Статья Использование предпочитаемых репрезентативных систем при преподавании в медицинских образовательных учреждениях

Роль медицинских работников в обществе невозможно переоценить. Поэтому огромное значение имеет качество обучения в медицинских образовательных учреждениях. Многочисленные исследования и практический опыт показывают, что преподавание всем студентам одной и той же информации одной одним и тем же способом может давать различные результаты. Одна из обуславливающих данное явление причин состоит в том, что большинство людей предпочитает одну репрезентативную систему, и это обстоятельство накладывает н...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование предпочитаемых репрезентативных систем при преподавании в медицинских образовательных учреждениях

Сайханова Л.И.


Роль медицинских работников в обществе невозможно переоценить. Поэтому огромное значение имеет качество обучения в медицинских образовательных учреждениях. Многочисленные исследования и практический опыт показывают, что преподавание всем студентам одной и той же информации одной одним и тем же способом может давать различные результаты.

Одна из обуславливающих данное явление причин состоит в том, что большинство людей предпочитает одну репрезентативную систему, и это обстоятельство накладывает на каждого из них вполне определенный отпечаток. Большинство учёных подразделяют людей по основному каналу получения информации на три группы: визуалов, аудиалов и киненстетиков. Некоторые также выделяют четвертую группу - дискретов (дигиталов). Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискрет - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Отличия людей этих разных типов проявляются во многом, но нас, педагогов, интересует главным образом организация мышления, памяти, способов обучения. Например, для того чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал - произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит». 

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя. Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал - рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию.

В России на данный момент приблизительное распределение по типам такое: визуалы - 35 %, кинестетики - 35%, аудиалы - 5%; дигиталы - 25%. 

Результаты исследования в 8-ых классах большее развитие получает визуальная модальность: среди конкурирующих систем она представлена у 45% учащихся. Число учеников с аудиальной ведущей репрезентативной системой 6 %. У 65 % старшеклассников, конкурирует как ведущая - визуальная репрезентативная система, при этом имеется высокий процент визуалов-кинестетиков - 46 %. Таким образом, хорошо видно, что визуальная система восприятия прогрессирует в эволюции ребенка. При этом обращает на себя внимание факт, что даже в старших классах около 1/3 учеников достаточно сильно ориентирована на аудиальную и кинестетическую системы восприятия.

Применительно к преподаванию клинических дисциплин предпочтение студентами репрезентативных систем можно использовать следующим образом: демонстрация видеонструкций и учебных фильмов, что оптимально для запоминания

Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.

Список используемой литературы

  1. Плигин А., Герасимов. А. Исследования закономерностей развития репрезентативных систем школьников. // НЛП. - 1996. - № 1.

© 2010-2022