Программа внеурочной деятельности мбоу сош 21

   Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования второго поколения создает необходимостьразработки модели внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21» города Нижневартовска

Содержание:


  1. Пояснительная записка……………………………………………...

  1. Нормативно - правовая и документальная основа Модели……...

  1. Описание Модели внеурочной деятельности……………………...

  1. Механизм реализации Модели внеурочной деятельности………..

  1. Планируемые результаты…………………………………………...

  1. Условия реализации Модели внеурочной деятельности………….

  1. Учитель и родители как участники педагогического процесса…..

  1. Мониторинг и диагностика эффективности внеурочной деятельности…………………………………………………………











Пояснительная записка

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения создает необходимость разработки модели внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование организации внеурочной деятельности.

На основании того, что часы внеурочной деятельности в 5-7-х классах распределены между педагогами школы, определена оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая предполагает, что в её реализации принимают участие педагоги данного учреждения.

Настоящая оптимизационная модель внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Посещая объединения дополнительного образования, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия проводятся учителями общеобразовательного учреждения.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Внеурочная деятельность направлена на развитие и совершенствование воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности:

  • Развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время

  • Формирование принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности.

  • Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, семьями учащихся.

  • Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

  • Укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию.

  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

  • Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.

  • Добровольность и заинтересованность обучающихся.

  • Системность.

  • Доступность и наглядность.

  • Связь теории с практикой.

  • Учёт возрастных особенностей.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

На содержание программы оказали влияние следующие факторы:

  • запросы обучающихся и их родителей;

  • кадровый состав;

  • условия социума;

  • традиции и особенности школы;

  • возрастные особенности обучающихся, класса, индивидуальности детей.

Нормативно - правовая и документальная основа программы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» Российской Федерации №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  • Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования», №1897от 17 декабря 2012 г

  • План-график мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта.

  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование).

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования).

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Описание Модели внеурочной деятельности.

Направления реализации

  • Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

  • Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

  • Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

  • Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

  • Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» организуется по направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;

  • духовно-нравственное;

  • общеинтеллектуальное;

  • общекультурное;

  • социальное.

Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки.

Направление

Целевые установки

Спортивно-оздоровительное

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом.

Духовно-нравственное

Обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общеинтеллектуальное

Обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду; развитие интеллектуально-творческого потенциала

Общекультурное

Обеспечение развития эстетических идеалов, потребностей и вкусов у обучающихся.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций

Социальное

Активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия

Для реализации программы в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • проблемно-ценностное общение;

  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • художественное творчество;

  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • трудовая (производственная) деятельность;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • туристско-краеведческая деятельность.

Взаимосвязь направлений, видов и форм внеурочной деятельности представлена в таблице.

Направление

Виды деятельности

Формы работы с обучающимися

Спортивно-оздоровительное

  • Спортивно-оздоровительная

  • Игровая

  • Познавательная

  • Проблемно-ценностное общение

  • Досуговое общение

Час общения, беседы по охране здоровья, прогулки на природу, походы, выезды; спортивные соревнования, эстафеты, «Дни здоровья», «Весёлые старты», «Уроки гигиены», «Уроки здорового питания», применение на уроках игровых моментов, физ.минуток, спортивные секции и кружки; подвижные игры, игровые программы по пропаганде ЗОЖ, акции по пропаганде ЗОЖ; творческие и исследовательские проекты; КТД и т.п.

Духовно-нравственное

  • Проблемно-ценностное общение

  • Социальное творчество

  • Игровая

  • Познавательная

  • Художественное творчество

  • Трудовая (производственная)

  • Туристко-краеведческая

Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, сюжетно-ролевые игры нравственного и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские проекты; кружки и т.п.

Общеинтеллектуальное

  • Познавательная

  • Игровая

  • Проблемно-ценностное общение

Час общения, познавательные беседы, диспуты, предметные недели, библиотечные уроки, ролевые игры, интеллектуальные клубы, акции познавательной направленности, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п.

Общекультурное

  • Проблемно-ценностное общение

  • Художественное творчество

  • Игровая деятельность

  • Познавательная деятельность

  • Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Час общения, беседы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства, творческие программы, праздники, формирующие художественную культуру школьников, посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок; творческие конкурсы, кружки; библиотечные уроки; творческие проекты; дополнительное образование и т.п.

Социальное

  • Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

  • Трудовая (производственная)

  • Краеведческая

Беседы, социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты; КТД, дополнительное образование и т.п.

Механизм реализации Модели внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» включает в себя следующие компоненты:

  • Внутришкольная система дополнительного образования (на основе программ внеурочной деятельности).

  • Деятельность классных руководителей (в рамках разработанных и утвержденных программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью и экологической культуры; других воспитательных программ и проектов, разработанных классными руководителями).

  • Деятельность других педагогических работников школы (заместителя директора по ВР, педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога, библиотекаря в рамках разработанных и утвержденных воспитательных программ).

  • Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (на основе программ дополнительного образования, программ внеурочной деятельности).

  • Использование ресурсов учреждений культуры и спорта, других заинтересованных организаций (экскурсии, библиотечные уроки, выставки, социальные и творческие акции, фестивали, соревнования, турниры т.п.).

Деятельность классного руководителя осуществляется в соответствии с его должностными обязанностями. В его задачи входит организация образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся, направленного на достижение планируемых воспитательных результатов. Классный руководитель организует систему отношений в классе через разнообразные формы и виды воспитывающей деятельности в соответствии с ключевыми направлениями внеурочной деятельности в рамках ФГОС; организует социально значимую и творческую деятельность учащихся. Выполняя координирующую роль, классный руководитель взаимодействует с педагогическими работниками школы, а также работниками учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта с целью расширения образовательного пространства, направленного на развитие и воспитание личности учащихся, создания условий для самовыражения и самореализации детей.

Деятельность других работников школы (заместителей директора по ВР, педагога-психолога, учителей-предметников, социального педагога, библиотекаря) осуществляется в соответствии с их должностными обязанностями в рамках разработанных и реализуемых в образовательном учреждении воспитательных программ и проектов, представляющих собой единство учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках воспитательной системы школы и основной образовательной программы основного общего образования.

Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.


Внеурочная деятельность согласно ФГОС 5-7 классы 2014-2015 учебный год

5 классы

Направления развития личности

Наименование рабочей программы/формы организации ВД

Количество часов в неделю/ год

Общешкольные дела по программе воспитательной системы

Спортивно-оздоровительное

Секция «Плавание»

1/35

1/35

1/35

1/35

Утренняя зарядка

Физкультминутки

День здоровья

А ну-ка, мальчики

Духовно-нравственное

Учебно - познавательный курс «Градоведение»

5а,б,в,г - 1 /35

Воспитательный час «Всегда есть к чему стремиться»

1/35

1/35

1/35

1/35

Ярмарка добрых дел

Фестиваль дружбы народов

Смотр песни и строя

Конкурс военно - патриотической песни

Классные часы

Социальное

Час общения «Полезные привычки»

5а,б,в,г - 1/35

Заседания клуба «Семья»

Кружок по основам безопасности жизнедеятельности «Я и моя безопасность»

1/35

1/35

1/35

1/35

Полезные практики совместно с домом престарелых «Отрада»

Кружок по основам безопасности дорожного движения «Юный инспектор движения»

5а,б,в,г - 2 /70

Классные часы

Общеинтеллектуальное

Кружок «Занимательная информатика»

1/35

1/35

1/35

1/35

Конкурс чтецов

Кружок «Юные журналисты»

5а,б,в,г - 1/35

Конкурс «Лучший класс»

Кружок «В мире иностранных языков»

5а,б,в,г - 1/35

Конкурс «Ученик года»

КВН, викторины, конкурсы

Олимпиады

Общекультурное

Студия хореографии «Учимся народным танцам»

5а,б,в,г - 4/140

Осенний марафон

Мастерская «Самоделкин»

5а,б,в,г - 2/70

Посвящение в пятиклассники

Студия «Дизайн вокруг нас»

5а,б,в,г - 1/35

Ярмарка «Дары осени»

А ну-ка, девочки

Классные часы

Научно - познавательное

Кружок «Занимательная экология»

5а,б,в,г - 2/70

КВН, фестивали, выставки

Кружок по флористике «В мире растений»

5а,б,в,г - 2/70

Классные часы

Итого:

8,25 часов в неделю

(288,75 часов в год)

По желанию учащихся

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка. Участие в мероприятиях по выбору учащихся.

Итого на внешкольные мероприятия

61,25 часа в год

Общее количество часов за учебный год:

350 часов

6 классы

Направления развития личности

Наименование рабочей программы/формы организации ВД

Количество часов в неделю/ год

Общешкольные дела по программе воспитательной системы

Спортивно-оздоровительное

Секция «Плавание»

1/35

1/35

1/35

1/35

Утренняя зарядка

Физкультминутки

День здоровья

А ну-ка, мальчики

Секция «Спортивные игры"

6а,б,в,г - 2/70

Духовно-нравственное

Краеведческий кружок «Край, в котором я живу»

6а,б,в,г - 1 /35

Классные часы

Ярмарка добрых дел

Фестиваль дружбы народов

Смотр песни и строя

Конкурс военно - патриотической песни

Социальное

Час психолога «Портфолио успешного школьника»

5а,б,в,г - 2/70

Заседания клуба «Семья»

Час общения «Я в этом мире»

6а,б,в,г - 1 /35

Кружок по основам безопасности жизнедеятельности «Я и моя безопасность»

1/35

1/35

1/35

1/35

Полезные практики совместно с домом престарелых «Отрада»

Кружок по основам безопасности дорожного движения «Юный инспектор движения»

6а,б,в,г - 2 /70

Классные часы

Общеинтеллектуальное

Кружок «В мире информатикаи»

1/35

1/35

1/35

1/35

Конкурс чтецов

Кружок «Юные журналисты»

6а,б,в,г - 1/35

Конкурс «Лучший класс»

Клуб «Путешествуем по Германии»

6а,б,в,г - 1/35

Конкурс «Ученик года»

КВН, викторины, конкурсы

Олимпиады

Общекультурное

Студия хореографии «Учимся народным танцам»

6а,б,в,г - 4/140

Осенний марафон

Мастерская «Страна мастеров»

6а,б,в,г - 2/70

Посвящение в пятиклассники

Студия «Дизайн вокруг нас»

6а,б,в,г - 1/35

Ярмарка «Дары осени»

А ну-ка, девочки

Классные часы

Научно - познавательное

Кружок « Мы и экология»

6а,б,в,г - 2/70

КВН, фестивали, выставки

Кружок «Лечебная аптека»

6а,б,в,г - 1/70

Классные часы

Итого:

8 часов в неделю (280 часов в год)

По желанию учащихся

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка. Участие в мероприятиях по выбору учащихся.

Итого на внешкольные мероприятия

70 часов в год

Общее количество часов за учебный год:

350 часов

7 классы

Направления развития личности

Наименование рабочей программы/формы организации ВД

Количество часов в неделю/ год

Общешкольные дела по программе воспитательной системы

Спортивно-оздоровительное

Секция «Плавание»

1/35

1/35

1/35

1/35

Утренняя зарядка

День здоровья

А ну-ка, мальчики

Секция «Спортивные игры»

7а,б,в,г - 2/70

Духовно-нравственное

Историко - литературный кружок «История в лицах»

7а,б,в,г - 1 /35

Классные часы

Ярмарка добрых дел

Фестиваль дружбы народов

Смотр песни и строя

Конкурс военно - патриотической песни

Социальное

Час психолога «Портфолио успешного школьника»

7а,б,в,г - 2/70

Заседания клуба «Семья»

Час общения «Я в этом мире»

7а,б,в,г - 1 /35

Классные часы

Полезные практики совместно с домом престарелых «Отрада»

Социально - полезная практика «Украсим школьный двор»

7а,б,в,г - 3/105

КВН, фестивали, выставки

Общеинтеллектуальное

Проектно - исследовательская деятельность «Я исследователь»

1/35

1/35

1/35

1/35

Конкурс чтецов

Учебно - познавательный курс «Математические загадки»

7а,б,в,г - 2 /70

Олимпиады

Кружок «Юные журналисты»

7а,б,в,г - 1/35

Конкурс «Лучший класс»

Клуб «Путешествия по Лондону»

7а,б,в,г - 2/70

Конкурс «Ученик года»

КВН, викторины, конкурсы

Дистанционные олимпиады

Общекуль-турное

Студия хореографии «Учимся народным танцам»

7а,б,в,г - 4/140

Осенний марафон

Мастерская «Бумагопластика»

7а,б,в,г - 2/70

Посвящение в пятиклассники

Студия «Дизайн вокруг нас»

7а,б,в,г - 2/70

Ярмарка «Дары осени»

А ну-ка, девочки

Классные часы

Итого:

7,5 часа в неделю (262,5 часа в год)

По желанию учащихся

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в качественном (что сделано) и количественном (сколько времени) результате в карте занятости ребенка. Участие в мероприятиях по выбору учащихся. Всего часа

Итого на внешкольные мероприятия:

87,5 часа в год

Общее количество часов за учебный год:

350 часов

Планируемые результаты

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени основного общего образования ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов.

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Школьник ценит общественную жизнь

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Приобретение школьником социальных знаний

(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности реализации внеурочной деятельности

Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:

Уровень

Преимущественные формы достижения

планируемых результатов

первый

Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проба (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д.

второй

Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, трудовой отряд, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д.

третий

Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.

Планируемые личностные результаты:

Спортивно-оздоровительное направление:

  • Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;

  • Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;

  • Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

  • Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;

  • Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;

  • Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

  • Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.

Духовно-нравственное направление:

  • Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;

  • Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;

  • Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Общеинтеллектуальное направление:

  • Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;

  • Потребность и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;

  • Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно - практической деятельности;

  • Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;

  • Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;

  • Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;

  • Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.

Общекультурное направление:

  • Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;

  • Сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;

  • Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;

  • Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Социальное направление:

  • Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;

  • Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;

  • Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;

  • Сформированные компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;

  • Умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социо - культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

  • Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,

  • кадровое обеспечение программы,

  • методическое обеспечение программы,

  • педагогические условия,

  • материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение:

В реализации программы участвуют:

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • библиотекарь;

  • заместитель директора по ВР

  • педагог-психолог, социальный педагог.


Совершенствование уровня кадрового обеспечения

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

  • Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.

  • Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

  • Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

  • Организация и проведение общешкольных мероприятий.

  • Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.




Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся

во внеурочное время.

  • методические пособия

  • интернет-ресурсы

  • мультимедийный блок.

Создать банк методических разработок дел школы, мероприятий, событий

  • Систематизация авторских разработок педагогов.

  • Организация обмена опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

Разработать систему диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся.

  • Диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени

  • Диагностика возможностей школы и внешкольных учреждений по организации свободного времени учащихся.

  • Информирование педагогического коллектива о результатах диагностики.

Разработать систему мероприятий, обеспечивающую повышение методического уровня педагогов.

  • Курсы повышения квалификации по вопросам воспитательной и внеурочной деятельности педагога.

  • Провести педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.

Создать банк методической литературы по организации досуга учащихся.

  • Приобретение методической литературы и ее постоянное обновление.

  • Систематизация методической литературы.

  • Информирование педагогов о наличии и их знакомство с содержанием имеющейся методической литературы.



Информационная поддержка занятости учащихся в свободное от учебы время

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.

  • Оформление информационного стенда

  • Родительские собрания

Создать систему информирования родителей о возможности занятий во внеурочное время.

  • Размещение материалов на информационных стендах.

  • Экскурсии в учреждения внешкольного воспитания и обучения.

  • Оформление расписания работы кружков, факультативов, спортивных секций.

Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.

  • Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах

  • Оформление стенда «Наши достижения».

  • Размещение на сайте школы.

Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.

  • Работа над созданием сайта учащимися.

  • Курсы компьютерной грамотности для педагогов.

  • Работа над созданием сайта педагогами.

  • Размещение мобильной информации на сайте школы.

Материально-техническое обеспечение:

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

  • материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры,

  • телевизор,

  • проектор,

  • экран и др.,

  • спортивный инвентарь.

Предполагаемые результаты:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;

  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

  • укрепление здоровья воспитанников;

  • развитие творческой активности каждого ребёнка;

  • укрепление связи между семьёй и школой.


Учитель и родители как участники педагогического процесса

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

  • усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

  • гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

  • развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

  • оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;

  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

  • оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.



Мониторинг и диагностика эффективности внеурочной деятельности

Эффективность внеурочной деятельности образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения

мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;

  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;

  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

Объекты и направления мониторинга:

  1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

  2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

  3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

  4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

  5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;

  6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

  7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Программа мониторинга внеурочной деятельности


п/п

Предмет изучения

Показатели критерия

Приемы. методы изучения

Сроки

Ответственные

1.

Личностный рост обучающихся

Динамика развития позитивного отношения к базовым ценностям

Размышляем о жизненном опыте

сентябрь

Классные руководители

Педагог-психолог

2.

Включенность обучающихся во ВД

% охвата обучающихся

Сводная таблица.

Согласно заявлениям и данным классных журналов

сентябрь

Классные руководители

3.

Включенность обучающихся во внеурочную деятельность

% охвата обучающихся

Заполняется итоговая таблица по школе

сентябрь

Заместитель директора по ВР

4.

Сформированность детского коллектива

Уровень сформированности классных коллективов

Методика изучения межличностных отношений в детском коллективе (Дж. Морено)

октябрь

Классные руководители

Педагог-психолог

5.

Сформированность общешкольного коллектива

Динамика

Итоговые данные классов

ноябрь

Заместитель директора по ВР

Педагог-психолог

6.

Удовлетворенность обучающихся, родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами

Динамика

Анкетирование в целях изучения удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее

февраль

Классные руководители

Педагог-психолог

Заместитель директора по ВР

7.

Воспитанность

обучающихся

Уровень воспитанности обучающихся классных коллективов

Методика Капустиной

март

Классные руководители

Педагог-психолог

8.

Воспитанность обучающихся

Динамика уровней воспитанности обучающихся

Анализ результатов уровней воспитанности обучающихся по классам

март

Заместитель директора по ВР

9.

Удовлетворенность учащихся, родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности

Степень удовлетворенности

Анкета

апрель

Классные руководители

Педагог-психолог

10.

Определение микроклимата в коллективе

Психологический микроклимат. Стиль межличностных отношений

Анкета

апрель

Педагог-психолог

11.

Выявление интересов и увлечений обучающихся, занимающихся ВД

Определение запроса родителей, детей

Анкета

май

Классные руководители

12.

Итоговые результаты обучающихся в конкурсах, соревнованиях, акциях

Отслеживание динамики участия и результативности

Итоговая таблица

сентябрь-май

Классные руководители

13.

Проведение мониторинга эффективности реализации программ: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы

Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся

Уровень воспитанности обучающихся классных коллективов (Капустина)

Размышляем о жизненном опыте (Н.Е.Щуркова)

апрель-май

Классные руководители

Педагог-психолог

Заместитель директора по ВР

Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики - выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

Личность самого воспитанника

Детский коллектив

Профессиональная позиция педагога

Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

•Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)

• Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива

• Сформированность коммуникативной культуры учащихся

• Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

• Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

• Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

• Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Наши отношения»

• Методика «Творческие задания»

• Игра «Лидер»

• Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

. Социометрия

• Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

• Методика «Сочинения учащихся»

• Игровая методика «Мишень»

• Методика определения лидера

• Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

• Методика «Эмоционально-психологический климат»

• Характеристика психологического климата коллектива

. Методика изучения мотивации межличностных выборов

• Методика «Лесенка»

• Методика диагностики организованности коллектива

• Игровая методика «Лидер»

• Методика «Творческий коллектив»

• Методика определения уровня развития самоуправления

• Цветопись (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Ребячья мозаика»

• Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей

Программа внеурочной деятельности мбоу сош 21Программа внеурочной деятельности мбоу сош 21Программа внеурочной деятельности мбоу сош 21Программа внеурочной деятельности мбоу сош 21

24


© 2010-2022