- Преподавателю
- Директору, завучу
- Неурочные формы занятий по учебным предметам
Неурочные формы занятий по учебным предметам
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Склярова О.Н. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Неурочные формы занятий по учебным предметам
в классах, обучающихся по ФГОС
Согласно требованиям ФГОС, учащиеся уже в начальной школе должны обладать навыками исследовательской деятельности, моделирования, проектирования, использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), уметь вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; работать с цифровыми фотографиями, видеозаписью, создавать элементы мультипликации.
Научить этому мы должны всех детей.
Новые стандарты определяют для школьников различные виды деятельности, причем взаимосвязанные друг с другом.
Виды деятельности классифицируют
-
по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная);
-
по форме организации учебной деятельности (урочная и неурочная)
Деятельность учащихся
Учебная Внеучебная
Урочная Неурочная Внеурочная
В рамках учебной программы
по предмету
Соответствует учебным целям, но за рамками учебной программы
Соответствует развивающим целям, направлена на удовлетворение социальных, творческих потребностей детей
Мы уже немножко разобрались с тем, что такое внеурочная деятельность - это одна из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность включает:
-
дополнительное образование школьное (кружки, секции, объединения и т. д.);
-
дополнительное образование «чужое», т. е. по договору с ДК, школой искусств, спортивной школой;
-
работа по плану классных руководителей, по плану зам. директора по воспитательной работе;
-
неаудиторная занятость детей (подготовка к олимпиадам, конкурсам, концертам, экскурсии, походы и т. д.).
Каждая школа в своем положении о внеурочной деятельности по своему усмотрению определяет и прописывает виды внеурочной деятельности.
Но как бы ни назывались виды деятельности учащихся, все они направлены на достижение одной цели - обучение, воспитание и социализация ребенка.
Сегодня мы говорим о формах учебной деятельности в рамках учебного предмета.
Ведущие педагоги Н. М. Верзилин и В. М. Корсунская определяют форму обучения как
-
целенаправленную,
-
четко организованную,
-
содержательно насыщенную,
-
методически оснащенную
систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Формы обучения
Урочная Неурочная
Под неурочными формами занятий понимаются те учебные часы, которые отданы на изучение предмета, но проводятся не в форме уроков. К неурочным формам занятий можно отнести: образовательное путешествие, творческую мастерскую, индивидуальные занятия, соревнования, проекты, лаборатории, тренинги, экскурсии, занятия - игры, путешествие в сказку, диспуты, отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ и др.
Учебные часы на неурочные формы занятий берутся из количества часов, отведенных на изучение предмета в Учебном плане. (Показатели мониторинга введения ФГОС НОО, 2013г). В рабочих программах выделяются часы на неурочные занятия.
Неурочные формы занятия - формы организации индивидуальной, групповой коллективно-распределительной деятельности обучающихся с целью расширения творческой, практической составляющей учебных предметов, дисциплин, курсов, модулей для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников.
Современная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
На этом фоне актуальной становится педагогическая проблема, связанная с поиском новых организационных форм учебной деятельности.
Решение данных проблем возможно в системе
-
неурочной учебной деятельности учащихся, объединившей разнообразные формы и методы организации и позволяющей придать новую динамику образовательному процессу
-
при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур в традиционной классно-урочной системе образования.
Многообразие неурочных форм организации обучения обуславливает не только расширение диапазона базового образования, но и получение специальных научных и профессиональных знаний, навыков и умений.
Развитие системы неурочной учебной деятельности придает процессу образования творческий характер, обусловливает его целостность и многомерность.
Несмотря на признаваемую всеми значимость этого явления в педагогической практике, оно не реализовало своих объективных возможностей в полной мере, по следующим причинам
-
образовательные учреждения не используют возможности неурочных форм для повышения эффективности обучения и воспитания детей;
-
большинство педагогов не готово к работе в поисковом режиме, выявлению детей, склонных к такой деятельности;
-
программно-методическое обеспечение поисково-исследовательской работы с учащимися разработано недостаточно.
-
выявление и развитие «творческого» ребенка проходит путем стихийного отбора, а не на основе современных представлений о природе одаренности, психолого-педагогических средств поддержки и помощи таким детям.
Чтобы успешно реализовать все виды деятельности, конечно, необходим выход на индивидуальных учебные планы, нелинейное расписание, которое как раз и включает и урочную, и неурочную, и внеурочную деятельность школьников.
Для удовлетворения биологической потребности учащихся в движении в расписании учитывается гимнастика, проводимая до учебных занятий, физкультминутки на уроках, динамические игры на больших переменах.
В часы компонента образовательного учреждения вносят хореографию, бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры.
Неурочные формы обучения можно планировать, объединяя классы как по горизонтали (если в расписании, например, у 1а и 1б класса на втором уроке русский язык), или по вертикали, особенно тогда, когда учебная программа предмета концентрическая (можно запланировать в таком случае, например, у 2а и 4а класса на втором уроке математику). Делается это для того, чтобы дети общались не только со своими одноклассниками, но и с другими сверстниками, с детьми другого возраста.
Программа семинара
-
Творческая мастерская «Уход за домашними животными» (Окружающий мир), 1а,1б кл., Игнатова М.И., Ефремова Л.А. (209 каб.)
Работа с фотоаппаратом, печать, составление коллажа, исследовательская деятельность, работа в малых группах
-
Образовательное путешествие «Правописание частицы не с глаголами» (Русский язык), 2а кл., Губанова О.Н. (302 каб.)
Работа с интерактивной доской, набор текста на клавиатуре компьютера, развитие творческих, актерских способностей
-
Проектная лаборатория «Птицы. Оригами» (Технология), 3а кл., Азарова Н.М. (207 каб.)
Проектная, поисковая, творческая деятельность при создании оригами
-
Конференция «Растения в жизни человека» (Окружающий мир), 3б кл., Багатикова Н.В. (208 каб.)
Деятельностные методы, атмосфера сотрудничества
-
Творческая мастерская «Здравствуй, русская матрёшка!» (ИЗО), 4 кл., Зверева В.В. (210 каб.)
Коллективно-распределительная деятельность, осмысление всеми учащимися учебного материала
-
Тренинг с затруднениями «Алфавит. Согласные звуки» (Английский язык), 2а кл., Пономарёва С.В. (306 каб.)
Практическое осуществление деятельностного подхода: дети получают знания не в готовом виде, а познают, опираясь на свой жизненный опыт