Учебный план внеурочной деятельности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №7 г. Петров Вал

Камышинского муниципального района

Волгоградской области

_____________ С. Л. Щепелина

«______»______________2014 г.


Учебный план внеурочной деятельности




Учебный план внеурочной деятельности















ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №7 Г.ПЕТРОВ ВАЛ КАМЫШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА



Пояснительная записка


Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта приобретение учащимися социального опыта;

  • самостоятельного общественного действия.

Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности начальной школы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009, зарегистрирован в Минюсте России 22 .12. 2009, регистрационный № 17785);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16);

  • О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 № 13-51-28/13);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

План внеурочной деятельности школы на уровне начального общего образования предусматривает занятия по направлениям:

  • общеинтеллектуальное,

  • спортивно-оздоровительное,

  • общекультурное,

  • духовно-нравственное,

  • социальное.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Набор внеурочных занятий, их содержание формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность организовывается с учетом желаний обучающихся: ученик должен иметь возможность выбирать из предлагаемых школой курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям.

Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода. План внеурочной деятельности определяет перечень компонентов внеурочной образовательной деятельности, организованных в разных формах (секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий. Продолжительность занятия внеурочной деятельности в 1-4 классах - 35 мин.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её девяти видах:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4)досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6)социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность

Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования. Классный руководитель проводит анкетирование учащихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности.

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;

  • метапредметные;

  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.

1. Цель внеурочной деятельности:

  • Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

  • Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

2. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

-организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;

-выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

-оказать помощь в поисках «себя»;

-создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

-развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

-создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

-развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

-расширить рамки общения с социумом;

-воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

Внеурочная работа будет реализовываться через кружки, которые будут посещать обучающиеся класса. Материально-техническое обеспечение школы позволяет проводить занятия на базе школы. При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется использовать собственные ресурсы (педагоги дополнительного образования - учителя начальных классов, музыки, педагог-организатор, социальный педагог, библиотекарь).

В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (воспитатель ГПД), который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.

Внеурочная деятельность в 1-4-х классах проводится во второй половине учебного дня, после обеда.

Режим работы в 1-х классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки. Продолжительность занятия - 35 минут

Общешкольные и классные дела по программе воспитательной системы явятся компонентом внеурочной деятельности. В процессе воспитательной работы в класс будут охвачены все пять направлений внеурочной деятельности, что отражено в годовой циклограмме в воспитательных планах 1-4 классов. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная: познавательная деятельность, художественное творчество).

Направления внеурочной деятельности были взяты за основу как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ внеурочной деятельности, а выбор конкретных форм внеурочной деятельности школьников основан на видах деятельности.

При организации внеурочной деятельности педагогическими работниками разработаны рабочие образовательные программы соответствующие направлениям базисного учебного плана по внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов ориентирована на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности.

В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

3.Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

  1. беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу, упражнение,

  2. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

  3. методы игры в различных вариантах,

  4. составление плана и т.д.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями города происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами ОУ. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Эти факторы развития компетентности учащихся.

4. Предполагаемый результат внеурочной деятельности учащихся

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

5. Формы оценки.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

План внеурочной деятельности

начального общего образования в рамках реализации ФГОС НОО на 2014-2015 уч.год



Направления развития личности

Классы

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

духовно-нравственное

Социальное

Подвижные игры

Я самоделкин

Я самоделкин

Подвижные игры

Я самоделкин

Подвижные игры

Я самоделкин

Я самоделкин

Подвижные игры

Я самоделкин

Хореография

«Звонкие голоса»

Юные знатоки ПДД

«Звонкие голоса»

Юные знатоки ПДД

Вокальная

группа «Петруша»

Очумелые ручки

Вокальная

группа «Петруша»

Музыкальная гостиная

«Звонкие голоса»

Очумелые ручки

Танцевальный кружок

Хореография

Музыкальная гостиная

«Звонкие голоса»

Я- гражданин России

Я- гражданин России

Хореография

Я - исследователь

Я - исследователь

Я - исследователь

Я - исследователь

Вокальная

группа «Петруша»

Буду настоящим

читателем

Буду настоящим

читателем

Вокальная группа «Петруша»

Вокальная группа «Петруша»

Хореография

Зеленая планета

Зеленая планета

Зеленая планета


Зеленая планета

Направления

развития личности

Класс

Спортивно-оздоровительное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

духовно-нравственное

Социальное

Подвижные игры

1а,1б



Я самоделкин

1а,1б






Хореография

2а,3б,4б





Вокальная группа «Петруша»

4а,2б





Музыкальная гостиная

«Звонкие голоса»

2а,2б,3а,




Очумелые ручки




Зеленая планета




Я - исследователь






Буду настоящим читателем






Я- гражданин России






Юные знатоки ПДД









Направления

развития личности

Название курса

Форма организации занятия

Время проведения занятий


Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Спортивно-оздоровительное

Подвижные игры

Курс ВД






Хореография

Танцевальный кружок






Обучающие занятия, соревнования, спортивные праздники

В течении недели, года

Общеинтеллектуальное

Зеленая планета

Клубное занятие






Буду настоящим

читателем

Кружок






Практические занятия, тренинги, проекты

В течении недели

Общекультурное

Очумелые ручки

Кружок






Я самоделкин

Кружок






Вокальная

группа «Петруша»

Вокальный кружок






Выступления, конкурсы

В течении недели, года

духовно-нравственное

Я- гражданин России

кружок






«Звонкие голоса»

Музыкальная гостиная






Практические занятия, выступления

В течении недели

Я - исследователь

Кружок




12:00

Социальное

Юные знатоки ПДД

кружок






Итого

Тренинги, ролевые игры,

интеллектуальные игры

В течении недели


Направления

развития личности

Название курса

Форма организации занятия

классы


Спортивно-оздоровительное

Подвижные игры

Секция


1/33







Хореография

Танцевальный кружок



0,5/17


0,5/17

0,5/17


0,5/17

Обучающие занятия, соревнования, спортивные праздники









Общеинтеллектуальное

Зеленая планета

Клубное занятие








1/34

Буду настоящим

читателем

Кружок







1/34


Практические занятия, тренинги, проекты









Общекультурное

Очумелые ручки

Кружок




1/34





Я самоделкин

Кружок

1/33








Вокальная

группа «Петруша»

Вокальный кружок




1/34



1/34


Выступления, конкурсы









духовно-нравственное

Я- гражданин России

кружок





1/34




«Звонкие голоса»

Музыкальная гостиная



0,5/17


0,5/17




Практические занятия, выступления









Социальное

Я - исследователь

Кружок






1/34



Юные знатоки ПДД

кружок



1/34






Тренинги, ролевые игры,

интеллектуальные игры









Итого



1/33

1/33

2/68

2/68

2/68

1,5/51

2/68

1,5/51















Учебный план внеурочной деятельности

© 2010-2022