- Преподавателю
- Директору, завучу
- Предложения по организации профильного обучения
Предложения по организации профильного обучения
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гонтаренко Н.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на педсовете . Январь, 2013 год.
Составитель: Гонтаренко Н.В.
До сегодняшнего дня формирование структуры и содержания школьного образования основывается на концепции академического подхода, то есть это ничто иное, как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Такой подход порождает значительную перегрузку учащихся сложными терминами, теоретическими подходами, непосильными для понимания учащихся и не нужными для жизни.
Сегодня, к сожалению, весь смысл школьного образования - подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов в вуз.
В противовес сохраняющейся ориентации, сводящей школьное образование к основам наук, предложен культурологический подход к построению концепции содержания общего среднего образования. речь идет о том, что современное содержание школьного образования должно обеспечивать формирование основополагающих компетентностей.
Мы многократно признавались в ценности индивидуальности, «особенности» каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему, одинаково, фронтально.
Одним из эффективных путей решения этих и ряда других проблем школьного образования является профильное обучение как это форма дифференцированного обучения по интересам и строится на двух ведущих принципах педагогики: индивидуализации и дифференциации, поэтому моделируя структуру и содержание профильного образования должны, во - первых, исходить из целей учащихся. Эта задача может быть решена через организацию предпрофильной подготовки, которая должна базироваться на комплексной диагностике учащихся. Немаловажную роль в формировании жизненных планов учащихся играют родители (мнение родителей, их пожелания). Школа, так как должна обслуживать социальный заказ, государства, поэтому необходима целенаправленная профориентационная работа с учащимися с учетом состояния современного рынка работа над ГОСО заканчивается?. Статус образовательных стандартов ошибочен. Цивилдизованное государство поощряет учебу, а не подгоняет учебную деятельность под готовый шаблон. Стандарт должен определять требования к уровню подготовленности учащихся, но не к содержанию программ. Моделируя содержание в профильной школе, необходимо в каждом предмете выделить какие ключевые и предметные компетентности они формируют.
На уровне учебных программ приращение содержания к профильным предметам должно осуществляться с целью решения следующих задач:
- увеличения научности усиление системности излагаемого материала;
- приближение к вузовской системе обучения, предусматривающей большую самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний: проведение лекций, семинарных и зачетных занятий, лабораторных и полевых практикумов;
- усиления практической направленности образования, его насыщение практико-ориентированными жизненными ситуациями;
- включения в содержание учебного материала заданий, требующих исследовательских работ учащихся; постановки эксперимента, проекта, конструкторских работ и т. д.;
- организация межпредметных связей, наполнение профильных предметов профориентационным материалом;
- совершенствование методов контроля за учебными достижениями учащихся не столько с целью выяснения, в какой мере учащиеся усвоили формальные знания, сколько для выявления их способности использовать освоенное содержание образования для решения практических задач;
- обучение методам самоконтроля и самооценки;
- организация внеурочной и внеклассной работы по предмету (конференции, олимпиады, творческие конкурсы);
- привлечение к работе в классе преподавателей вузов
При любой форме организации профильного обучения содержание образования формируется на основе государственных образовательных стандартов из трех типов учебных курсов:
- базовые общеобразовательные (непрофильные) курсы - курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения,
- профильные общеобразовательные курсы - курсы повышенного (углубленного) уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения, которые обязательны для учащихся, выбравших данный профиль обучения;
- элективные курсы - курсы, обеспечивающие внутрипрофильную специализацию, входят в состав профиля обучения, обязательные для посещения по выбору учащегося.
Элективные курсы, как правило, выполняют 2 функции.
Одни из них представляют основы дисциплин, являющихся базовым компонентом будущего профессионального образования и должны служить для формирования первоначальных прикладных знаний (умений) в тех или иных сферах деятельности. Элективные курсы этого вида обеспечивают, во-первых, преемственность в содержании образования между школой и вузом, во-вторых, знакомят учащихся с основами будущих профессиональных знаний.
В процессе изучения других элективных курсов учащийся должны знакомиться с основами профессий, требованиями профессии к человеку, должны способствовать формированию у старшеклассников профессионально важных качеств личности, мотивировать их самовоспитание и выбор профессии. При профильном обучении обязательна профессионально-ориентированная практика, которая является составляющей элективных курсов второго вида и должна способствовать приобретению школьниками первоначальных профессиональных умений. Она организуется на соответствующих предприятиях, организациях и т.д.
В учебном плане по любому профилю необходимо предусматривать предметные факультативы (2-3 часа). Это связано, во-первых, с возможной сменой профиля обучения, во-вторых, с изменением набора предметов, по которым проводится вступительные испытания в вуз, наконец, они могут быть направлены на формирование тех или иных познавательных способностей.
В рамках предпрофильной подготовки мы должны обеспечить выявление и развитие интересов, склонностей, способностей школьников в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, оказание психолого-педагогической помощи в выборе профиля обучения в 10-м классе, дальнейшего направления профессионального образования.
Индивидуальная подготовка осуществляется в двух направлениях:
-
Краткосрочные курсы по выбору учащихся Охватывающие основные области знаний;
-
Профориентационная работа, включающая изучение курса «Твоя профессиональная карьера», проведение психолого-педагогической диагностики.
Самая перспективная модель обучения на старшей ступени является Индивидуальный учебный план ученика. Предпрофильная подготовка должна начинаться с 7 класса (именно в этом возрасте ребенок начинает проявлять интерес к профессии). С 8 класса добавляются элективные курсы. Цель: попробовать свои силы, соизмерить интересы.. Главное, чтобы курсов было «избыточным». Наполнение ИУП можно менять 2 раза в год. Изучение элективного курса должно заканчиваться защитой проекта или др. творческой работой. Выдаваться свидетельство об изучении курса. ИУП составляется девятиклассником, который планирует обучаться в 10 классе, она является достаточно гибкой и может быстро меняться. ИУП должен включать базовые обязательные предметы, не менее 4 профильных, не менее 3 элективных курсов. ИУП не требуют согласования на уровне ГУ и ОблДО. Этот вариант надо рассмотреть при организации профильной школы.
Еще предлагаем идею социального партнерства. Те элективные курсы и практики, которые нельзя организовать в гимназии можно через дистанционное обучение, использование возможностей КАРГУим. Е Букетова, КЭУ и др. ВУЗОВ или других ресурсных центров.
Еще стоит продумать вариант, когда гимназия может выступить инициатором сетевого взаимодействия. И решать задачи расширения спектра образовательных услуг. Это позволит сохранить контингент учащихся и привлечь других учащихся. и, возможно, внебюджетные средства.
Это могут быть:
-
услуги предметно направленные и связанные с изучением профильных предметов на базе гимназии
-
услуги предметно направленные и позволяющие осваивать материал за более короткий срок (например: химия, для которых химия не будет являться профильным предметом)
-
услуги, связанные с реализацией элективных курсов
-
непредметно ориентированные услуги (тестирование, беглый перевод с иностранного языка и т.д.) Составляется договор ГУ и школы -участницы, др. вузы например: Положение «О порядке организации обучения по отдельным предметам , профильным, базовым, элективным учащимся из других общеобразовательных школ»