Инновационные подходы в работе с одаренными детьми

В последние годы всё чаще ставится вопрос о применении новых инновационных подходов в педагогике. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения в овладении различными предметами. Основная цель педагогической деятельности – разработать подходы и методы подготовки учащихся направленных на мотивацию учащихся к самостоятельному освоению знаний, достижению успеха  в повседневной жизни через систему развивающего обучения в рамках пер...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АР КРЫМ»



ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ



Автор:

Марченко Вадим Анатольевич

учитель физики

РУЗ «Крымская гимназия - интернат

для одарённых детей МОН МС АР Крым»



с. Танковое - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Марченко В. А., учитель физики, РУЗ «Крымская гимназия - интернат для одарённых детей МОН МС АР Крым», Крым, Украина

Анотація. В Україні йде процес становлення нової системи освіти,орієнтованої на входження у світовий освітній простір. У зв'язку з цим у традиційній освіті використовуються інноваційні підходи, які декларують мету всебічного та гармонійного розвитку кожного учня. Використання цих підходів сприяє розвиткові й вихованню обдарованих дітей.

В настоящее время перед школой стоит задача подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умеющих критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, искать пути их решения, используя современные технологии и грамотно работать с информацией. При этом, важно быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности и культурного уровня.

В последние годы всё чаще ставится вопрос о применении новых инновационных подходов в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения в овладении различными предметами.

Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в тоже время её недостаточной разработанностью для применения в условиях обычной школы.

Основная цель педагогической деятельности - разработать подходы и методы подготовки учащихся направленных на мотивацию учащихся к самостоятельному освоению знаний, достижению успеха в повседневной жизни через систему развивающего обучения [1].

Для реализации этой цели можно подобрать несколько инновационных направлений:

  • расширение системы бинарно-билингвальных уроков с применением современных технологий обучения;

  • развитие системы внеклассных мероприятий, направленных на приобщение и развитие интереса у детей к предмету физика;

  • усиление мотивации учащихся через развитие научно-исследовательской деятельности;

  • вовлечение учащихся в образовательные предметные конкурсы, турниры, олимпиады.

Ян Амос Коменский писал, что заставлять ребенка каждый день сидеть над книгами по 6-8 часов в классе и еще столько же за домашними заданиями это «пытка, доводящая до обмороков и умственного расстройства». Он доказывал, что учение должно быть делом «приятным и легким», занимающим в день не более 4 часов. В этом ребенку как раз и помогут инновационные методы и формы развивающего обучения.

Исследования современных ученых, педагогов и психологов показали, что есть некая целостная образовательная практика, получившая название мыследеятельностной педагогики, которая представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у учащихся творческих способностей [2].

Качественное усвоение знаний в огромной степени зависит от уровня развития таких мыслительных процессов, как понимание и осмысление. На уроках необходимо, чтобы дети не просто запоминали материал, а использовали принципы мыследеятельностной педагогики. Излагать материал на уроке учитель должен с обязательной демонстрацией опытов. Он достигнет цели при объяснении, если направит детей к самоопределению рассматриваемого явления или изучаемой физической величины.

На уроках необходимо организовывать работу по созданию ситуаций, способствующих мышлению. Этого можно достичь на уроках в классах через создание игровых ситуаций, либо введение на уроке элемента игровой деятельности. Игры должны быть простые, условия игры быть понятны всем детям, сидящим в классе. Развивающая тематическая игра - метод обучения, который удовлетворяет обучаемую и обучающую стороны. Ученик приобретает крепкие знания, учитель - достигает основных, поставленных целей на уроке.

При работе с одаренными детьми, способными порождать оригинальные идеи, находить нетрадиционные способы решения поставленных задач, необходимо поддерживать и развивать креативные качества. В структуре креативного урока особый акцент необходимо делать на мотивацию, которая представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов, способных вызвать удивление учащихся. На уроке важно заострять внимание на содержательном материале, который формирует системное мышление и развивает творческие способности. При этом можно применять такие креативные методы, как метод придумывания, метод агглютинации, метод «мозгового штурма», метод гиперболизации, метод инверсии.

Для развития одаренности у детей очень важно воспитывать у них критическое мышление, способное ставить новые, полные смысла вопросы, принимать независимые продуманные решения.

Американский психолог Д. Халперн, в прошлом президент Американской психологической ассоциации, определяет шесть основных признаков критически мыслящего человека. Критически мыслящий ученик должен обладать качествами:

1. Готовность к планированию. Планирование - первый и очень важный шаг к критическому мышлению. 2.Гибкость. Критически работающий ученик готов мыслить по-новому, пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена.

3. Настойчивость. С настойчивостью тесно связана готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума. Мышление - это напряженный труд, который требует от человека терпения и настойчивости.

4. Готовность признавать и исправлять свои ошибки. Думающие ученики, вместо того чтобы попытаться оправдать свои ошибки, умеют их признать и тем самым учатся на них.

5. Осознание. Подразумевает наблюдение за собственными действиями при продвижении к цели. Критически мыслящие люди развивают привычку к самосознанию собственного мыслительного процесса.

6. Поиск компромиссных решений. На уроке необходимо чаще применять групповые формы деятельности. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как хорошо развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые могли бы удовлетворить большинство [3].

Я.А. Коменский в своём труде «Великая дидактика» призывал учителей обучать своих учеников так, «чтобы они исследовали и узнавали сами предметы, а не только помнили чужие наблюдения и пояснения». Эвристический метод обучения называют основой учебно-творческой деятельности, будущим креативного мышления. Хуторской Андрей Викторович выделяет эвристические методы обучения, поскольку результатом «их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, модель т.д.»[4].

Описанная образовательная продукция применима и для уроков физики при описании физических процессов и явлений, выдвижении гипотез, определении закономерностей при взаимодействии.

При объяснении темы «Строение вещества» в 7 классе можно применить метод эмпатии, когда ученики на уроке «вживаются» в образ, представив себя молекулами, имитируют движение в различных агрегатных состояниях. В моменты наилучшего «вживания» ученики задают вопросы, пытаются на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. При этом рождаются мысли, чувства, ощущения и главное - образовательный продукт - который может затем быть выражен в устной, письменной, знаковой, в рисуночной или в другой форме. Во внеклассной работе можно широко применять такие эвристические методы, как метод наблюдения, метод сравнения, метод исследования, метод гипотез. Эти методы наиболее удачно применяются при измерении радиуса Земли, повторяя опыт величайшего древнегреческого ученого Эратосфена ( II век до н.э.).

Развитие мышления учащихся на уроках, можно осуществлять при помощи интегрированного обучения. Это не только взаимосвязь знаний по различным предметам на одном уроке, но и как интегрирование различных технологий, методов, форм обучения. В рамках интегрированной формы обучения возможно взаимодействовать с другими преподавателями в плане проведения бинарных и бинарно-билингвальных уроков [5]. Такие уроки отнимают много времени на подготовку, но результат оправдан. Учащиеся с «другой стороны» видят протекание различных физических процессов, которые описываются математическими законами и функциями.

Рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы позволяет добиться целостного синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Еще одно направление деятельности в инновационных подходах в организации работы с одаренными детьми - это создание атмосферы, среды, потребляющей и развивающей творческие способности детей. Создать для учащихся необходимые условия для формирования ситуации успеха и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности - одна из главных задач учителя в его профессиональной деятельности. На уроках необходимо детям предоставить возможность поверить в собственные силы путем решения дифференцированных заданий на разных учебных уровнях. Такие методические подходы относятся к акмеологической технологии - поэтапной организации познавательной деятельности ученика, обеспечивающей ему успех в обучении и развитии. Наилучших результатов в акмеологической технологии может дать метод непроизвольного запоминания: через собственное открытие [6].

Л.Н. Толстой, в своё время, говорил: «Знания только тогда знания, когда они обретены усилиями собственной мысли». Учитель обязан направить поток мыслей ребенка в нужное направление и подвести его к самостоятельному открытию. Тот материал, который самостоятельно изучен, проработан, останется надолго в памяти ребенка. А наградой ему будут служить прочные знания. Наиболее успешно этот метод показал себя при решении экспериментальных задач, при выполнении лабораторных и домашних практических заданий.

На урокаx применяя передовые педагогические и психологические методики, для получения обратной связи с детьми обязательно проводить рефлексию.

Безусловно, развитие одаренных детей не возможно без проведения ими научно-исследовательской деятельности в МАН школьников Крыма «Искатель». Работая над проектом, ребенок учится ставить проблемные вопросы, искать креативные ответы на эти вопросы. В своем поиске он изучает большое количество литературы по данной тематике. Мотивация у такого ребенка очень высокая. И как результат, им производится продукт исследования - модель, техническая разработка, проведенный эксперимент.

Все указанные выше технологии и методы обучения являются составной частью технологии развивающего обучения. Вся моя учебная и воспитательная деятельность направлена на овладение и совершенствование методики этой технологии. Основная задача - это не передача знаний учащимся, а организация их самостоятельной деятельности по овладению способами анализа, обобщения и исследования учебного материала. Результатом такой деятельности являются учебные достижения моих воспитанников на республиканском, украинском и международном уровне.

Ученик Ребрик Юра стал победителям Всеукраинской олимпиады по физике III тура и призером IV тура в г. Одессе в марте 2011 года. Бакиев Энвер был участником Международной олимпиады по астрономии в октябре 2011 года в г. Астана (Казахстан).

В мае 2011 года Ребрик Юра совместно с Эльвисом Османом завоевали 3 место на Международной олимпиаде по инвайронментальным технологиям INEPO-2011 в Турции (г.Стамбул). В апреле 2012 года Осман Эльвис, участвуя в Международной олимпиаде EUROAZIA в г. Баку (Азербайджан) занял 3 место. В сентябре 2012 года в г. Севастополе, участвуя в VIII Международном салоне изобретений и новых технологий «Новое время», этот же учащийся получил золотую медаль. В октябре 2012 года в г. Варшаве (Польша) на VI Международной Варшавской выставке изобретений IWIS-2012 его наградили серебряной медалью.

Особенность технологии развивающего обучения заключается в том, что она вписывается в совместных действия учителя и учащихся. Методы работы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию развивающего обучения многофункциональной. Данная система обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Применяемые инновационные подходы будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века. Новый век требует новой личности: свободной, высокоразвитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Для этого нам, учителям, и необходимы современные инновационные подходы в системе развивающего обучения.

Annotation. We can observe the existing of new system of education in our country (Ukraine), which is oriented on entering in the world educational space. As a result in traditional education innovative methods are used, the main aim of that is comprehensive and harmonious development of each student. The usage of this approaches and methods gives the development and upbringing of gifted children.



Список литературы.

1. 1.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

2. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». Учебное пособие для учащихся старших классов. - М., 2001.

3. Ильин Г.Л. Развивающее обучение или развивающее образование. - М.: Журнал МГГУ им. Шолохова, 1992.

4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
5. Миньяр-Белоручев Р.К. Механизм билингвизма и проблема родного языка при обучении иностранному. - М.: Иностранные языки в школе, 1991.

6. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. - Воронеж, 2004.

© 2010-2022