- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья ИКТ компетентность учителя-предметника
Статья ИКТ компетентность учителя-предметника
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гумаров Э.Н. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Статья
«ИКТ компетентность учителя-предметника»
Автор представленных материалов:
Гумаров Эльфат Накипович,
Учитель технологии и физики
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. В школы поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.
- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия.
Работа сторонников «меловой» технологии, совсем не использующих компьютер, бывает гораздо более эффективна, чем подобные «инновации».
Компьютер - всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Важно различать два понятия: ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность - знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность - не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
«Истинная компьютерная компетентность означает не только
умение использовать компьютер и компьютерные идеи,
но и знание, когда это следует делать»
Сеймур Пайперт
Различают несколько уровней ИКТ компетентности:
Базовая ИКТ-компетентность (пользователь) Наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ, владение Microsoft Office, использование интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности.
Организационно-педагогическая ИКТ-компетентность (тьютор) Умение самостоятельно осваивать необходимые программные ресурсы, владение разнообразными методическими приемами использования ИКТ в учебном процессе, владение способами организации курсовой подготовки, дистанционного повышения квалификации.
Предметно-углубленная ИКТ-компетентность (консультант) Владение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных учебных материалов, владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс, обобщение и распространение положительного опыта использования ИКТ в изучении предмета, владение разнообразными приемами сетевого взаимодействия.
Корпоративная ИКТ-компетентность (исследователь) Информационное и научно-методическое сопровождение всех ступеней информатизации образовательного процесса в школе, владение приемами организации сетевого взаимодействия, которые способствуют формированию сетевых педагогических сообществ.
По результатам проведенного анкетирования в нашей школе (из 25 педагогов):
- пользователи -
- тьютеры -
- консультанты -
- исследователи -
Какими навыками должен владеть педагог в рамках ИКТ-компетентности:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
-
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
-
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
-
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
-
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
-
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
-
материалы для урока,
-
тематическое планирование,
-
мониторинги по своему предмету,
-
различные отчеты по предмету,
-
анализ процесса обучения, и т.д.
-
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) - это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
-
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
-
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
-
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
-
школьная сеть,
-
электронная почта,
-
социальная сеть (Дневник.ру, …),
-
сайт (раздел сайта),
-
лист рассылки(список рассылки - используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка),
-
форум,
-
Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) - гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
-
блог (сетевой журнал или дневник событий),
-
RSS-поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка);
-
подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
-
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Вывод: каждому педагогу необходимо повышать уровень своей ИКТ - компетентности. Ведь правильное включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, русским языком «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.
На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос:
«Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?»
Результаты опроса
-
По-прежнему - мел и тряпка
3077 (26,09%) -
Настольный компьютер и проектор
2402 (20,37%) -
Мобильные компьютеры (ноутбуки или КПК)
3910 (33,16%) -
Принципиально новое средство обучения, которое пока еще не изобретено...
2191 (18,58%) -
Затрудняюсь ответить
212 (1,80%)
Как видно, мнения разделились…
Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.
Интернет ресурсы:
festival.1september.ru/articles/592048/
gazeta.lbz.ru/2014/9/9nomer.pdf