- Преподавателю
- Директору, завучу
- Доклад на методсовет «Технология оценки уровня учебных достижений учащихся»
Доклад на методсовет «Технология оценки уровня учебных достижений учащихся»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Кононенко И.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Технология оценки уровня учебных достижений учащихся».
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится вопрос о Качестве образования которое рассматривается как интегральная характеристика образования, отражающая уровень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в организациях образования, в региональных системах образования, в областной и республиканской системах образования государственным образовательным стандартам и другим требованиям, зафиксированным в нормативных документах к качеству образования.
Виды оценивания учебных достижений учащихся:
-
Внешняя оценка:
- установление соответствия достигнутых учащимися результатов требованиям стандарта;
- используется стандартизированный инструментарий
-
Внутренняя оценка:
- установление соответствия реальных личных достижений учащихся ожидаемым результатам обучения по учебным предметам;
- используется нестандартизированный инструментарий;
Мы будем вести речь о создании стандартизированного инструментария:
Уровень
оценки
1-ый уровень - минимально-достаточный
(оценка 3)
2-ой уровень
(оценка 4)
3-ий уровень
(оценка 5)
4-ый уровень - творческий
(оценка 5)
критерии
Общая ориентация в информации
Ориентация в причинно-следственных
связях
Ориентация в информации как системе
(сравнения, обобщения, систематизация)
Ориентация в информации при изменении контекста
индикаторы
Задания включают вопрос
Что?
Кто?
Где?
Когда?
Сколько?
Как?
Какой, какие?
Перечислите и т.д.
Почему?
Зачем?
Вследствие чего?
В связи с чем?
Каково намерение? и т.д.
Что общего?
В чем отличие?
Какова связь?
Каково значение каждого элемента?
Каковы функции каждого элемента? и т.д.
Как реализовывалось?
Можно ли реализовать по-другому?
Что будет, если? и т.д.
Цели оценивания
-
Фиксация состояния уровня обученности учащихся;
-
Динамика изменений в уровне обученности учащихся
Этапы оценки качества обучения
-
Выделение показателей качества обучения;
-
Определение критериев оценки
-
(эталона, требования, стандарта), на основе чего будет оцениваться данный показатель;
-
Разработка инструментария;
-
Организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;
-
Представление и распространение обобщённой информации для разных категорий пользователей;
-
Подготовка рекомендаций и принятие управленческих решений.
Этапы технологии оценки уровня учебных достижений учащихся
-
1.Составление технологической матрицы, структуры теста, спецификации тестовых заданий;
-
2.Проведение экспертизы составленных тестовых заданий;
-
3. Апробация тестовых заданий;
-
4. Обработка результатов тестирования
Отбор содержания учебного материала и составление технологической матрицы
-
Модель педагогического тестирования представляется в виде технологической матрицы. Содержание предмета должно полностью покрываться матрицей по всем темам.
-
Главной проблемой в разработке тестов, используемых для оценки достижения образовательных стандартов, является достижение соответствия содержания стандарта и содержания теста.
-
Необходимо, чтобы общее количество вопросов было распределено по темам таким образом, чтобы оно отражало их важность, объем и количество учебного времени.
-
Технологическая матрица должна отражать уровень достижений учащихся, уровень овладения материалом. В соответствии с этим каждое тестовое задание предназначается для проверки овладения учащимися определенными умениями, характеризующими отдельные компоненты познавательной деятельности: воспроизведение, применение, интеграция знаний.
Содержательно - деятельностная модель теста (технологическая матрица)
Содержательные линии
Воспроизведение знаний
Применение знаний
Интеграция знаний
Процентное соотношение в тесте
Процентное соотношение в тесте
40%
35%
25%
100%
План теста (Спецификация теста)
№ задания
Условные обозначения
Проверяемый элемент
Блок А
Блок Б
Этапы составления технологической матрицы и спецификации теста:
-
Определение целей тестирования
-
Документы, определяющие содержание тестовых заданий
-
План (структура теста)
-
Время выполнения теста
-
Распределение заданий по содержанию и уровню сложности
-
Подготовка спецификации теста
-
Система оценивания
Структура спецификации тестовых заданий по естествознанию 5 класс
-
Определение целей тестирования
Основной целью тестирования является объективная оценка уровня овладения знаниями, умениями и навыками, соответствующими государственному общеобязательному стандарту по естествознанию за 5 класс.
Документы, определяющие содержание тестовых заданий:
-
Государственные общеобязательные стандарты начального, основного, среднего, общего среднего образования РК. Утверждены приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010г.
-
Типовой учебный план (Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования РК. Основные положения).
-
Программы. для 5 класса общеобразовательной школы. Авторы Токбергенова У.К., Карбаева Ш.Ш., Казахбаева С.К., Нуралиева С.К. Утверждено приказом №367 от 09.07.2010 г. МО и Н РК.
-
Учебник. Естествознание 5 класс . Абдиманапов Б.Ш., Прищепина А.В., Фокина Л.М., Алматы «Атамура», 2010
-
Методическое пособие для учителя.
Планирование теста
-
В качестве измерителя знаний и умений учащихся по естествознанию за 5 класс используются тестовые задания. Работа состоит из 30 заданий. Они расположены по нарастанию трудности и разделены на 2 блока.
-
Блок А содержит 24 задания, к каждому из которых даны варианты ответов. При выполнении этих заданий требуется из предложенных вариантов выбрать правильные ответы.
-
Блок Б содержит 6 заданий, при выполнении которых требуется записать полученный ответ
Тест имеет следующую структуру:
-
Раздел «Естествознание - система наук о природе» включает 2 задания.
-
Раздел «Земля- планета Солнечной системы» включает 10 заданий.
-
Раздел «Тела и вещества в природе» включает 6 заданий.
-
Раздел «Жизнь в природе» включает 7 заданий.
-
Раздел «Природа и человек» включает 5 заданий.
Распределение заданий по содержанию и уровню сложности
Содержательные
линии
Воспроизведение
знаний
Применение
знаний
Интеграция знаний
% соотношения в тесте
Е - Естествознание система наук о природе
1
1
0
6,7%
З -Земля-планета Солнечной системы
5
4
1
33,3%
Т - Тела и вещества в природе
3
1
2
20%
Ж - Жизнь в природе
2
2
3
23,3%
П -Природа и человек
1
2
2
16,6%
Всего:
12
10
8
30
40%
33,3%
26,7%
100%
Спецификация теста по естествознанию для учащихся 5 класса
№ задания
Условные обозначения
Проверяемый элемент
Блок А
1
Е
Естествознание - система наук о природе. Методы изучения природы.
2
З
Солнце. Солнечная система.
3
З
Форма и размер Земли. Луна- спутник Земли.
4
З
Общая характеристика строения Земли. Внутреннее строение Земли.
5
З
Гидросфера.
6
З
Атмосфера.
7
Т
Физические тела и вещества. Строение вещества. Диффузия. Чистые вещества и смеси.
8
Т
Явления природы.
9
Т
Механическое движение и равновесие.
10
Ж
Живая планета.
11
Ж
Природные сообщества.
12
П
Охраняемые природные территории.
13
Е
Методы изучения природы. Ученые - естествоиспытатели.
14
З
Звездное небо. Звездные системы.
15
З
Материки и острова.
16
З
Океаны (в сравнении)
17
З
Атмосферное давление. Погода и климат.
18
Т
Силы в природе.
19
Ж
Комнатные, лекарственные, культурные растения.
20
Ж
Грибы.
21
П
Загрязнение окружающей среды.
22
П
Как защитить природу
23
З
Горные породы и почвы.
24
Т
Световые ,тепловые, звуковые, электрические и магнитные явления
Блок Б
1
Т
Химические и физические явления.
2
Ж
Многообразие животных и их значение.
3
Ж
Многообразие растений и их значение.
4
Ж
Искусственные сообщества
5
П
Красная книга
6
П
Правила поведения в природе.
-
Условные обозначения: Е- естествознание - система наук о природе; З -Земля; Т - Тела и вещества; Ж - Жизнь в природе; П -природа и человек.
Система критериев оценивания
-
Оценивание проводится по дихотомической шкале.
-
За каждый правильный ответ выставляется - 1 балл, неправильный ответ -0 баллов в заданиях блока А и блока Б.
Составление спецификационной матрицы по группам:
-
математика 5 класс;
-
русский язык 5 класс;
-
литература 6 класс;
-
всемирная история 6 класс;
-
истрия Казахстана 10 класс;
-
география 11 класс.
-
Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
-
Тест в качестве составляющих должен иметь три элемента:
- систему заданий, зафиксированную документально,
- технологию предъявления,
- отработанную систему проверки и обработки результатов тестирования.
1.Тесты оказываются более качественным и объективным способом оценивания, объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
2.Тесты - более ёмкий инструмент - показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков, а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности усвоенных знаний.
3.Тесты - более объемный инструмент - выполняя тестовую работу, каждый ученик выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривала программа.
4.Тесты - более мягкий инструмент. Они ставят всех учащихся в равные условия, так как используется единая процедура и единые критерии оценки, что приводит к обеспечению объективности.
Требования, предъявляемые к тестам:
-
надежность,
-
валидность,
-
репрезентативность.
Факторы, определяющие надежность теста:
-
правильный выбор параметров, адекватно отражающих обученность;
-
технологичность (четкость, ясность) инструментария проверки и оценки - четкая инструкция об организации проверки, однозначность оценки;
-
одинаковость условий каждого тестирования;
-
однородность (равнозначность) измерителя.
По характеру ответов на вопросы различают два основных типа тестов:
Типы тестов:
-
открытого типа
-
закрытого типа.
Тесты открытого типа, или тесты со свободными ответами, в которых ученику необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д. ( по слайду )
Тесты закрытого типа, или тесты с готовыми ответами, в которых ученику необходимо выбрать правильный из предложенных вариантов. ( по слайдам)
Правила составления тестовых заданий:
-
Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
-
Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
-
Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.
-
При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова "иногда", "часто", "всегда", "все", "никогда".
-
Вопрос должен быть четко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.
-
Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям, так как они приводят к правильному ответу, даже если учащийся его не знает.
-
Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
-
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.
-
Не задавайте вопросы с подвохом (в заблуждение могут быть введены наиболее способные учащиеся).
-
Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: "Почему нельзя не делать…?"
-
Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, используйте короткие, простые предложения, без зависимых или независимых оборотов.
-
Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
-
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
-
Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию, если дистракторы представлены в виде слов текста, располагайте их в алфавитном порядке.
-
Лучше не использовать варианты ответов "ни один из перечисленных" и "все перечисленные".
-
Избегайте повторения.
-
Используйте ограничения в самом вопросе.
-
Не упрощайте вопросы.
-
Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.
-
Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
-
Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.
Вербальные и невербальные тесты
-
В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются операции с понятиями, мыслительные действия, осуществляемые в словеснологической форме.
-
Невербальные тесты - это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т. п.). ( по слайдам)
Роль и значение невербальных средств ( по слайду)
Экспертиза тестовых заданий
-
Экспертиза тестовых заданий является обязательным условием для создания тестов вне зависимости от уровня их применения. После того, как тестовые задания подготовлены, следует проверить их объективность и корректность формулировки.
-
Тестовые задания можно считать объективными или корректно сформулированными, если мнения ряда экспертов о назначении задания, о правильности формулировки и пригодности вариантов ответов
совпадают между собой.
-
В качестве экспертов тестовых заданий
могут быть учителя и методисты.
Этапы экспертизы тестовых заданий:
1. Экспертиза спецификации теста
2. Экспертиза тестов по содержательным
линиям и уровням сложности
3. Комплексная оценка тестовых заданий
4. Заполнение бланка экспертной оценки тестов
-
Заполнение протокола экспертизы
Экспертиза тестовых заданий проводится по спецификации теста, по содержательным линиям, по уровню сложности тестовых заданий согласно прилагаемой инструкции:
Процент выполнения тестов по заданиям и по блокам
% выполнения тестов по заданиям вычисляется :
Общее количество баллов, которые набрали учащиеся делим на количество учащихся, выполнявших работу * 100%
180/250*100=72 %
% выполнения тестов по блоку:
Общее количество баллов, которые набрали учащиеся делим на Мах возможное количество баллов*100%
Например, 4280/6000*100=71,3 250*24=6000
Определение трудности:
Трудность задания является важнейшей характеристикой, определяющей место задания в тесте.
Трудность задания определяется долями выборки выполнивших и не выполнивших задание.
Например, при апробации теста на выборке в 200 человек с первым заданием справились 50 человек, а со вторым 150. Для обозначения трудности задания используется обратная величина, то есть доля тех, кто не справился с заданием. Этот показатель называется индексом трудности, который вычисляется по формуле:
U= (1- n / N)*100%,
где
U - индекс трудности в процентах;
N - общее число принимавших участие в апробации;
n - число участников тестирования, правильно
справившихся с заданием.
Для нашего примера:
U = (1 -50/200)*100 = (1-0,25)*100 = 75%
U = 100 (1- 150/200)*100 = ( 1-0,75)*100 = 25%
Значит, индекс трудности первого задания 75%, а второго 25%.
Для тестов, в том случае, если трудность задания меньше 20% или больше 80%, такое задание необходимо переработать или отбраковать.
Определение дискриминативности тестовых заданий
-
После проведения апробации необходимо определить коэффициент дискриминации, который является показателем пригодности задачи для теста.
-
Каждое тестовое задание сопоставляется по проценту правильных ответов с заданиями в других вариантах. Если процент правильных ответов на определенное задание приблизительно одинаковый во всех вариантах, то задание составлено верно.
-
В случае разрыва показателей в том или ином тестовом задании определяется коэффициент дискриминации, который позволит сделать выводы: задание пригодно или непригодно для включения его в тестовые задания, или это задание требует коррекции.
-
Определение дискриминативности необходимо для того, чтобы поставить заслон некачественным заданиям.