- Преподавателю
- Директору, завучу
- Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики
Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ванина Т.В. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Комитет образования и науки Курской области
Кучеровский филиал
ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»
исследовательский проект
Тема: «Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики»
Ванина Татьяна Васильевна
научный руководитель, преподаватель экономический дисциплин, заведующая заочным отделением,
Кучеровского филиала
ОБОУ СПО «Суджанский сельскохозяйственный техникум»
х. Кучеров
Приоритетные направления развития российского образования в условиях инновационной экономики
Основные характеристики
инновационной экономики
• Максимальная гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы,
• включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы,
• опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития,
• многократные, зачастую непредсказуемые изменения технологий (в том числе и социальных) за короткие промежутки времени,
• смена основ социального позиционирования: от материального капитала до однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в:
• Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)
• Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)
• Приоритетном национальном проекте «Образование» на 2009-2012 годы
• Федеральной целевой программе развития образования
• Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
• Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения
Стратегическая цель российского образования
Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками.
Основные принципы новой модели образования
• Образование как ядро карьеры в течение всей жизни
-
Индивидуализация образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого.
• Информационный взрыв:
-
объем потенциально полезного знания превосходит возможности
его освоения на несколько порядков;
-
культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления.
• Переход на новые образовательные стандарты
• Развитие системы поддержки талантливых детей
-
опережающее развитие системы дополнительного образования детей и школьников
• Сохранение и укрепление здоровья школьников
-
здоровье выпускников школы - один из важных показателей качества образования.
• Расширение самостоятельности ОУ
• Совершенствование педагогического корпуса
Новая модель: общесистемные изменения
Образование как ядро карьеры в течение всей жизни, индивидуализация образовательных траекторий:
• резкое увеличение доли выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта
• новое регулирование образовательного рынка: государство уже не может контролировать качество образовательных программ. Фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка. Главные субъекты регулирования - профессиональное сообщество и потребители
• прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле.
Новый педагог
Исследователь, воспитатель, консультант,
руководитель проектов
• снижение доли «герметичных» учебных заведений, преподаватели которых больше нигде не работают
• творческие компетенции преобладают над дидактикой
• новая модель рынка труда преподавателей: он теряет свою прежнюю замкнутость, накладывается на рынки интеллектуальных работников других профессий (причем в обе стороны)
• необходима последовательная селекция педагогического корпуса, ускоренное замещение неэффективных педагогов и адресная поддержка эффективных и перспективных
Новые принципы управления в системе образования
• Институты общественного участия в управлении и контроле качества образования,
• независимая аккредитация систем управления (и менеджеров) и независимая оценка качества,
• программы внешней поддержки слабых образовательных организаций,
• прозрачность, полнота и доступность информации об учебных заведениях.
Федеральный государственный образовательный стандарт государственной политики в образовании
Отличительные особенности нового Стандарта
Направленность на обеспечение:
• перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования,
• от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей,
• подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода,
• придания образовательному процессу воспитательной функции.
Характерные особенности новых ФГОС
• Результат образования -
это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий специалистов в системе образования.
• Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.
• Необходимо ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.
Новые ФГОСы содержат три компонента - требования
Тр + Тс + Ту -
новая формула образовательных стандартов
Требования к РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
Три типа результатов образования:
-
Метапредметные результаты.
-
Личностные результаты.
-
Предметные результаты.
-
Метапредметные результаты образования
Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
2. Личностные результаты образования
• Готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
• сформированность мотивации к обучению и познанию,
• ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
• социальные компетенции,
• личностные качества;
• сформированность основ гражданской идентичности.
3. Предметные результаты образования
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Требования к результатам образования
Внеурочная деятельность
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности
•
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
• Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
Уровни воспитательных результатов
Первый уровень -
приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)
Второй уровень -
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Третий уровень -
получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Информационно-образовательная среда (ИОС) -
важнейший компонент, условие и одновременно средство новой системы образования
Современная ИОС - с точки зрения образовательного процесса - это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование интеллектуально и социально развитой личности
Состав информационных образовательных ресурсов системы ИОС
Иерархия системы ИОС
Стандартом предусматривается также обеспечение:
• коррекционной работы с обучающимися инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья;
• профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении;
• исследовательской и проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач;
• социальной деятельности обучающихся, направленной на реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой.