- Преподавателю
- Директору, завучу
- Создание инновационного пространства образовательного учреждения как фактор развития личности учащегося
Создание инновационного пространства образовательного учреждения как фактор развития личности учащегося
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щеголева Т.В. |
Дата | 18.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Всероссийский конкурс «Директор школы 2013»
Создание инновационного пространства образовательного
учреждения как фактор развития личности учащегося.
«Чем больше трудных дел, тем больше счастья». Еврипи
Татьяна Викторовна Щеголева,директор
МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Инсарского муниципального района
Республики Мордовия
Образование сегодня - важный фактор формирования нового качества экономики и общества в связи с ростом влияния человеческого капитала. Являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, оно направлено на решение стратегических для страны задач. Поэтому система образования не может не учитывать потребность экономики и общества в подготовке выпускника, который способен адаптироваться к условиям быстро меняющейся среды, учиться на протяжении всей жизни, осваивать новые технологии, готового самостоятельно решать проблемы, принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.
Развитие личности - смысл и цель современного образования. Главная проблема - научить ребенка учиться, найти пути решения подачи качественных знаний. Непрочность базисных знаний, умений - бич современной школьной подготовки. Мы уже давно и грубо нарушаем законы упрочнения знаний и прекращаем обучение тогда, когда получено первое их безошибочное воспроизведение. В нормальном обучении этот момент - не конец, а лишь начало обучения. Продуктивные знания и умения - не только прочные, но и действенные, они пригодятся человеку в жизни и не осядут мертвым грузом в его памяти.
Анализ опыта школы, ведущих мировых тенденций дает основание полагать, что после разных проб и ошибок, многочисленных попыток усовершенствований мировая педагогика все пристальнее всматривается в старинные, надежные схемы эффективной школьной работы, предпочтение отдается классическим вариантам решения учебно-воспитательных проблем.
В январе 2001 года мне удалось побывать в США по программе «Профессиональные связи». Что отличает американскую школу от российской: широкий спектр практического применения знаний. Стандарты российской школы ориентированы на поступление в вуз, без углубления практической и профессиональной направленности.
Ролан Быков сказал: «Слово учиться обозначает учить себя». Директор школы одновременно выступает в роли администратора, учителя, воспитателя, генератора, координатора, энтузиаста. Есть потребность в получении новых знаний, компетенции: педагогики, психологии, экономике и т.д. Это желание появилось с первого года директорства. Много сил потрачено на решение вопросов строительства нового здания школы, его возведения, освоения и обустройства учреждения, создание группы единомышленников для работы в новых условиях. Возникает острая необходимость дальнейшего обучения в аспирантуре.
Для успешного решения задач комплексного подхода к осуществлению вопросов обучения и воспитания, важно создать определённую модель отношений в образовательном сообществе территорий. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 2» определяет главным источником своего развития идею создания инновационного пространства образовательного учреждения как фактора развития личности учащегося. Анализируя, как управленец и менеджер от образования, пути развития своей школы, пришла к выводу о том, что есть один единственный путь обновления: самодвижение, саморазвитие педагогической системы школы, рост её внутреннего потенциала за счёт инновационной активности педагогов, интенсивное расширение сферы образовательных услуг, создание нового инновационного образовательного пространства. Реализация данной деятельности будет способствовать конкурентоспособности школы в условиях формирования социального заказа на качественные образовательные услуги.
В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть. Инсарская средняя общеобразовательная школа №2 возникла в 20 веке и прошла несколько этапов в своем формировании. В 30 годы в Инсаре существовали различные типы учебных заведений: образцовая школа I ступени (она была базовой школой при педагогическом училище), начальная школа, неполная средняя школа и 2 школы колхозной молодежи, одна из которых располагалась в здании бывшей школы. Начальной школой учебное заведение стало в 1943 году. На базе школы проходили педагогическую практику будущие учителя Инсарского педагогического училища. В 1951 году школа получила статус семилетней школы. Первым директором семилетней школы была Санаева Валентина Архиповна. В этот период начали свою деятельность известные учителя нашей школы: Никулина Анастасия Яковлевна, Юрина Зинаида Ивановна, Картмазова Римма Ивановна, Ромашкина Агриппина Ефимовна. В 1961 году, по указу правительства, школа стала восьмилетней. Данное название она имела в течение трех десятилетий. В этот период директорами школы были Федор Федорович Антонов, Сергей Иванович Назаров, Василий Емельянович Цыганов.
В восьмидесятые годы, а именно в 1987 году наша школа стала девятилетней и получила название неполной средней школы. В это время в школе работало много кружков. Проводились различные мероприятия: математические вечера, читательские конференции, диспуты, устные журналы, вечера вопросов и ответов, конкурсы художественной самодеятельности.
В 90-е годы школа получила название основной общеобразовательной школы. Коллектив учителей нашей школы становился моложе и вот уже среди учителей стали выпускники нашей школы: Кильдеев Альберт Равильевич, Чиркова Галина Николаевна, Шпилева Светлана Александровна и др. В 2001 году наша школа была переименована в Инсарскую основную общеобразовательную школу.
В 2003 году школа, вместе с переселение в новое здание, получает статус муниципального общеобразовательного учреждения «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2». Новое здание и оснащение школы отвечают всем современным требованиям. 1 сентября 2003 года состоялось торжественное открытие новой средней школы. На нем присутствовали почетные гости: Глава Республики Мордовия Меркушкин Николай Иванович.
За короткий срок Инсарская средняя школа №2 стала образцовой и в плане эстетики. Вокруг школы разбиты красивые клумбы и газоны, рядом ухоженная парковая зона для игр и отдыха, спортивный комплекс. Облагорожен и ухожен микрорайон школы.
Наша школа живёт активной жизнью: участвует в конкурсах, концертах, районных и республиканских мероприятиях, выпустила более четырех тысяч выпускников. Среди выпускников школы есть герои-орденоносцы, прекрасные труженики, признанные спортсмены российского и мирового уровня. Чемпионы Мира по спортивной ходьбе: Сергей Кирдяпкин - Хельсинки 2005, Берлин 2009; Сергей Бакулин - Тэгу 2011. Участники Олимпийских игр: Владимир Потёмин, Игорь Ерохин. Чемпион Олимпийских игр по спортивной ходьбе Лондон 2012г. - Сергей Кирдяпкин.
Школа сегодня - площадка для реализации инновационных проектов и программ, направленных на развитие личности, востребованной в современном обществе. Школа последние пять лет работает в режиме региональных экспериментов по темам: «Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся» и «Педагогические условия системного развития учащихся спортивного класса».
Данные проекты направлены на создание условий для выявления способных детей; создание и постоянное обновление банка данных, позволяющего контролировать учебно-познавательную и учебно-научную деятельность учащихся; обеспечение интеллектуального и творческого развития детей. Путем участия в фестивалях, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях; систематический контроль за психологическим и физическим состоянием ребенка со стороны педагогов, родителей, сотрудников медико-психологической службы. В программы экспериментов включена конкретная помощь обучающемуся со стороны педагогического коллектива в правильном выборе дальнейшего образования; создание консультативно-диагностической службы для одаренных детей и их родителей.
Значимым в развитии инновационного пространства считаем проект «Учись учиться» (1-4 классы), связанный с опытом внедрения образовательной системы «Школа - 2100». Проект «Система открытого использования информационного педагогического ресурса в школе» поддержки инициативы педагогов, направленных на эффективное внедрение информационных технологий. В этой работе большую роль играет взаимодействие с Томским университетом.
Большинство педагогов вовлечено в активную работу в информационном образовательном пространстве школы. Постоянно растёт количество компьютерных дидактических пособий в кабинетов и в библиотеке, расширяется наш электронный образовательный портал. С каждым годом активизируется организация образовательного процесса использованием ИКТ и открытых образовательных технологий; создаются личностные портфолио педагога, личные информационные пространства и сайты; педагогами - экспериментаторами осуществляется разработка и проведение уроков с использованием новых педагогических технологий по предметным областям; налаживаются метапредметные связи посредством проведения интегрированных уроков, уроков-проектов. Педагоги-экспериментаторы проектируют пространство и формы организации проектной деятельности учащихся, что требует, с одной стороны, организации педагогического проектирования, а с другой, развития рефлексивных способностей у него самого. Педагогическое проектирование подразумевает тьюторское сопровождение проектной деятельности учащихся. Итог тьюторского сопровождения - победы на конференциях, олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Наша школа с 1 сентября 2010 года была включена в республиканский эксперимент по переходу на новый федеральный стандарт. Преподавание в начальной школе осуществлялось в соответствии со стандартом нового поколения. Одно из условий реализации ФГОС - создание комфортных условий, внедрение и реализация здоровьесберегающих технологий.
В 2010-11 учебном году школа принимала участие в федеральном проекте по модернизации системы школьного питания. Главная цель реализации программы «Школьное питание» - сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Общий объем финансирования Программы составил более полутора миллиона рублей. Проведен ремонт столовой и кухонных помещений, установлено современное оборудование. С реализацией новой программы решены следующие задачи:
- создание условий для достижения стопроцентного охвата горячим питанием обучающихся;
- обеспечение соответствия школьного питания детей нормам и стандартам;
- профилактика заболеваний путем улучшения рациона школьного питания с учетом возрастных и физиологических особенностей детского организма;
- организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
Одним из приоритетных направлений образовательной стратегии развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» является обеспечение и сохранение здоровья, создания условий для активного занятия физической культурой и спортом. С этой целью в школе создана достаточная материально-техническая база: спортивный зал, спортивная площадка, мини-стадион, игровая площадка, тренажерный зал, медицинский кабинет. Школа расположена в одном секторе с ДЮСШ и парковой зоной, что позволяет осуществлять серьёзный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.
На протяжении многих лет учащихся школы лидируют в районных, зональных соревнованиях школьников, являются участниками и призёрами республиканских, зональных и всероссийских состязаний
В январе 2007 года на базе школы был открыт экспериментальный спортивный класс. Работа спортивного класса стала осуществляться в рамках муниципального эксперимента. Результатом эксперимента становится повышение профессиональных компетенций педагогов, выраженное в повышении квалификации, квалификационных категориях специалистов, уровне их инновационной работы, спортивные победы учащихся.
Важным в развитии инновационного пространства школы являются формирование трудовых навыков, расширение результативности трудовой деятельности. Учащиеся школы на уроках трудового обучения и в период летней трудовой практики, в сотрудничестве с центром занятости населения, занимаются выращиванием сахарной свеклы, благоустройством школьной территории, озеленением микрорайона и города.
Проектирование инновационного пространства продвинуло школу в достижении значительных успехов: двукратный победитель конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006, 2008 гг.), Призер Республиканского конкурса «Лучшие школы Республики Мордовия» (2007 г.). По рейтингу муниципальных образовательных учреждений Республики Мордовии в 2012 году школа заняла V место.
Сегодня школа должна перейти от традиционной установки на формирование исключительно «знаний, умений и навыков» к взращиванию новых способностей, позволяющих человеку, в том числе и выпускнику школы, успешно встраиваться в профессиональное, социальное сообщество, адекватно реагировать на меняющийся уклад жизни.
Сейчас гораздо более остро, чем несколько лет назад, стоит вопрос об универсальных способностях, о новых поведенческих моделях выпускника средней школы, так как полностью изменился стиль жизни. А это значит, что выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям.
Образ выпускника современной школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения новых образовательных результатов. Таким образом, проектируя образование, нам необходимо стремиться сознательно ориентироваться на культивирование фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть её подлинным субъектом.
Планы реальные, но они могут быть неосуществимыми. Известно, что в роднике всегда вода чистая, если есть постоянный источник пополнения.
В нашей школе трудится 32 педагогических работника. Высшее образование имеют - 97 %. Прошли аттестацию - 99 %, с высшей категорией - 35 % педагогов, I категорией - 61 %, II категорией - 4 %. Возрастной состав: до 30 лет-6%, до 50лет-66%, свыше 50-и - 28%.В школе бережно сохраняются и нарабатываются традиции. Недалеко то время, когда передать традиции будет некому. Мы видим, что учительский труд в лице нашего выпускника уважаем. Об этом говорят факты: до 25 % учащихся поступают на педагогические специальности.
Несмотря на трудности, хочется верить, что инициативы и усилия учителей, работников сферы образования, будут успешными и принесут положительные результаты, для того, чтобы приблизить желаемое - создать образовательную среду, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека (и ученика, и учителя), к обновлению.
Следует иметь в виду принцип развития креативности и условий для его оптимальной реализации. Универсальность знаний и творческий подход к решению любых учебных и жизненных проблем, к любым видам деятельности - основная цель работы школы. При выполнении программ и проектов реализуется принцип системного подхода к оценке личности учащихся, к организации педагогических и психологических мероприятий, к единству научно - методического руководства и этапности в достижении результатов
Вместе с тем, анализ современной практики школьного образования указывает на весьма существенные проблемы, не решив которые, невозможно выполнить данный социальный заказ. Среди них следующие: 1.Разрыв между целями и задачами введения в систему образования нового федерального государственного образовательного стандарта и отсутствием педагогических средств и инфраструктурных условий их реализации. 2. Недостаточная готовность учителей и педагогов дополнительного образования к реализации деятельностных технологий, обеспечивающих формирование новых образовательных (метапредметных) результатов. 3. Отсутствие механизмов межступенной преемственности новых образовательных результатов и технологий.
4. Отсутствие преемственности между основным и дополнительным образованием в формировании новых образовательных (метапредметных) результатов.
В связи с этим поиск новых методологических подходов и педагогических технологий, направленных на формирование новых образовательных (метапредметных) результатов, становятся актуальной проблемой в практике работы школы. Сегодня школа ищет различные пути реализации своих инновационных решений. Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются: интуиция творческого руководителя, педагога; опыт, рожденный в данной школе; педагогический опыт, рожденный в других школах; директивы и нормативные документы, мнение потребителя образовательных услуг; потребности педагогического коллектива работать по-новому; потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.
Выстраивая инновационную работу в своей школе, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это: изменения в организации образовательного процесса; изменения в технологиях обучения и воспитания; изменения в управлении образовательными учреждениями. Инновация для нашей школы это естественное явление. На данном этапе работы коллектива инновационными направлениями являются: информатизация (работа школьной команды); научное общество учащихся; проекты. Считаю также, что пути решения проблемы находятся: в переходе на подушное финансирование; на профильное обучение; в улучшении материально-технической базы (химические, физические, биологические, технические лаборатории). Сформированная управленческая команда - важный компонент реализации инновационного образовательного пространства.
Но, несмотря на трудности, хочется верить, что инициативы и усилия учителей, работников сферы образования, будут успешными и принесут положительные результаты, для того, чтобы приблизить желаемое - создать образовательную среду, результатом которого станет не столько обновление школы, сколько способность человека (и ученика, и учителя), к обновлению.
Уверена, что Школа находится на правильном пути. Мне, как директору с большим стажем работы, с каждым днём становится интереснее жить и работать в современных условиях. Я вижу созидательные перемены, происходящие в образовательном пространстве, обществе. Полагаю, что эти перемены не произойдут без нас. Без нашей помощи, без нашего участия, без нашего умения терпеть и любить. Без мудрости и понимания, в какое время мы живем.
Татьяна Викторовна Щеголева,директор
МБОУ «Инсарская СОШ №2»
Инсарского муниципального района
Г.Инсар, ул.Советская, д.67
т.89179905255