Методические рекомендации: ФГОС - итоги, выводы, перспективы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС - ПЕРВЫЕ ИТОГИ, ВЫВОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.


Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Адольф Фридрих Дистервег



Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не сразу замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

1 сентября 2011 года началось освоение новых стандартов для первоклассников. А в прошедшем учебном году начальная школа выпустила своих первенцев по ФГОС. Каковы же первые итоги реформирования? У нас появилась возможность осмыслить опыт, оценить первые результаты, определить перспективы развития, задуматься над тем, что получилось, а над чем еще предстоит работать.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы - принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

Нам, учителям, проработавшим в традиционной системе уже много лет, нелегко было перестраиваться к новым требованиям. Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, знать и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным.

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»- это высказывание принадлежит руководителю проекта по разработке ФГОС Александру Кондакову.


Начиная с 2009 года работа МО учителей начальных классов была направлена на активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников. Особое внимание уделялось новым подходам к предметному содержанию обучения, навыкам работы в информационной среде, современным подходам и технологиям достижения планируемых результатов.

Все педагоги, работающие в условиях реализации стандарта, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался на: городских и республиканских семинарах, методических объединениях, педагогических советах. (слайд)

Что же изменилось в работе учителя начальной школы с введением стандартов?

Изменились подходы к обучению, учитель из руководителя превратился в организатора творческой деятельности детей. Таким образом, происходит перестройка мышления каждого педагога, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Изменения коснулись деятельности обучающихся. Больше времени на уроке отводим самостоятельной работе детей. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали групповые формы работы, что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка.

Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, даёт детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет представления об окружающем мире

Работаем над формированием пакета диагностического инструментария. С первых дней ведём образовательный мониторинг.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в 1 классах проводится мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью является оценка потенциала первоклассников в начальный период обучения

Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при дальнейшем обучении.

Сейчас мы уже можем подвести итоги, сравнив результаты стартовой и итоговой диагностики наших первых выпускников.

Результаты комплексной работы, проведенной в 4-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

- Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

- Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

- Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

(слайды)

Как показал результат итоговых диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Итоговое оценивание школьника непосредственно зависит от оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями начальных классов заведены «Портфолио» на каждого ученика. Совместно с родителями портфолио заполняется творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.

К концу обучения в начальной школе собран соответствующий накопительный материал, дающий наглядное представление о динамике учебной и творческой активности ученика.

Выполнение требований стандарта осуществлялось не только через учебную деятельность младших школьников, но и через внеурочную, которая является принципиальным отличием ФГОС НОО.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, использовались в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно требованиям ФГОС НОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в Базисном учебном плане отводится до 10 часов еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Расписание внеурочной деятельности составлялось с учетом возможностей школы, интересов родителей и обучающихся. Привлекались специалисты дополнительного образования, оказывали помощь родители.

Особое внимание мы уделяем проектной деятельности, так как она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, позволяет создать условия для активизации личностного потенциала учащихся. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (то есть реализуется системно-деятельностный подход, заложенный в основу стандарта.


Итак, подведём итоги:

Достоинства стандарта - возможность использования различных технологий способствует развитию личности ребёнка, развитию самостоятельности, повышению учебной мотивации, снижению уровня тревожности у обучающихся; системно-деятельностный подход в обучении заставляет ученика думать, рассуждать, активизировать свою деятельность.

Меняются приоритеты обучения. Задача учителя - показать ребенку разнообразие способов и приемов для познания мира и самого себя, научить его справляться с информационным потоком (принять, понять, переработать, воспроизвести, отстоять собственное мнение, не обидев собеседника и т. д.). Задача ученика - выбрать из предложенных способов тот, который для него более приемлем и пользоваться данным способом для саморазвития и самосовершенствования.

Большое внимание уделяется индивидуальному развитию ребёнка. Используются технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности.

Положительные изменения, которые произошли в нашем ОУ в процессе реализации стандарта:

улучшилась материально-техническая база; создаются благоприятные условия для развития детей; педагоги овладели интерактивными способами обучения, освоили деятельностные технологии, повысили уровень профессионального мастерства. Новые условия мотивируют педагогический коллектив к разнообразным формам самообразования, творческому подходу в профессиональной деятельности.

Наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

Приобретённый нами опыт, которым мы готовы поделиться - составление рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС;

планирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий, формируя предметные и метапредметные УУД

проведение уроков с использованием ИКТ;

опыт организации внеурочной деятельности, использование ИКТ во внеурочной деятельности;

внедрение курса «Проектная деятельность»;

Проблемы, которые остаются для нас неразрешенными -нет единой системы оценивания метапредметных результатов. В каждой УМК свои диагностические измерители, система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы разработана недостаточно, нет единства требований, невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей) во внеурочной деятельности из-за небольшого количества педагогов; нет условий для полноценной внеурочной деятельности (учимся в 2 смены), отсутствие свободных помещений для внеурочной деятельности.

В деятельности учителя главным отрицательным моментом является увеличение документации.

Очень много детей с нарушениями речи, им необходимы занятия с логопедом.

Для решения задач ФГОС необходима кропотливая работа психолога, Исследования, диагностика, работа с больными детьми, слабыми должна быть выстроена на высоком уровне.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти

намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,

методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут

результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,

профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат

выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели

образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая

позиция, новое отношение к педагогической деятельности

«Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование - бесконечно» Л.Н. Толстой

Успехов вам!

© 2010-2022