• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Роль сетевого взаимодействия СОГБОУ СПО Ярцевский индустриальный техникум с общеобразовательными организациями МО Ярцевский район в организации профориентационной работы

Роль сетевого взаимодействия СОГБОУ СПО Ярцевский индустриальный техникум с общеобразовательными организациями МО Ярцевский район в организации профориентационной работы

  В статье освещается практический опыт организации профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» с общеобразовательными организациями МО «Ярцевский район». Описаны основные компоненты профориентационной работы. Ключевые слова: сетевое взаимодействие,профориентационная работа, предпрофильная подготовка, элективные курсы, общеобразовательная организация.          The article highlights the practical experience of career guidance within t...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шалаева Татьяна Владимировна

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ярцевский индустриальный техникум»

г. Ярцево, Россия

Tatiana Shalaeva

Smolensk regional government budget educational institution of secondary vocational education "Yartsevskiy Industrial College"

Yartsevo, Russia


РОЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОГБОУ СПО «ЯРЦЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МО «ЯРЦЕВСКИЙ РАЙОН» В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ


В статье освещается практический опыт организации профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» с общеобразовательными организациями МО «Ярцевский район». Описаны основные компоненты профориентационной работы.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профориентационная работа, предпрофильная подготовка, элективные курсы, общеобразовательная организация.

The article highlights the practical experience of career guidance within the networking SOGBOU ACT "Yartsevskiy Industrial College" with educational organizations MO "Yartsevskiy area." The basic components of career guidance.

Keywords: networking, career guidance work preprofile preparation, elective courses, educational organization.

Причины, по которым возникает необходимость в организации профориентационной работы в рамках сетевого взаимодействия между образовательными организациями, очевидны. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся предпочитают урокам внешкольное пространство. Во-вторых, сегодняшним обучающимся приходится делать свой профессиональный выбор в условиях, когда подрастающему поколению неясны перспективы дальнейшего развития страны и общества, не сформирована система общественных ценностей и приоритетов. Множество профессий и специальностей, отсутствие необходимых знаний о содержании труда в мире профессий, трудности оценки каждым человеком своих личных качеств и сопоставление их с требованиями профессиональных стандартов к специалисту делают задачу правильного выбора профессии, разумного построения своего трудового пути для подавляющего большинства практически непосильной, а многообразие и неопределённость возможных исходов профессионального выбора приводят к тому, что многие и не стремятся сделать свои личные профессиональные планы достаточно обоснованными. Профориентационная работа в рамках сетевого взаимодействия не только помогает избежать этих ошибок, но и помогает сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной области деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человек сумеет стать профессионалом.

Организация профориентационной работы СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» с общеобразовательными организациями МО «Ярцевский район» в рамках сетевого взаимодействия осуществляется по модели: «общеобразовательная организация - учреждение среднего профессионального образования» и ориентирована на удовлетворение познавательных запросов, интересов, развитие способностей и склонностей обучающихся.

Нет необходимости доказывать важность и полезность профориентационной работы. Она нужна для обучающегося, потому что открывает перед ним перспективу правильного выбора профессии или специальности, но она актуальна и для профессиональной образовательной организации, которой необходимо заниматься профессиональным образованием обучающихся в соответствии с их склонностями и способностями. В профориентационной работе, как и в любом серьезном деле, нельзя ограничиваться разовыми акциями и разрозненными мерами. Здесь важна система, охватывающая все звенья процесса.

Добиться эффективной подготовки специалистов можно лишь обеспечив согласованность действий между общеобразовательными организациями, профессиональной образовательной организацией и предприятиями в профориентационной, учебно - воспитательной и информационной деятельности.

Организация этой системы базируется на том бесспорном утверждении, что своевременное выявление склонностей и способностей обучающихся - важнейший фактор успеха во всей профориентационной работе. Чтобы обучающийся образовательной организации мог «примерить» себя к будущей профессии или специальности, на базе СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» создана система первичной подготовки обучающихся. Она включает в себя три основных компонента:

  1. профессиональные пробы для обучающихся 7-8 классов, осуществляемые в рамках курса «Технология» на базе СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»;

  2. предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов в форме элективных курсов;

  3. внеклассную и внеурочную работу по привлечению обучающихся к формированию первичных профессиональных навыков и умений.

«Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности» [2, с.6].

Разработаны и успешно проводятся уже второй год следующие практико-ориентированные элективные курсы на базе СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»: «Мир автомобиля» (17 часов), «Кондитерское искусство» (17 часов), «Школа кулинарного волшебства» (17 часов), «Электрические заморочки» (17 часов). В проведении элективных курсов задействованы не только преподаватели и мастера производственного обучения, но и студенты старших курсов и ведущие специалисты предприятий. Освоение содержания элективных курсов позволяет обучающемуся общеобразовательной организации расширить представление о профессии, осуществить «пробу сил» в той или иной сфере человеческой деятельности.

В сентябре 2014-2015 учебного года для организации предпрофильной подготовки в рамках сетевого взаимодействия заключены двухсторонние договора о совместной деятельности с пятью общеобразовательными организациями района. 86 обучающихся (в 2013-2014 учебном году - было 70 обучающихся) 9-х классов данных общеобразовательных организаций успешно проходят обучение по практико-ориентированным элективным курсам, готовятся к защите своих проектов.

Благодаря предпрофильной подготовке (элективным курсам) обучающиеся узнают о потребностях района в кадрах. Здесь ребята впервые столкнулись с такими проблемами как спрос на те или иные профессии, безработица, условия для освоения профессиональной образовательной программы. Обучая и воспитывая детей в образовательной организации, учителя и родители говорят с ними о том, что они должны знать формулы, правила, даты и прочее. Но, видимо, редко кто с ними говорит о требованиях жизни. На вопрос: «Какие специалисты нужны городу?» - обучающиеся не знают, что ответить, могут перечислить только самые распространенные профессии: учитель, врач, юрист, программист, водитель и все. Окончив элективные курсы, обучающиеся начинают осознавать, что не каждая профессия так хороша, как им прежде казалось, что еще есть много интересного, к чему лежит душа.

Так как каждая отдельная образовательная организация не обладает необходимыми кадровыми, материальными ресурсами для организации предпрофильного обучения, да и профориентационной работы в целом, поэтому и встал вопрос о сетевом взаимодействии СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» с общеобразовательными организациями МО «Ярцевский район». Взаимодействие общеобразовательных организаций с техникумом позволяет решить следующие задачи:

  • привлечение специалистов к разработке программ элективных курсов;

  • совместная организация научно-исследовательской работы, проектной деятельности;

  • совместная организация внеклассных мероприятий;

  • совместная организация профориентационной работы;

  • использование потенциала СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Формирование системы профориентационной работы действительно важно и значимо. Такая система должна предполагать плодотворное взаимодействие между общеобразовательными организациями и СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум», чтобы обеспечить мотивированное решение по вопросу выбора абитуриентом своего пути в огромном мире профессий.

Но усилий одного педагогического сообщества, даже объединенного в целостную сеть, явно недостаточно для эффективной профориентационной работы. Необходимо сотрудничество с предприятиями МО «Ярцевский район», которые и выступают в роли основных заказчиков кадров соответствующего профиля.

Объединение ресурсов в рамках сетевого взаимодействия СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» с общеобразовательными организациями МО «Ярцевский район» содействует развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения обучающихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации.

Литература

  1. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия. Издательский дом «1 Сентября». [Электронный ресурс. - URL: 1september.ru/ru/upr/2002/04/2.htm]

  2. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента. - М.: Альянс-пресс, 2004. - С.6

  3. Шалаева Т.В. Из опыта работы СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» по сетевому взаимодействию с общеобразовательными организациями - Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16 мая 2014 года «Инновации в сфере профессионального образования». - Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2014. - 83 с.

© 2010-2022