Статья ИКТ компетентность учителя-предметника

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

«ИКТ компетентность учителя-предметника»


Автор представленных материалов:

Гумаров Эльфат Накипович,

Учитель технологии и физики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. В школы поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.

- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.

Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации».

Компьютер - всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Важно различать два понятия: ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность - знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность - не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

«Истинная компьютерная компетентность означает не только

умение использовать компьютер и компьютерные идеи,

но и знание, когда это следует делать»

Сеймур Пайперт

Различают несколько уровней ИКТ компетентности:

Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение Microsoft Office, использование интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности.

Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор) Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации.

Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия.

Корпоративная ИКТ-компетентность (исследователь) Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ.

По результатам проведенного анкетирования в нашей школе (из 25 педагогов):

- пользователи -

- тьютеры -

- консультанты -

- исследователи -

Какими навыками должен владеть педагог в рамках ИКТ-компетентности:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

  • ЗСтатья ИКТ компетентность учителя-предметниканать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:

  • материалы для урока,

  • тематическое планирование,

  • мониторинги по своему предмету,

  • различные отчеты по предмету,

  • анализ процесса обучения, и т.д.

  • Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) - это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

  • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

  • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:

  • школьная сеть,

  • электронная почта,

  • социальная сеть (Дневник.ру, …),

  • сайт (раздел сайта),

  • лист рассылки(список рассылки - используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),

  • форум,

  • Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),

  • блог (сетевой журнал или дневник событий),

  • RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);

  • подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).

  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Вывод: каждому педагогу необходимо повышать уровень своей ИКТ - компетентности. Ведь правильное включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, русским языком «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.

На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос:

«Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?»

Результаты опроса

  • По-прежнему - мел и тряпка
    Статья ИКТ компетентность учителя-предметника 3077 (26,09%)

  • Настольный компьютер и проектор
    Статья ИКТ компетентность учителя-предметника 2402 (20,37%)

  • Мобильные компьютеры (ноутбуки или КПК)
    Статья ИКТ компетентность учителя-предметника 3910 (33,16%)

  • Принципиально новое средство обучения, которое пока еще не изобретено...
    Статья ИКТ компетентность учителя-предметника 2191 (18,58%)

  • Затрудняюсь ответить
    Статья ИКТ компетентность учителя-предметника 212 (1,80%)

Как видно, мнения разделились…

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Интернет ресурсы:

festival.1september.ru/articles/592048/

gazeta.lbz.ru/2014/9/9nomer.pdf

© 2010-2022