости населения, занимаются выращиванием сахарной свеклы, благоустройством школьной территории, озеленением микрорайона и города.

Проектирование инновационного пространства продвинуло школу в достижении значительных успехов: двукратный победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006, 2008 гг.), Призер Республиканского конкурса «Лучшие школы Республики Мордовия» (2007 г.). По рейтингу муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовии в 2012 году школа заняла V место.

Сегодня школа должна перейти от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к взращиванию новых способностей, позволяющих человеку, в том числе и выпускнику школы, успешно встраиваться в профессиональное, социальное сообщество, адекватно реагировать на меняющийся уклад жизни.

Сейчас гораздо более остро, чем несколько лет назад, стоит вопрос об универсальных способностях, о новых поведенческих моделях выпускника средней школы, так как полностью изменился стиль жизни. А это значит, что выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям.

Образ выпускника современной школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения новых образовательных результатов. Таким образом, проектируя образование, нам необходимо стремиться сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть её подлинным субъектом.

Планы реальные, но они могут быть неосуществимыми. Известно, что в роднике всегда вода чистая, если есть постоянный источник пополнения.

В нашей школе трудится 32 педагогических работника. Высшее образование имеют - 97 %. Прошли аттестацию - 99 %, с высшей категорией - 35 % педагогов, I категорией - 61 %, II категорией - 4 %. Возрастной состав: до 30 лет-6%, до 50лет-66%, свыше 50-и - 28%.В школе бережно сохраняются и нарабатываются традиции. Недалеко то время, когда передать традиции будет некому. Мы видим, что учительский труд в лице нашего выпускника уважаем. Об этом говорят факты: до 25 % учащихся поступают на педагогические специальности.

Несмотря на трудности, хочется верить, что инициативы и усилия учителей, работников сферы образования, будут успешными и принесут положительные результаты, для того, чтобы приблизить желаемое - создать образовательную среду, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека (и ученика, и учителя), к обновлению.

Следует иметь в виду принцип развития креативности и условий для его оптимальной реализации. Универсальность знаний и творческий подход к решению любых учебных и жизненных проблем, к любым видам деятельности - основная цель работы школы. При выполнении программ и проектов реализуется принцип системного подхода к оценке личности учащихся, к организации педагогических и психологических мероприятий, к единству научно - методического руководства и этапности в достижении результатов

Вместе с тем, анализ современной практики школьного образования указывает на весьма существенные проблемы, не решив которые, невозможно выполнить данный социальный заказ. Среди них следующие: 1.Разрыв между целями и задачами введения в систему образования нового федерального государственного образовательного стандарта и отсутствием педагогических средств и инфраструктурных условий их реализации. 2. Недостаточная готовность учителей и педагогов дополнительного образования к реализации деятельностных технологий, обеспечивающих формирование новых образовательных (метапредметных) результатов. 3. Отсутствие механизмов межступенной преемственности новых образовательных результатов и технологий.

4. Отсутствие преемственности между основным и дополнительным образованием в формировании новых образовательных (метапредметных) результатов.

В связи с этим поиск новых методологических подходов и педагогических технологий, направленных на формирование новых образовательных (метапредметных) результатов, становятся актуальной проблемой в практике работы школы. Сегодня школа ищет различные пути реализации своих инновационных решений. Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рожденный в данной школе; педагогический опыт, рожденный в других школах; директивы и нормативные документы, мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по-новому; потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в своей школе, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это: изменения в организации образовательного процесса; изменения в технологиях обучения и воспитания; изменения в управлении образовательными учреждениями. Инновация для нашей школы это естественное явление. На данном этапе работы коллектива инновационными направлениями являются: информатизация (работа школьной команды); научное общество учащихся; проекты. Считаю также, что пути решения проблемы находятся: в переходе на подушное финансирование; на профильное обучение; в улучшении материально-технической базы (химические, физические, биологические, технические лаборатории). Сформированная управленческая команда - важный компонент реализации инновационного образовательного пространства.

Но, несмотря на трудности, хочется верить, что инициативы и усилия учителей, работников сферы образования, будут успешными и принесут положительные результаты, для того, чтобы приблизить желаемое - создать образовательную среду, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека (и ученика, и учителя), к обновлению.

Уверена, что Школа находится на правильном пути. Мне, как директору с большим стажем работы, с каждым днём становится интереснее жить и работать в современных условиях. Я вижу созидательные перемены, происходящие в образовательном пространстве, обществе. Полагаю, что эти перемены не произойдут без нас. Без нашей помощи, без нашего участия, без нашего умения терпеть и любить. Без мудрости и понимания, в какое время мы живем.



Татьяна Викторовна Щеголева,директор

МБОУ «Инсарская СОШ №2»

Инсарского муниципального района

Г.Инсар, ул.Советская, д.67

т.89179905255

[email protected]

© 2010-2022