ДокладФормирование патриотизма юных граждан на традициях прошлого и опыта современности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Формирование патриотизма юных граждан на традициях прошлого и опыта современности"

Зам. директора по ВР - Абдурахманова Г.Т.

"Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к отечеству, и

эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека..."

К.Д. Ушинский.

Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики, потому что Россия остро нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять профессиональные задачи, принося пользу обществу.

Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к родине (привязанность к месту рождения), или государству, или же, может, целый комплекс ощущений, мыслей, желаний, идей, целое мировоззрение, индивидуальное для каждого. И первое, и второе, и третье, и даже неназванное четвертое - все будет верным. Суть понятия патриотизма, вероятно, зависит лишь от того, кто этим понятием оперирует и в каком контексте.

Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Поэтому перед школой стоит следующая цель.

Цель: воспитывать любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям - патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Для достижения цели по патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи: ( эти задачи вы видите на слайде)

Задачи:

• изучать историю своего края;

• воспитывать чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

• развивать у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

• создавать необходимые условия для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом - складывается великое чувство патриотизма. И я хочу выделить основные ступени формирования патриотизма.

Первая ступень формирования патриотизма.

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

Вторая ступень патриотизма - идёт через воспитание любви к Малой Родине - деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень - формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.

И в школе созданы все соответствующие условия для формирования чувств любви к Родине, краю, городу, школе, своей семье, для развития интереса к спорту.

Потому, что именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий. На данный момент Школа работает в этом направлении, где уже имеет свой опыт, достижения, имеются победы и результаты.

Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты.

Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время .

Работа по патриотическому воспитанию в нашей школе идет по четырем системообразующим направлениям:

Основные направления нашей школы.

1 направление.

Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

  • Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (митинг и школьный парад смотра строя и песни, которые традиционно проводятся на территории школы у памятника «Неизвестного солдата» ).

  • Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.

  • Символы и атрибуты Российского государства;

  • Проведение военно-спортивной игры «Молодо не - зелено», «Зарница», «Только тот мужчина», «В бой идут одни малыши», а также других праздничных мероприятий, посвященных великим праздникам

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей.

Площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является ряд мероприятий, которые проходят в школе и городе, такие конкурсы как: смотры песни и строя, конкурс патриотической песни, тематические конкурсы художественной самодеятельности

2 направление. Историко-краеведческая работа

Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей. Основная цель работы школьного музея: создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

- экскурсии в краеведческий музей, школьный музей,
- уроки-знакомства с памятниками края;
- изучение декоративно-прикладного искусства;

-знание и уважение к традициям наших предков, изучение праздников и обычаев.

III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.

Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.

Специальный раздел в предмете ОБЖ - ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения - иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.

4 направление. Воспитание на культурных традициях народа

- уроки гуманитарного цикла;

- организация и проведение тематических вечеров, бесед;
- изучение обычаев, традиций, праздников своего народа «Навруз», «Сабантуй», «Масленица»и др;
- изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи «Моя родословная», «Шежере байрым»;
- встречи с представителями религиозных конфессий, организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма

Данная система патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем , что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина - патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно - нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины - очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: "Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!"

ДокладФормирование патриотизма юных граждан на традициях прошлого и опыта современности

© 2010-2022