Неурочные формы занятий по учебным предметам

Согласно требованиям ФГОС, учащиеся уже в начальной школе должны обладать навыками исследовательской деятельности, моделирования, проектирования, использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; раб...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Неурочные формы занятий по учебным предметам

в классах, обучающихся по ФГОС

Согласно требованиям ФГОС, учащиеся уже в начальной школе должны обладать навыками исследовательской деятельности, моделирования, проектирования, использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; работать с цифровыми фотографиями, видеозаписью, создавать элементы мультипликации.

Научить этому мы должны всех детей.

Новые стандарты определяют для школьников различные виды деятельности, причем взаимосвязанные друг с другом.

Виды деятельности классифицируют

  • по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная);

  • по форме организации учебной деятельности (урочная и неурочная)

Деятельность учащихся

Неурочные формы занятий по учебным предметамНеурочные формы занятий по учебным предметам

Неурочные формы занятий по учебным предметамУчебная Внеучебная

Неурочные формы занятий по учебным предметамНеурочные формы занятий по учебным предметамНеурочные формы занятий по учебным предметам

Урочная Неурочная Внеурочная

Неурочные формы занятий по учебным предметамНеурочные формы занятий по учебным предметам

В рамках учебной программы

по предмету

Соответствует учебным целям, но за рамками учебной программы

Соответствует развивающим целям, направлена на удовлетворение социальных, творческих потребностей детей

Мы уже немножко разобрались с тем, что такое внеурочная деятельность - это одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность включает:

  • дополнительное образование школьное (кружки, секции, объединения и т. д.);

  • дополнительное образование «чужое», т. е. по договору с ДК, школой искусств, спортивной школой;

  • работа по плану классных руководителей, по плану зам. директора по воспитательной работе;

  • неаудиторная занятость детей (подготовка к олимпиадам, конкурсам, концертам, экскурсии, походы и т. д.).

Каждая школа в своем положении о внеурочной деятельности по своему усмотрению определяет и прописывает виды внеурочной деятельности.

Но как бы ни назывались виды деятельности учащихся, все они направлены на достижение одной цели - обучение, воспитание и социализация ребенка.

Сегодня мы говорим о формах учебной деятельности в рамках учебного предмета.

Ведущие педагоги Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская определяют форму обучения как

  • целенаправленную,

  • четко организованную,

  • содержательно насыщенную,

  • методически оснащенную

систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

ФНеурочные формы занятий по учебным предметамНеурочные формы занятий по учебным предметамормы обучения

Неурочные формы занятий по учебным предметамНеурочные формы занятий по учебным предметам

Урочная Неурочная

Под неурочными формами занятий понимаются те учебные часы, которые отданы на изучение предмета, но проводятся не в форме уроков. К неурочным формам занятий можно отнести: образовательное путешествие, творческую мастерскую, индивидуальные занятия, соревнования, проекты, лаборатории, тренинги, экскурсии, занятия - игры, путешествие в сказку, диспуты, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ и др.

Учебные часы на неурочные формы занятий берутся из количества часов, отведенных на изучение предмета в Учебном плане. (Показатели мониторинга введения ФГОС НОО, 2013г). В рабочих программах выделяются часы на неурочные занятия.

Неурочные формы занятия - формы организации индивидуальной, групповой коллективно-распределительной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, дисциплин, курсов, модулей для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников.

Современная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности.

Решение данных проблем возможно в системе

  • неурочной учебной деятельности учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу

  • при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.

Многообразие неурочных форм организации обучения обуславливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.

Развитие системы неурочной учебной деятельности придает процессу образования творческий характер, обусловливает его целостность и многомерность.

Несмотря на признаваемую всеми значимость этого явления в педагогической практике, оно не реализовало своих объективных возможностей в полной мере, по следующим причинам

  • образовательные учреждения не используют возможности неурочных форм для повышения эффективности обучения и воспитания детей;

  • большинство педагогов не готово к работе в поисковом режиме, выявлению детей, склонных к такой деятельности;

  • программно-методическое обеспечение поисково-исследовательской работы с учащимися разработано недостаточно.

  • выявление и развитие «творческого» ребенка проходит путем стихийного отбора, а не на основе современных представлений о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи таким детям.

Чтобы успешно реализовать все виды деятельности, конечно, необходим выход на индивидуальных учебные планы, нелинейное расписание, которое как раз и включает и урочную, и неурочную, и внеурочную деятельность школьников.

Для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении в расписании учитывается гимнастика, проводимая до учебных занятий, физкультминутки на уроках, динамические игры на больших переменах.

В часы компонента образовательного учреждения вносят хореографию, бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры.

Неурочные формы обучения можно планировать, объединяя классы как по горизонтали (если в расписании, например, у 1а и 1б класса на втором уроке русский язык), или по вертикали, особенно тогда, когда учебная программа предмета концентрическая (можно запланировать в таком случае, например, у 2а и 4а класса на втором уроке математику). Делается это для того, чтобы дети общались не только со своими одноклассниками, но и с другими сверстниками, с детьми другого возраста.







Программа семинара


  • Творческая мастерская «Уход за домашними животными» (Окружающий мир), 1а,1б кл., Игнатова М.И., Ефремова Л.А. (209 каб.)

Работа с фотоаппаратом, печать, составление коллажа, исследовательская деятельность, работа в малых группах


  • Образовательное путешествие «Правописание частицы не с глаголами» (Русский язык), 2а кл., Губанова О.Н. (302 каб.)

Работа с интерактивной доской, набор текста на клавиатуре компьютера, развитие творческих, актерских способностей


  • Проектная лаборатория «Птицы. Оригами» (Технология), 3а кл., Азарова Н.М. (207 каб.)

Проектная, поисковая, творческая деятельность при создании оригами


  • Конференция «Растения в жизни человека» (Окружающий мир), 3б кл., Багатикова Н.В. (208 каб.)

Деятельностные методы, атмосфера сотрудничества


  • Творческая мастерская «Здравствуй, русская матрёшка!» (ИЗО), 4 кл., Зверева В.В. (210 каб.)

Коллективно-распределительная деятельность, осмысление всеми учащимися учебного материала


  • Тренинг с затруднениями «Алфавит. Согласные звуки» (Английский язык), 2а кл., Пономарёва С.В. (306 каб.)

Практическое осуществление деятельностного подхода: дети получают знания не в готовом виде, а познают, опираясь на свой жизненный опыт


© 2010-2022